Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Премии в области качества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Премия Деминга оказывает значительное воздействие на развитие управления качеством в Японии и многих других странах, особенно Юго-Восточной Азии. Компаниисоискатели постоянно находятся в поиске новых подходов к управлению качеством. Президент индийской компании Sundaram-Clayton Ltd, лауреата Премии Деминга 1998 г., г-н Нарашимхан отмечает: «Мы нашли точки соприкосновения между японской… Читать ещё >

Премии в области качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Премии по качеству призваны стимулировать стремление к лидерству, основанному на внедрении принципов TQM. Кроме того, они представляют возможность проведения самооценки для определения целей по совершенствованию деятельности предприятия[1].

Первой среди национальных премий в области качества была Премия Японии за качество имени Деминга (Deming Application Prize - DAP)[2]. Премия учреждена в 1951 г. в честь всемирно известного американского ученого У. Э. Деминга для увековечивания его вклада в японскую индустрию и в поддержку развития управления качеством в Японии. Сначала в качестве соискателей премии рассматривались только японские компании и наиболее отличившиеся люди этой страны, но в 1984 г. комитетом по присуждению приза Деминга было принято решение о присуждении приза и зарубежным компаниям. Для этого был учрежден специальный приз Японского комитета — приз Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies — DAPOC), условия присуждения которого были объявлены в 1987 г. В настоящее время Японский комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять премий.

  • 1. Премия Деминга для крупных компаний, которые достигли значительных успехов за счет применения CWQC (контроль качества в масштабе всей компании) с использованием статистических методов.
  • 2. Премия Деминга для малых предприятий, достигших значительных успехов также за счет применения CWQC с использованием статистических методов.
  • 3. Премия Деминга для подразделений, отличившихся в применении статистических методов в CWQC.
  • 4. Персональная премия Деминга отдельным лицам или группам, внесшим большой вклад в изучение и (или) распространение CWQC, используя статистические методы, или изучение и (или) распространение статистических методов для CWQC.
  • 5. Премия Деминга для зарубежных компаний, внесших выдающийся вклад в развитие и применение CWQC.

Критериями оценки претендующей на приз Деминга компании являются 48 показателей, объединенных в шесть основных групп, характеризующих деятельность претендента.

  • 1. Политика и цели.
  • 2. Организация и администрирование.
  • 3. Образование и распространение знаний.
  • 4. Выполнение.
  • 5. Результаты.
  • 6. Дальнейшие планы.

Оценка участников конкурса проводится по 100-балльной системе. Для получения премии Деминга требуется набрать не менее 70 баллов. Среди 129 обладателей премии Деминга такие известные компании, как Nippon Electric Со, Nissan Motor Со, Toyota Ltd, Fuji Xerox Со. Премию Деминга получали такие известные ученые в области качества, как К. Исискава и Г. Тагути.

Премия Деминга оказывает значительное воздействие на развитие управления качеством в Японии и многих других странах, особенно Юго-Восточной Азии. Компаниисоискатели постоянно находятся в поиске новых подходов к управлению качеством. Президент индийской компании Sundaram-Clayton Ltd, лауреата Премии Деминга 1998 г., г-н Нарашимхан отмечает: «Мы нашли точки соприкосновения между японской и индийской культурами, как между учителем и учеником. Мы обучили наших сотрудников статистическим методам контроля качества, и они начали решать проблемы не интуитивно, а основываясь на полученных данных. Сейчас наши работники ведут работу по совершенствованию, участвуют в работе кружков качества, межфункциональных команд, групп по совершенствованию и различных целевых бригад» .

Национальная премия (награда) качества М. Болдриджа в США была учреждена и утверждена Указом президента США Рональда Рейгана в августе 1987 г.[3] Этому предшествовала большая работа по разработке критериев оценки претендентов на премию, которая началась в 1982 г. по настоятельной просьбе Р. Рейгана. Он всемерно поддерживал и помогал в этом вопросе Американскому Обществу Контроля Качества (American Society for Quality Control — ASQC). Целью премии являлось повышение значимости качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые ее получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так (как надеялось ASQC) можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США. Премия была названа именем Мэлкома Болдриджа (Malcom Baldrige), который являлся Секретарем Торговли (Secretary of Commerce) с 1981 г. и вплоть до своей трагической смерти в 1987 г. в результате несчастного случая. Считается, что М. Болдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы. Было решено присуждать премию М. Болдриджа трем категориям компаний:

  • • бизнес (производственным компаниям, сервисным компаниям, компаниям малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек);
  • • образование;
  • • здравоохранение.

Премия М. Болдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории. Появление этой премии было инспирировано DAP (призом Деминга), поэтому требования этих двух премий близки, например, в части критериев, оценивающих работу претендента. Однако критерии премии М. Болдриджа более детализированы, чем критерии приза Деминга, а системы оценки претендентов различны.

Просьба (заявление) компании, претендующей на премию М. Болдриджа, рассматривается группой людей из Совета ревизоров (экзаменаторов — examiners board), состоящего примерно из 150 экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство и университеты.

Европейская премия качества (EFQM) — самая престижная европейская награда за достижение совершенства в бизнесе. Она находится на вершине пирамиды многочисленных национальных и региональных премий европейских стран в области качества (например, в России это Премии Правительства РФ в области качества). Организации, участвующие в конкурсе, ставят перед собой цель постоянно улучшать качество своей работы, бизнес-процессов, системы управления[4].

Организатором и учредителем премии является Европейский фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management — EFQM). Фонд представляет собой партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и достижению совершенства в бизнесе.

В конце 2001 г. эксперты EFQM разработали систему признания достижений организаций в области качества независимо от их размера, оборота и сферы деятельности — Уровни совершенства (Levels of Excellence). Европейская премия качества является высшей ступенью Уровней совершенства EFQM.

Уровни совершенства включают следующие ступени, начиная с наивысшей:

  • • Европейская премия качества;
  • • Признание совершенства;
  • • Стремление к совершенству.

Рассмотрим специфику каждого уровня подробнее.

Европейская премия качества (ЕПК) — это соревнование организаций, стремящихся быть эталоном совершенствования бизнеса в Европе (и в мире).

Участие в конкурсе требует подготовки отчета установленной формы объемом до 75 страниц. Его оценивает группа из 4−8 экспертов, в которую входят топ-менеджеры различных отраслей бизнеса из разных стран Европы.

Соискатели, получившие высокие предварительные оценки, принимают экспертов для обследования на местах. Визит занимает до семи дней, в течение которых организация обязана предоставить экспертам возможность увидеть все этапы бизнес-процесса.

По результатам обследования на местах эксперты выставляют итоговые оценки конкурсантам и определяют финалистов, призеров и победителей премии. Каждый участник конкурса получает заключение независимых экспертов, которое призвано помочь конкурсантам в их стремлении к совершенству. В этом документе эксперты указывают сильные и слабые стороны организации, направления, где необходимо провести первоочередные улучшения, и рекомендации по их проведению.

Победители ЕПК определяются ежегодно в каждой из организационных категорий, причем может быть несколько победителей в одной категории. Они не имеют право участвовать в конкурсе в течение следующих пяти лет.

Организации, получившие Европейскую премию качества, считаются эталонными и получают всеобщее признание используемых подходов и достигнутых результатов. Помимо того они получают право использовать логотип победителя ЕПК на бланках, визитках, в любых рекламных материалах и т. д. Всеми этими преимуществами компании могут пользоваться бессрочно, однако с течением времени, естественно, происходит моральное старение статуса победителя.

Признание совершенства — уровень для организаций, имеющих опыт самооценки на базе модели EFQM. Участники учатся систематизировать деятельность по определению сильных сторон организации и областей, требующих первоочередного улучшения.

Уровень Стремление к совершенству разработан для организаций, только начинающих путь совершенствования.

Претенденты этих уровней проходят те же этапы, что и участники ЕПК, с той лишь разницей, что форма отчета несколько упрощена и обследование на месте занимает меньше времени.

Победители этих уровней также могут использовать свои достижения в рекламных целях.

Модель совершенствования EFQM (Excellence Model) объединяет девять критериев, разбитых на две группы: «Возможности» и «Результаты». Каждый критерий имеет балльную оценку, общая сумма баллов по всем критериям составляет 1000 баллов. Вес каждого критерия устанавливается экспертами EFQM и многочисленными пользователями модели, он может меняться с учетом накапливаемого опыта и переменами во внешней среде. Группы «Возможностей» и «Результатов» имеют эквивалентные максимальные оценки — по 500 баллов, что показывает одинаковую важность как потенциала организации, так и того, насколько успешно этот потенциал реализуется.

Группа «Возможности» включает в себя пять критериев:

  • • Лидерство (100 баллов);
  • • Политика и стратегия (80 баллов);
  • • Люди (90 баллов);
  • • Партнерство и ресурсы (90 баллов);
  • • Процессы организацией (140 баллов).

Группа «Результаты» объединяет четыре критерия:

  • • Удовлетворение потребителей (200 баллов);
  • • Удовлетворение работников (90 баллов);
  • • Влияние на общество (60 баллов);
  • • Ключевые результаты деятельности (150 баллов).

Критерии группы «Возможности» дают понимание, как достигаются результаты. Группа «Результаты» определяет, чего достигла организация.

Являясь, по сути, бизнес-моделью организации, модель EFQM помогает ее пользователям говорить на одном языке, оценивать не только свою деятельность, но и сравнивать свои результаты с показателями лидеров и конкурентов. Критерии модели EFQM решают важную задачу определения объекта для проведения бенчмаркинга на основе критериев европейской модели.

Опыт ведущих компаний аккумулируется в базе данных лучшей практики EFQM (best practice database). Эта информация является основой бенчмаркинга между организациями — членами Европейского фонда управления качеством и многочисленными компаниями, применяющими модель EFQM для совершенствования бизнеса.

Подход EFQM к бенчмаркингу выражается в мероприятиях, проводимых фондом и предлагаемых им услугах. Например, дни актуальных вопросов или круглые столы, группы эталонного сопоставления, посещение лучших компаний, база данных лучшей бизнес-практики, семинары и т. п. Существует интернет-сервис Excellence One (URL: web-l.efqm.org/excellenceone) — это обучающая интерактивная online-система, объединяющая и систематизирующая все лучшие инструменты и методы совершенствования на базе модели EFQM.

Построение системы управления на основе критериев модели совершенствования EFQM или достижение одного из Уровней совершенства позволяет компании:

  • • использовать базу данных лучших бизнес-решений в сфере менеджмента, включающую практический опыт более 700 ведущих предприятий различных отраслей;
  • • проводить эталонное сопоставление с лучшими предприятиями Европы, получившими Европейскую премию качества, включая online-консультации специалистов этих предприятий, обсуждение интересующих вопросов в интернет-конференциях, а также ознакомление с лучшей практикой непосредственно на выбранном предприятии;
  • • устанавливать контакты с предприятиями своей отрасли — членами EFQM для обмена опытом по совершенствованию;
  • • пользоваться интерактивной системой совершенствования бизнеса Excellence One (обучающая интерактивная online-систсма, объединяющая и систематизирующая все лучшие инструменты и методы совершенствования на базе модели EFQM);
  • • получать консультации экспертов EFQM при реализации собственных проектов совершенствования бизнеса;
  • • участвовать в конкурсе на соискание Европейской премии качества и получить сертификат по одному из трех Уровней совершенства EFQM;
  • • публиковать на интернет-сайте и в изданиях EFQM информацию о том, как компания добивается совершенства;
  • • получать обучающие материалы от своих личных консультантов EFQM, включая материалы по самооценке организации и обучению экспертов Европейской премии качества;
  • • выступать в роли эксперта Европейской премии качества;
  • • свободно использовать членство в EFQM и логотип EFQM в рекламных и Реакциях и документах организации.

На сегодняшний день все больше организаций из России так или иначе участвуют в работе EFQM. Однако процессы интеграции России в европейское и мировое экономическое пространство и необходимость внедрения современных методов управления на отечественных предприятиях должны многократно увеличить представительство России в EFQM.

Модели премий, рассмотренные нами, являются основой национальных премий в разных странах мира. Так модель Европейской премии послужила основой национальных премий по качеству в 21 европейской стране, включая и Россию, где в 1996 г. была учреждена Премия Правительства РФ в области качества. Практически вслед за ней были учреждены первые региональные премии качества в нашей стране: премия Санкт-Петербурга, но качеству и премия Правительства Ленинградской области по качеству. Основанные на подходах и принципах Европейской и национальной премий, они стали первым серьезным опытом приобщения предприятий региона к международным методам управления качеством и сразу же получили поддержку властей, общественных организаций, профессиональных союзов и ассоциаций. Представители всех этих структур входят в состав конкурсных комиссий и принимают самое активное участие в оценке деятельности претендентов. Сегодня подобные премии, по примеру Санкт-Петербургского региона, присуждаются более чем в 20 субъектах РФ.

Премия Правительства РФ в области качества учреждена постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 423. В том же 1996 г. Правительство РФ утвердило Положение о премиях и поручило Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации образовать Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества; также Правительство принимает постановления о присуждении премий. Федеральному агентству, но техническому регулированию и метрологии было поручено организационно-техническое обеспечение деятельности Совета и проведение конкурсов на соискание премий.

Минпромэнерго России (в 2008 г. эти функции переданы Минпромторгу России) образовало Совет и утвердило его состав. Совету поручено информирование о проведении конкурса, определение порядка ехю проведения и экспертизы материалов, представленных на конкурс организациямиучастниками. На Совет возложена обязанность:

  • — вносить предложения по присуждению Премий Правительства РФ в области качества;
  • — определять и поощрять дипломами организации, в процессе обследования подтвердившие свои достижения в области качества;
  • — организовывать церемонии награждения лауреатов и дипломантов конкурса;
  • — содействовать распространению достижений лауреатов и дипломантов конкурса.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета по присуждению Премий Правительства РФ в области качества осуществляет Ростехрегулирование, которое также проводит конкурсы на соискание премий, организует изготовление дипломов и призов и формирует секретариат Совета.

Секретариат выполняет ряд важных функций:

  • — обеспечивает практическую деятельность Совета;
  • — готовит экспертов по оценке организаций, участвующих в конкурсе;
  • — осуществляет методическое и информационное обеспечение конкурса;
  • — накапливает и систематизирует материалы, представляемые организациями-участниками;
  • — консультирует по вопросам проведения конкурса;
  • — организует проведение экспертизы материалов, представленных участниками конкурса, и проведение обследования на местах, осуществляют которые экспертные комиссии.

Таким образом, каждая организация, представившая на конкурс свои материалы, получает их объективную оценку группой экспертов по оценке участников конкурса на соискание Премий Правительства РФ в области качества. В экспертном заключении, выдаваемом организации после завершения обследования, отмечаются сильные стороны организации, а также области деятельности, требующие улучшения. Также экспертная комиссия в своем заключении приводит балльную оценку деятельности организации.

Оценка претендентов на Премию Правительства РФ в области качества производится по модели (рис. 6.6), гармонизированной с моделью совершенства EFQM, лежащей в основе Европейской премии качества. В рамках этой модели проводится оценка по девяти критериям, разделенным на две группы. Первая группа — «возможности», помогает оценить то, как организация добивается результатов в области качества, что она делает для этого; вторая — «результаты», характеризует, что достигнуто.

Модель Премии Правительства РФ в области качества.

Рис. 6.6. Модель Премии Правительства РФ в области качества.

Группа «возможности» включает в себя следующие критерии:

  • • лидирующая роль руководства (критерий 1);
  • • политика и стратегия организации в области качества (критерий 2);
  • • персонал (критерий 3);
  • • партнерство и ресурсы (критерий 4);
  • • процессы, осуществляемые организацией (критерий 5).

В группу «результаты» входят следующие четыре критерия:

  • • удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг (критерий 6);
  • • удовлетворенность персонала (критерий 7);
  • • влияние организации на общество (критерий 8);
  • • результаты работы организации (критерий 9).

Премия Правительства РФ в области качества вручается ежегодно. Церемония награждения лауреатов премии проходит в Доме Правительства. Им вручаются призы установленного образца и дипломы Правительства РФ, подписанные Председателем Правительства РФ и заверенные его печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Также лауреаты премии право использования эмблемы премии на фирменных бланках, в своих рекламных материалах.

Каждый год присуждается не более 12 премий по трем категориям:

  • • организации с численностью работающих не более 250 человек — не более 3 премий;
  • • организации с численностью работающих от 250 до 1000 человек — не более 3 премий;
  • • организации с численностью работающих свыше 1000 человек — не более 6 премий.

Получение премии улучшает имидж компании, характеризует ее как надежного партнера, поставщика, помогает вызвать доверие потребителей. Использование символики премии в рекламной продукции подчеркивает высокое качество товаров и услуг, которые стали дипломантами премии. Таким образом, организации-лауреаты получают преимущество перед конкурентами в борьбе за увеличение доли рынка, способствуют увеличению прибыли, развитию компании.

В основу конкурса были положены признанные мировым сообществом принципы:

  • • ориентация на потребителя;
  • • лидерство руководства и последовательность в достижении целей;
  • • менеджмент на основе понимания процессов и фактов;
  • • вовлечение персонала;
  • • непрерывная познавательная деятельность и инновации;
  • • развитие партнерства;
  • • взаимодействие с обществом;
  • • ориентация на результаты.

Кроме лауреатов по итогам конкурса определяются также организации, которые за успехи в области качества награждаются дипломами Совета. Но даже не участвуя в конкурсе, любая организация, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применять критерии премии для самооценки. Это позволит ей оценить, насколько деятельностью предприятия удовлетворены потребители, персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования.

В 2004 г. председатель Совета по присуждению российской премии качества Борис Алешин, призывая российские компании принять участие в конкурсе, оценивал значимость национальной премии качества для развития экономики страны следующим образом: " Премии в области качества призваны стать одним из действенных рычагов повышения конкурентоспособности российской экономики. Поощрить российские организации, которые работают и развиваются с учетом принципов, используемых в своей деятельности лидерами мировой экономики, распространить их опыт среди большинства отечественных предприятий — главная цель премий" [4].

Потенциал премии велик и сегодня далеко не реализован, так как российская премия качества позиционируется как конкурс, а модель премии пока не стала моделью совершенствования, как модель EFQM для европейских организаций. Для этого государству необходимо активизировать деятельность по распространению идей улучшения качества и непрерывного совершенствования, включая следующие направления:

  • • позиционировать российскую премию качества как эффективный инструмент для самооценки;
  • • создавать инфраструктуру совершенствования, взяв за основу опыт EFQM, вовлекая предприятия в обмен лучшими бизнес-решениями;
  • • разработать интернет-ресурс для совершенствования компаний (по примеру Excellence One, E-Baldridge, BPIR.com).

В конкурсах на соискание премий Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области по качеству рассматривают не отдельные товары или услуги — здесь происходит оценка соответствия деятельности предприятия определенной системе критериев, базирующихся на международных принципах всеобщего управления качеством. Это ориентация на потребителя (постоянный мониторинг запросов), стремление к совершенствованию (внедрение прогрессивных форм производства и управления, основанных на международных стандартах), участие персонала и роль руководства, развитие партнерства и рациональное использование ресурсов и др. Оценивают и такой важнейший аспект деятельности, как социальная ответственность предприятия: открытость, взаимодействие с властями, влияние на окружающую среду, обеспечение безопасности труда, участие в жизни города и области, благотворительность, т. е. рассматриваются показатели, являющиеся в настоящее время наиболее значимыми элементами работы ведущих компаний во всем мире.

Эти региональные конкурсы на премии по качеству проводятся в двух номинациях: «промышленные организации» и «организации сферы услуг» и для трех групп организаций, в зависимости от численности работающих. Применяемые критерии универсальны и позволяют с высокой точностью оценивать работу любой организации, независимо от профиля ее деятельности и размера. Как говорят сами участники конкурсов: «Качество — это та сфера, где на равных возможно соревнование представителей самого различного бизнеса» .

Поэтому среди лауреатов конкурсов за прошедшие годы крупнейшие промышленные гиганты и малые производственные предприятия, а также организации сферы услуг — от именитых вузов до частных фирм.

В соответствии с общемировой практикой премии по качеству являются безденежными. Лауреаты премий получают право использовать свой титул и эмблему премии в деловой документации и в рекламных материалах с указанием года присуждения. Остальные организации, подтвердившие в ходе конкурса свои достижения в области качества, награждаются дипломами.

Но главная ценность не только для победителей, но и для всех участников конкурсов — это освоение ими метода самооценки своей деятельности на соответствие критериям модели премии. Предприятиям полезно участвовать в конкурсах — это дисциплинирует, заставляет по-новому взглянуть на многие моменты в своей работе, изменить ее к лучшему — ведь абсолютно все они, независимо от результатов, получают подробные заключения экспертов с рекомендациями по улучшению деятельности. А с помощью освоенного в ходе конкурса метода самооценки деятельности могут в дальнейшем самостоятельно анализировать свою работу и выявлять направления, требующие корректировки.

Поэтому уже само участие в этом мероприятии способствует укреплению позиций предприятий на внутреннем и международном рынках.

Отсюда и популярность конкурса: за 10 лет в нем приняли участие более 1000 предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 99 из них получили звание лауреатов[6].

  • [1] Фейгенбаум А. В. Контроль качества продукции. М.: Логос, 2004; Фоль.мут X. Й. Инструменты контроллинга. М.: Омега-Л, 2007.
  • [2] Фейгенбаум А. В. Контроль качества продукции. М.: Логос, 2004.
  • [3] Фейгенбаум А. В. Контроль качества продукции. М.: Логос, 2004; Фальмут X. Й. Инструменты контроллинга. М.: Омега-Л, 2007.
  • [4] Фейгенбаум А. В. Контроль качества продукции. М.: Логос, 2004; Фольмут X. Й. Инструменты контроллинга. М.: Омега-Л, 2007.
  • [5] Фейгенбаум А. В. Контроль качества продукции. М.: Логос, 2004; Фольмут X. Й. Инструменты контроллинга. М.: Омега-Л, 2007.
  • [6] Фейгенбаум А. В. Контроль качества продукции. М.: Логос, 2004; Фолъмут X. Й. Инструменты контроллинга. М.: Омега-Л, 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой