Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Договоры в сфере международной деятельности по выполнению работ и оказанию услуг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Договоры на строительство промышленных объектов, квалифицируемые в качестве договора подряда и регулируемые в России нормами о договоре строительного подряда, широко распространены в практике. Документами, отражающими содержание и условия такого рода договоров, являются: Практическое руководство ЮНСИТРАЛ по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов 1987… Читать ещё >

Договоры в сфере международной деятельности по выполнению работ и оказанию услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Договор подряда известен и российскому праву, и национальным правовым системам, и международному коммерческому праву. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).

Сущностное отличие договора подряда от договора оказания услуг выражается в возложении на подрядчика обязанности достижения определенного результата, который должен быть передан заказчику. Важным здесь является не выполнение работы как таковой, а получение самого результата, отвечающего условиям договора.

Выделение такого признака договора подряда, как получение отделяемого от самой работы и личности подрядчика определенного передаваемого результата, позволяет отличить его от договора услуги.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Этот договор также предполагает совершение определенных действий или деятельности без передачи заказчику результата. Какой-либо результат здесь также может быть достигнут, но он нематериален и неотделим от личности исполнителя, либо материален и отделим от личности исполнителя, но не институционален для квалификации отношений и не выступает в качестве сущностного признака договора.

В сфере международных коммерческих отношений выделение общих понятий договора подряда и договора оказания услуг если и имеет место, то в модельных документах общего характера, выступающих прототипом для разработки национальных законодательных актов общего характера.

Прагматизм международного коммерческого оборота диктует необходимость выработки рекомендаций применительно к конкретным типам и видам работ и услуг, в силу чего правовое регулирование выделяемых в международной практике договоров локализовано в конкретных видах правовых конструкций.

Отсутствие специальных международных правовых актов в отношении какого-либо вида работ или услуг говорит скорее не об их невостребованности, а скорее о применении сторонами в договорной практике норм национального законодательства, наличии коллизионных условий в текстах договоров и об отсутствии критического объема проблем, призывающих заинтересованные структуры к диалогу и выработке различного рода рекомендаций и правовых актов.

Виды[1] договоров оказания услуг, используемых в международном коммерческом обороте, значительно разнообразнее, чем в подрядных отношениях. К возмездному оказанию услуг относятся договоры, опосредующие страхование, перевозку, транспортную экспедицию, хранение, поручительство, агентирование и др. Виды подряда обычно ограничиваются договорами подряда в сфере строительства и выполнении связанных с этим технических и инженерных работ.

Договоры на строительство промышленных объектов, квалифицируемые в качестве договора подряда и регулируемые в России нормами о договоре строительного подряда, широко распространены в практике. Документами, отражающими содержание и условия такого рода договоров, являются: Практическое руководство ЮНСИТРАЛ по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов 1987, Модельный (типовой) контракт МТП для крупных проектов «под ключ», Общие условия Европейской экономической комиссии ООН для поставок и проведения строительно-монтажных работ завода и оборудования для импорта и экспорта, Директива ЕС о закупках № 89/16.

Решение о заключении договора на строительство промышленного объекта принимается с учетом характера и объема предстоящих работ, определить которые рекомендуется на основании исследований экономического, технического, изыскательского характера, предшествующих заключению договора. Как правило, такого рода исследования осуществляются заказчиком или по его поручению сторонней организацией, которая в дальнейшем может быть привлечена к разработке проекта и осуществлению технического надзора. На подрядчика такая обязанность может быть возложена договором.

При составлении договора стороны должны принимать во внимание применимое к договору право, как правило, в месте осуществления строительства, поскольку помимо норм о договоре подряда, будет необходимо учесть императивные нормы налогового, административного, градостроительного или другого характера.

Договор составляется в письменной форме в виде документа, подписываемого сторонами. В случае составления договора на двух языках оговаривается, какой язык имеет преимущественную силу в случае противоречия между ними. Помимо договора рекомендуется составлять в его развитие типовые контрактные документы, выработать порядок урегулирования споров, порядок уведомления об обстоятельствах, связанных с исполнением договора.

Договором следует предусмотреть порядок и основания привлечения субподрядчиков, допустимые масштабы субподряда, поскольку привлечение подрядчиком третьих лиц для выполнения обуславливаемых договором работ, допускаемое многими национальными правовыми системами, в области международного подряда осложняется отсутствием наднациональных норм. В связи с этим можно предусмотреть последствия такого рода отношений, например, в виде возникновения обязательств субподрядчика перед заказчиком и участие заказчика в выборе субподрядчиков.

Кроме указанного договора в практике международного коммерческого оборота используются: договор подряда на подготовку чертежей строительных объектов, договор на выполнение электромеханических и пусконаладочных работ.

Договоры о предоставлении профессиональных услуг предусматривают оказание так называемых «непрерывных услуг», например сбор информации о рынках сбыта, потенциальных партнерах или конкурентах, мониторинг экономической информации, исследования товарных рынков, предоставление профессиональных консультаций в каких-либо областях и т. п.

На международном уровне договор по факторным операциям (договор факторинга) опосредуется нормами Конвенции УНИДРУА по международным факторным операциям (факторингу) 1988 г.

В российской доктрине термины «факторинг» и «финансирование под уступку денежного требования» зачастую отождествляются[2], что вызывает вполне заслуженную критику[3], так как сфера применения указанной Конвенции значительно шире. По смыслу указанной Конвенции «договором по факторным операциям» признается договор, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (фирма по факторным операциям, именуемая в дальнейшем цессионарий), в соответствии с которым:

  • а) поставщик может или должен уступить цессионарию обязательственные требования, вытекающие из контрактов по продаже товаров, заключаемых между поставщиком и его заказчиками (дебиторами), за исключением тех, которые относятся к товарам, закупленным в основном для их личного, семейного или домашнего пользования;
  • б) цессионарий должен взять на себя не менее двух следующих обязанностей: финансирование поставщика, в частности, заем или досрочный платеж; ведение счетов по обязательственным требованиям; предъявление к оплате дебиторских задолженностей; защита от неплатежеспособности дебиторов.

В этом смысле факторные операции значительно шире, нежели обязательства сторон по договору финансирования под уступку денежного требования.

Дебитор обязан уплатить цессионарию, если он не знает другого преимущественного права и если письменное уведомление цессии: а) дается дебитору поставщиком или цессионарием в силу полномочий, переданных поставщиком; б) уточняет достаточным образом уступленные обязательственные требования цессионария, которому или от имени которого дебитор должен сделать платеж; в) касается обязательственных требований, которые вытекают из контракта на продажу товара, заключенного до или в момент, когда уведомление дано. Платеж дебитором цессионарию является погашающим, если он выполнен без ущерба для любой другой формы платежа, также погашающего.

Договоры представительства. Заключая на основании норм российского законодательства договоры, оформляющие отношения представительства, участники могут использовать различного рода договорные конструкции (договор коммерческого представительства (ст. 184 ГК РФ), договор транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ), договор поручения (гл. 49 ГК РФ), договор комиссии (гл. 51 ГК РФ), договор агентирования (гл. 52 ГК РФ) и др.).

В сфере международного коммерческого оборота его участники сталкиваются с отсутствием унифицированных норм, регулирующих такие отношения. Межгосударственная унификация (путем заключения государствами многосторонних международных договоров) норм о представительстве не получила широкого развития. Вопросам представительства посвящены две конвенции: Конвенция о праве, применимом к агентским соглашениям, 1978 г., явившаяся результатом унификации коллизионных норм, а также Конвенция о представительстве в договорах международной купли-продажи товаров 1983 г., не вступившая в силу[4].

Посреднические договоры, традиционно выделяемые в сфере международного коммерческого оборота, в своей основе имеют модель договора возмездного оказания услуг. К такого рода договорам относятся:

  • 1) агентские договоры[5], направленные на регулирование отношений между принципалами и одним или несколькими[6] торговыми агентами (физическими или юридическими лицами), имеющими постоянные полномочия на поиск и посещение заказчиков с целью проведения переговоров и заключения соглашений о продаже от имени и за счет принципала;
  • 2) договоры случайного посредничества в противопоставление агентскому договору, возлагающие на случайного посредника не столь широкий круг прав и обязанностей, как на агента[7].

Случайный посредник может, в частности, принять на себя обязательства по передаче контрагенту наименований и адресов третьей стороны (сторон), с которой контрагент может вступить в деловые отношения, информацию в отношении конкретной сделки или контракта, которые контрагент может заключить с поименованной третьей стороной, содействовать в установлении контактов контрагента с третьей стороной для конкретной сделки или возможных сделок в будущем, содействовать в переговорах по заключению контракта до его заключения и в последующем в ходе его исполнения.

В силу этого случайный посредник предстает в виде представителя, на нерегулярной или разовой основе оказывающего содействие бизнесу контрагента. Случайный посредник может не представлять интересы контрагента в сделках с третьими лицами, не обладать исключительным положением, что позволяет контрагенту привлекать других посредников к выполнению деятельности, возложенной на посредника, действовать в интересах конкурентов контрагента при условии, что он не использует конфиденциальную информацию или иным образом не получает преимуществ от своих отношений с контрагентом при осуществлении сделок с указанными конкурентами. Иное может быть установлено договором случайного посредничества. Размер и порядок выплаты случайному посреднику вознаграждения должны быть определены договором;

  • 3) дистрибьюторский договор[8] представляет собой договор, в котором покупатель-перепродавец отвечает за маркетинг товаров поставщика на определенной территории. Такого рода покупатель-перепродавец, реализуя производимый поставщиком товар от своего имени, осуществляет косвенное торговое представительство, в связи с чем обязуется соблюдать стандарты продаж, разработанные поставщиком;
  • 4) по договору франчайзинга франчайзер предоставляет франчайзи на определенный договором срок право на осуществление деловой активности с использованием принадлежащих франчайзеру конфиденциальной информации, отличительных бизнес-формата и методов, развиваемых франчайзером при осуществлении деловой активности, включая, но не ограничивая, определенные операционные методы и технику, техническое содействие и обучение в процессе ее осуществления, менеджмент и содействие деловой активности, ведение специализированных записей, учетных книг и бухгалтерского учета и документации, программ рекламы и продвижения (см. ст. 1, 3 Типового контракта международного франчайзинга).

Создание дилерской сети довольно часто выступает специальным условием посреднических договоров (за исключением случайного посредника, где посредник, как правило, действует единолично), что позволяет опосредованно иметь значительный штат специально подготовленного персонала, развитую филиальную сеть в различных регионах за счет привлечения региональных торговых организаций внутри контрактной территории. Дилерские сети создаются под руководством посредника на основании договоров поставки товара для целей дальнейшей перепродажи, субдистрибьюторских или субагентских договоров, франчайзинговых договоров и пр. И хотя эти договоры заключаются по национальным правилам (действующим на договорной территории), установление их теснейшей взаимосвязи с посредническим договором не должно вызывать сомнений, поскольку за счет этого будут решены вопросы рассмотрения и урегулирования претензий, осуществления гарантийного ремонта, поставки запасных деталей и пр. Право посредника на создание дилерской сети, привлечение субпосредников должно быть четко зафиксировано в посредническом договоре.

При согласовании условий посреднических договоров, направленных на организацию сбыта товаров и услуг на зарубежных рынках, специально оговариваются условия, направленные на: запрещение конкуренции между сторонами, в том числе в будущем (например, запрет на закупку, перепродажу или содействие в сбыте аналогичной продукции конкурирующих организаций); ограничение территории действия договора.

Отдельное правовое регулирование получает выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. За рубежом такого рода закупки часто называются «правительственные» или «общественные». В России их регулирование осуществляется посредством Федеральных законов от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», допускающих при определенных условиях участие иностранных субъектов в процедурах размещения заказов.

В качестве общего правила здесь устанавливается национальный режим в отношении происходящих из иностранных государств работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Тем не менее законодательством может быть установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими.

10.3. Публичный порядок в сфере международной деятельности…

лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и международных договоров РФ, а также особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2012 г. в соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 9 вступило в силу Соглашение о государственных (муниципальных) закупках 2010 г., устанавливающее, что законодательство о закупках государства-стороны должно обеспечивать оптимальное и эффективное расходование средств, предоставление национального режима или режима наибольшего благоприятствования, информационную открытость и прозрачность закупок, отсутствие ограничительных мер дискриминационного характера, развитие конкуренции и противодействие коррупции, использование конкурентных способов закупки и ограничение закупок из одного источника либо у единственного хозяйствующего субъекта.

Важное значение в рассматриваемой сфере имеют: а) ст. 9 Конвенции ООН против коррупции 2003 г. о публичных закупках и управлении публичными финансами; б) Типовой закон о публичных закупках 2011 г., определивший международные стандарты в области публичных закупок с учетом положений ВТО о государственных закупках, директив ЕС (о закупках и средствах правовой защиты) и иных международных документов; в) Соглашение о правительственных закупках 1994 г., заключенное в рамках ВТО и обязывающее участников предоставлять субъектам других участников соглашения режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, проводить закупки путем организации конкурсов (торгов) с предоставлением иностранным поставщикам услуг равных возможностей участвовать в таком конкурсе.

  • [1] Некоторые виды отношений, опосредуемых соответствующими договорами, будут рассмотрены в иных главах настоящего учебника.
  • [2] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Частьвторая: учебно-практич. комментарий / под ред. А. П. Сергеева. М., 2010.
  • [3] Прокофьев А. С. Факторинг: российское законодательство и КонвенцияУНИДРУА // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 137—138.
  • [4] Власова Н. В. Коммерческие агентские контракты: рекомендательныеакты МТП // Журнал российского права. 2012. № 2. С. 117—121.
  • [5] См.: Руководство МТП по составлению торговых агентских соглашений между сторонами, находящимися в разных странах и Типовой коммерческий агентский контракт.
  • [6] Довольно часто в мировой практике компании, занимающиеся международной торговой деятельностью, имеют несколько агентов за рубежом.См.: Типовой коммерческий агентский контракт МТП. Публикация № 496.Серия: «Издания Международной торговой палаты». На рус. и англ. яз. М., 1996. С. 7.
  • [7] Типовой контракт случайного посредничества МТП. Соглашение, не допускающее его обхода и раскрытия содержания. Публикация № 619.Серия: «Издания Международной торговой палаты». На рус. и англ. яз. М., 2002.
  • [8] Типовой дистрибьюторский контракт.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой