Полномочия и предметы ведения
Что касается положения дел в этой сфере в России, то здесь было бы преждевременно говорить о его разграничении по вертикали от государственной власти и утверждении как самостоятельной системы управления делами местных сообществ. Пока что не развита муниципальная инфраструктуры, не разработаны сколько-нибудь эффективные механизмы предоставления им федеральным центром трансфертов и другой… Читать ещё >
Полномочия и предметы ведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главная линия разграничения между государством и местным самоуправлением определяется масштабами прав, полномочий и ответственности, которыми они наделены. В большинстве стран с демократической политической системой такое разграничение осуществляется путем децентрализации властных структур и введения так называемого принципа субсидиарности. Ее суть, как говорилось в одной из предыдущих глав, заключается в разделении прав, управленческих функций и, соответственно, ответственности между общенациональным, региональным и местным уровнями. Этот принцип предусматривает передачу нижестоящими уровнями управленческой вертикали вышестоящим уровням лишь тех функций, которые они не способны эффективно осуществлять сами.
В целом, в круг полномочий местного самоуправления входят все те вопросы, которые не отнесены к компетенции государственных органов общегосударственного и регионального уровней и относящихся непосредственно к сфере жизнеобеспечения соответствующего муниципального образования. Такой подход получил отражение в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятом 28 августа 1995 г. Как отмечается в ст. 6 этого закона, «муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти».
К этому кругу вопросов относятся:
- • регулирование и управление социальной и экономической жизнью людей на местах;
- • жилищно-коммунальное обслуживание населения;
- • обеспечение должного уровня народного образования и здравоохранения;
- • обеспечение нормального функционирования муниципальных больниц и родильных домов, муниципальных библиотек, детских садов и спортивных площадок;
- • предоставление медицинской помощи бездомным, домам престарелых и лицам, нуждающимся в специальном уходе;
- • благоустройство улиц, парков, кинотеатров, театров и других общественных мест, уборка мусора и т. д.
В компетенции органов местного самоуправления входят также:
- • выдача лицензий на право торговли; установление правил торговли;
- • выделение земельных участков иод строительство;
- • выдача разрешений или запрета на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций и т. д.
В некоторых странах, таких как США, Канада, Франция, муниципалитеты имеют собственную муниципальную полицию.
Для выполнения своих полномочий и функций местное самоуправление нуждается в соответствующих финансовых средствах. Поэтому естественно, что в его обязанности входит обеспечение доходной базы местного бюджета и распределение денежных средств по соответствующим статьям в пределах этого бюджета. Эта база формируется за счет местных налогов (муниципальный подоходный налог; налог с земли; налог с доходов кампаний; налог с собственности и т. д.) различных дотаций, субсидий трансфертов, поступающих из бюджетов центрального правительства и правительств регионов.
О соотношении объемов доходов, получаемых муниципалитетами за счет налогов, государственных субсидий и других источников наглядное представление дают следующие данные: США — 65:23:12; Япония— 42:40:28; ФРГ — 21:45:34; Франция — 42:34:24; Бельгия — 36:54:10; Дания — 46:44:10.
Что касается положения дел в этой сфере в России, то здесь было бы преждевременно говорить о его разграничении по вертикали от государственной власти и утверждении как самостоятельной системы управления делами местных сообществ. Пока что не развита муниципальная инфраструктуры, не разработаны сколько-нибудь эффективные механизмы предоставления им федеральным центром трансфертов и другой финансовой помощи и т. д. Другими словами, перед органами местного самоуправления стоит множество сложнейших вопросов, которые они пока что не в состоянии решать самостоятельно.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Каково место и предназначение органов местного самоуправления в системе общественного управления?
- 2. Назовите причины, но которым местное самоуправление называют институтом гражданского общества.
- 3. Какова взаимосвязь между органами государственной власти и самоуправления?
- 4. Каковы различия между управлением и самоуправлением?
- 5. На каких основаниях базируется легитимность системы местного самоуправления?
- 6. Назовите типы местного самоуправления.
- 7. Что в них общего и в чем отличия между ними?
- 8. Каковы полномочия и предметы ведения органов местного самоуправления?