Институциональная структура регулирования конфликта интересов на государственной службе
Децентрализованная система: этическое подразделение имеется в составе каждого ОГВ, которое занимается этическим консультированием сотрудников по вопросам конфликта интересов и сбором деклараций о конфликте интересов, если таковые имеют место. Отделы по этике образуют систему с единым независимым управляющим органом наверху иерархии. Например, в США отделы по этике находятся в составе кадровой… Читать ещё >
Институциональная структура регулирования конфликта интересов на государственной службе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Существует несколько видов институциональной (инфраструктуры,.
контролирующих реализацию регулирования конфликта интересов.
- 1. Централизованная система имеет единый орган управления, который может:
- — быть независимым, как Австралийская комиссия государственной службы[1], возглавляемая Комиссаром. В ее полномочия входит анализ и мониторинг конфликта интересов на государственной службе, выпуск методических руководств по вопросу конфликта интересов для государственных служащих, а также ежегодный отчет перед парламентом о состоянии дел. Борьба с коррупцией на местах ведется с привлечением федеральной полиции и полиции штатов, с участием — в случае наличия связи с организованной преступностью — Австралийской уголовной комиссии (Australian Crime Commission)[2];
- — входить в состав другого ОГВ, как в Финляндии. Финский офис государства как работодателя (Office for the Government as Employer) находится в составе Министерства финансов. В сферу ответственности офиса входит управление системой государственной службы, включая заключение коллективных договоров и внедрение этических принципов управления. Например, Офис занимается изданием пособий по использованию этических ценностей в ежедневной деятельности.
- 2. Децентрализованная система: этическое подразделение имеется в составе каждого ОГВ, которое занимается этическим консультированием сотрудников по вопросам конфликта интересов и сбором деклараций о конфликте интересов, если таковые имеют место. Отделы по этике образуют систему с единым независимым управляющим органом наверху иерархии. Например, в США отделы по этике находятся в составе кадровой службы ОГВ или выделены в отдельные структурные подразделения по этике в ОГВ под началом Управления по правительственной этике. В Канаде этическое регулирование возложено на непосредственного руководителя ОГВ, получающего декларации о конфликте интересов сотрудников, и на кадровые службы, консультирующие служащих, но проблемным аспектам конфликта интересов. Верхом иерархии канадской системы регулирования конфликта интересов является федеральная комиссия государственной службы1.
- 3. Несколько отдельных ОГВ, занимающихся регулированием конфликтов интересов на государственной службе. При этом полномочия у органов могут быть разделены:
- — по сферам. Например, в Германии Федеральный комитет по вопросам персонала (Счетная палата + руководители отделов по работе с персоналом Министерства внутренних дел и Министерства обороны) занимается контролем выполнения предписаний, касающихся поведения чиновников; профильный департамент (государственной службы) в Министерстве внутренних дел занимается общими вопросами организации государственной службы, а также вопросами статуса чиновников;
- — по категориям государственных служащих. Например, в Норвегии[3][4] высшую категорию государственных служащих проверяет контрольноконституционная комиссия Стортинга (Storting) и их непосредственный руководитель (премьер-министр для членов правительства); все остальные категории государственных служащих проверяет Министерство правительственного управления, реформы и дел церкви (Ministry of Government Administration, Reform and Church Affairs);
- — полномочия и категории государственной службы могут пересекаться по сферам контроля. Например, в Бразилии акцент на финансовом контроле государственных служащих приводит к усиленному многостороннему контролю. Проверками деклараций государственных служащих высшей категории занимается Комиссия публичной этики (Public Ethics Commission) и ее подразделения; Офис генерального контролера (Office of Comptroller General)', Совет по контролю финансовых операций (COAF)
— полномочия разделены между отдельными органами, но дублируются между сферами внутреннего и внешнего контроля. Например, во Франции внутренний контроль осуществляется на двух уровнях.
Общегосударственные органы контроля[5][6]:
- • Генеральный финансовый инспекторат (IGF) в Министерстве финансов;
- • Генеральный правительственный инспекторат (IGA) в Министерстве вну тренних дел;
- • Генеральный директорат по конкуренции, делам потребителей и торговым стандартам (DGCCRF) (антимонопольная служба);
- • Межминистерская оперативная группа по расследованиям нарушений в области коммунальных услуг, договоров на поставку и делегированных государственных услуг (MIEM)[7][8];
- • Центральная служба по предотвращению коррупции (аналитика системы и разработка этических кодексов) (SCPCy;
- • Оперативное подразделение по борьбе с отмыванием денег (TRACFIN) (Министерство экономики)[9];
- • и ad hoc парламентские комиссии по расследованию случаев неэтичного поведения.
Второй уровень внутреннего контроля представлен инспекторатом по вопросам внутреннего аудита (коррупции / расследования нарушений) в каждом ведомстве. Внешний контроль представлен: административным судом (СС, Суд аудиторов) и его региональными подразделениями (Regional Chambers of Audit, CRCs), осуществляющими финансовый аудит; этической комиссией по государственной службе при Государственном совете, издающей настоятельно рекомендованные к исполнению резолюции, но предотвращению конфликта интересов на государственной службе1; оперативными группами по расследованию экономических и финансовых подразделений в национальной полиции (дела передаются в суды высшей инстанции (TGI)) и Судом, но финансовым и бюджетным правонарушениям (CDBF)[10][11].
- 4. Институт уполномоченного по вопросам государственной службы (обмудсмен). Институт обмудсмена — это довольно широкая категория полномочий и сфер ответственности. Омбудсмен может подчиняться различным инстанциям. В полномочия обмудсмена обычно входит рассмотрение обращений граждан в отношении недобросовестного исполнения служебных обязанностей государственными служащими. Также омбудсмен может:
- — проводить предварительные расследования и докладывать об их результатах вышестоящим инстанциям. Вышестоящие инстанции отличаются в зависимости от того, кто назначает омбудсмена:
- • парламентские уполномоченные по вопросам государственной службы. Например, в Финляндии или Норвегии омбудсмен проводит расследование любых жалоб граждан на действия органов власти, отдельных государственных служащих и процедуры. Часто действует совместно с парламентским Уполномоченным по гендерному равноправию и Апелляционным комитетом по государственным закупкам. Результаты представляются соответствующей парламентской комиссии[12];
- • президентские уполномоченные по вопросам государственной службы. Например, во Франции Институт Уполномоченного по государственной службе действует с 1973 г. Уполномоченный назначается на шесть лет президентом и ответственен за проведение расследований по поступающим жалобам на действия государственных служащих. О результатах расследований отчитывается перед президентом;
- • теоретически существующие уполномоченные по вопросам государственной службы. Например, в Турции действие Закона об Уполномоченном № 5548 {Public Controller) приостановлено решением Конституционного Суда от 27 октября 2006 г. Теоретически должен существовать Офис государственного контролера, собирающий и расследующий жалобы физических и юридических лиц на деятельность государственных служащих и ОГВ. Но создан он так и не был[13];
- — проводить собственные расследования в отношении поступивших жалоб на действия государственных служащих (включая высшую категорию и политических назначенцев, встревать в проводимые другими органами власти аналогичные расследования, назначать наказания по результагам расследований (независимые уполномоченные). Например, в Индии закон Lokpal and Lokayuktas 2013 г., создает независимый институт уполномоченного, но вопросам государственной службы (Lokpal) с региональными структурами (на уровне штатов — Lokayuktas). Lokpal назначается комиссией из премьер-министра, спикеров парламента, лидера парламентской оппозиции и главы Верховного суда. В сферу юрисдикции Уполномоченного попадают абсолютно все государственные служащие, включая высшую категорию (министры, премьер-министр и т. д.), всех ветвей власти.
Сравнительный анализ систем регулирования.
Показатель. | |||||||
Австралия. | Бразилия. | Индия. | Италия. | Казахстан. | Канада. | ||
1. Регулирующие нормативные правовые акты. | |||||||
Закон о государственной службе. | *. | *. | *. | ||||
Уголовный кодекс. | *. | *. | *. | *. | *. | ||
Отдельный (ые) закон (ы). | *. | *. | *. | *. | *. | ||
Этический кодекс. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | |
обязательный. | *. | CofC. | |||||
рекомендательный. | Cof Е. | ||||||
единый для всей государственной службы. | *. | *. | *. | ||||
для каждого ОГВ / для отдельных категорий ГС. | *. | *. | •. | *. | *. | *. | |
Трудовой договор | *. | почти*. | |||||
Ратифицированные международные конвенции. | *. | *. | *. | *. | *. | ||
Конституция. | *. | ||||||
Судебные решения. | *. | ||||||
и TK ст 26. | |||||||
2. Политическая воля. | *. | ||||||
есть «национальный план». | *. | *. | нет. | *. | upgrade. | ||
реализован «национальный план» по борьбе с коррупцией. | *. | нет. | нет. | *. | |||
нет единой программы. | *. | ||||||
3. Акценты регулирования. | |||||||
Вопросы лояльности. | не огр | огр | огр | огр | |||
I юл ити ческая деятел ьноегь. | не желат. | огр | заир | огр | огр | огр |
Расследования проводятся в течение одного года, суд, но результатам расследований должен состояться еще в течение года1.
Примеры сочетания этих критериев для сравнительной характеристики национальных систем регулирования конфликта интересов на государственной службе суммированы в табл. 29.4.
- 1 URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Lokpal_and_Lokayuktas_Act, 2013 (дата обращения:
- 15.06.2017).
конфликта интересов на государственной службе.
Таблица 29.4
Страна. | |||||||||||
Китай. (КНР). | Норвегия. | Сингапур | США. | Турция. | Финляндия. | Франция. | Германия. | Швейцария. | Южная Корея. | Япония. | |
*. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *9. | ||||
*. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | ||||
*. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | |||||
*. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | ||||
сс. | CofE. СС. | CoRR. | СоС. | CoRR. | CoRR. | СоС. | СоС. | CoRR. | CoRR. | ||
*. | СоС. | СоЕ. | |||||||||
*. | *. | *. | *. | ||||||||
*. | *. | *. | *. | ||||||||
*. | *. | ||||||||||
*. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | |
*. | *. | *. | |||||||||
*. | *. | *. | *. | *. | |||||||
*. | * был. | *. | *. | нет. | *. | ||||||
почти*. | *. | *. | *. | ||||||||
огр | огр | огр | огр | ||||||||
заир | заир | заир | огр | огр | заир | запр |
Показатель. | |||||||
Австралия. | Бразилия. | Индия. | Италия. | Казахстан. | Канада. | ||
критика государственной политики и правительства. | не огр | огр | запр | нет. | запр | огр | |
забастовки. | запр | запр | запр | огр | |||
Получение подарков. | запр | огр | огр | нет. | запр | заир | |
Найм родственников. | огр декл. | запр | запр | запр | запр | ||
Совместительство. | огр разр | запр | огр | заир | огр разр | ||
«Вращающиеся двери». | нет. | огр | огр | огр | |||
Disclosure policy (раскрытие интересов, вклюаяфинансовые). | пубде; клар | непубдек. | непубдек. | нет. | непубдек. | п/неп; декл. | |
Инсайд информация. | запр | запр | запр | нет. | запр | запр | |
4. Ответственность. | |||||||
Тип отчетственности. | |||||||
дисциплинарная. | *. | *. | *. | * | *. | *. | |
ад м и н истрати вная. | *. | *. | * | *. | *. | ||
уголовная. | *. | *. | *. | * | *. | *. | |
гражданско-правовая. | *. | *. | |||||
Механизм контроля. | |||||||
служебные проверки. | *. | *. | *. | * | *. | *. | |
СМИ и гражданское общество. | *. | *. | *. | *. | |||
Whistleblowing. | *. | нет. | нет. | нет. | есть. | есть. | |
5. Институциональная структура. | |||||||
Единый орган управления. | *. | *. | *. | ||||
Независимый. | *. | *. | *. | ||||
В составе другого ОГВ. | |||||||
В составе каждого ОГВ. | *. | *. | |||||
Несколько отдельных ОГВ. | *. | *. | *. | *. | *. | ||
И нститу т у I юл номочен ного. | *. | *. | нет. | нет. | |||
Примечание. * — есть; нс огр — нс ограничено; огр — ограничено; запр — запрещено; огр декл — ограничено декларацией; огр разр — ограниченно разрешено; непубдек — непубличные декларации; пубдек — публичные декларации; админюст — административная юстиция; СоЕ — code of ethics', СС или СоС — code of conduct', CoRR — code of rules and regulations.
Окончание табл. 29.4
Страна. | |||||||||||
Китай. (КИР). | Норвегия. | Сингапур | США. | Турция. | Финляндия. | Франция. | Германия. | Швейцария. | Южная Корея. | Япония. | |
огр | запр | огр | огр | огр | |||||||
разр | запр | запр | разр | разр | запр | разр | запр | запр | |||
заир | заир | заир | огр | заир | заир | заир | заир | огр | огр | огр | |
запр | запр | запр | запр | запр? | запр | запр | запр | запр | запр | ||
огр | заир | заир | огр | огр | заир | огр | огр | огр разр | огр | огр | |
огр | огр | нет. | огр | огр | огр | огр | нет. | огр | нет. | ||
непуб; дек. | нет. | непуб; дек. | пубдек. | непуб; дек. | пубдек. | нет. | непуб; дек. | нет. | непуб; дек. | непуб; дек. | |
запр | запр | запр | запр | запр | запр | запр | запр | запр | запр | ||
*. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | |
*. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | ||||
*. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | |
*. | *. | 9*. | *. | ||||||||
*. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | *. | ||
нет. | *. | *. | |||||||||
*. | *. | *. | *. | *. | нет. | *. | есть. | есть. | есть. | есть. | |
почти*. | почти. | *. | *. | *. | *. | 2ная с-ма. | *. | *. | *. | *. | |
*. | *. | *. | |||||||||
*. | *. | *. | *. | ||||||||
*. | *. | *. | *. | ||||||||
*. | *. | *. | *. | ||||||||
нет. | *. | *. | * many. | *. | нет. | ||||||
полиция. | админ юст. | админ юст. |
- [1] Australian Public Service Commission. URL: http://www.apsc.gov.au/ (дата обращения:20.09.2016).
- [2] Australian Criminal Intelligence Commission. URL: https://www.acic.gov.au/ (дата обращения: 15.06.2017).
- [3] Public Service Commission of Canada. URL https://www.canada.ca/en/public-service-commission.html (дата обращения: 15.06.2017).
- [4] Stortinget: The Norwegian Parliament. URL: https://www.stortinget.no/Global/pdf/Diverse/StortingetsForretENGELSK.pdf (дата обращения: 29.05.2017).
- [5] Васильева В. At. Регулирование конфликта интересов на государственной службе.С. 165−190.
- [6] Public sector integrity: a framework for assessment / J. Bertok |et al.|. OECD Publishing, 2005. P. 170−172.
- [7] Eser A., Kubiciel At. Institutions Against Corruption: A Comparative Study of the NationalAnti-corruption Strategies Reflected by GRECO’s First Evaluation Round. Munich: NomosVerlagsgesellschaft Mbh & Company, 2005. P. 68.
- [8] Central Service for Corruption PreventionSCPC // International Association of theInternational Authorities URL: http://www.justice.gouv.fr/multilinguisme-12 198/english-12 200/the-central-service-for-the-prevention-of-corruption-24 860.html (дата обращения: 20.09.2016).
- [9] Annual report 2008: Tracfin; Unit for intelligence processing and action against illicitfinancial networks. URL: http://www.economie.gouv.fr/files/files/directions_services/tracfin/pdf/rap2008_ang.pdf (дата обращения: 29.05.2017).
- [10] Prevention of Corruption in State Administration: France. URL: http://www.oecd.org/i'rancc/3 930 383'Lpdf (дата обращения: 29.05.2017).
- [11] Public sector integrity: a framework for assessment. P. 170.
- [12] Kingdom of Norway: Public Administration Country Profile. URL: http://unpanl.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan023320.pdf (дата обращения: 29.05.2017).
- [13] Ethics for the Prevention of Corruption in Turkey: Academic Research Report Conflict ofInterest / Assoc. Prof. Dr. Omer Faruk Gengkaya // Council of Europe, 2009.