Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Прокурорский надзор за исполнением законодательства в деятельности высших учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закон «о воинской обязанности и военной службе», Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовые основы регулирования деятельности высших учебных заведений
  • Ы. Нормативная основа конституционного права на образование
    • 1. 2. Организация деятельности высших учебных заведений в соответствии с действующим законодательством и законопроектом
  • Об образовании в Российской Федерации"
    • 1. 3. Полномочия органов государственной власти в области высшего профессионального образования
    • 1. 4. Соотношение прокурорского надзора и государственного контроля за исполнением образовательного законодательства
  • Глава 2. Состояние законности в сфере деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования

2.1.Нормативные гарантии реализации права на высшее профессиональное образование. Роль лицензирования и государственной аккредитации высших учебных заведений в обеспечении конституционного права на образование.

2.2.Особенности проведения процедуры самообследования вуза как подтверждение фактического уровня и качества подготовки специалистов, а также условий реализации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

2.3. Систематизация нарушений, выявляемых в ходе прокурорского надзора за исполнением законодательства в деятельности высших учебных заведений.

Глава 3. Организация прокурорского надзора за деятельностью образовательных учреждений высшего профессионального образования.

3.1. Организация работы прокурора по надзору за соблюдением законности в деятельности высших учебных заведений.

3.2. Особенности осуществления прокурорского надзора за деятельностью негосударственных высших учебных заведений, как основа обеспечения их ответственности.

3.3. Пути повышения эффективности надзорной функции прокуратуры.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства в деятельности высших учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Реформирование экономической и социальной сфер, развитие демократических основ жизни общества вызвали значительные преобразования в системе профессионального образования: создание учебных заведений различных организационно-правовых форм, развитие системы платного обучения, расширение академических прав и свобод высших и средних специальных учебных заведений. Изменился не только сам процесс обучения, но и отношения между его участниками.

Обеспечение системного и функционально более полного регулирования общественных отношений в сфере образования, направленное на реализацию конституционного права на образование и соответствующих государственных гарантий, повышение доступности образования и его качества, внедрение новых форм, моделей, технологий образовательной деятельности, ведение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования в рамках единого образовательного пространства страны являются насущной потребностью современного этапа развития.

Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой — ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование. В соответствии со статьей 72 Основного Закона вопросы образования относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Данные конституционные положения получают свое развитие в федеральном законодательстве, главным образом в Законе Российской Федерации «Об образовании», устанавливающем, в частности, распределение полномочий по обеспечению конституционного права на образование между органами государственной власти двух уровней.

Возникновение новых тенденций в развитии высшего профессионального образования, связанных с проведением его реструктуризации, внедрением механизма финансирования соответственно объему и качеству оказываемых услуг, усилением интеграционных процессов в мировое образовательное пространство (вхождение в Болонский процесс), вызывают необходимость комплексного исследования имеющейся нормативно-правовой базы и практического опыта в сфере образовательной деятельности в целях его дальнейшего совершенствования. Однако приходится констатировать, что в области обеспечения прав граждан на образование в настоящее время возникают новые проблемы. В последнее время значительно увеличилось количество грубых нарушений образовательного законодательства: участились случаи коррупционных проявлений, имеют место случаи ведения образовательной деятельности без наличия лицензий и прохождения процедуры государственной аккредитации, не всегда обеспечиваются надлежащие условия безопасности, что приводит к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социальной напряженности.

Современное состояние системы образования в целом и правового положения образовательных учреждений высшего профессионального образования, в частности, можно оценивать как переходное. Это связано с реформаторскими тенденциями в государственной политике по отношению к социальной сфере и, в частности, к образованию, которая резко изменила вектор в 2011 году.

Реализация конституционного права на образование в высшем учебном заведении характеризуется рядом существенных особенностей, которые подлежат подробному изучению и последующей четкой правовой регламентации в целях повышения гарантированности конституционного права на образование в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Действующим законодательством на федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов федерации в сфере образования возложены полномочия по обеспечению контроля за деятельностью образовательных учреждений, достаточно пристальное внимание проблемам обеспечения права на образования в Российской Федерации уделяют и общественные институты, однако, этого, как показывает практика, оказывается в ряде случаев недостаточно.

В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за исполнением законодательства в деятельности высших учебных заведений в Российской Федерации.

Практика прокурорской деятельности свидетельствует о продолжающемся росте нарушений образовательного законодательства в Российской Федерации. Если в 2007 г. прокурорами выявлено более 150 тыс. нарушений образовательного законодательства, то в 2010 г. всего выявлено почти 170 тыс. нарушений прав граждан на получение и реализацию образования.

Однако не следует основной акцент делать на соблюдение законодательства о высшем образовании, поскольку деятельность высших учебных заведений неотъемлемо сопряжена с исполнением других законов: законодательства о воинской обязанности и военной службе, о труде, о пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии и т. д. в этой связи комплекс проблемных вопросов в деятельности вузов существенно расширяется.

Приведенные аргументы в полной мере подтверждают необходимость глубокого анализа проблем совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере деятельности учреждений высшего профессионального образования.

Необходимо обратить внимание и на коренное реформирование системы образования. Здесь уместно вспомнить об общенародном обсуждении законопроекта «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, выработка принципиальных и концептуальных положений по повышению результативности прокурорского надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере в настоящее время представляется особо актуальным, что и предопределило проведение настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Вопросы деятельности органов прокуратуры в сфере образовательной деятельности в частности вопросы прокурорского надзора за исполнением законов в указанной сфере нашли широкое отражение в юридической науке.

К сожалению, анализ научных, в первую очередь, диссертационных исследований, выявил недостаточную исследованность обозначенной проблемы. Вопросам прокурорского надзора в сфере высшего образования посвящены лишь единичные работы, среди которых выделим работу H.H. Макеева1. К тому же данные исследования проводились до периода коренного реформирования сферы высшего образования.

Исходной теоретической базой диссертации послужили научные исследования Алексеева А. И., Ашурбекова Т. А. Батеевой Е.В., Барабановой С. В., В. И. Баскова, В. М. Белецкого, А. Д. Берензона, С. Г. Березовской, Н. Д. Бут, В. П. Верина, Ю. Е. Винокурова, А. Ю. Винокурова, И. С. Викторова, A.A. Власова, Б. В. Волжен, Булгаковой С. Н., Бессарабовой Т. В., Бессарабова В. Г., Брючко A.M., Бойкова А. Д., Воронова A.A., Власова A.A., Сухарева, А .Я., Гайсиной A.B., Граничиной O.A., Глущенко П. П., Гонибесова Д. А., Денисовой Е. Э., Ефремова А. Ф., Ергашева Е. К, Ереминой Н. В., Ермакова A.B., Женетль С. З., Журбина Р. В., Казора Н. Ф., Казариной А. Х., Лейфа A.B., Липкиной Е. Д., Лысенкова В. И., Мадякина Д. А., Мирзоева Г. Б., Мельника.

1 Макеев H.H. Прокурорский надзор за исполнением законов о высшем профессиональном образовании в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — Москва, 2005. — 236 с.

В.В., Мархгейм М. В., Макеева H.H., Маматова М. В., Николаева A.B., Назарова С. Н., Стуканова А. П., Сигитовой Н. В., Скоблевой Э. И., Седышева.

A.Г., Сухочева В. И., Субановой Н. В., Ткачевой H.A., Тризно И. Н., Устименко И. В., Щербининой И.В.

Следует также особо отметить труды работников сферы образования, уделивших внимание теоретическому обобщению проблем современных вузов: В. Г. Кинелева, В. М. Жураковского, В. А. Зернова, O.E. Кутафина, В. А. Садовничего. Различные аспекты региональной высшей школы получили теоретическую разработку Н. С. Голубковой, Т. В. Грачевой, Т. Н. Матюшевой, О. А. Тепляковой, E.H. Богачевым, А. Е. Ивановым, Е. А. Князевым, Э. П. Комаровой, В. Н. Костровой, Кочетовой С. М., П. К. Милюковым, А .Я. Савельевым, Я. Е. Львовичем, A.A. Тарановым, Ш. Х. Чанборисовым, Г. И. Щетининой, В. П. Яковлевым, Л. Б. Александровой, Е. Д. Волоховой, З. П. Дащинской, А. Н. Козыриным, С. В. Куровым, Г. А. Лукичевой, В. В. Насонкиным, И. А. Рожковым, В. М. Сырых,.

B. И. Шкатуллы и др.

Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закон «о воинской обязанности и военной службе», Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, иное федеральное и региональное законодательство. Отдельной строкой исследования служил прошедший общественное обсуждение Законопроект «Об образовании в Российской Федерации». В диссертационном исследовании использовались указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также ведомственные нормативные акты — приказы, указания, информационные письма Генерального прокурора Российской Федерации.

Объект и предмет исследования. Объект диссертационного исследования составили объективные процессы и явления, возникающие в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, совокупность правоотношений, возникающих в процессе осуществления указанного направления прокурорского надзора, нормативно-правовая база образовательной деятельности и ее применение в прокурорской практике, а также объективные процессы и явления, возникающие в ходе осуществления прокурорского надзора за деятельностью высших учебных заведений.

Предметом исследования являются вопросы, определяющие основные тенденции развития прокурорского надзора за исполнением законов в сфере деятельности учреждений высшего профессионального образования, проблемы указанного направления прокурорского надзора, устранения и предупреждения правонарушений в сфере деятельности учреждений высшего профессионального образования.

Цель настоящего исследования состоит в разработке системы теоретических положений и конкретных рекомендаций по совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законов в сфере деятельности учреждений высшего профессионального образования.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— исследовалось законодательство, регулирующее прокурорский надзор за исполнением законов в сфере деятельности учреждений высшего профессионального образования;

— анализировалась практика прокурорского надзора за исполнением законов сфере деятельности учреждений высшего профессионального образования;

— определялись особенности прокурорского надзора за исполнением законов сфере деятельности учреждений высшего профессионального образованиявырабатывались и обосновывались предложения по совершенствованию действующего законодательства, определяющего основы прокурорского надзора за исполнением законов сфере деятельности учреждений высшего профессионального образованиявырабатывались конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности прокурора в сфере деятельности учреждений высшего профессионального образования.

Методологические основы исследования. Основой диссертационного исследования выступили диалектический метод как всеобщий метод научного познания правовых явлений и системный подход, который позволил показать комплексность исследования. Нами использованы общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, такие, как исторический, сравнительно-правовой, логико-правовой, статистический, социологический.

Основные выводы исследования базировались на трудах ведущих специалистов в области прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образовательной деятельности.

Эмпирической базой исследования выступают: материалы практики прокурорских проверок (справки, обзоры, докладные записки, акты реагирования и другие материалы, сосредоточенные в Генеральной прокуратуре РФ и прокуратурах субъектов федерации) исполнения законов в сфере образовательной деятельности за 2008;2011 гг., данные статистики — результаты прокурорского надзора в указанной сфере за 2008;2011 гг.- результаты опроса 100 прокурорских работников из пяти регионов страны (Московская, Воронежская, Липецкая области, Краснодарский край), проведенного по специально разработанной анкете1;

1 См.: Приложение 1. опубликованные в периодической печати и в Интернете сведения о работе контролирующих органов (в особенности, органов прокуратуры) различных регионов страны.

Информационной базой исследования стали правовые информационно-справочные системы «Консультант плюс», «Гарант», «Референт». При выполнении настоящей работы активно использовались ресурсы сети Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является первым монографическим исследованием содержания и специфики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере деятельности учреждений высшего профессионального образования (любых организационно-правовых форм) в современной России. Впервые комплексно исследован спектр вопросов, касающихся сущности, особенностей и практического осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере деятельности учреждений высшего профессионального образования на современном этапе развития российского общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Определена специфика прокурорского надзора за исполнением законов в сфере деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования.

2. Дано авторское содержание предмета прокурорского надзора за исполнением законов в сфере деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования. Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства образуют три направления: а) соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов в сфере деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, нормативно-правовых актов об образовании (исходящих от высших органов государственной власти и имеющих механизм исполнения закона) федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями образовательных учрежденийб) соответствие правовых актов, издаваемых в сфере высшего образования указанными органами и должностными лицами, законам об образовании, нормативно-правовым актам об образовании (исходящих от высших органов государственной власти и имеющих механизм исполнения закона) — в) соблюдение указанными органами и должностными лицами прав граждан на высшее профессиональное образование.

3. Обоснована необходимость организационно-методического выделения прокурорского надзора за исполнением законов в сфере деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования в самостоятельное направление на основе следующих основополагающих факторов: а) перехода российской социальной сферы от командно-административной системы хозяйствования к рыночной, основанной на свободе отношений предпринимательствеб) специфики предмета и задач указанного направления прокурорского надзорав) неудовлетворительного состояния законности в сфере образовательной деятельностиг) достаточной сложности указанного направления прокурорского надзора.

4. В качестве определяющего элемента прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности высших учебных заведений, обеспечивающей качество образовательного процесса, автором выделяются результаты прохождения процедуры самообследования.

5. С учетом имеющейся статистики и изменений в законодательстве автором выделяются и классифицируются наиболее опасные противозаконные проявления в сфере деятельности учреждений высшего профессионального образования.

6. Предлагаются рекомендации по совершенствованию ведомственных нормативно-правовых актов Генеральной Прокуратуры и практики прокурорского реагирования на выявленные правонарушения в сфере деятельности учреждений высшего профессионального образования (в частности, раскрывается содержание адекватного избрания средств прокурорского реагирования применительно к конкретным возникающим при осуществлении надзора ситуациям).

7. Автор поддерживает позицию о разделении органов надзора и органов контроля за исполнением образовательного законодательства. Функцию надзора осуществляют только органы прокуратуры, причем в сферу их юрисдикции подпадают и органы контроля. Контрольные же функции реализуют контролирующие органы, каждый в пределах предоставленных ему законом полномочий.

Автор полагает, что законодатель необоснованно уполномочивает органы Рособрнадзора Министерства образования и науки РФ и надзорными, и контрольными функциями.

8. Эффективность деятельности органов прокуратуры во многом зависит от создания инновационной системы информационно-правового обеспечения, которая позволит прокуратурам различных субъектов Российской Федерации обмениваться положительным опытом. Диссертант предлагает создать в системе органов прокуратуры единую автоматизированную систему, соответствующую структуре прокуратуры Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации). В данной системе предлагается выделить специальный раздел «Прокурорский надзор за исполнением образовательного законодательства», содержащий в себе всю базу данных этого направления прокурорского надзора. Автор обосновывает необходимость включения в систему учета статистических данных о выявленных правонарушениях и мерах прокурорского реагирования по данному направлению надзорной деятельностианалитически обработанных данных статистикипланирования надзорной деятельностисведений о наиболее актуальных проблемах прокурорского надзора за исполнением образовательного законодательства, о грубых нарушениях образовательного законодательства с характерными примерами из прокурорской практикио поступающих в прокуратуру обращений граждан в связи с нарушениями их образовательных прав. Кроме того, предложено выделить подраздел, обеспечивающий доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование прокуроров о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Разработанные в исследовании теоретические выводы и положения относятся к виду деятельности прокуратуры, не получившей должного освещения в правовой литературе. Теоретические положения работы могут быть использованы при совершенствовании законодательства, определяющего организацию прокурорского надзора за исполнением законов в образовательной сфере.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе могут быть разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора в указанной сфере.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Диссертация подготовлена в Российской академии адвокатуры и нотариата (г. Москва), где осуществлялось ее предварительное обсуждение и предварительная экспертиза. Ряд положений диссертационного исследования излагались в докладах и сообщениях, представленных на научно-практических конференциях различного ранга (общероссийских и международных научных конференций) с широкой географией (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Липецк, Курск, Воронеж, Волгоград).

Тематика научных конференций подбиралась с таким расчетом, чтобы максимально приблизить рассматриваемые на них вопросы к проблемам, рассматриваемым в настоящем диссертационном исследовании.

Материалы диссертации неоднократно использовались в проводимых Комитетом по образованию Государственной Думы РФ обсуждениях Законопроекта «Об образовании в Российской Федерации».

Материалы диссертации используются автором при чтении лекций по курсам «Правоохранительные органы», «Прокурорский надзор» на юридическом факультете Российского Нового Университета (г. Москва), а также в образовательном процессе Российской Академии адвокатуры и нотариата (г. Москва).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 19 работ общим объемом более 20 п.л. в виде монографии, научных статей, 4 из которых — в ведущих российских юридических журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, материалов докладов на конференциях. Указанные публикации подтверждают достоверность полученных в диссертации результатов.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения (выводов), библиографии (включая публикации автора), приложений. Работа содержит 278 страниц машинописного текста (включая приложения), из них основного текста 201 страницу, библиографию из 358 наименований.

Заключение

.

В настоящей работе исследована одна из актуальных проблем современной прокуратуры — проблема необходимости надзора прокуратуры за исполнением законодательства в деятельности высших учебных заведений в России. Содержание данного направления прокурорской деятельности весьма специфично и значимо в условиях становления правого государства и гражданского общества, коренного реформирования сферы образования, в связи с чем прокуратура занимает особое место в системе органов государственной власти России. Возложение на прокуратуру надзорных функций обусловлено правовым статусом органов прокуратуры, который является специфичным.

В ходе исследования проблемы надзора прокуратуры в указанной сфере отношений удалось обозначить органы прокуратуры в системе органов государственной власти, которые занимают важное место гаранта реального обеспечения прав граждан на образование (высшее, в частности), поскольку являются наиболее действенными органами в защите прав граждан, представляют единую централизованную систему, призванную защищать и охранять права и свободы человека и гражданина с позиций единства законности при помощи актов прокурорского реагирования. В ходе исследования выявлены и недостатки в деятельности прокуратуры, что позволило внести законодательные предложения, устраняющие отмеченные законодательные недостатки.

В государственном механизме России органы прокуратуры не принадлежат ни к одной из ветвей власти. Независимость от органов власти и местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, недопустимость вмешательства в деятельность органов прокуратуры определяют специфический государственно-правовой статус прокуратуры и особое место в системе органов власти. Надзорная деятельность прокуратуры должна стать в качестве основополагающей функции прокуратуры, определять ее профилирующую специализацию, которая способна обеспечить законность в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина на должном уровне.

Постепенное развитие механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина должно способствовать расширению пределов прокурорского надзора.

Деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законодательства в деятельности высших учебных заведений, требующая серьезной законодательной регламентации должна являться основным началом отрасли надзорно-охранительного прокурорского права, которая имеет свой собственный предмет и метод правового регулирования.

Осуществление надзора за исполнением законодательства в деятельности высших учебных заведений осуществляется на основе принципа широты правовой базы, принципа недопустимости подмены прокуратурой государственных органов и должностных лиц, осуществляющих специализированный контроль в указанной сфере, принципа невмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов и иных принципов.

Важным элементом в повышении эффективности надзорной деятельности прокуратуры считаем совершенствование ведомственных нормативно-правовых актов Генеральной прокуратуры. В частности необходимым является принятие специального Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации работы органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением образовательного законодательства», проект которого приложен ниже.

Указанные меры, а также те, которые предложены в ходе настоящего исследования, по мнению автора, положительно отразятся на эффективности и результативности надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, что способствовало бы укреплению законности в России в целом.

Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание и на необходимость внесения в образовательное законодательство изменений, которые, с нашей точки зрения, позволят обеспечить право граждан на высшее образование.

Нормативное закрепление социальных гарантий государства на федеральном уровне имеет особое значение для сохранения доступности образования в условиях невысокого платежеспособного спроса большей части граждан: по данным Росстата 80% граждан нашей страны имеет ежемесячный доход не более 25 тысяч рублей и для этих людей государственные гарантии означают единственную возможность получить бесплатное качественное образование1.

Для объединения усилий различных общественных групп и сегментов экономики в вопросах развития системы образования предлагается ввести в законопроект нормы, расширяющие возможности их участия в финансировании деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений. Возможность соучредительства в том числе повысит мотивацию региональных и муниципальных органов государственной власти к участию в инновационных и инвестиционных программах развития вузов, существенно увеличит эффективность выполнения задач, обеспечивающих модернизацию экономики на всех уровнях, и одновременно позволит интегрировать всю образовательную систему.

В целях обеспечения надлежащего исполнения образовательной организацией высшего профессионального образования обязательств по договорам об оказании платных образовательных услуг, а также при выполнении государственных (муниципальных) заданий по приему граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации необходимо внести в законодательства изменения, связанные с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности образовательной организации.

1 Письмо Председателя Российского союза ректоров В. А. Садовничего № 34−1771 от 10.11.2011 г.

В частности,.

1. Обучающийся, которому причинен ущерб некачественным образованием, (законный представитель обучающегося) по своему выбору вправе потребовать от образовательной организации и за ее счет:

1) прохождения повторного обучения в необходимом объеме в той же образовательной организации;

2) прохождения повторного обучения в необходимом объеме в другой образовательной организации, имеющей соответствующую лицензию и государственную аккредитацию и реализующей тождественные или близкие по содержанию образовательные программы в рамках одного и того же федерального государственного образовательного стандарта (федеральных государственных требований);

3) выплаты соразмерной денежной компенсации без прохождения повторного обучения.

При этом обучающийся (законный представитель обучающегося) вправе потребовать также полного возмещения убытков и морального вреда, причиненных некачественным образованием.

2. Решение о возмещении ущерба, причиненного некачественным образованием, принимает суд по заявлению обучающегося (законного представителя обучающегося), если образовательная организация не признает и не возместит причиненный ущерб в добровольном порядке.

В случае прекращения деятельности образовательной организации, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательной организации государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации образовательная организация обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы.

Развивая тезис о том, что прокуроры могут заявлять иски в суд в случаях нарушения прав и свобод значительного числа граждан, а не только ограниченных в возможностях, в ст. 45 ГЖК РФ необходимо прямо предусмотреть возможность прокурору направлять исковые заявления в суд в случаях выявленных нарушений законодательства о высшем профессиональном образовании и заявления на противоречащие закону локальные правовые акты.

Устранение указанных выше причин и условий совершения допускаемых нарушений закона будет способствовать улучшению состояния законности в сфере получения высшего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года// Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Всеобщая декларация прав человека // Международные нормы о правах человека и применении их судами РФ: практическое пособие. -М., 1996. -С. 65−69.
  3. Болонская декларация 1999 г. // Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения /Под общ. ред. В. А. Туманова и Л. М. Энтина. М.: Норма, 2002, — 133 с.
  4. Доктрина информационной безопасности РФ // Российская газета. -2000. 28 сентября.
  5. Европейская Конвенция о защите прав, человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СЗРФ. 2001. — № 2. — Ст. 163.
  6. Европейская социальная хартия (в редакции 1996 г.) // Правозащитник. 1999. — № 2. — Ст. 32−53.
  7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод / Права человека: сборник документов / Сост. докт. юрид. наук, проф. О. О. Миронов. 2-е изд., М.: Издательство «Экзамен», 2006. 128 с.
  8. Конституция Российской Федерации 1993 г. -М., 1993.
  9. Конституционное право России. Сборник нормативно-правовых актов в 2-х томах / Отв. ред. O.E. Кутафин- сост. H.A. Михалева. М., 1998.
  10. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизма защиты прав человека. Сборник РАН. Ин-т государства и права / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1994. — 234 с.
  11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2004. — 24 апреля.
  12. Приказ Генерального прокурора РФ № 141 от 13.11.2000. «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // Собр. Законодательства РФ. -2001. -18 января.
  13. Приказ Генерального прокурора РФ от 18 июля 1997 г. № 42 «Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации».
  14. Приказ министра финансов РФ № 148 н от 30.12.2008 г. «Об утверждении инструкции по бюджетному учету».
  15. Постановление Правительства РФ № 1065 от 29.12.2008 г. «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями».
  16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // СЗ РФ, — 2002. -№ 1.
  17. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. // СЗ РФ. -1998.-№ 14.-Ст. 1514.
  18. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202−1/ Собрание законодательства РФ. 1995. № 47- Российская газета 2003. № 126.
  19. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 30.03.1998. № 13. Ст. 1475.
  20. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
  21. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. //Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
  22. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 25-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
  23. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 //Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
  24. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
  25. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
  26. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ. //Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.
  27. Федеральный закон № 308-Ф3 от 03 ноября 2006 г. «Об автономных учреждениях».
  28. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (п. 2.6). Утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р //Официальные документы в образовании. 2002. № 4.
  29. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29.09.1994 г. № 7 //Российская газета. 1994. 26 ноября.1. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
  30. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Изд-во НОРМА, 2001.-752 с.
  31. Л.Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. Практическое пособие. М., 1996. — 342 с.
  32. Т.А. Национальные проекты как приоритеты деятельности прокуратуры: функциональные, организационно-управленческие и методические аспекты. М., 2006. — 320 с.
  33. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 1996. — 735 с.
  34. С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Монография. Казань: изд-во Казанского университета, 2004. 340 с. (21,25 п.л.).
  35. H.A. Система науки конституционного права. М.: Юристъ, 2001.-289 с.
  36. С.П. Личность в системе нравственных отношений. -Минск: Наука и техника, 1988. 107 с.
  37. .С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. Пос. для самообразования. М.: Пед. о-во России, 2001.-520 с.
  38. В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. -М.: Изд-во «Альфа». М, 2005. — 352 с.
  39. К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные ораны: Учеб. для студентов юрид. вузов и факультетов / Под ред. К. Ф. Гуценко. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000.
  40. В.В., Гурлев A.B. Социальное государство и общество. СПб, 2002. 156 с.
  41. В. Права и свободы граждан Российской Федерации. М., 1997.
  42. H.H. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. -М.: Высшая школа, 1988. 144 с.
  43. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
  44. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию 1994−2005 гг. Текст. -Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006.-400 с.
  45. B.C. Правовая конфликтология: Курс лекций. Ч. 3. -Владимир: Владимирский гос. ун-т, 2004. -204 с.
  46. .З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. — 320 с.
  47. Комментарии и разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» / Кириллова Н. П., Лукичев Ю. А., Рохлин В. И. и др.-СПб., 1999.
  48. Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996.
  49. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. С приложением ведомственных нормативных актов / Под общ. ред. Ю. И. Скуратова. М., 1996.
  50. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» /Е.В. Буслов, И. М. Верещака, М. И. Вильчек и др.- Отв. ред. В.И. Шкатулла- Инт законодат. и сравнит, правоведения при Правительстве РФ. М.: Юристъ, 1998.-556 с.
  51. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Ин-т законодат. и сравнит, правоведения при Правительстве РФ- Под общ. ред. В. М. Серых, Е. В. Буслова М.: Филинъ- Юстициформ, 1998. — 368 с.
  52. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 1996. — С. 535.
  53. А.П., Изосимов СВ., Бокова И. Н. Проблемы назначения и исполнения наказаний по преступлениям, совершаемым в сфере экономической деятельности // Юрист. 2000. № 2-
  54. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. -М.: Юристъ, 1995.-480 с.
  55. И.А., Воробьев О. В., Колесова Н. С. Механизм прав и свобод граждан // Права человека: проблемы и перспективы. М., 1991. — 160 с.
  56. Е.А. Правовое государство и обеспечение прав человека // Права человека: проблемы и перспектива. М., 1990.
  57. Г. Б. Правоохранительная деятельность государства и вопросы общественного контроля. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2007.376 с.
  58. A.B. Административный надзор в России: теоретические основы построения: монография / A.B. Мартынов — под ред. Ю. Н. Старилова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. 183 с. (11,5 п.л.).
  59. В.И., Мельников В. М. Конфликтология: Учебное пособие. Воронеж, 2004. — 290 с.
  60. В.И., Тарасов Б. В. Системная теория конфликта: Монография. М.: Майор, 2011. — 336 с.
  61. A.B. Формирование и развитие человеческого капитала в современной системе российского высшего образования: монография / A.B. Николаев. М.: ЗАО «Финпресс», 2011. — 7,2 п.л.
  62. Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996, -438 с.
  63. Права человека- Учебник для вузов / Отв. ред. чл.-корр. РАН, д-р. юрид. наук Е. А. Лукашева. М.- Издательство НОРМА, 2003. — 573 с.
  64. Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. чл.-корр. РАН, д-р юрид. наук Е. А. Лукашева. М.- Издательство НОРМА, 2005.-464 с.
  65. Правовое регулирование образовательной деятельности: учеб. пособие / под ред. В. М. Сырых. -М., 2003.-121 с. .
  66. Прогноз изменения численности молодежи Российской Федерации (2007/08 2012/2013 годы). — М.: Центр социального прогнозирования, 2008. -128 с.
  67. Прокурорский надзор. Учебник для вузов /Под ред. заслуженного юриста РФ, д. ю. н., проф. А. Я. Сухарева. М.: Издательство Норма, 2003. -480 с.
  68. Прокурорский надзор. Учебник. / Винокуров Ю. Е. и др./ Под ред. Ю. Е. Винокурова. 5-е изд. перераб. и доп. — М.: Юрайт — Издат, 2003. — 461 с.
  69. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Ю. Е. Винокурова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд-во «Экзамен», 2006. — 545 с.
  70. Правоохранительные органы. Учебник / Под общ. ред. H.A. Петухова и Г. И. Загорского. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 576 с.
  71. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995. — 269 с.
  72. В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение. С-Пб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. — 305 с.
  73. А.Х. Общепризнанные права человека. М.: МЗПРЕСС, 2004. -267 с.
  74. , Э.И. Модернизация системы высшего профессионального образования: организационно-экономический аспект / Э. И. Скоблева. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. -280 с.
  75. Ю.И. Конституционные основы места прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации / Ю. И. Скуратов, В. И. Шинд // Конституционная законность и прокурорский надзор: сб науч. тр. М.: Манукрипт, 1994.- 327 с.
  76. Тер Акопов A.A. Безопасность человека: Социальные и правовые основы. — М.: Норма, 2005. — 272 с.
  77. Н.П., Попов В. А. «Методы социально-экономического прогнозирования. М- изд-во ВЗПИ, А/О «Росвузнаука», 1992.- 228 С.
  78. A.A. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. Учеб. пособ. -М., 2001.
  79. В. М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы: доклад. М., 2000. — 61 с.
  80. В. И. Образовательное право / В. И. Шкатулла. М., 2001. — 215 с.
  81. Ю.В. Юридическая психология. М. Новый юрист, 1998.-448 с.
  82. .С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: «Норма», 2007.- 384 с.
  83. .С. Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы) М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.- 375 с.
  84. Этика сотрудников правоохранительных органов. М.: Изд-во «Щит-М», 2003.-524 с.
  85. I. Статьи, периодические издания
  86. Т. Прокурорский надзор и национальные государственные интересы России // Законность. 2002. № 3. — С. 2−5.
  87. A.M. Задачи и функции правоохранительной службы // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 5. С. 26−27 (0,3 п.л.) —
  88. Т.А. Сохранить правозащитный потенциал прокуратуры // Законность. 2002, № 11. 0,5 п.л.
  89. Т. А. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ: к вопросу о предмете // Законность. 2005, № 1. 0,4 п.л.
  90. В.Г. Место прокуратуры в государственном механизме современной России // «Законность» 2000. № 1.
  91. В.Г. Надзор за исполнением законов важное направление деятельности Российской прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина // Прокурорская и следственная практика. — 2004. № 3−4. -С.33−54.
  92. В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране // Журнал российского права. 2003. № 9. С. 22−24.
  93. В.Г. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Тк Велби. Изд-во Проспект, 2006. — 536 с.
  94. C.B. Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на высшее профессиональное образование//Право и образование. 2002. — № 6. С. 121−135 (1 п.л.).
  95. C.B., Д.Н. Бахрах. Проблемы и пробелы правового регулирования ответственности в сфере образования// Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 3, выпуск 2. 2008. — М. — ФЦОЗ. — 5163 (1,5 п.л.).
  96. A.A. Катаракта на «око государево» // Российская юстиция.2001. № 8. С. 35−38.
  97. A.A. Участие прокурора в судебном разбирательстве // Учебно-практическое пособие. Ульяновск. Изд. «Ульяновский Дом печати».2002. 367 с.
  98. A.A. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой основных социальных прав и свобод граждан // Методические рекомендации. Под ред. Власова А. А. (коллектив авторов). М., Изд. НИИ Генеральной прокуратуры РФ. 2006. 45 с.
  99. A.A. Прокурорский надзор в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина // Учебное пособие (совместно с Джамбулатовым С. И.). Кисловодск. Изд. КГТИ. 2008. 136 с.
  100. A.A. Современная прокуратура не отнять и не прибавить. М., ЭЖ-Юрист. № 7. 2001. — 0, 3 п. л.
  101. А. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов // Законность. 2006. № 4. — С. 10−13.
  102. А.Ю., Воронов A.A. Национальное своеобразие в идеях социализма и защиты прав человека в России // Закон и право. 2006. — № 8. -С. 79−80.
  103. A.A., Львович И. Я. Социальная безопасность в сфере деятельности государства и ее системно-правовой анализ // Информация и безопасность. 2005. — № 2. — С. 13−16.
  104. A.A., Комаров А. И. О прокурорском надзоре // Воронежский адвокат. -2005. -№ 4. С. 16−17.
  105. A.A. Согласие прокурора // Воронежский адвокат. 2006. — № 9. — С. 14−15.
  106. A.A. О прокурорском надзоре в деятельности адвоката /A.A. Воронов, А. И. Комаров // Адвокатская практика. 2005. — № 6. — С. 32−34.
  107. A.A. Защита прав человека основа правового государства // Современные проблемы борьбы с преступностью: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Воронеж, 2003. — С. 26.
  108. A.A. Кто гарантирует защиту прав и свобод человека? // Актуальные проблемы профессионального образования: Подходы и перспективы: Сборник материалов всероссийской научно-методической конференции. Воронеж, 2003. — С. 143−144.
  109. A.A. Практическая реализация гарантий прав и свобод человека как базис построения гражданского общества // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Материалы 4-ой
  110. Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2006. — С. 206 207.
  111. A.A. Внесудебные механизмы защиты прав граждан / A.A. Воронов // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Материалы 5-ой Международной юбилейной научно-практической конференции. Воронеж, 2007. — С. 46.
  112. A.A. Социальное предназначение правовой системы / A.A. Воронов // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Материалы 5-ой Международной юбилейной научно-практической конференции. Воронеж, 2007. — С.47.
  113. Г. Е., Дряхлов С. К., Маклаков А. Г. Профессионально важные качества юриста // Проблемы совершенствования правовой системы в России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб, 2004. -С. 134−137.
  114. , Д. А. Конфликтологическая составляющая в деятельности прокуратуры РФ / Д. А. Дьячков // Бизнес в законе. 2008. — № 3. — С. 34 — 36.
  115. , Д. А. Деятельность прокуратуры РФ по урегулированию правовых конфликтов в современной России / Д. А. Дьячков // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2007. — № 10. — С. 74 — 76.
  116. , Д. А. Проблемы прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления (на примере Ярославской области) /Д. А. Дьячков // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. -2007.-№ 12.- С. 77−80.
  117. , Д. А. Основная функция прокуратуры правозащита / Д. А. Дьячков // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. -2008. -№ 1.- С. 71.
  118. С.П. Обеспечение прав личности, интересов общества и государства приоритетная составляющая судебно-правовой реформы // Журнал российского права. -2001.-№ 11.-С. 41.
  119. В.А. Правовое общество как основной целеполагающийидеал правовой политики Российского государства // Право и образование. -2005.-№ 3,-С. 145.
  120. Ю. Возбуждение уголовных дел по материалам прокурорских проверок // Законность. 2005. № 4. — С. 30−33.
  121. И.В. Механизм- реализации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Государство и право. 1997. — № 1. -С. 76−82.
  122. Д.А. Личность и правовое государство. // Право и образование. № 5. — 2003. — С. 4−14.
  123. Д.А. Государство и правовое государство // Право и образование. 2003. — № 6. — С. 4−26.
  124. Е.В. Прокурорский надзор гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2003. № 2. -С.23−27.
  125. В. Защита прав и интересов несовершеннолетних // Законность. 2005. № 9. С. 17−19.
  126. В.Ф. Социология права и правовая культура // Гражданин и право. 2006. — № 6. — С. 3−11.
  127. В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. -М., 1998. С. 4.
  128. В. Кадровая политика в высшей школе: проблемы и тенденции / В. Корольков, В. Взятышев, Л. Романкова // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 7−17.
  129. М.И. Конституционные основы социального государства и социальных прав народа и человека // Закон и право. № 11.- 2005. — С. 12−13.
  130. Е.Д. Развитие конкуренции на рынке образовательных услуг / Е. Д. Липкина // Перспективы и пути развития экономики региона: материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2006. -№ 7.-С. 67−71.
  131. Е.Д. Проблемы реформирования высшей школы в современных условиях / Е. Д. Липкина, В. В. Завгородняя // Восьмые апрельские экономические чтения: межвузовский сборник научных трудов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.-С. 127−134.
  132. H.H. Прокурорский надзор в сфере высшего профессионального образования: необходимость совершенствования // Российский юридический журнал. 2001. № 4. С. 23.
  133. В.О. Обеспечение законности при реализации прав и свобод человека и гражданина // Гражданин и право. 2006. — № 6. — С. 11−15.
  134. Т.К. Основные права человека в Конституции и международно-правовых нормах // Гражданин и право. 2006. — № 4. — С. 3−9.
  135. А. Прокурорский надзор за исполнением законов (возможность и пределы) //Прокурорская и следственная практика. 1998. № 3.
  136. C.B., Воронов A.A. Роль прокурорского надзора в обеспечении конституционного права на образование на этапе современного реформирования // Современное право 2010. — № 12.
  137. C.B., Воронов A.A., Феоктистов Р. Н. Особенности обеспечения имиджа и престижа профессий сотрудников правоохранительных органов // Современное право 2011. — № 12.
  138. C.B., Воронов A.A., Малышева Г. А., Феоктистов Р. Н. Совершенствование социальной поддержки как фактор повышения эффективности деятельности государственных служащих // Закон и право. -2010,-№ 8.
  139. C.B., Воронов A.A. Значимость прокурорского надзора за соблюдением законов в деятельности образовательного учреждения в системе гарантий обеспечения права на образование // Закон и право. 2011. — № 11.
  140. C.B., Воронов A.A. Конституционный аспект образовательного права: вопросы обеспечения и надзора /A.A. Воронов // Проблемы реализации частного права: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Курск, 2010. — С. 34−36.
  141. C.B., Воронов A.A. Социально-правовая защита сотрудников правоохранительных органов, как объект системного анализа //
  142. Интеллектуальные информационные системы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2010. — С. 222.
  143. C.B., Воронов A.A. Детерминанты нарушений в сфере образования: система или исключение // Интеллектуальные информационные системы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Воронеж, 2011.-С. 91.
  144. C.B., Воронов A.A. Конфликтное начало при осуществлении прокурорского надзора в сфере образовательной деятельности: Сборник материалов VI-й Всероссийской научно-технической конференции
  145. C.B., Воронов A.A. Право на защиту в охранительном правоотношении (вопросы обязательств и ответственности) // Техника и безопасность объектов правовой системы: Материалы Международной научно-практической конференции. Воронеж (ВИФСИН), 2011.
  146. C.B., Воронов A.A. Подход к проблеме оценки эффективности информационных технологий // Интеллектуальные обучающие системы: Материалы Международной научно-практической конференции (школы). Воронеж, 2011. — С. 172−175.
  147. В.Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии. 1972. — № 3. — С. 16−17.
  148. В.В. Прочная, современная, демократическая судебная система это одна из главных составляющих развития страны // Закон и право. — № 1.-2005.-С. 5−7.
  149. Т. Акты прокурорского надзора // Законность. 2004. № 8.-С. 53−56.
  150. , В.И. Государственные гарантии доступности образования в России / В. И. Сухочев // Экономика образования- 2009. — № 5. — С. 5−19.
  151. Ю. Прокуратура защищает праца и свободы граждан // Российская газета. 1997. -18 февраля.
  152. Ю.И. Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка// Законность. -1996. № 12. С. 3−5.
  153. A.B. Роль высших учебных заведений в воспроизводстве человеческого капитала / A.B. Николаев // Экономические науки. 2009. — № 1. — 0,6 п.л.
  154. В.И. Право на образование/Государство и право. 1997.7.1. Диссертации, авторефераты диссертаций
  155. Н.В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры: Дис.. д-ра. юрид. наук. -Москва, 2005. -215 с.
  156. A.M. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. -Москва, 2008. 56 с.
  157. Ю.В. Механизм государственно-правового обеспечения прав и свобод личности (на материалах Российской Федерации): Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. Саратов, 2007. — 52 с.
  158. Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. Москва, 2009. — 57 с.
  159. Т.В. Прокурорский надзор за исполнением земельного законодательства: Дис. .канд. юрид. наук. Москва, 2008. — 222 с.
  160. Е.В. Законность и конституционная юстиция в современной России: Дис. .канд. юрид. наук. Москва, 2003. 164 с.
  161. H.A. Юридические гарантии российского социального государства : Дис.. канд. юрид. наук.-Ставрополь, 2005.- 196 с.
  162. C.B. Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. Москва, 2009. — 50 с.
  163. О.И. Полицейский надзор: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. -Челябинск, 2010. 36 с.
  164. А.Б. Административно-правовой механизм лицензирования в Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. -Москва, 2008.-54 с.
  165. H.A. Система науки конституционного права: Дис.. д-ра юрид. наук. Москва, 2001. -441 с.
  166. A.B. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению конституционного права на образование: Дис. .канд. юрид. наук. Тюмень, 2008. -252 с.
  167. С.Н. Лицензирование как форма управления образовательным учреждением: Дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2003.-223 с.
  168. C.B. Полицейский надзор: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. Челябинск, 2010. — 36 с.
  169. В.Г. Прокуратура России, в системе государственного контроля РФ: Дис.. д-ра. юрид. наук. Москва, 2001.-388 с.
  170. Т.В. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере реализации права на жилище в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2008. — 233 с.
  171. A.M. Комплексная оценка деятельности образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний в механизме управления качеством образования: Организационно-правовые проблемы. -Дис.. канд. юрид. наук. Рязань, 2005. — 351 с.
  172. В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования. Москва, 2002. -202 с.
  173. А.Ю. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2000. -191 с.
  174. A.B. Система защиты прав в современной России: Дис.. канд. политич. наук. Екатеринбург, 2004. — 214 с.
  175. А. Н. Конституционные гарантии защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий (бездействий) субъектов правоохранительной системы Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов -на-Дону, 2004. — 226 с.
  176. O.A. Контроль качества образовательного процесса в контексте управления вузом: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. Санкт-Петербург, 2009.-40 с.
  177. П.П. Конституционные права и свободы граждан в Российской Федерации: теоретические и организационно-практические вопросы социально-правовой защиты: Дис.. канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 1998.- 194 с.
  178. Д.А. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Дис. .канд. юрид. наук. -Екатеринбург, 2007. -573 с.
  179. Е.Э. Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2001. — 158 с.
  180. В.А. Организация правоохранительной деятельности с использованием информационных технологий: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. -Саратов, 2007. 59 с.
  181. А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в Российском государстве: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Саратов, 2001. — 45с.
  182. Е.Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов: Дисс.. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2008.- 311 с.
  183. Е.Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.-40 с.
  184. H.B. Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Москва, 2009. 27 с.
  185. A.B. Исполнение судебных решений и прокурорский надзор в сфере исполнительного производства: Дис.. канд. юрид. наук. -Москва, 1999. 166 с.
  186. A.B. Концептуальные основания измерения социальной активности в Российском обществе: Автореф. дис.. д-ра. социолог, наук. Москва, 2009. — 42 с.
  187. С.З. Проблемы прокурорского надзора за соответствием правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральному законодательству: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2002. — 212 с.
  188. Р.В. Проблемы теории и практики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании незаконного предпринимательства: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2004. — 248 с.
  189. H.H. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере градостроительной деятельности: Дисс.. канд. юрид. наук. Москва, 2009.- 246 с.
  190. В.Е. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2006. — 211 с.
  191. Н.Ф. Административно-правовая организация механизма лицензирования образовательной деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования: Дисс.. канд. юрид.наук. -Хабаровск, 2005.-208 с.
  192. А.Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. Москва, 2009. — 45 с.
  193. M.B. Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав граждан на землю: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2000. — 174 с.
  194. A.A. Теория конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. -Москва, 2011. -57 с.
  195. С.Г. Прокурорский надзор за соблюдением природоохранного законодательства: Дис.. канд. юрид. наук. -Екатеринбург, 2003.- 182 с.
  196. A.B. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: Дисс.. д-ра пед. наук. Благовещенск, 2007, — 412 с.
  197. Е.Д. Теория и методология обеспечения конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования: Автореф. дис.. д-ра. эконом, наук. Екатеринбург, 2010. — 56 с.
  198. В.И. Лицензирование и аттестация образовательных учреждений как механизм управления качеством образования: Дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2005. — 264 с.
  199. Д.А. Проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере предпринимательской деятельности: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2005.- 164 с.
  200. М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дис.. д-ра. юрид. наук. -Москва, 2005.-384 с.
  201. A.B. Административный надзор в Российской Федерации: теоретические основы построения, практика осуществления и проблемы правового регулирования: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. -Воронеж, 2010.-56 с.
  202. И.Т. Теоретические основы и научно-практические проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативнорозыскной деятельности (по материалам Республики Таджикистана): Дисс.. .канд. юрид. наук. Москва, 2008. — 250 с.
  203. H.H. Прокурорский надзор за исполнением законов огвысшем профессиональном образовании в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2005. — 236 с.
  204. Н.Б. Административные процедуры как средство противодействия коррупции в системе органов публичной власти: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2008. — 171 с.
  205. И.А. Организационно-экономические основы формирования системы информационно-экономического образования в России: Автореф. дис.. д-ра. эконом, наук. Москва, 2011. — 42 с.
  206. Е.С. Совершенствование системы менеджмента качества в учреждении высшего профессионального образования: методология и практика: Автореф. дис.. д-ра. эконом, наук. Саратов, 2010. — 42 с.
  207. A.B. Моделирование научно-инновационного развития вузов: Дис.. канд. эконом, наук. Ставрополь, 2005. — 178 с.
  208. М.В. Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законодательства о правах потребителей: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2007.- 230 с.
  209. A.B. Функционирование человеческого капитала в условиях модернизации системы высшего профессионального образования: Автореф. дис.. д-ра. эконом, наук. Орел, 2011. — 48 с.
  210. С.Н. Надзор в правовой политике России: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009. — 51 с.
  211. В.Ю. Юридическая помощь личности (общетеоретический аспект): Дис.. канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. -202 с.
  212. А.П. Теоретические и методические проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами административнойюрисдикции Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 1998. -209 с.
  213. И.А. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности в условиях приватизации государственного и муниципального имущества : Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2000. — 234 с.
  214. Н.В. Ответственность Российской Федерации за нарушение прав и свобод человека и гражданина: конституционно-правовое исследование: Дис. .канд. юрид. наук. Москва, 2006. -182 с.
  215. Э.И. Экономический механизм модернизации системы высшего профессионального образования в современной России: Автореф. дис.. д-ра. эконом, наук. -Волгоград, 2011. 52 с.
  216. Г. А. Конституционно правовые вопросы оказания юридической помощи в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук, Москва, 2003, — 158 с.
  217. А.Г. Проблемы понимания механизма юридической защиты прав и свобод человека: Дис.. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2003. -188 с.
  218. В.И. Методология формирования организационно-экономического механизма оценки доступности и качества высшего образовангия: Автореф. дис.. д-ра. эконом, наук. Уфа, 2009. — 40 с.
  219. А. Ф. Организационно-правовые факторы оптимизации управления в органах прокуратуры РФ: дис.. д-ра. юрид наук. Москва, 1997.-383 с.
  220. Субанова Н. В, Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2004. — 211 с.
  221. С.М. Правовое положение федерального государственного автономного образовательного учреждения (на примеревысшего учебного заведения): Автореф. дис. канд.юрид. наук. Москва, 2011.-26 с.
  222. H.A. Проблемы гарантированности основ конституционного строя: Дис.. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004. — 179 с.
  223. И.Н. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан Российской Федерации: Дисс.. канд. юрид. наук. Москва, 2009.- 251 с.
  224. И.В. Прокурорский надзор за соблюдением социальныхправ и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дисс.канд.юрид. наук. Москва, 2009.- 211 с.
  225. O.A. Организационные и процессуальные гарантии права человека и гражданина на судебную защиту (сравнительно-правовой анализ): Дис. .канд. юрид. наук. Москва, 1999. -233 с.
  226. И.В. Уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасные условия обучения и воспитания в образовательных учреждениях: Дис. .канд. юрид. наук. Москва, 2010.-186 с.
  227. Ю.Г. Проблемы прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 1999. — 221 с.
  228. A.M. Теория и практика формирования гражданственности в системе первоначальной профессиональной подготовки учащейся молодежи: Дис.. д-ра пед. наук. Москва, 2004. — 334 с.
  229. V. Информационные справочные системы51. Консультант Плюс.52. Гарант.
Заполнить форму текущей работой