Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Власть экспертная. 
Социальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако когда мы начинаем подозревать, что тот или иной человек использует свои якобы превосходные знания, пытаясь повлиять на нас ради своих эгоистических мотивов, то желания следовать советам этого человека не возникает, и мы поступаем совсем наоборот. В данном случае можно говорить о негативном экспертном влиянии. Если мы подозреваем, что продавец в магазине спорттоваров убеждает нас купить… Читать ещё >

Власть экспертная. Социальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основана на том, что «мишень» приписывает агенту влияния значительное превосходство в знаниях или опыте. При наличии такой веры экспертная власть также будет итогом личного признания со стороны «мишени». Мы следуем советам специалиста, например врача или юриста, поскольку за этими советами стоят годы профессионального обучения и соответствующей практики, хотя можем не понимать всех объяснений. Так, ученик полагается на знания своего учителя, который говорит ему: «Поверь мне на слово и используй эту формулу. Она здесь подходит. Возможно, позднее ты поймешь — почему». В магазине мы учитываем рекомендации продавца-консультанта, который рассказывает нам о достоинствах той или иной марки телевизора. Приехав в незнакомый город, мы обращаемся к прохожему с просьбой сказать, где находится нужная нам улица, и далее следуем по указанному им пути. В данном случае прохожий имеет над нами экспертную власть, хотя не является «экспертом» в каком-либо формальном смысле. Однако мы учитываем, что он, будучи местным жителем, гораздо лучше нас знает этот город.

Поскольку профессиональные знания и умения более или менее ценятся в любом обществе, к использованию экспертной власти обращаются во многих сферах жизнедеятельности. Так, какой-либо менеджер может быть известен в своей организации как большой специалист по какому-то кругу вопросов и в соответствующих случаях полагаться на данный источник власти. При этом власть менеджера будет обусловлена совсем не его официальным рангом, а именно ролью эксперта.

Особое значение экспертной власти, на наш взгляд, состоит в том, что она обладает свойством своеобразной иррадиации — распространения силы власти за пределы данной специфической сферы. Иначе говоря, признавая высокую компетентность какого-либо специалиста в конкретной области, мы порой полагаем, что он является столь же компетентным и в ряде других областей.

Исходя из указанной особенности экспертной власти, некоторые политические деятели стремятся продемонстрировать свои познания в различных областях, полагая, что это может способствовать их политическому авторитету. Возьмем, например, случай, произошедший во время кампании по выборам президента в Польше в середине 1990;х гг. В одном из городов, в помещении клуба какого-то предприятия собралась публика на встречу с Лехом Валенсой, президентом страны, вторично претендовавшим на этот пост. Не успел Валенса сказать и нескольких слов, как неожиданно отказал микрофон. Тогда президент громко, как только мог, обратился к залу: «Есть у кого-нибудь с собой отвертка?» Она нашлась у одного из присутствующих и была передана Валенсе. Президент разобрал микрофон, затем снова собрал и, убедившись, что он работает, с напускным ворчанием сказал: «Ну вот, приходится мне в Польше все делать самому». В данном случае Валенса, начинавший трудовой путь как электрик на Гданьской судоверфи, продемонстрировал публике свои незабытые умения. Правда, как свидетельствовала потом пресса, подобные отказы микрофона случались нередко и на других предвыборных выступлениях Валенсы в других городах, и всегда при этом в зале находился человек с отверткой. Как видим, Валенса полагал, что знания электрика благотворно влияют на его политический имидж[1].

Экспертная власть широко используется в рекламе. Например, в одном из роликов, показываемых по отечественному телевидению, зритель сначала видит стайку резвых собак, затем на экране появляется человек, называемый по имени и фамилии, который представлен как ведущий собаковод. Этот специалист кратко рассказывает о преимуществах сухого корма для собак.

Однако когда мы начинаем подозревать, что тот или иной человек использует свои якобы превосходные знания, пытаясь повлиять на нас ради своих эгоистических мотивов, то желания следовать советам этого человека не возникает, и мы поступаем совсем наоборот. В данном случае можно говорить о негативном экспертном влиянии. Если мы подозреваем, что продавец в магазине спорттоваров убеждает нас купить велосипед данной марки именно потому, что запасные части к нему имеются только в этом магазине, мы, по всей вероятности, не купим такой велосипед. В противном случае мы оказались бы в известной степени «привязанными» к данному магазину. Таким образом, негативное экспертное влияние является следствием нашего недостаточного доверия к лицу, пытающемуся повлиять на нас. Вообще, стремление человека поступать противоположным образом в ответ на чье-либо воздействие называется «эффектом бумеранга», который может проявляться при использовании и власти референтности.

  • [1] Напомним читателю, что Валенса проиграл эти выборы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой