Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическое сообщество стран великих озер

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследователи выдвигают противоположные гипотезы относительно причинно-следственной связи между внутриполитическим кризисом государств-членов, разразившимися как в странах субрегиона, так и между ними, с одной стороны, и низкой эффективностью организации — с другой, но факт остается в том, что с середины 1990;х гг. (когда разразился геноцид в Руанде, гражданская война в Бурунди, конфликты… Читать ещё >

Экономическое сообщество стран великих озер (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическое сообщество стран Великих озер (сокр. ЭССВО; фр. — La Communaute Economique de Pays de Grand Lacs, CEPGL; англ. — the Economic Community of the Great Lakes Countries, CEPGL) — международная субрегиональная межправительственная организация стран Тропической Африки. Она была создана Бурунди, Заиром (с 1997 г. — Демократическая Республика Конго, далее ДРК) и Руандой 20 сентября 1976 г. путем подписания Конвенции, учреждающей Экономическое сообщество стран Великих озер (далее — Конвенция)[1], и призвана установить традиционные экономические связи, существовавшие до обретения независимости данными странами, на новых основах. Хотя согласно ст. 36 Конвенции к ней могут присоединяться государства региона Великих озер, Бурунди, ДРК и Руанда являются единственными и постоянными членами организации до настоящего времени.

Штаб-квартира ЭССВО расположена в Гисеньи, Руанда.

В работе Сообщества четко прослеживаются два периода: с основания до середины 1990;х гг. и с 2007 г. по настоящее время. В первый период были заложены основы сотрудничества. Можно отметить успехи этого периода в сфере трансграничного передвижения людей и в сфере энергетики, когда были введены общие удостоверения личности для облегчения трансграничного передвижения людей и запущена работающая доныне гидроэлектростанция Рузизи II[2]. Однако сотрудничество государств в целом так и не набрало ожидавшихся оборотов[3].

Исследователи выдвигают противоположные гипотезы относительно причинно-следственной связи между внутриполитическим кризисом государств-членов, разразившимися как в странах субрегиона, так и между ними, с одной стороны, и низкой эффективностью организации — с другой, но факт остается в том, что с середины 1990;х гг. (когда разразился геноцид в Руанде, гражданская война в Бурунди, конфликты и распад ДРК) организация перестала функционировать. Лишь более широкий процесс установления мира в регионе Великих озер снова вызвал Сообщество к жизни. В июне 2006 г. в рамках Региональной программы действий во имя экономического развития и региональной интеграции под эгидой Международной конференции по региону Великих озер был одобрен Проект № 3.2.1 по возрождению Экономического сообщества стран Великих озер и его специализированных учреждений, реализация которого началась в 2007 г. С позиций более широкого подхода к безопасности и развитию региона Великих озер Сообщество рассматривалось как способствующее экономическому сотрудничеству и интеграции, которых, несмотря на взаимосвязанность экономик Бурунди, ДРК и Руанды, было чрезвычайно мало. А через возобновление сотрудничества, например, в энергетическом секторе, и восстановление нарушенных связей предполагалось получить позитивные сдвиги и по проблемам мира и безопасности: облегчение передвижения людей и товаров в рамках субрегиона имеет потенциал создания рабочих мест, лучших результатов в области сельского хозяйства, передачи навыков; инфраструктурные проекты (как например, энергетические, в сфере улучшения транспортного сообщения) могут помочь ввести субрегион в глобальную экономику с одновременным развитием местных рынков[4]. Прошедшие с момента возобновления деятельности годы едва ли дают основания утверждать, что три государства активно используют потенциал организации для целей внутригосударственного, субрегионального и более широкого контекста развития.

Рассмотрим правовые основы деятельности и ее основные направления подробнее. В качестве целей Сообщества государства-учредители выделили следующие:

  • • обеспечивать, в первую очередь и главным образом, безопасность государств и их народов таким образом, чтобы ничто не нарушало мир и порядок на всем протяжении государственных границ;
  • • разрабатывать, планировать и поощрять организацию и развитие деятельности, представляющей общий интерес;
  • • продвигать и увеличивать торговлю и передвижение людей и товаров;
  • • тесно сотрудничать в социальной, экономической, коммерческой, научной, культурной, политической, военной, финансовой, технической и туристической областях, и, особенно, в правовых, таможенных вопросах, вопросах здравоохранения, энергетики, транспорта и телекоммуникаций (ст. 2 Конвенции).

Для достижения этих целей государства-члены обязались инициировать соответствующие действия, в частности, путем учреждения общих агентств и служб, а также путем подписания меморандумов о взаимопонимании и международных договоров (ст. 3 Конвенции).

Организационная структура Сообщества закреплена в части II Конвенции. Согласно ст. 5 Конвенции основными органами ЭССВО являются: Конференция глав, Совет министров и Государственный комиссар, Постоянный исполнительный секретариат, Консультативная комиссия, до 1984 г. бывшая Арбитражной.

Конференция глав государств — высший орган Сообщества, обладающий компетенцией по принятию решений во всех сферах. В частности, Конференция должна: способствовать единству и солидарности между государствами; координировать и развивать сотрудничество в наиболее благоприятных условиях для того, чтобы обеспечить счастье и процветание своих народов; определять общую политику во всех вопросах, касающихся сотрудничества; контролировать работу Совета министров и Государственного комиссара; определять местоположение штаб-квартиры Сообщества; принимать свои правила процедуры и утверждать правила процедуры других органов; решать вопросы о необходимости учреждения специализированных органов и общих служб; утверждать годовой бюджет Сообщества по рекомендации Совета министров и Государственного комиссара; назначать Исполнительного секретаря и его заместителей.

Кроме этого, Конференция имеет право по рекомендации Совета министров изменять структуру, функции и деятельность любого органа, а также делегировать свои полномочия по принятию решений в определенных вопросах Совету министров и Государственному комиссару (п. 10 и 11 ст. 5 Конвенции).

Конференция глав государств собирается на очередные сессии один раз в год и на специальные по мере необходимости (ст. 7 Конвенции). Решения Конференции принимаются единогласно и имеют обязательную силу для всех государств-членов (ст. 9 и 10 Конвенции).

Совет Министров должен состоять из членов правительства и исполнительного совета государств-членов или уполномоченных государствами лиц (ст. 11 Конвенции). Совет возглавляется Министром или Государственным комиссаром, ежегодно сменяемым по принципу ротации, но он не может быть назначен из страны, председательствующей в Конференции глав государств (ст. 12). Он собирается на очередные сессии дважды в год, причем одна из сессий должна предшествовать регулярной сессии Конференции глав государств (ст. 13), но может, по запросу государства-члена и при согласии остальных, собираться и на специальные сессии (ст. 14). Совет министров несет ответственность за продвижение любой деятельности, направленной на достижение целей Сообщества (ст. 15), формулирует и предлагает общие политические меры развития и сотрудничества (ст. 16), рассматривает любые вопросы, переданные ему Конференцией, и проводит в жизнь политику, определенную Конференцией (ст. 17). Решения принимаются единогласно и обязательны для государств (ст. 18).

Постоянный исполнительный секретариат — исполнительный постоянно действующий орган, в состав которого входит секретарь и два заместителя, назначаемых на четыре года Конференцией глав государств по рекомендации Совета министров. Компетенцию составляют такие полномочия, как разработка проектов, представляющих взаимный интерес, предъявление их государствам-членам с конкретными предложениями, касающимися, в частности, создания отраслей промышленности с учетом общих критериев, взаимной выгоды и объема торговли; подготовка совещаний; контроль над осуществлением текущих проектов, формулирование предложений возможных изменений или корректировок для преодоления возникающих трудностей и выработки их решения; внесение предложений, касающихся источников финансирования; подготовка документов для компетентных органов государств-членов, проектов соглашений, договоренностей между государствами-членами во всех областях сотрудничества; осуществление исследований, необходимых для содействия сотрудничеству между государствами-членами, таких как рассмотрение путей и средств реализации решений, принятых компетентными органами, а также рассмотрение любого вопроса, поставленного ему такими органами; подготовка ежегодных отчетов для органов государств-членов и ежегодного доклада о своей работе; сохранение записей, относящихся к сотрудничеству между государствами-членами (ст. 19 Конвенции).

В компетенцию Арбитражной комиссии входит разрешение всех межгосударственных споров (ст. 24—30 Конвенции). В 1984 г. она преобразована в Консультативную комиссию. Состоит из четырех судей, назначаемых Конференцией глав государств абсолютным большинством голосов на четырехлетний срок с правом переизбрания.

Бюджет Сообщества готовится Исполнительным секретарем, утверждается Советом Министров и Государственным комиссаром и вводится в действие Конференцией глав государств (ст. 31). Бюджет формулируется за счет взносов государств-членов, в соответствии с процедурами, изложенными Конференцией глав государств по рекомендации Совета министров. Государства-члены обязуются уплачивать взносы регулярно и своевременно (ст. 32). Надо отметить, что финансирование организации является существенной проблемой. После возобновления работы в 2007 г. ЭССВО существовало в основном за счет донорских денег. Так, например, ЭССВО получает значительную поддержку со стороны Бельгии и Нидерландов.

Помимо институтов ЭССВО, имеется так же пять специализированных технических комиссий, например, Комиссия по социальным и культурным делам, через которую осуществляется сотрудничество с ЮНЕСКО по вопросам ведения обеих. Также, за время своего существования Сообщество создало четыре специализированных учреждения:

  • • Организация ЭССВО по вопросам энергетики Великих озер;
  • • Международное общество по вопросам электричества Великих озер (СИНЕЛАК);
  • • Институт сельскохозяйственных исследований и зоотехники;
  • • Банк развития стран Великих озер.

В деятельности ЭССВО в настоящее время выделяют пять приоритетных направлений:

  • • мир и безопасность, демократия и благое управление;
  • • сельское хозяйство и продовольственная безопасность;
  • • энергетика, инфраструктура и коммуникации;
  • • образование и научные исследования;
  • • инвестиции[5].

Международная конференция по району Великих озер заявила, что «возрождение ЭССВО следует рассматривать как решительный шаг в сторону стабилизации и прогресса в районе Великих озер»[6]. Вместе с восстановлением деятельности ЭССВО происходит возрождение приоритетных экономических программ Сообщества, создание инструментов для обеспечения мира и безопасности. Планируются совместные пограничные патрули. Разработкой этой инициативы занимается совместная комиссия.

На значение ЭССВО для установления и поддержания мира в государствах субрегиона указывается и в резолюциях Совета Безопасности ООН, например, по Бурунди, где рекомендуется «правительству Бурунди продолжать усилия по укреплению мира и восстановлению в региональном контексте, особенно с помощью проектов содействия миру, примирению и обменам в рамках Восточноафриканского сообщества, Экономического сообщества стран Великих озер и Международной конференции по району Великих озер»[7]. Совет по правам человека высоко оценивал «роль, которую играет международное сообщество, в частности… Экономическое сообщество стран региона Великих Озер… в поддержке усилий Демократической Республики Конго, направленных на укрепление верховенства закона и улучшение положения в области прав человека в стране»[8].

В 1989 г. была запущена гидроэлектростанция Рузизи II (по названию реки, на которой стоит), для обслуживания и распоряжения которой было создано специализированное учреждение ЭССВО Международное общество по вопросам электричества Великих озер (СИНЕЛАК). Гидроэлектростанции Рузизи I (созданная еще в 1959 г.) и Рузизи II продолжают производить электричество, несмотря на имевшие и имеющие место в регионе беспорядки, военные действия и проч. К 2000 г. планируется построить ГЭС Рузизи III[9]. Все три ГЭС рассматриваются как фактор стабилизации в регионе.

  • 30 мая 1978 г. ЭССВО начало сотрудничество с ЮНЕСКО. В ходе переговоров 29 июня 1978 г. между данными организациями была достигнута договоренность по следующему сотрудничеству: обучение национальным языкам и народным традициям, школьная программа, официальное признание обучения и дипломов, научные исследования, культурная политика. В настоящий момент их отношения ограничены запросами за помощью для обучения журналистов. Однако благодаря встречам двух секретарей в штаб-квартире ЮНЕСКО делается возможным сотрудничество в других областях компетенции ЮНЕСКО[10].
  • 31 января 1982 г. был принят Инвестиционный кодекс ЭССВО, который вступил в силу 4 октября 1987 г. В данном документе поставлена цель определения гарантий, прав, обязанностей и выгод от совместных предприятий государств или предприятий Сообщества.

Среди последних инициатив можно отметить подписание 20 марта 2014 г. в Аруше, Танзания, меморандума о взаимопонимании (МОВ) между Экономическим сообществом стран Великих озер и ВосточноАфриканским сообществом (ВАС). Меморандум направлен на установление постоянных рамок сотрудничества, которые позволят сообществам координировать свои усилия и оказывать друг другу взаимную помощь для достижения уставных целей, а также содействовать укреплению сотрудничества и дружественных отношений между государствами-членами данных организаций.

ЭССВО сотрудничает с ООН, Африканским союзом и другими организациями. Россия отмечает Сообщество лишь в контексте «поступательного развития интеграционных процессов в Центральной Африке, направленных на обеспечение мира, стабильности и безопасности в этом регионе, обеспечение условий для устойчивого экономического развития, плодотворного международного сотрудничества»[11].

В целом, ЭССВО, обладая разносторонним потенциалом, не вполне востребована входящими в нее тремя государствами.

Официальный сайт ЭССВО: URL: http://www.cepgl.org.

Учредительный акт: URL: http://wits.worldbank.org/GPTAD/PDF/ archive/CEPGL.pdf.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие государства входят в ЭССВО?
  • 2. Каковы основные цели данного Сообщества?
  • 3. Перечислите основные органы ЭССВО и дайте характеристику их компетенции.
  • 4. Какие этапы можно проследить в истории существования Сообщества? Дайте характеристику каждому из них.
  • 5. С какими международными межправительственными организациями взаимодействует Сообщество? В чем выражается это сотрудничество?

Дополнительная литература

Право международных организаций: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. X. Абашидзе., 2014.

  • [1] Convention portant creation de la Communaute econo mique des pays des grands lacs (CEPGL). Conclue a Gisenyi le 20 septembre 1976 // UNTS. Vol. 1092, 1−16 748. P. 49—55.
  • [2] Cm.: Westerkamp M., Feil M., Thompson A. Regional Cooperation in the Great LakesRegion: A contribution to peacebuilding? Initiative for Peacebuilding, June 2009 // URL: http: // www.initiativeforpeacebuilding.eu/pdf/Regional_Cooperation_in_the_Great_Lakes_region.pdf. P. 21.
  • [3] См., например, данные о том, что удельный вес взаимного экспорта в совокупномэкспорте ведущих интеграционных группировок Африки для ЭССВО с 1980 по 2002 гг. оставался всегда менее 1%: Костюнина Г. М. Интеграция в Африке // Международнаяэкономическая интеграция: учеб, пособие / под ред. Н. Н. Ливенцева. М.: Экономистъ, 2006. С. 297—320.
  • [4] Idriss S., Jobbings М. Achieving Peace in the Great Lakes Region // Brookings. Africain focus. February 6, 2015 // URL: http: // www.brookings.edu/blogs/africa-in-focus/posts/2015/02/06-achieving-peace-great-lakes-region-idriss-jobbins.
  • [5] Westerkamp М., Feil М., Thompson A. Regional Cooperation in the Great Lakes Region: A contribution to peacebuilding? Initiative for Peacebuilding, June 2009 // URL: http: //www.initiativeforpeacebuilding.eu/pdf/Regional_Cooperation_in_the_Great_Lakes_region.pdf. P. 21.
  • [6] URL: http: // www.icglr.org/common/docs/docs_repository/321cepgl.pdf.
  • [7] Резолюция 2027 (2011), принятая Советом Безопасности на его 6691-м заседании20 декабря 2011 г.
  • [8] Положение в области прав человека в Демократической Республике Конго и наращивание технического сотрудничества и консультативных услуг. Резолюция Советапо правам человека 16/35 от 25 марта 2011 г.
  • [9] URL: http: // addisababa.mfa.ir/uploads/Ruzizi_III_v3_19 963.pdf.
  • [10] URL: http: // unesdoc.unesco.org/images/0003/358/035860eb.pdf.
  • [11] URL: http: // www.mid.ru/foreign_policy/rso/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/601 544/pop_up?_101_INSTANCE_0vP3hQoCPRg5_viewMode=print&_101_INSTANCE_0vP3hQoCPRg5_qrIndex=0.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой