Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическое и валютное сообщество стран центральной африки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

СЕМАК — Экономическое и валютное сообщество стран Центральной Африки — включает в себя шесть стран: Габон, Камерун, Конго, Центральную Африканскую Республику, Экваториальную Гвинею и Чад — с общим населением более 44 млн человек. Оно было создано в 1994 г. Договором Нджамены (Чад). История создания СЕМАК еще всходит к периоду колонизации, когда в 1959 г. был создан Таможенный союз стран… Читать ещё >

Экономическое и валютное сообщество стран центральной африки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История развития региональных и субрегиональных организаций в Африке уходит своими корнями в период колонизации. Если в период колонизации создание подобных организаций, например AOF: Afriqueoccidentalefrancaise (Французская западная Африка) со столицей Дакар (Сенегал), AEF: Afrique equoitoriale francaise (Французская экваториальная Африка) со столицей Браззавиль (Конго) и другие, отвечало непосредственно интересам стран-колонизаторов (Англия, Испания, Португалия, Франция и др.), то после приобретения независимости цели организаций заключаются в осуществлении полной независимости, экономическом развитии и улучшении условий жизни населения стран — членов организаций. В таком же контексте было создано Экономическое и валютное сообщество стран Центральной Африки (сокр. СЕМАК, фр. — Communaute economique et monetaire de VAfrique centrale, CEMAC).

СЕМАК — Экономическое и валютное сообщество стран Центральной Африки — включает в себя шесть стран: Габон, Камерун, Конго, Центральную Африканскую Республику, Экваториальную Гвинею и Чад — с общим населением более 44 млн человек[1]. Оно было создано в 1994 г. Договором Нджамены (Чад)[2]. История создания СЕМАК еще всходит к периоду колонизации, когда в 1959 г. был создан Таможенный союз стран французской Экваториальной Африки[3] (ТСЭА/UDE)[4]. Камерун присоединился к этому союзу в 1961 г.[5] В 1964 г. ТСЭА преобразовался в Экономический и таможенный союз стран Центральной Африки (ЭТСЦА/UDEAC) Договором Браззавиль (Конго), который вступил в силу два года спустя, в 1966 г.[6] В 1983 г. к данному договору присоединилась Экваториальная Гвинея[7].

16 марта 1994 г. для широкого спектра действия и большей интеграции стран региона лидеры выше указанных стран решили создать СЕМАК, штаб-квартира которой находится в Банги (Центральная Африканская Республика).

Как можно отметить, в настоящее время страны СЕМАК включают в себя не только государства, имевшие определенную политическую и колониальную принадлежность к той или иной колониальной державе, но и государства по географическим и экономическим соображениям и реальным жизненным условиям Африки.

Договор о создании СЕМАК (далее — Договор) сам по себе содержит лишь Преамбулу и семь статей. Цели создания СЕМАК закреплены в ст. 1 Договора, которая провозглашает, что главная миссия Сообщества заключается в поощрении и гармоничном развитии стран-членов в рамках уже существующих двух институтов Сообщества: Экономический и Валютный союзы (ст. 1 Договора). Несмотря на то что Договор не содержит определенных принципов, как это принято, их можно усмотреть в Преамбуле. В ней говорится о том, что страны-члены подтверждают свою приверженность принципам, демократии, уважения основных прав и свободы человека и правого государства (абз. 7 преамбулы Договора).

Договор предусматривает создание четырех институтов СЕМАК:

  • Экономический союз Центральной Африки (ЭСЦА) представляет собой один из институтов в рамках СЕМАК, созданный на основании Конвенции о создании экономического сообщества стран Центральной Африки 2008 г., целью которой является укрепление конкурентоспособности экономической и финансовой деятельности стран-членов, путем гармонизации правил их ведения. В будущем ЭСЦА должен способствовать созданию единого рынка, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, капиталов и лиц на пространстве СЕМАК (п. «с» ст. 2);
  • Валютный союз (ВСЦА) отвечает за единое валютное пространство стран-членов. Он тесно взаимодействует с ЭСЦА путем гармонизации бюджетной политики стран СЕМАК, приведения их в соответствие валютной политике;
  • Парламент представляет собой демократический орган, главной функцией которого является контроль за деятельностью институтов и органов СЕМАК. Однако по сравнению с другими институтами Парламент пока не является действующим органом. Он в настоящее время работает в виде комиссии, которая состоит из пяти парламентариев от каждого государства, избранных национальными собраниями.

Главная роль данной парламентской комиссии заключается в ведении общего диалога для консолидации развития Сообщества в соответствии с Договором. В результате работы Парламентская комиссия оглашает свое мнение в виде отчета или резолюции. Парламентская комиссия также проверяет ежегодный отчет Президента Комиссии, высказывает свое мнение относительно работы Председателя Совета министров ЭСЦА, Комитета министров ВСЦА и Центрального банка. Место расположения будущей штаб-квартиры Парламента предполагается в Малабо (Экваториальная Гвинея);

  • • Суд, состоящий из палаты, рассматривающей дела по существу, и счетной палаты. 13 судей отправляют правосудие. Среди них — один Председатель и два заместителя. Каждый из заместителей возглавляет одну палату. Место нахождения Суда — Нджамена (Чад). Главные функции Суда:
  • — наблюдать за соблюдением положений Договора и иных инструментов странами-членами, институтами и органами Сообщества;
  • — провеять счета СЕМАКа;
  • — гармонизировать нормативные акты стран-членов своими решениями в рамках Договора;
  • — давать консультативные заключения в рамках своих полномочий.

В соответствии с Договором главные органы СЕМАК включают в себя следующие структуры:

  • Конференция глав государств, которая является высшим органом Сообщества. В нее входят главы государств СЕМАК. Они определяют общую политику организации, дают указания главным институтам и органам Сообщества;
  • Совет министров ЭСЦА, который непосредственно отвечает за экономическую политику. Он проверяет соответствие экономики каждой страны по отношению к валютной политике. Он состоит из двух министров от каждого государства, включая министра по финансам, который как правило является главой делегации;
  • Комитет министров ВСЦА в отличие от Совета министров ЭСЦА отвечает за валютную политику Сообщества. Он представляет собой управленческий орган по валютной политике и проверяет соответствие экономики каждой страны по отношению к валютной политике. Он также состоит из двух министров от каждого государства, включая министра по финансам, который возглавляет делегацию. Комитет министров ВСЦА определяет общую политику Банка СЕМАК путем снижения и увеличения его капитала или активов и высказывает свое мнение относительно внесения изменений в Регламент, внесенный Советом управляющих банком, ратифицирует ежегодный отчет, одобренный им. Комитет министров ВСЦА дает свое мнение относительно выпуска новых банковских билетов, облигаций, металлических монет или их отзыва с рынка. Комитет министров ВСЦА и Совет министров ЭСЦА действуют посредством регламентов, директив, решений, рекомендаций и мнений;
  • Комиссия (бывший секретариат) является административным органом СЕМАК. Ее возглавляет Президент комиссии, который имеет своих заместителей. Президент отвечает за деятельность организации и представляет ее интересы перед судом или третьим лицом. Кроме того, Комиссия отвечает за подготовку встречи глав государств. Комиссия совместно с Председателем центрального банка отвечают за подготовку отчета перед Советом министров ЭСЦА и Комитетом министров ВСЦА. Они также принимают директивы, решения, регламенты, рекомендации и мнения в отношении других органов;
  • Банк центральных африканских государств (БЦАГ/ВЕАС) представляет собой международную организацию, действующую на основании международного договора между странами — членами СЕМАК, а также между СЕМАК и Францией (договор о паритете). Его главные цели заключаются в следующем:
  • — определение и ведение валютной политики Сообщества;
  • — выпуск банковских билетов, облигаций и монет;
  • — определение политики конвертирования в валюте;
  • — определение и урегулирование банковских резервов странчленов;
  • — поощрение лучших платежных систем и др.

БЦАГ имеет свое структурное подразделение во всех странах — членах организации. Штаб-квартира БЦАГ находится в Йаунде (Камерун).

Следует напомнить, что БЦАГ имеет давнюю историю и связан с колонизацией большинства стран Африки Францией. Она началась с созданием Банка Сенегала 1853 г. Далее Банк Западной Африки был создан для урегулирования валютной политики во Французской Западной Африке (A.O.F);

Банк развития (ст. 2 Договора) центральных африканских государств (БРЦАГ/BDEAC) представляет собой финансовое учреждение Сообщества. Место расположения штаб-квартиры БРЦАГ — Браззавиль (Конго). Однако он имеет свое подразделение в каждом государстве — члене СЕМАК.

Целью БРЦАГ является развитие экономических и финансовых институтов стран-членов. Он выполняет следующие функции:

  • — поощряет экономическое и социальное развитие;
  • — оказывает помощь странам-членам, субрегиональным институтам Центральной Африки, финансовым учреждениям и инвесторам в реализациях разных проектов развития;
  • — оказывает также финансовую помощь странам-членам, субрегиональным институтам, финансовым учреждениям и инвесторам в реализации проектирования программы развития;
  • — поддерживает малый и средний бизнес через финансовые институты.

Таким образом, БРЦАГ является главным импульсом развития субрегиона.

Необходимо отметить, что в целях автономии работы СЕМАК и его независимости от политического давления стран-членов было решено предоставить больше полномочий Секретариату, преобразовав его в Комиссии, путем пересмотра Договора.

Кроме того, в СЕМАК существует ряд технических агентств, институтов и комиссий, таких как Межгосударственная таможенная школа (МГТШ/EIED), Сельскохозяйственная экономическая комиссия (СХЭК/ CEBEVIRHA), Субрегиональный институт по статистике и прикладной экономике (СИСПЭ/ISSEA), Международная комиссия по бассейну реки «Конго» Убанги-Санга (MKPK/CICOS) и др.

Таким образом, механизм функционирования СЕМАК включает в себя институты, органы, технические агентства, комиссии и др.

Основными документами СЕМАК являются Договор о создании Организации 1994 г., другие конвенции, протоколы и иные нормативные акты, регулирующие деятельность различных институтов, технических агентств, комиссии устанавливающие права и обязанности главных органов. К ним относятся Дополнение к Договору о создании СЕМАК и о трансформации Секретариата в Комиссии 2007 г.; Конвенция, регулирующая экономический союз стран Центральной Африки 2008 г., Конвенция, регулирующая валютный союз стран Центральной Африки, Конвенция, регулирующая деятельность Суда, Конвенция, регулирующая деятельность Парламента, внутренние регламенты Суда, Статуты Суда, директивы, декларации и др.

Достижения СЕМАК заключаются в деятельности институтов, органов и в частности в работе технических агентств, комиссий и других структур, которые реализуют ряд проектов для развития субрегиона.

Здесь следует отметить, что экономика стран СЕМАКа основана на продуктах природных и сельскохозяйственных ресурсов, таких, как нефть, газ, алмазы, уран, какао-бобы, кофе, бананы и др. Таким образом, Организация уделяет особое внимание этим ключевым секторам. В связи с этим СЕМАК самостоятельно или совместно с другими международными партнерами реализует как долгосрочные, так краткосрочные проекты в этой области. Например, в целях обеспечения продуктами питания в достаточном количестве страны, являющиеся членами Организации, совместно с Всемирной продовольственной организации (ФАО) реализуют субрегиональную программу по развитию сельского хозяйства по посадке семян в зоне СЕМАК.

В рамках свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц страны СЕМАК достигли существенного прогресса. Можно отметить, что за исключением Экваториальной Гвинеи и Габона, отсутствуют визы между Чадом, Камеруном, Конго и Центральной Африкой. Кроме того, страны-члены пришли к соглашению о создании единого паспорта СЕМАК, что в дальнейшем будет способствовать свободному перемещению лиц в рамках СЕМАК. Многие прогрессы также достигнуты в области политической, социальной, экономической и в других сферах Сообщества.

Несмотря на вышеуказанные достижения в субрегионе существует ряд трудностей, препятствующих полной интеграции стран СЕМАК. Это прежде всего отсутствие демократии, политическая нестабильность, угроза терроризма в регионе (Боко харам и гражданская война: Центральная Африканская Республика, Чад, Конго, Камерун и др.), разный экономический уровень развития стран-членов. Ощущается нехватка финансирования со стороны стран — членов организации. Главными спонсорами остаются до сих пор европейские страны, в частности ЕС, а также неустойчивость экономики СЕМАК по причине отсутствия конкурентоспособности продуктов стран СЕМАК и отсутствие финансовой независимости. Так же, как после колонизации, финансовая система стран СЕМАК, как и Западный африканский валютный союз, остается под контролем французской казны в рамках единой европейской валюты — евро. Фактически также отсутствует обмен товаров между странами в связи с тем, что все они являются экспортерами в основном природных и сельскохозяйственных продуктов.

Следует отметить, что СЕМАК является динамичной развивающейся международной организацией, несмотря на трудности, которые она встречала с момента своего создания и с которыми она сталкивается по сей день. Кроме экономического развития и борьбы за улучшение условий жизни населения, СЕМАК представляет собой настоящий форум, способствующий диалогу между странами субрегиона. К сожалению, по историческим причинам сотрудничество между Советским Союзом (сейчас Россией) и СЕМАК отсутствовало.

Официальный сайт СЕМАК: URL: http://www.ceeac-eccas.org/index. php/fr/.

Учредительный акт: URL: http://www.cemac.int/sites/default/files/ documents/files/Traite_CEMAC.pdf.

Вопросы и задания для самоконтроля.

  • 1. Что такое СЕМАК?
  • 2. Назовите главные органы СЕМАК.
  • 3. Опишите структуру правления СЕМАК.
  • 4. В каком году было создано СЕМАК?
  • 5. Какие нормативные акты принимают Совет министров ЭСЦА и Комитет министров ВСЦА?
  • 6. Чем отличается Совет министров от Комитета министров?
  • 7. Какие основные документы регулируют деятельности СЕМАК?

Дополнительная литература.

  • 1. Абашидзе, А. X. Право международных организаций: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. X. Абашидзе., 2014.
  • 2. URL: http://www.igd.org.za/publications/occasional-papers/item/ download/32.
  • [1] URL: http: // www.cemac.int/organes-cemac.
  • [2] URL: http: // www.cemac.int/sites/default/files/documents/files/Traite_CEMAC.pdf.
  • [3] Французская Экваториальная Африка включает в себя Габон, Конго, Убанги-Шари (нынешняя Центральная Африканская Республика) и Чад со столицей (Браззавиль).Необходимо отметить, что, для того чтобы осуществить полный контроль над своимизаморскими территориями, Франция разделила свои колонии на регионы.
  • [4] URL: http: //data.bnf.fr/13 132 682/union_douaniere_equatoriale/
  • [5] Здесь следует отметить, что Камерун изначально был одной из редких колонийГермании в Африке. В результате поражения Германии после Первой мировой войныстрана перешла под мандат Франции и Англии.
  • [6] URL: http: // www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/afdi_0066−3085_1968_num14_l_1484.
  • [7] Экваториальная Гвинея так же, как Камерун, не являлась франкоязычной страной.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой