Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Определение временного ввоза согласно Киотской конвенции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Конвенции АТА устанавливается единый для всех государств-участников порядок выдачи карнетов АТА, определяются субъекты выдачи этих документов и субъекты, гарантирующие уплату сумм импортных пошлин и любых иных сумм в случае невыполнения условий временного ввоза товаров. Так, в ст. 1 Конвенции в качестве субъекта выдачи карнетов АТА указывается выдающая ассоциация в качестве субъекта… Читать ещё >

Определение временного ввоза согласно Киотской конвенции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Временный ввоз — это таможенная процедура, в соответствии с которой определенные товары могут быть ввезены на таможенную территорию с условным освобождением, полностью или частично, от ввозных пошлин и налогов; такие товары должны ввозиться для определенных целей и предназначаться для обратного вывоза в течение установленного срока без каких-либо изменений, за исключением обычного износа в результате их использования.

В рамках деятельности ВТАО сначала были разработаны таможенные конвенции, регламентирующие временный ввоз по отдельным категориям товаров, например: Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок 1960 г., Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования 1961 г., Таможенная конвенция о порядке ввоза товаров для демонстрации на выставках, ярмарках, конференциях и подобных мероприятиях 1961 г. В дальнейшем возникла потребность в кодификации вышеуказанных конвенций в одну универсальную конвенцию для более эффективного международно-правового регулирования этой процедуры и сближения на ее основе правовых систем государств в этой сфере.

Международные договоры, регламентирующие таможенную процедуру «временный ввоз». К важнейшим международным договорам, регламентирующим процедуру временного ввоза, относятся:

  • — Конвенция АТА;
  • — Стамбульская конвенция;
  • — Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств (Ныо-Йорк, 4 июня 1954 г.), вступила в силу для СССР в 1959 г.;
  • — Конвенция о таможенных льготах для туристов (Ныо-Йорк, 4 июня 1954 г.) вступила в силу для СССР 1959 г.;
  • — Дополнительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза относящихся к туризму осведомительных документов и материалов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.).

Также имеются международные договоры, действие которых было прекращено в связи с вступлением в силу Стамбульской конвенции:

  • — Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования от 8 июня 1961 г.;
  • — Таможенная конвенция о порядке ввоза товаров для демонстрации на выставках, ярмарках, конференциях и подобных мероприятиях от 8 июня 1961 г. Карнет АТА по Конвенции 1961 г. должен был применяться на условиях и в отношении товаров, указанных в этих двух конвенциях;
  • — Европейская конвенция о таможенной обработке поддонов, используемых в международных перевозках, от 9 декабря 1960 г.;
  • — Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок от 6 октября 1960 г.;
  • — Таможенная конвенция о контейнерах от 2 декабря 1972 г.;
  • — Международная конвенция об упрощении ввоза коммерческих образцов и рекламных материалов от 7 ноября 1952 г.;
  • — Таможенная конвенция об оборудовании для улучшения досуга моряков от 1 декабря 1964 г.;
  • — Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования от 11 июня 1968 г.;
  • — Таможенная конвенция о временном ввозе педагогического материала от 8 июня 1970 г.;
  • — Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного или культурного характера от 22 ноября 1950 г.

В 1961 г. ВТАО совместно с договаривающимися сторонами ГАТТ и ЮНЕСКО с учетом рекомендаций Международной торговой палаты, разработала Конвенцию АТА.

Согласно преамбуле этой Конвенции основной ее целью является принятие единого порядка временного беспошлинного ввоза товаров, пользующихся значительными преимуществами в международной коммерческой и культурной сферах деятельности, предусматривающего достижение более высокой степени гармонизации и унификации в таможенных системах договаривающихся сторон.

Вышеуказанная Конвенция предусматривает применение государствами-участниками карнета АТА — единого международного таможенного документа, заменяющего таможенные декларации и позволяющего осуществлять упрощенное и ускоренное таможенное оформление временного ввоза товаров.

В ст. 1 Конвенции АТА раскрывается содержание понятия «временный ввоз». Под этим понятием подразумевается временный ввоз товаров, необлагаемый ввозными пошлинами в соответствии с положениями ст. 3 Конвенции или национальным законодательством и правилами страны ввоза.

В ст. 3 Конвенции АТА определяется область применения Конвенции и устанавливается международно-правовое обязательство каждой договаривающейся стороны принимать вместо своих национальных таможенных документов карнеты АТА, действующие на ее территории и выданные и используемые согласно Конвенции на товары, временно ввезенные в соответствии с положениями: а) Таможенной конвенции о временном ввозе профессионального оборудования 1961 г., б) Таможенной конвенции о порядке ввоза товаров для демонстрации на выставках, ярмарках, конференциях и подобных мероприятиях 1961 г., в случае если договаривающаяся сторона является участницей этих конвенций. В этой статье указывается также, что карнеты АТА могут приниматься в соответствии с положениями других международных конвенций о временном ввозе (например, Соглашение ЮНЕСКО о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера 1950 г.; Европейская конвенция о таможенном оформлении поддонов, используемых в международных перевозках) или для процедур временного ввоза согласно национальному законодательству и для транзита на основе положений Конвенции. При этом особо указывается, что товары, предназначенные для переработки или для ремонта, не могут ввозиться по карнетам АТА.

В Конвенции АТА устанавливается единый для всех государств-участников порядок выдачи карнетов АТА, определяются субъекты выдачи этих документов и субъекты, гарантирующие уплату сумм импортных пошлин и любых иных сумм в случае невыполнения условий временного ввоза товаров. Так, в ст. 1 Конвенции в качестве субъекта выдачи карнетов АТА указывается выдающая ассоциация в качестве субъекта, гарантирующего суммы, подлежащие уплате в случае невыполнения условий временного ввоза — гарантирующая ассоциация. Закрепляется также положение о том, что деятельность выдающих и гарантирующих ассоциаций осуществляется с разрешения национальных таможенных органов. В качестве приложения к Конвенции приведен образец карнета АТА.

Конвенция АТА устанавливает минимум льгот в отношении использования карнетов АТА и не запрещает использование более широких льгот государствами — участниками Конвенции (ст. 17).

Условием присоединения к Конвенции является принятие всех ее положений, с возможностью только лишь одной оговорки, касающейся права государства-участника не принимать карнеты АТА по Конвенции для почтового обмена.

Функции по контролю за соблюдением положений Конвенции АТА, а также функции депозитария возложены самим соглашением на ВТАО в лице ее Генерального секретариата и Генерального секретаря.

Согласно ст. 18 Конвенции Генеральный секретарь ВТАО по запросу любой из договаривающихся сторон созывает встречи государств-участников для рассмотрения вопросов действия Конвенции, рассмотрения мер по обеспечению ее единообразного толкования и применения. При этом закрепляется, что такие встречи должны проходить в штаб-квартире ВТАО.

Конвенция АТА сочетает в себе механизмы как унификации права, например в части определения терминов, гак и гармонизации права, например по вопросам установления общих положений относительно порядка и условий таможенной процедуры временного ввоза с использованием единого международного таможенного документа — карнета АТА.

Таким образом, Конвенция АТА путем введения единого международного таможенного документа и порядка его использования при временном ввозе значительно упростила данную таможенную процедуру и сблизила ее правовое регулирование в государствах — участниках Конвенции. В настоящее время в систему карнета АТА входит около 60 стран, ставших участниками Конвенции АТА[1].

Практика применения карнетов АТА в течение нескольких десятков лет выявила необходимость дальнейшего совершенствования международно-правовых норм, унифицирующих и гармонизирующих правовые системы государств относительно процедуры временного ввоза. С развитием внешнеэкономических связей государств, а также в условиях нарастания процессов глобализации возникла проблема разработки и принятия нового международного правового акта кодифицированного характера, который объединил бы в себе все ранее принятые международные конвенции по временному ввозу и актуализировал международно-правовые нормы, касающиеся данной таможенной процедуры.

В результате работ, проведенных Постоянным техническим комитетом ВТАО, в 1990 г. была разработана и принята в г. Стамбуле (Турция) Конвенция о временном ввозе, заменившая собой ранее существовавшие 15 международных соглашений (в том числе Конвенцию 1952 г. об упрощении ввоза коммерческих образцов и рекламных материалов, Таможенную конвенцию 1968 г. о временном ввозе научного оборудования и многие другие) с инкорпорированием в нее текста Конвенции АТА[2].

Стамбульская конвенция, объединив ранее принятые международноправовые соглашения в сфере временного ввоза, способствовала унификации и гармонизации национальных таможенных норм государств — участников Конвенции[3]. Следует согласиться с точкой зрения А. Н. Козырина и А. В. Шорникова, что природа и сущность Стамбульской конвенции состоит в том, что она представляет собой единый кодифицирующий международный правовой акт о временном ввозе товаров[4].

Цель принятия Стамбульской конвенции закреплена в преамбуле этого международного договора — облегчить процедуру временного ввоза товаров путем упрощения и гармонизации его правил с введением стандартизированных международных документов о временном ввозе, содержащих также международную гарантию уплаты таможенных пошлин и сборов.

Цель облегчения, упрощения процедуры временного ввоза — развитие экономических, гуманитарных, культурных, социальных связей государств.

Под временным ввозом Конвенцией понимается таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения импортных запрещений или ограничений экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений за исключением обычного обесценения в результате их использования.

Основное международно-правовое обязательство государств по Стамбульской конвенции закреплено в ст. 2. Конвенции.

Каждое государство — участник Конвенции обязуется разрешать временный ввоз товаров, указанных в приложениях, на условиях Конвенции. Эти условия включают в себя следующие положения:

  • 1. Временный ввоз разрешается при полном условном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запретов и ограничений экономического характера на импорт.
  • 2. При таможенном оформлении товаров под процедуру временного ввоза государства принимают единые международные документы временного ввоза (карнет АТА и карнет CPD) вместо национальных таможенных деклараций.

Документом о временном ввозе согласно конвенции является международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации, позволяющий идентифицировать товары (включая транспортные средства) и включающий международно-действующую гарантию на уплату ввозных пошлин и сборов.

Стамбульская конвенция в отличие от Конвенции АТА предусмотрела два вида международных таможенных документов по временному ввозу:

  • — карнет АТА — документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза грузов, за исключением транспортных средств;
  • — карнет CPD — документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза транспортных средств.
  • 3. Временный ввоз может быть обусловлен предоставлением гарантии уплаты ввозных таможенных пошлин, которые уплачиваются в случае нарушения правил временного ввоза (например продажи товаров). При этом сумма гарантий нс может превышать суммы ввозных пошли и сборов по этим товарам (которые бы уплачивались, если бы товар выпускался для свободного обращения).

Карнет АТА является также международно-правовой гарантией уплаты ввозных таможенных пошлин и сборов.

  • 4. Государства могут обусловить временный ввоз товаров возможностью их идентификации по окончании временного ввоза.
  • 5. Срок временного ввоза определяется отдельно каждым приложением Конвенции, но стороны могут устанавливать более поздние сроки.
  • 6. Временный ввоз может быть завершен вывозом товаров или помещением их под иную таможенную процедуру (свободная таможенная зона, таможенный склад, уничтожение или отказ в пользу государства) (ст. 12 Конвенции).

Статья 17 Конвенции устанавливает, что положения Конвенции предусматривают минимальные льготы и не могут служить препятствием для применения более широких льгот государствами — участниками Конвенции.

Стамбульская конвенция включает в себя основной текст и 13 приложений, каждое из которых представляет собой упрощенную процедуру временного ввоза для конкретного вида товара.

Условием подписания конвенции является обязательное присоединение государства-участника к Приложению А, в котором утверждаются документы временного ввоза — карнеты АТА и CPD — и по крайней мере еще к одному из 13 Приложений (п. 4 сг. 24 Конвенции АТА). Возможность выбора того или иного Приложения Стамбульской конвенции позволяет государствам, присоединяющимся к этому международному договору, варьировать свои международно-правовые обязательства.

Стамбульская конвенция охватывает широкий круг товаров, в отношении которых применяются ее положения:

  • — грузы, включая транспортные средства (Приложение А.1);
  • — товары, предназначенные для показа или использования на выставках, ярмарках, конгрессах или других подобных мероприятиях (Приложение В.1); торговая, промышленная, сельскохозяйственная выставка или выставка народных промыслов, ярмарка, салон или подобное мероприятие;
  • — профессиональное оборудование, например, представителей прессы, радио, кино, телевидения и др. (Приложение В.2);
  • — контейнеры, поддоны, упаковки, образцы и другие грузы, ввозимые в рамках торговых операций (Приложение В. З);
  • — грузы, ввезенные в рамках производственной операции (Приложение В.4);
  • — товары, ввезенные с учебной, научной или культурной целью (Приложение В.5);
  • — личные вещи путешественников и грузы, ввезенные в спортивных целях (Приложение В.6);
  • — оборудование для рекламы в области туризма (Приложение В.7);
  • — товары, ввезенные в рамках пограничных перевозок (Приложение В.8);
  • — товары, ввезенные с целью оказания гуманитарной помощи (Приложение В.9);
  • — приложение, касающееся транспортных средств (Приложение С);
  • — приложение, касающееся животных (Приложение D);
  • — приложение, касающееся товаров, ввезенных с частичным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов (Приложение Е).

Все вышеуказанные категории товаров пропускаются через таможенные границы государств — участников Стамбульской конвенции без уплаты ввозных пошлин и сборов при условии предъявления в качестве гарантии документа о временном ввозе, выданного в соответствии с предусмотренными в каждом Приложении правилами (ст. 4, 5) и в течение обусловленного каждым Приложением срока вывоза (ст. 7). При этом вывоз товаров может быть осуществлен и через иную, нежели при ввозе, таможню страны — участницы Конвенции.

Всемирная таможенная организация осуществляет следующую деятельность по обеспечению применения Стамбульской конвенции. Депозитарием Стамбульской конвенции является ВТАО в лице ее Генерального секретаря, который хранит Конвенцию со всеми подписями и все документы о ратификации или о присоединении к Конвенции.

В целях применения Конвенции и изучения мер по обеспечению ее одинакового толкования и применения, а также изучения предложенных поправок к ней Конвенция предусмотрела создание Административного комитета (ст. 22). Административный комитет принимает решения о включении в Конвенцию новых приложений.

Созыв Административного комитета организуется ВТАО по просьбе не менее двух государств — участников Конвенции. При этом ВТАО предоставляет необходимые услуги своего секретариата.

Административный комитет на каждой своей сессии избирает председателя и заместителя председателя. Государства — участники Конвенции, представленные на сессии Комитета, имеют на заседании один голос. Предложения, не касающиеся внесения поправок в Конвенцию, принимаются в Административном комитете большинством голосов присутствующих и голосующих членов Комитета, а предложения о поправках — большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих членов Комитета. По итогам сессии Административный комитет утверждает доклад о работе в период между сессиями, а также принимает решения о включении в Конвенцию новых Приложений.

Все споры государств — участников Конвенции, не урегулированные ими путем прямых переговоров, передаются спорящими сторонами на обсуждение Административного комитета, который рассматривает их и выносит рекомендации по урегулированию. При этом спорящие стороны могут заранее согласиться принять рекомендации Административного комитета.

Стамбульская конвенция зафиксировала важное положение о том, что с момента вступления в силу какого-либо ее приложения (в соответствии со ст. 28 для целей голосования в Административном комитете каждое Приложение рассматривается как отдельная Конвенция) оно отменяет и заменяет ранее принятые по данным вопросам конвенции (о профессиональном оборудовании и т. д.) в отношениях между государствами — участниками Конвенции, принявшими это Приложение и являющимися договаривающимися сторонами этих конвенций. Например, ст. 19 Приложения А.1 устанавливает, что «в соответствии с положениями ст. 27 настоящей Конвенции со времени своего вступления в силу настоящее Приложение отменяет и заменяет Конвенцию АТА в отношениях между Договаривающимися сторонами, принявшими это Приложение и являющимися Договаривающимися сторонами той конвенции».

Практически в каждом Приложении к Стамбульской конвенции заложена идея постепенного вытеснения многочисленных ранее принятых однопорядковых конвенций единым кодифицированным актом о временном ввозе. В частности, Приложение В.2 о профессиональном оборудовании призвано заменить аналогичную по объекту регулирования Конвенцию 1961 г., Приложение В.5 о товарах, ввезенных с учебной научной или культурной целью, заменяет четыре подобных конвенции, принятых в I960, 1972 и 1952 гг. и т. д.[5]

Таким образом, при разработке Стамбульской конвенции ВТ АО стремилась не только создать единые и стандартные международно-правовые нормы по временному ввозу, направленные на унификацию и гармонизацию правовых систем в этой сфере, но и совершенствовать международноправовую базу по этим вопросам, объединив все конвенции по временному ввозу в один кодифицированный международный акт.

Стамбульская конвенция занимает значительное место в системе международных таможенных конвенций, разработанных в рамках ВТАО, и находит широкое применение в практике международных таможенных отношений.

Россия как государство — член ВТАО присоединилась к Конвенции АТА и Стамбульской конвенции на основании постановления Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений»:

— Приложение А. «О документах временного ввоза (карнеты АТА и карнеты CPD)»;

Приложение В.1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»;

Приложение В.2 «О профессиональном оборудовании»;

  • — Приложение В. З «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией»;
  • — Приложение В.5 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей».

Правительство РФ поручило Торгово-промышленной палате РФ выполнять работу, но оформлению и выдаче карнетов АТА и взять на себя функции гарантирующей ассоциации по указанным конвенциям; Внешторгбанку — выступить гарантом Торгово-промышленной палаты перед Международным бюро торговых палат; Государственному таможенному комитету — осуществлять общий контроль за соблюдением выполнения условий конвенций в Российской Федерации.

Конвенция АТА и Стамбульская конвенция вступили в силу для России 18 июля 1996 г. Присоединение России к этим конвенциям, хотя последняя отменяет и заменяет первую, объясняется тем, что Конвенцию АТА используют при режиме временного ввоза и транзита порядка 60 стран, включая основных торговых партнеров России. К Стамбульской конвенции о временном ввозе присоединилось пока гораздо меньше стран. Поэтому, чтобы использовать возможности и преимущества режима временного ввоза и транзита с большим числом стран, было решено присоединиться к обеим конвенциям[6].

На основании вышеуказанного постановления Правительства РФ функции выдающей карнеты АТА и гарантирующей ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ, что связано со сложившейся международной практикой, согласно которой ассоциациями-гарантами функционирования системы АТА в государствах — участниках конвенций, выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную гарантирующую сеть АТА Международного бюро торговых палат. Именно благодаря наличию этой сети ассоциаций-гарантов обеспечивается четкость и надежность функционирования системы АТА во всем мире[7].

Нормы Стамбульской конвенции практически полностью были инкорпорированы в российское таможенное законодательство путем принятия ТК ТС РФ.

В настоящее время ТК ТС также полностью соответствует основным положениям Стамбульской конвенции и Киотской конвенции в части регулирования временного ввоза (допуска).

Нормы Стамбульской конвенции в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеют прямое действие на территории РФ, поскольку Россия является участником этой Конвенции.

Разработанная ВТАО Стамбульская конвенция сблизила правовое регулирование таможенной процедуры временного ввоза в государствах — участниках Конвенции, существенно упростила и ускорила процесс ее прохождения.

  • [1] См.: Курникова Л. П. Карнет АТА как инструмент международной интеграции // Академический вестник. 2005. № 3. С. 32.
  • [2] См.: Там же. С. 32.
  • [3] См.: Присоединение России к международной конвенции о временном ввозе товаров // Международный бизнес товаров. 1996. № 6. С. 3—5.
  • [4] См.: Козырин А. Н. Комментарий к закону Российской Федерации «О таможенномтарифе». С. 106; Шорников А. В. Указ. соч. С. 134.
  • [5] См.: Сандровский К. К. Указ. соч. С. 245.
  • [6] Подробнее об этом см.: Стрельник В. А. Участие России во Всемирной таможеннойорганизации и международных конвенциях // Юридический бюллетень предпринимателя.1998. № 1.С. 101.
  • [7] См.: Карнеты АТА: сб. норматив, док. М., 1999. С. 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой