Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реквизиция земельного участка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Земельное правонарушение в установленных законом случаях может являться основанием прекращения права собственности и иных прав на земельный участок у его правообладателя и его изъятия как санкции за допущенное правонарушение. Основания и порядок такого изъятия регулируются рядом статей гл. VII ЗК РФ, ст. 284−287 ГК РФ. В порядке изъятия как санкции за допущенное земельное правонарушение возможно… Читать ещё >

Реквизиция земельного участка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реквизиция также представляет собой изъятие имущества у правообладателей в целях обеспечения государственных и публичных интересов, но осуществляется в особых условиях. Общие положения о реквизиции установлены гражданским законодательством. В соответствии со ст. 242 ГК РФ реквизиция представляет собой изъятие имущества у собственника в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой собственнику стоимости имущества.

В ЗК РФ установлены особенности реквизиции земельных участков, которые заключаются прежде всего во временном характере изъятия земельных участков.

Статья 51 ЗК РФ устанавливает, что в случаях чрезвычайных обстоятельств — стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных подобных обстоятельствах, в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз уполномоченными исполнительными органами государственной власти земельный участок может быть временно изъят у его собственника.

Реквизиция может осуществляться с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков в связи с невозможностью использования земельного участка и выдачей ему специального документа о реквизиции. Такой документ является основанием восстановления права на земельный участок после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств.

Порядок возмещения собственнику возникших в связи с реквизицией убытков законом специально не определен, поэтому следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства.

Пункт 4 ст. 51 ЗК РФ устанавливает, что если реквизированный земельный участок после прекращения действия обстоятельств, в связи с которыми была осуществлена реквизиция, не возвращается собственнику, собственник данного земельного участка вправе требовать его возврата в судебном порядке.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка при прекращении действия чрезвычайных обстоятельств собственник вправе по своему усмотрению потребовать возмещения рыночной стоимости реквизированного участка или предоставления равноценного земельного участка. Одновременно собственник вправе требовать возмещения иного причиненного реквизицией реального ущерба, а также упущенной выгоды. В случае несогласия собственника с компенсацией он может оспорить оценку земельного участка и причиненные убытки в судебном порядке.

Реквизиция земельных участков является и основанием прекращения и иных прав на землю: права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования, что предусматривают ст. 45−47 ЗК РФ. В этих случаях при реквизиции земельных участков их правообладателям возмещаются убытки, понесенные ими вследствие реквизиции.

Прекращение прав на земельные участки за ненадлежащее использование

Земельное правонарушение в установленных законом случаях может являться основанием прекращения права собственности и иных прав на земельный участок у его правообладателя и его изъятия как санкции за допущенное правонарушение. Основания и порядок такого изъятия регулируются рядом статей гл. VII ЗК РФ, ст. 284−287 ГК РФ. В порядке изъятия как санкции за допущенное земельное правонарушение возможно прекращение права собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования земельным участком, ограниченного пользования чужим земельным участком.

Земельное и гражданское законодательство допускают возможность прекращения права на земельный участок за допущенное правонарушение:

  • — добровольно, т. е. с согласия правообладателя на прекращение права;
  • — в порядке принудительного прекращения права, т. е. но решению суда либо по требованию арендодателя (для права аренды).

Действия либо бездействие, которые служат основанием для вынесения решения об изъятии в этих случаях, указаны в ст. 45−48 ЗК РФ, ст. 284−287 ГК РФ.

Право аренды прекращается ввиду совершения нарушений земельного законодательства, перечисленных в ст. 45 и 46 ЗК РФ:

  • 1) использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
  • 2) использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
  • 3) неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
  • 4) неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Эти же нарушения, а также нарушение установленного соответствующими нормами ЗК РФ режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивного загрязнению, систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, и систематическая неуплата земельного налога являются основаниями прекращения всех иных видов права пользования земельным участком (ст. 47 ЗК РФ).

Виды нарушений земельного законодательства, служащих основаниями прекращения нрава собственности и изъятия земельного участка у собственника, указаны в ст. 284−285 ГК РФ, хотя, по существу, они аналогичны основаниям прекращения иных прав на земельный участок. Они включают случаи:

  • — когда земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом;
  • — если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Прекращение права на земельный участок и его изъятие производится в порядке, установленном ст. 54 ЗК РФ.

Этот порядок включает следующее:

  • • наложение государственным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного контроля на лицо, допустившее нарушение земельного законодательства, административного взыскания в виде штрафа;
  • • одновременное вынесение этим органом предупреждения о допущенном правонарушении с уведомлением об этом органа, предоставившего земельный участок.

Такое предупреждение должно содержать указание на допущенное правонарушение, срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения, разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения права на земельный участок, иные необходимые условия;

  • • в случае неустранения указанных в предупреждении правонарушений в установленный срок орган государственного земельного контроля, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении нрава на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в орган государственной власти или местного самоуправления, предоставивший земельный участок;
  • • орган государственной власти или местного самоуправления направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок;
  • • по истечении 10-дневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок орган государственной власти или местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права с приложением акта (решения) о прекращении права в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вышеуказанные действия осуществляются органами государственного земельного контроля[1]. В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле», государственный земельный контроль осуществляют Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор и их территориальные органы в предусмотренных положениями об этих органах сферах полномочий.

Следует обратить внимание, что прекращение предусмотренных ЗК РФ прав за правонарушение допускается при установлении факта совершения административного правонарушения. Поэтому органы государственного земельного контроля при квалификации деяния как правонарушения применяют наряду с ЗК РФ также КоАП РФ, который предусматривает не только составы административных правонарушений, но и размеры штрафов.

Хотя ст. 284 и 285 ГК РФ допускают прекращение права собственности и изъятие земельного участка у собственника за указанные нарушения требований земельного законодательства, особый порядок прекращения этого права не установлен. Поэтому вопрос практического применения ст. 54 3К РФ относительно порядка прекращения иных, кроме права собственности, прав применительно к порядку прекращения права собственности остается открытым, за исключением земель сельскохозяйственного назначения. Основания и порядок принудительного прекращения права собственности на земельные участки из состава сельскохозяйственных угодий установлены ст. 6 Закона об обороте земель.

Прекращение права на земельный участок не освобождает лицо, виновное в нарушении земельного законодательства, от возмещения причиненного вреда.

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования за совершенное нарушение земельного законодательства осуществляется по решению органа, предоставившего земельный участок на этом праве. Право аренды может быть прекращено по инициативе арендодателя, а право ограниченного пользования на основании частного сервитута — собственником земельного участка, обремененного сервитутом.

Конфискация земельного участка

Статья 50 ЗК РФ предусматривает возможность конфискации земельного участка путем его безвозмездного изъятия у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Обратим внимание, что ст. 243 ГК РФ предусматривает возможность применения конфискации имущества как санкции и за иные правонарушения и в административном порядке, но ЗК РФ сужает применение этой статьи в отношении земельных участков, однозначно говоря только об уголовных преступлениях. Соответственно конфискация земельного участка может быть произведена только по решению суда.

Следует отметить, что Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» конфискация имущества была исключена из перечня видов наказаний, которые могут применяться к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Однако затем Федеральным законом от 27.07.2006 № 153-?3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма“ и Федерального закона „О противодействии терроризму“» разд. VI УК РФ был дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества», в соответствии с которой конфискация имущества теперь относится к иным мерам уголовно-правового характера и представляет собой принудительное безвозмездное обращение имущества по решению суда в собственность государства.

  • [1] Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, но вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципапьного контроля» государственный земельный контроль был переименован в государственный земельный надзор.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой