Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этапы и формы взаимодействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Производство следственных и розыскных действий по поручению следователя. Как уже указывалось, в соответствии с законом следователь по расследуемым им делам вправе давать органу дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, а также требовать оказания содействия при производстве следственных действий. Такое содействие может выражаться: в создании условий для… Читать ещё >

Этапы и формы взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как показывает практика, взаимодействие при расследовании преступлений состоит из нескольких этапов.

Первый этап совпадает с этапом предварительной (доследственной) проверки материалов о преступлении. Нередко такую проверку проводит оперативный работник. Он истребует необходимые материалы, получает объяснения, принимая одновременно необходимые меры к предотвращению или пресечению преступления, а также сохранению его следов. Чаще, однако, оперативный работник проводит проверку совместно со следователем. Совместное изучение материалов о преступлении субъектами взаимодействия, анализ фактических данных, содержащихся в заявлении или сообщении, могут дать реальную возможность для обоснованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления.

Нередко первый этап взаимодействия фактически начинается с выезда на место происшествия и завершается с окончанием розыска преступника по «горячим следам». При этом взаимодействие может продолжаться несколько дней — вплоть до получения информации о преступнике. По прибытии на место происшествия следователь организует и направляет входящих в следственно-оперативную группу сотрудников на выявление, изъятие и закрепление следов преступления, установление потерпевших, очевидцев и свидетелей; он несет персональную ответственность за качество осмотра.

Оперативный работник при этом осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия, специалисткриминалист оказывает следователю помощь в обнаружении, фиксации и изъятии следов и других вещественных доказательств, проводит их предварительное исследование, помогает полно и правильно отразить полученную информацию в протоколе осмотра.

Инспектор-кинолог по указанию следователя применяет служебно-розыскную собаку для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела. Он совместно с оперативным работником принимает участие в преследовании и задержании преступника.

Участковый инспектор полиции сообщает следователю сведения о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес, выполняет поручения следователя, направленные на установление очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках. В этих целях он использует помощь общественности, внештатных сотрудников полиции и другие возможности.

Работник ГИБДД организует оказание помощи пострадавшим, принимает меры для сохранения обстановки и следов происшествия, помогает следователю в осмотре транспортного средства, обеспечивает медицинское освидетельствование водителя для установления возможного состояния опьянения, принимает меры для розыска скрывшегося транспортного средства.

В дежурную часть по мере получения необходимой информации должны передаваться сведения о характере преступления, приметах заподозренных лиц, путях их отхода с места происшествия, наличии у них транспортных средств и оружия, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников. Дежурный по органу внутренних дел информирует начальника органа, организует перекрытие путей отхода преступников, высылает группы захвата, а при необходимости действует, руководствуясь специальными оперативными планами.

По результатам осмотра места происшествия и другим данным следователь:

  • — принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении;
  • — совместно с работниками следственно-оперативной группы рассматривает полученные материалы и изъятые вещественные доказательства;
  • — на основании полученной информации намечает и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления;
  • — дает поручения и указания работникам оперативнорозыскных подразделений и других служб полиции о производстве розыскных и поисковых мероприятий.

Большинство из таких мероприятий следователь осуществляет в тесном контакте с оперативным работником. Последний же в свою очередь исполняет отдельные поручения следователя о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, преследует преступника по «горячим следам», осуществляет его задержание и доставление в орган внутренних дел, производит розыск похищенного имущества, перекрывает вероятные места сбыта похищенного, осуществляет поиск искомого по оперативным и криминалистическим учетам, используя имеющиеся у него силы и средства.

Если уголовное дело возбуждено органом дознания, взаимодействие после его передачи в производство следователю осуществляется в том же порядке. В этих случаях орган дознания несет ответственность за обоснованность принятых им решений и объективность собранных доказательств.

На втором этапе следователь совместно с представителями взаимодействующих сторон анализирует полученные на предыдущем этапе данные, касающиеся обстоятельств совершенного преступления. Обычно это делается на совместных совещаниях. В результате выдвигаются следственные версии, согласовываются меры по их проверке, определяются конкретные исполнители, вырабатывается согласованный план расследования. По мере выполнения разработанного плана он корректируется, намечаются новые мероприятия. При необходимости оперативный работник разрабатывает отдельный план оперативно-розыскных мероприятий.

Контроль за реализацией намеченных следственных и оперативно-розыскных мероприятий и практическую помощь в их осуществлении оказывают начальники следственного подразделения, органа дознания или оперативного подразделения.

По делам о нераскрытых преступлениях следователь, оперативные работники и эксперты отчитываются о выполнении плановых мероприятий у руководителей соответствующих подразделений. При необходимости отчеты могут заслушиваться одновременно.

Третий этап взаимодействия начинается после установления личности подозреваемого. На этом этапе, решая вопрос о выборе меры пресечения, следователь при необходимости выясняет у оперативного работника наличие данных о намерениях подозреваемого продолжить преступную деятельность или скрыться от следствия. Избирая меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, следователь в целях предупреждения уклонения обвиняемого от следствия и суда осуществляет следующие меры:

  • — письменно сообщает об этом органу дознания;
  • — направляет сторожевой листок в паспортный аппарат по месту регистрации обвиняемого;
  • — с помощью оперативного работника систематически изучает в процессе расследования поведение обвиняемого с целью выявления его намерений скрыться от следствия и суда и при наличии соответствующих данных рассматривает вопрос об изменении меры пресечения.

На четвертом этапе осуществляется взаимодействие в связи с проведением последующих следственных действий, а также работы по завершению расследования. Следователь проверяет, все ли следственные версии отработаны и подтвердилась ли одна из них; соблюдены ли во всех случаях требования уголовно-процессуального закона; достаточно ли доказательств вины обвиняемого; устранены ли противоречия в материалах дела; правильно ли применен уголовный закон.

Осуществляя взаимодействие на заключительном этапе расследования, работники оперативно-розыскных подразделений, следователи и эксперты-криминалисты выполняют на основе совместных планов комплексные мероприятия по профилактике правонарушений; совместно анализируют обстоятельства, способствовавшие совершению отдельных видов преступлений, подготавливают и вносят обобщенные представления по их устранению, информации и соответствующие предложения в другие органы; активно используют в профилактической работе возможности общественных организаций, а также средств массовой информации.

Формы взаимодействия следователя с работниками уголовного розыска, экспертами-криминалистами и сотрудниками других служб органов внутренних дел обусловливаются различными факторами (вид преступления, сложность уголовного дела, количество эпизодов, следственная ситуация и т. д.). Практика выработала следующие формы взаимодействия.

  • 1. Составление единого согласованного плана. Совместное планирование позволяет должным образом организовать деятельность взаимодействующих субъектов, способствует координации их действий, позволяет осуществить надлежащий контроль и надзор за их работой, способствует выявлению ошибок и упущений следствия, принятию мер к их устранению. При необходимости план рассматривается руководителями следственного и оперативного подразделений, утверждается начальником органа внутренних дел. Контроль за выполнением запланированного возлагается на следователя. План оперативно-розыскных мероприятий по делу утверждает начальник оперативного подразделения. После выполнения намеченного с учетом новых данных по делу составляется план дополнительных мероприятий.
  • 2. Обмен информацией взаимодействующих субъектов о данных, представляющих интерес для следствия, оперативно-розыскной и криминалистической деятельности. Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому следователем преступлению или к иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по уголовному делу, своевременно знакомит с нею следователя, принимая меры, исключающие разглашение источников и способов ее получения. При этом следователь не только использует полученную оперативную информацию, но и сообщает оперативному работнику о результатах, полученных в процессе ее использования.
  • 3. Производство следственных и розыскных действий по поручению следователя. Как уже указывалось, в соответствии с законом следователь по расследуемым им делам вправе давать органу дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, а также требовать оказания содействия при производстве следственных действий. Такое содействие может выражаться: в создании условий для успешного проведения следственных действий (охрана места происшествия, обеспечение порядка в ходе обыска и т. д.); в непосредственном участии работника оперативно-розыскного аппарата в следственном действии (например, следственном эксперименте, проверке показаний на месте и др.); в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности следственного действия (выявление связей допрашиваемого); в получении необходимой информации и др.

Если работнику уголовного розыска поручается производство следственного действия, обычно указываются не только вопросы, подлежащие выяснению, но и необходимая ориентирующая информация; одновременно ему даются соответствующие тактические рекомендации. Если же поручается проведение розыскных мер, нужно точно сформулировать задачи и определить сроки их проведения.

  • 4. Совместное обсуждение результатов следственных и оперативно-розыскных действий. Чаще всего такие обсуждения производятся в ходе служебных совещаний в связи с необходимостью обмена информацией и определения дальнейшего хода расследования.
  • 5. Отчеты у руководителей соответствующих подразделений оперативных работников, следователей и экспертов о ходе выполнения плановых мероприятий. Такие заслушивания способствуют осуществлению контроля за реализацией намеченных следственных и оперативно-розыскных мероприятий и оказанию практической помощи в их осуществлении.

Кроме перечисленных, к формам взаимодействия относятся: взаимодействие при назначении судебных экспертиз и специальных исследований; консультации сотрудников экспертно-криминалистических подразделений по тем или иным вопросам, возникающим в ходе следствия (как правило, требующим применения специальных знаний); совместная работа в составе следственно-оперативных групп и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой