Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Полномочия и предметы ведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается положения дел в этой сфере в России, то здесь было бы преждевременно говорить о его разграничении по вертикали от государственной власти и утверждении как самостоятельной системы управления делами местных сообществ. Пока что не развита муниципальная инфраструктуры, не разработаны сколько-нибудь эффективные механизмы предоставления им федеральным центром трансфертов и другой… Читать ещё >

Полномочия и предметы ведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главная линия разграничения между государством и местным самоуправлением определяется масштабами прав, полномочий и ответственности, которыми они наделены. В большинстве стран с демократической политической системой такое разграничение осуществляется путем децентрализации властных структур и введения так называемого принципа субсидиарности. Ее суть, как говорилось в одной из предыдущих глав, заключается в разделении прав, управленческих функций и, соответственно, ответственности между общенациональным, региональным и местным уровнями. Этот принцип предусматривает передачу нижестоящими уровнями управленческой вертикали вышестоящим уровням лишь тех функций, которые они не способны эффективно осуществлять сами.

В целом, в круг полномочий местного самоуправления входят все те вопросы, которые не отнесены к компетенции государственных органов общегосударственного и регионального уровней и относящихся непосредственно к сфере жизнеобеспечения соответствующего муниципального образования. Такой подход получил отражение в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятом 28 августа 1995 г. Как отмечается в ст. 6 этого закона, «муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти».

К этому кругу вопросов относятся:

  • • регулирование и управление социальной и экономической жизнью людей на местах;
  • • жилищно-коммунальное обслуживание населения;
  • • обеспечение должного уровня народного образования и здравоохранения;
  • • обеспечение нормального функционирования муниципальных больниц и родильных домов, муниципальных библиотек, детских садов и спортивных площадок;
  • • предоставление медицинской помощи бездомным, домам престарелых и лицам, нуждающимся в специальном уходе;
  • • благоустройство улиц, парков, кинотеатров, театров и других общественных мест, уборка мусора и т. д.

В компетенции органов местного самоуправления входят также:

  • • выдача лицензий на право торговли; установление правил торговли;
  • • выделение земельных участков иод строительство;
  • • выдача разрешений или запрета на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций и т. д.

В некоторых странах, таких как США, Канада, Франция, муниципалитеты имеют собственную муниципальную полицию.

Для выполнения своих полномочий и функций местное самоуправление нуждается в соответствующих финансовых средствах. Поэтому естественно, что в его обязанности входит обеспечение доходной базы местного бюджета и распределение денежных средств по соответствующим статьям в пределах этого бюджета. Эта база формируется за счет местных налогов (муниципальный подоходный налог; налог с земли; налог с доходов кампаний; налог с собственности и т. д.) различных дотаций, субсидий трансфертов, поступающих из бюджетов центрального правительства и правительств регионов.

О соотношении объемов доходов, получаемых муниципалитетами за счет налогов, государственных субсидий и других источников наглядное представление дают следующие данные: США — 65:23:12; Япония— 42:40:28; ФРГ — 21:45:34; Франция — 42:34:24; Бельгия — 36:54:10; Дания — 46:44:10.

Что касается положения дел в этой сфере в России, то здесь было бы преждевременно говорить о его разграничении по вертикали от государственной власти и утверждении как самостоятельной системы управления делами местных сообществ. Пока что не развита муниципальная инфраструктуры, не разработаны сколько-нибудь эффективные механизмы предоставления им федеральным центром трансфертов и другой финансовой помощи и т. д. Другими словами, перед органами местного самоуправления стоит множество сложнейших вопросов, которые они пока что не в состоянии решать самостоятельно.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Каково место и предназначение органов местного самоуправления в системе общественного управления?
  • 2. Назовите причины, но которым местное самоуправление называют институтом гражданского общества.
  • 3. Какова взаимосвязь между органами государственной власти и самоуправления?
  • 4. Каковы различия между управлением и самоуправлением?
  • 5. На каких основаниях базируется легитимность системы местного самоуправления?
  • 6. Назовите типы местного самоуправления.
  • 7. Что в них общего и в чем отличия между ними?
  • 8. Каковы полномочия и предметы ведения органов местного самоуправления?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой