Эти методы ценообразования базируются на установлении количественной зависимости между тарифами и теми или иными параметрами, характеризующими АТУ. Для выявления зависимости используются статистические или аналитические модели.
Метод корреляционно-регрессионного анализ а. Этот статистический метод объединяет два вида анализа. С помощью корреляционного (от лат. correlatio — взаимная связь, соотношение) анализа определяют и устанавливают наличие и силу связи между выделенными показателями-факторами (параметрами) и размером тарифа. Уровень связи определяется линейным коэффициентом парной корреляции, частными коэффициентами корреляции, коэффициентом детерминации и др.
Регрессионный (от лат. regressio — движение назад) анализ показывает, как в среднем изменится результат при изменении одного или нескольких факторов.
Метод структурной аналогии. Изучив статистический материал, определяют структуру себестоимости по статьям или видам затрат существующих АТУ и динамику ее изменения. Оценив возможную абсолютную величину одной статьи затрат, можно условно найти общий тариф по формуле.
где тн — новый расчетный тариф, руб.; Сн — размер /-й статьи расходов на новые АТУ, руб.; d? — удельный вес /-й статьи расходов для аналогичных или существующих АТУ.
Агрегативный метод. Этот метод заключается в том, что общие издержки на новую АТУ рассчитывают путем сложения известных издержек на уже выполняемые операции с добавлением затрат на инновационные операции, которые включают в новые АТУ. Данный метод используется для первоначального установления тарифа. Его удобно применять тогда, когда инновационная АТУ включает в себя в новой последовательности или другом наборе работы и операции, выполняемые в других АТУ.
Существуют и другие методы определения тарифов на АТУ, но в практике ATO они встречаются редко.