Рассмотрим наиболее используемые классификации конфликтов:
- 1. По уровням проявления:
- • внутренние или психологические конфликты — проявляются как столкновения различных явлений, процессов, побуждений и ценностей в психике одного человека;
- • социальные, к которым относят[1]:
- — социально-психологические или микро-социальные — происходят между отдельными людьми или малыми группами людей;
- — конфликты средних групп или мезо-социальные, предполагающие противоборство организаций, трудовые конфликты и т. п.;
- — макро-социальные — предполагают столкновение интересов больших групп людей, оказывают значимое влияние на существование и развитие общества.
- 2. По сфере проявления:
- • конфликты общения;
- • семейные конфликты;
- • организационные конфликты;
- • конфликты управления;
- • конфликты обслуживания;
- • юридические конфликты;
- • спортивные конфликты и т. д.
- 3. По форме протекания:
- • открытые или осознаваемые — существование которых признается и подтверждается всеми участниками;
- • скрытые или латентные конфликты — существование которых не осознается и/или не признается участниками.
Все рассмотренные выше конфликты могут быть:
- • конструктивными или способствующими развитию сторон конфликта, достижению ими новых уровней взаимопонимания, принятию новых решений ит. п. («В споре рождается истина».)
- • деструктивными или неблагоприятными, разрушительными для сторон, приводящими к их регрессу и даже уничтожению, разрушающими отношения, деформирующими личности и судьбы людей.
Конструктивных конфликтов, к счастью, значительно больше, чем деструктивных. Именно они обеспечивают внутренне развитие личности, развитие групп и организаций, прогресс общества. Но они почти не замечаются участниками в силу своей частой встречаемости и завершенности. Например, подумал, что делать вечером, выбрал из нескольких возможностей одну, и забыл о внутреннем противоречии.
Деструктивных конфликтов значительно меньше, но они вызывают столько негативных эмоций, что запоминаются надолго и вызывают страх конфликта, «конфликтофобию». Задача менеджера работать с деструктивными конфликтами.
- [1] Глазл Ф. Конфликтменеджмент: Настольная книга руководителя и консультанта. Калуга, 2002.