Оценка текущего состояния предприятия
Оценку текущего состояния целесообразно проводить методом SWOT—анализа, который часто называют оценкой хозяйственного портфеля предприятия. Английская аббревиатура SWOT означает комплекс «сильные стороны — слабости — возможности — угрозы». Основные компоненты проведения 5Ж)7'-анализа представлены на рис. 10.1. Очень важно в анализе потенциальных возможностей и угроз учитывать изменения внешней… Читать ещё >
Оценка текущего состояния предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оценку текущего состояния целесообразно проводить методом SWOT—анализа, который часто называют оценкой хозяйственного портфеля предприятия. Английская аббревиатура SWOT означает комплекс «сильные стороны — слабости — возможности — угрозы». Основные компоненты проведения 5Ж)7'-анализа представлены на рис. 10.1.
Рис 10.1. Компоненты Sl/VOr-анализа.
Очень часто SWOT-анализ упоминается в литературе по стратегическому менеджменту. Однако каждая из компонент S, W, О, Т требует конкретизации и привязки непосредственно к исследуемому предприятию.
SWOT-анализ обозначает скорее концептуальный подход, а не конкретную технику. Если задаться целью развернуть его в реальную методику, то в этом случае необходимо использовать результаты классического экономического и организационного анализа фирмы, среди них — конкурентный анализ М. Портера, а также аналитическая концепция маркетинга (сегментация рынка, позиционирование и т. д.).
Анализ «сильных и слабых сторон фирмы» и потенциала в сравнении с конкурентами можно проводить по таким аспектам, как:
- — менеджмент предприятия (культура и философия, цели и стратегии);
- — система мотивации сотрудников;
- — маркетинг (фазы жизненного цикла товара, ценовая политика, сбыт, коммуникации);
- — научные исследования и развитие (интенсивность и результаты, ноу-хау, использование новых информационных технологий);
- — кадры (возрастная структура персонала, уровень образования, квалификация и мотивация менеджмента);
- — производство продукции (технологическое оборудование, гибкость ассортимента, качество производственного планирования и управления);
- — финансы (доля собственного капитала, финансовый баланс, возможности получения кредитов, уровень рентабельности и т. д.).
Результаты анализа сильных и слабых сторон можно представить в виде таблицы, что облегчит подтверждение итогов и дает более полную картину ситуации (табл. 10.1).
Таблица 1 0.1
Карта сильных и слабых сторон фирмы.
Характеристики корпоративного профиля. | Слабости фирмы. | Преимущества фирмы. |
Характеристика 1. | ; | |
Характеристика N. |
Анализ потенциальных возможностей и угроз можно провести как сопоставительный анализ определенных целевых рынков, по таким аспектам, как:
- а) количественные показатели рынка: потенциал; реальный объем; уровень насыщения; темпы роста; распределение рынка между конкурентами; стабильность потребности; динамика цен; развитие коммуникаций и сбыта;
- б) качественные показатели: структура потребностей клиентов; мотивы посещения заведений; особенности предпочитаемых форм организации отдыха; способы получения информации потребителями; распределение сил между субъектами рынка разных категорий (бары, рестораны, кафе и т. д.). Результаты анализа можно отразить в виде таблиц (табл. 10.2, 10.3).
Таблица 10.2
Анализ потенциальных возможностей фирмы.
Степень благоприятности ситуации. | Оценка степени влияния на ситуацию. | ||
Низкая. | Средняя. | Высокая. | |
Низкая. | |||
Средняя. | |||
Высокая. |
Таблица 10.3
Анализ рыночных угроз для фирмы.
Степень неблагоприятности ситуации. | Оценка степени влияния на ситуацию. | ||
Низкая. | Средняя. | Высокая. | |
Низкая. | |||
Средняя. | |||
Высокая. |
Очень важно в анализе потенциальных возможностей и угроз учитывать изменения внешней среды в краткосрочном, в среднесрочном и в долгосрочном периодах. Методика этого анализа заключается в описании вероятных ситуаций, которые предположительно могут произойти в рассматриваемом периоде (табл. 10.4).
Таблица 10.4
Анализ развития внешней среды.
Время появления ситуации. | Оценка вероятности появления ситуации. | ||
Маловероятно. | Возможно. | Весьма вероятно. | |
В краткосрочном периоде. | Ситуация 1. | ||
В среднесрочном периоде. | Ситуация 2. | ||
В долгосрочном периоде. | Ситуация 4. | Ситуация 3. |
Для дальнейшего анализа ситуации делят на две группы: позитивные и негативные, которые наиболее вероятно могут повлиять на предприятие. По каждой ситуации определяют ранг благоприятности (табл. 10.5).
Анализ влияния внешней среды на фирму.
Таблица 10.5
Характер ВОЗМОЖНОГО влияния ситуации на фирму. | Оценка вероятности влияния ситуации на фирму. | ||
Маловероятно. | Возможно. | Весьма вероятно. | |
Негативное влияние. | |||
Позитивное влияние. |
После ранжирования ситуаций оценивают степень влияния их на фирму. Каждая из описанных ситуаций рассматривают отдельно и оценивают с позиций возможного влияния на выбор стратегии предприятия (табл. 10.6, 10.7).
Таблица 10.6
Оценка возможностей фирмы воспользоваться благоприятной ситуацией.
Благоприятные ситуации. | Наличие сильных сторон (преимуществ). | Наличие слабых сторон. |
Ситуация 1. | ||
Ситуация N. |
Таблица 10.7
Оценка возможностей фирмы противостоять неблагоприятной ситуации.
Неблагоприятные ситуации. | Наличие сильных сторон (преимуществ). | Наличие слабых сторон. |
Ситуация 1. | ||
Ситуация N. |
В ходе проведения SWOT-анализа должны быть получены конкретные ответы на следующие вопросы:
- — где мы находимся?
- — как развивается рынок?
- — в чем наши отличия от конкурентов?
- — какова степень удовлетворения потребностей потребителей?
- — где бы мы хотели оказаться?
Полученные результаты SWOT-анализа служат основой для формулирования перечня проблем и выработки первоначальных вариантов концепции стратегии в ходе стратегического осмысления. Этот этап трудно формализуем. Основные подходы при проведении этих исследований — ранжирование и экспертные оценки.
Например, для вновь открывающегося ресторана в спальном районе большого города видение может быть описано в следующих тезисах:
- — мы находимся на перспективном рынке услуг питания;
- — он развивается в направлении повышения качества обслуживания и поиска индивидуальных потребностей потенциальных потребителей (посетителей ресторана);
- — мы отличаемся от конкурентов средними ценами, высоким качеством приготовления блюд, уютной атмосферой и интерьером;
- — но мы не имеем своеобразной индивидуальности, отличающей нас от других заведений;
- — мы хотим привлечь внимание клиентов, стать лидером в этом бизнесе в данном районе, а затем привлечь внимание и жителей других районов.
Видение будущей картины окружающей рыночной ситуации с собственным участием фирмы ориентирует ее стратегическую деятельность на достижение новой позиции фирмы в координатах привлекательности сегментов рынка и позитивных сдвигов по отношению к конкурентам.
Описанная модель дает общее представление о процессе проведения SWOT-анализа, после чего фирма должна приступить к инструментальной разработке непосредственно самой стратегии.