Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Право и религия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как соотносится право и обычай? Если вновь обратиться к словарю В. И. Даля, под обычаем понимается «привычка, принятое, усвоенное дело… принятый порядок, обряд; общий образ действий» — иными словами, правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Интересно, что В. И. Даль приводит следующее утверждение: «Обычай крепче закона». Но обычай складывается стихийно… Читать ещё >

Право и религия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выше было приведено «светское» определение права, казалось бы, с четкостью отграничивающее установленные и закрепленные государством правовые нормы от норм религиозных. Но на определенном этапе в некоторых странах право получало свое выражение именно в религиозных нормах. Как уже отмечалось, в раннеклассовых обществах наблюдалась сакрализация права — наделение правовых норм чертами божественного провидения. Кроме того, на рубеже XI—XIII вв. появился такой феномен, как каноническое право — когда семейно-брачные отношения, наследование, иные правила обретали религиозно-мирские формы в том смысле, что отдельные декреты вселенских соборов, декреталии пап регулировали светские отношения, а некоторые — получали государственную поддержку. Но тем не менее развитие канонического права пошло по двум направлениям: светское начало, отделяясь, направлялось в компетенцию государства, а церковное право сосредоточивалось на регулировании собственно внутрицерковных отношений. И впоследствии церковногосударственные отношения стали объектом регулирования светского права (тому свидетельство — закрепление во многих конституциях светского характера государства, отделение школы от церкви, церкви от государства). Иные тенденции — например, предложение некоторых религиозных деятелей России закрепить за православием статус основной государственной идеологии и на этой основе строить государственно-правовую систему, или тенденции, просматриваемые в некоторых мусульманских странах, направленные на усиление позиций шариата с возвратом к наказаниям, идущим из глубины веков — удары палкой, отсечение руки у вора и т. д. — заслуживают внимания и обсуждения, но все же лежат несколько в стороне от процесса, в XX в. обозначаемого как «этатизация», т. е. «огосударствление» права.

Как соотносится право и обычай? Если вновь обратиться к словарю В. И. Даля, под обычаем понимается «привычка, принятое, усвоенное дело… принятый порядок, обряд; общий образ действий» — иными словами, правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Интересно, что В. И. Даль приводит следующее утверждение: «Обычай крепче закона». Но обычай складывается стихийно, спонтанно. Ему следуют потому, что «все поступают так». Как уже отмечалось, подражание — одна из наиболее сильных мотиваций поведения людей. В средние века (V—XI вв. в Европе) многие общественные отношения регулировались именно обычаями. Но правовую характеристику они приобрели лишь с того времени, когда были, во-первых, записаны в разнообразных источниках — кодексах, причем кодексы эти были стабильны, на них ссылались при решении споров, а во-вторых, их исполнение стало обеспечиваться королевскими судами. Королевский суд признавал за обычаем общеобязательность, формальную определенность, возможность обеспечения государственным принуждением. Так формировался правовой обычай. А совокупность правовых обычаев стала представлять собой обычное право. И в этом качестве обычай действительно подпадает под определение права как одна из форм, в которых право находит свое выражение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой