Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система органов государственной власти в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» задачами Счетной палаты РФ являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, но объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности… Читать ещё >

Система органов государственной власти в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система органов государственной власти представляет собой совокупность органов государственной власти, государственных органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями и выполняющих четко законодательно определенные за ними функции.

В ст. 10 Конституции РФ обозначено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, а с учетом государственного устройства России выделяют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта РФ.

Государственную власть на федеральном уровне в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, федеральные суды.

Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти, виды которых формируются с учетом разделения властей на органы законодательной (законодательные собрания, думы, хуралы и пр.) и исполнительной власти (правительства, кабинеты министров, администрации), а также суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи). Система органов государственной власти субъектов РФ с учетом специфики отдельно взятого субъекта РФ закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта РФ.

Кроме перечисленных в ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ее тексте упоминаются и другие федеральные государственные органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: ЦБ РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103), прокуратура РФ (п. «о» ст. 71, ст. 129), Конституционное Собрание (ч. 2, 3 ст. 135). Они не именуются органами государственной власти, однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов и называть их государствен ными органами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами, а также осуществляет иные кредитно-расчетные функции. Он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» задачами Счетной палаты РФ являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, но объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансовокредитных учреждениях Российской Федерации и другие в соответствии с финансовыми задачами деятельности палаты.

Важным в современном демократическом государстве является институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» определяет данное высшее должностное лицо как гаранта государственной защиты прав граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, их соблюдения государственными органами, должностными лицами государственных и общественных организаций, органами местного самоуправления. Задачи, стоящие перед Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, предполагают независимый характер его деятельности: он не может находиться на государственной службе или быть членом какой-либо политической партии или иного общественного объединения.

К основным направлениям деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации относятся: рассмотрение индивидуальных жалоб, случаев массовых нарушений прав и свобод, инспектирование деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и т. д.

Одно из центральных мест в системе государственных правоохранительных органов занимает прокуратура. В соответствии со ст. 29 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры РФ представляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. К органам прокуратуры относятся также военные и другие специализированные прокуратуры, например по надзору за законностью в местах лишения свободы.

В компетенцию прокуратуры входит осуществление уголовного преследования, защита законности. Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина; ее деятельность реализуется в специфических, присущих именно органам прокуратуры, формах и методах: принесение протеста, представления прокурора, принятие постановления, направление прокурором предупреждения о недопустимости нарушений и др. В судебных заседаниях прокуроры участвуют в качестве государственных обвинителей.

Особенности организации и деятельности Конституционного Собрания в настоящее время законодательно не определены.

Государственные органы, не обладающие властными полномочиями, осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а акты не обладают внешним действием.

К числу таких органов относятся Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства[1]; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности[2]; Государственный совет — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ[3]; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также органов судейского сообщества[4].

Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и не являющиеся государственными органами организации, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, адвокатура и др.).

  • [1] См.: Положение об Администрации Президента РФ, утвержденное УказомПрезидента РФ от б апреля 2004 г. № 490.
  • [2] См.: Федеральный закон 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
  • [3] См.: Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственномсовете Российской Федерации».
  • [4] См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой