Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод ассоциаций. 
Тренинг личностного роста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тренировка начинается с того, что каждый должен назвать любой конкретный предмет и описать его. Группа с помощью ведущего мысленно «размещает» эти предметы по комнате: на доске, на стенах, на подоконнике и т. д. так, чтобы в аудитории «оказалось» не менее 16 разных предметов. Затем каждый член группы воспроизводит список всех названных предметов. Подобным образом проводятся еще несколько циклов… Читать ещё >

Метод ассоциаций. Тренинг личностного роста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ассоциация — это связь между словами, понятиями, идеями, при которой восприятие или вспоминание одного влечет за собой извлечение из памяти другого. При выполнении задания на ассоциативное запоминание пар слов было выявлено, что слова, между которыми ассоциации устанавливаются легко, хорошо воспроизводятся, а отсутствие явных ассоциаций затрудняет запоминание. Но если человек может быстро установить связь между словами в паре, эта пара прекрасно запоминается. Например: «Жук ползет по креслу» или «Круглая белая ромашка похожа на фонарь». На этом и базируются основные приемы произвольного запоминания — выработано довольно много правил быстрого создания ассоциаций, которые помогают запоминать самый разный материал.

Основные правила создания ассоциаций:

  • 1) ассоциации должны быть нестандартными, индивидуальными, связанными с личным опытом;
  • 2) представляйте ваши ассоциации как можно более «многомерно» — наглядно, со звуками, запахами, температурой, весом и т. п.;
  • 3) преувеличивайте или как-то необычно деформируйте ваши ассоциации;
  • 4) придавайте ассоциациям движение.

Упражнение 33. МЕТОД АССОЦИАЦИЙ.

  • 1. Создайте как можно больше сложных и подвижных ассоциаций для запоминаний пар слов из списка II, который использовался исследовании памяти методом ассоциаций. Обсудите это в группе.
  • 2. Выполняется в круге. Первый человек говорит какое-нибудь слово соседу справа. Тот повторяет слово и тут же дает ассоциацию с ним. Следующий человек повторяет оба слова и дает свою ассоциацию со вторым. Третий должен будет повторить уже три слова и добавить свое и т. д.

Упражнение 34. МЕТОД СВЯЗАННЫХ АССОЦИАЦИЙ.

ИНСТРУКЦИЯ 1. Ведущий дает для запоминания список слов. Каждый участник должен быстро соединить их в единый (возможно, парадоксальный) сюжет, не нарушая порядок и используя как можно меньше «лишних» слов. Например, слова: ОГУРЕЦ, ЛОДКА, КОМАР, КОНВЕРТ, ГУСЕНИЦА можно объединить так: «Я разрезаю ОГУРЕЦ вдоль, и получается ЛОДКА. Она плывет и сталкивается с КОМАРОМ, который от страха залезает в КОНВЕРТ. Конверт сворачивается и превращается в ГУСЕНИЦУ».

Список слов для создания сюжета связанных ассоциаций: КАРТА, ПТИЦА, ЖУРНАЛ, ШАМПУНЬ, ОРЕХ, КРОКОДИЛ, ОБЛАКО, БАНАН, СТАКАН, ПЛАТОК, КЛЮЧ, КЛУБОК, ЛОЖКА, ЧЕРВЯК, НОСКИ.

После написания сюжета каждый участник закрывает его и на другом листе воспроизводит те слова, которые запомнил. После этого ведущий читает список для проверки.

ИНСТРУКЦИЯ 2. Работа в подгруппах по три-четыре человека. Каждый участник составляет список слов (не менее 15) и передает его остальным членам подгруппы, которые как можно быстрее создают сюжеты связанных ассоциаций и отдают их вместе со списками ведущему. Затем каждый воспроизводит все списки — свой и других членов подгруппы. Ведущий возвращает списки авторам, и проводится проверка.

Упражнение 35. МЕТОД ЦИЦЕРОНА Великий оратор древности мог говорить часами, не пользуясь конспектами, не сбиваясь и не повторяясь. Смысл метода запоминания, названного его именем, состоит в том, что запоминаемые единицы (покупки, пункты плана и т. п.) надо мысленно расставить (или написать) в хорошо знакомой комнате или на местности в строго определенном порядке. Затем, когда нужно воспроизвести эту информацию, человек вспоминает данную комнату и «считывает» то, что было на ней «записано».

Тренировка начинается с того, что каждый должен назвать любой конкретный предмет и описать его. Группа с помощью ведущего мысленно «размещает» эти предметы по комнате: на доске, на стенах, на подоконнике и т. д. так, чтобы в аудитории «оказалось» не менее 16 разных предметов. Затем каждый член группы воспроизводит список всех названных предметов. Подобным образом проводятся еще несколько циклов, при которых постепенно в перечень включаются отвлеченные понятия (пункты плана, например). Сначала — два-три, затем больше. Постепенно количество запоминаемых слов может достигать 40−50.

Упражнение 36. ЗАПОМИНАНИЕ ФАМИЛИЙ.

Описание метода запоминания. Многие фамилии в русском языке происходят от названий животных, предметов, профессий или их свойств, например: Воронин, Березкин, Кузнецов, Серов. Если нужно запомнить фамилию конкретного человека, который носит подобную фамилию, нужно выделить какое-нибудь свойство его внешности или поведения и найти ассоциацию с фамилией. Например, если у Воронина темные волосы, то «он темный, как ворона», или он «размахивает руками, как ворона крыльями» и т. п. Если же не удается найти никакого сходства, можно создать ассоциацию «от противного» — «он светлый, какой никогда не бывает ворона», но такая связь запоминается хуже.

Если же у фамилии нет никакого конкретного значения, ее можно запомнить с помощью фонетических ассоциаций, при которых ищутся ассоциации к звучанию фамилии или ее частей. Например, для фамилии ЛАРСЕН создается сюжет: «ЛАРец, полный СЕНа». После этого нужно связать какие-нибудь особенности человека с ларцом или с сеном. Другие примеры: ЧУМАКОВ = «ЧУМ среди МАКОВ», ЧЕРКАШИН = «ЧЕРная КАШа». Аналогичный прием можно использовать для запоминания окончаний. Например, для запоминаний фамилий, заканчивающихся наИН, стоит вводить в сюжет что-то «индийское», а для фамилий на ОВ — ОВощ или ОВцу. Полезно заранее разработать для себя ассоциации к наиболее распространенным в России окончаниям фамилий: «-цов», «-цев», «-кин», «-штейн», «-вич», «-ский».

Аналогичным образом, по звуковым ассоциациям можно запоминать имена. Например: ИВАН = ИВА, ПАВЕЛ = ПАВлин, БОРИС = БОРщ и РИС, ИММАНУИЛ = И МАНит в ИЛ. Иногда можно использовать созвучиярифмы, типа «Наташка-пташка» или «Антошка-картошка».

Для запоминания сочетания имени и фамилии можно использовать сюжет, состоящий из ассоциаций с именем и фамилией. Например: «НЕШУМОВА НАТАЛЬЯ = = нешумная пташка», «ТКАЧЕВА ЕЛЕНА = ткачиха ЛЕНтяйка».

ИНСТРУКЦИЯ 1. Ведущий читает список фамилий и имен, каждый учащийся составляет смысловые или фонетические ассоциации, затем, не глядя в свои записи, воспроизводит список. Потом список читается еще раз для проверки.

Список отдельных фамилий и имен для создания ассоциаций и запоминания: ЛИТВИННОВА, КОТИКОВ, ШАМШИН, МАНСУРОВ, ШИЛКИН, НАХИМЗОН, ГОРКЕВИЧ, МАЙОРОВ, ПЕТРУШИН, ВОЕЙКО, СВЕТЛАНА, ОКСАНА, ДЕНИС, ЕЛЕНА, ВИТАЛИЙ, ГРИГОРИЙ.

ИНСТРУКЦИЯ 2. Аналогично упражнению «Метод связанных ассоциаций». Работа в подгруппах по три-четыре человека. Но каждый участник составляет список не просто слов, а имен и фамилий.

ИНСТРУКЦИИ 3, 4. Аналогично инструкциям 1 и 2, но используются списки сочетаний имен и фамилий, например: КАЗАКОВА ОКСАНА, ГЕНДЕЛЬМАН БОРИС, РОЗАНОВ АНТОН, МОТЫЛЕВ ДЕНИС, ШАХОВА ИРИНА, ЛЕЩИНСКИЙ ГРИГОРИЙ, МАЙОРОВ ИВАН, ТЮРИН НИКОЛАЙ, АНДРЕЕВ ПАВЕЛ, СВИРИДОВ ВАСИЛИЙ, БИТОВА АНАСТАСИЯ, ГУСЕВА ЕКАТЕРИНА, ОВЕРЧЕНКО СОФЬЯ, КИРРИЛОВ ВАЛЕНТИН, БАРШЕВ АНДРЕЙ, ВАТОЛКИНА СВЕТЛАНА.

Упражнение 37. ЗАПОМИНАНИЕ НАЗВАНИЙ ЛЕКАРСТВ Запоминание названий лекарств важно и в обыденной жизни, и в социальной работе. Чаще всего названия лекарств являются искусственными словами, поэтому для их запоминания нужно использовать метод звуковых, фонетических ассоциаций, описанный выше. Чтобы запомнить и назначение препарата, его нужно объединить в сюжете с ассоциациями на название. Например: ФУРАЦИЛИН — противовоспалительное средство — «От ФУРАжки на лысине возникло воспаление, пришлось носить ЦИЛИНдр.», МУКАЛТИН — средство от кашля — «Какая МУКА кашлять от ТИНы».

ИНСТРУКЦИЯ. Аналогично предыдущим упражнениям, но используется список лекарственных препаратов и их применений:

СОФРАДЕКС — глазные и ушные капли, ВОЛТАРЕН — при суставных болях, ТИРЕОКОМБ — гормон щитовидной железы, ЛЕВОМИЦИТИН — антибиотик, ПАПАЗОЛ — от спазмов и повышенного артериального давления, СЕНАДЕ — слабительное, КОРДАРОН — сердечное, ГИПОТИОЗИД — мочегонное.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой