Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные правовые институты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По объекту посягательства в Законах Хаммурапи выделялись три вида преступлений: 1) против личности: умышленное или неумышленное убийство (убийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, обвал дома, повлекший смерть хозяина, и т. д.), членовредительство (повреждение глаза, кости, зуба), оскорбление словом, действием, клевета и т. д.; 2) против собственности: кража скота… Читать ещё >

Основные правовые институты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Имущественное право. В имущественных отношениях центральное место занимает институт собственности, предполагающий свободное пользование и распоряжение вещью по собственному усмотрению. В таком понимании институт частной собственности на движимые вещи (скот, рабы, орудия труда) в Месопотамии сложился, а на недвижимые (земля, вода) — нет. Эго было связано с укоренившимся в сознании древних жителей Месопотамии представлением о земле как о даре божьем, являющейся коллективным достоянием общины, сформулированным в заповеди: «…небо далеко, а земля драгоценна». Поэтому отчуждение земли рассматривалось как «несчастье», а покупка чужой земли ассоциировалась с несправедливостью. Земля, вода, оросительная система считались собственностью либо общины, либо государства. Общинное землевладение оставалось ведущим в Месопотамии, с ним изначально было связано возникновение храмового и царского землевладения за счет добровольной передачи общинной земли храму и дворцу, а также покупки царем больших земельных наделов. Существовало и частное землевла дение, которое создавалось за счет пожалований за службу должностным лицам из царской и храмовой администрации.

Общинная земля находилась либо в коллективном владении, как, например луга, пастбища, так и в частносемейном. Землевладение в общине не было равным, выделялись разбогатевшие и обедневшие общинники. Община могла свободно распоряжаться своей недвижимостью. Если общинник-крестьянин выполнял обязанности перед общиной и государством, то он мог менять свой участок, сдавать в аренду, передавать по наследству. Следовательно, его права были близки к правам собственника, а его участок представлял особую недвижимую собственность (ст. 39−47, 60−63). Покинув общину, человек утрачивал свое право владения на земельный надел и терял не только имущественные нрава, если порывал с общиной, но и все остальные права, включая семейные (ст. 136). Следует отметить, что Законы Хаммурапи строго охраняли институт собственности на землю. Всякое посягательство на недвижимую собственность рассматривалось как преступление. Особым статусом обладал земельный участок воина — илку, который был исключен из торгового оборота, все сделки по нему были юридически недействительными.

Обязательственное право. Обязательства как право требования — дать, сделать, предоставить — одного лица в отношении другого возникали из двух оснований: из договора и из деликта. В Древнем Вавилоне были широко известны договоры займа, мены, аренды, купли-продажи, хранения, перевозки, товарищества. В связи с хозяйственной значимостью вещи в жизни человека все договоры делились на две группы: с отчуждением вещи и без таковой.

К первой группе относятся договоры, действительность которых была связана с выполнением жестких формальных требований: 1) письменная форма; 2) присутствие свидетелей; 3) клятвы; 4) наличие титула собственника у продавца; 5) нахождение вещи в обороте. К этой группе договоров причислялись договоры куплипродажи, дарения, наследства, усыновления. Согласно Законам Хаммурапи, договор купли-продажи земли или постройки действителен, если он заключен в письменной форме (на глиняных табличках), при свидетелях, а продавец является действительным собственником вещи и может гарантировать покупателя от эвикции, т. е. истребования, отсуждения ее со стороны третьих лиц (например, настоящим собственником), кроме того, вещь не должна быть изъята из оборота.

Ко второй группе относились договоры аренды, найма имущества, личного найма, займа, хранения, мены и т. д. Так, договор аренды, широко распространенный в Древнем Вавилоне, оговаривался минимальным количеством формальных требований, главным из которых было согласие сторон. Если аренда земли осуществлялась на условиях оплаты 1/3 урожая, то аренда сада — 2/3, поскольку сад приносил больше дохода. Преобладала краткосрочная аренда на один-два года. Договор личного найма в Законах Хаммурапи различает найм лиц «благородных» профессий (врачи, строители, корабельщики) и найм лиц неблагородных профессий (сельскохозяйственных рабочих и рабов) по двум основаниям: по размеру оплаты услуг, который зависел от социального статуса больного, и по ответственности за результаты труда, например, в случае неудачной операции или обвала дома (ст. 215−225). По договору займа ограничивалась зависимость должника от кредитора, устанавливался фиксированный процент по его условиям: но денежным — 20% годовых, по натуральным займам (зерна) — 33%. Кроме того, максимальный срок отработки долга должником не должен был превышать трех лет. Предусматривалась ответственность кредитора в случае смерти должника в результате плохого обращения с ним. В этом выражалась политика Хаммурапи на достижение социальной гармонии классов и благоденствия, которые связывались с трудом свободного населения, а не зависимых людей.

Обязательства возникали из деликта (причинение вреда действием или бездействием). Так, корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, был обязан возместить стоимость груза. Если же ущерб нанес раб, то ответственность несет хозяин раба, поскольку раб рассматривался как вещь.

Семейно-брачные отношения детально регламентировались, поскольку семья была первичной производственной единицей. Патриархальная вавилонская семья находилась под властью домовладыки — отца или мужа. Брак не был сословным, допускались смешанные браки свободных и рабов (ст. 171, 175−176). Брак был действительным при наличии письменного договора и сопровождался принесением со стороны жениха брачного дара, а со стороны невесты — приданого. Положение супругов было неравноправным, поскольку семейные отношения основывались на главенстве мужа.

Так, для мужчины допускалось многоженство в случае бесплодия жены, и после выбора второй жены и привода ее в дом первая жена не могла этому препятствовать (ст. 144−147), хотя в принципе закон охранял моногамную семью. Муж не мог ввести в дом наложницу, если жена предлагала ему рабыню. Закон жестоко карал женщину за дурное обращение с мужем и расточительство. Если жена была уличена на месте прелюбодеяния, ее могли утопить вместе с соучастником. Однако закон не предусматривал таких же мер в отношении супруга. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домовладыка имел огромную власть над членами семьи: мог заставить их трудиться, как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, в отдельных случаях он имел право отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударит, отрезать язык — за злословие на родителей. Законы ограничивали власть домовладыки: он не мог лишить сына права наследования даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды (ст. 169).

Законы Хаммурапи защищали права замужней женщины. В случае измены или смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое и вернуться к родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки и пользоваться некоторой гражданской правоспособностью. Так, после смерти мужа она распоряжалась семейным имуществом до совершеннолетия детей. Развод для женщины или вторичное замужество вдовы были сопряжены с трудностями.

Наследственное право. В Древнем Вавилоне было известно наследование по завещанию и наследование по закону. Преимущественным способом передачи родительского имущества «от соломы до золота» было наследование по закону. В этом случае имущество оставалось в семье. Завещательная свобода возникает на более высоком уровне развития. Право наследования имели дети обоего пола (ст. 189) как собственные, так и усыновленные и дети от рабыни-наложницы. Однако некоторое преимущество отдавалось сыновьям.

Уголовное право. Оно представляет собой самую многочисленную часть правовых предписаний, содержащихся в судебнике. Характерными чертами уголовного права являются: 1) отсутствие различий между преступлениями и проступками, поскольку еще не были сформулированы общие понятия, правовые принципы уголовного права, не выделены элементы юридического состава правонарушений (субъективная сторона — форма вины, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, покушение и т. д.). В Законах Хаммурапи в ст. 206, 207 различаются умышленные и неумышленные преступления, соучастие в форме подстрекательства, пособничества, недоносительства и т. д.; 2) жестокость наказания. По Законам Хаммурапи караются смертной казнью 30 составов преступлений, которые совершались не только в случае умысла преступника, по и по его неосторожности; 3) применение наказания по принципу талиона, т. е. наказание есть возмездие за вину, «равное» преступлению («око за око, зуб за зуб»), В судебнике используется весьма редкий набор разновидностей талиона, которые применяются в отношении, как преступников, так и жертв, занимающих различное социальное положение. Так, простой талион («глаз за глаз») — за причинение вреда здоровью свободного человека (например, лекарем); символический талион — за грубое слово в адрес господина рабу отрезают язык; зеркальный талион — когда в ответ за гибель сына хозяина под обвалившейся крышей только что построенного дома смертной казни подвергается не строитель, а его сын, не имевший отношения к стройке.

По объекту посягательства в Законах Хаммурапи выделялись три вида преступлений: 1) против личности: умышленное или неумышленное убийство (убийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, обвал дома, повлекший смерть хозяина, и т. д.), членовредительство (повреждение глаза, кости, зуба), оскорбление словом, действием, клевета и т. д.; 2) против собственности: кража скота, рабов, грабеж, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества, потрава урожая. Эти преступления наказывались очень жестоко — либо смертная казнь, либо членовредительство, либо огромный штраф, неуплата которого каралась смертью; 3) против семьи: прелюбодеяние, изнасилование, похищение и подмена ребенка, кровосмешение, распутное поведение жены, оскорбление отца и т. д.

Возмездие как главная цель наказания осуществлялось в различные формах. Основным видом наказания была смертная казнь в форме утопления, сожжения, сажания на кол: за клевету (ст. 1−2), лжесвидетельство (ст. 3, 11), недоносительство о преступном сговоре (ст. 109). Кроме того, широко применялись членовредительские наказания, обращение в рабство, штрафы (композиция), изгнание из общины.

Суд и процесс. Суд не был отделен от администрации, правосудие вершили чиновники, а сам процесс носил обвинительный характер. Различий между уголовным и гражданским судопроизводством не проводилось.

Дело начиналось с подачи иска потерпевшей стороной. Добывать доказательства были обязаны не только обвинитель и обвиняемый, но и община в случае совершения преступления на ее территории (ст. 26). В качестве средств доказывания использовались свидетельские показания, клятвы, ордалии. Так, например, законы упоминают испытание водой.

Нормы процессуального права предъявляли высокие требования к судьям, чтобы они лично «исследовали дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо. При этом строго карались лжесвидетельство и клевета. Судебное дело считалось закопченным после вынесения судьей приговора и записи его на глиняной табличке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой