Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение конфликта и консенсуса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому, когда мы выделяем гражданское общество и мир политического в качестве самостоятельных подсистем человеческого социума, речь идет об их разграничении лишь в смысле веберовских идеальных типов. Это некие абстрактные конструкции, которые не всегда совпадают с реальной жизненной практикой. Их вычленение обусловлено главным образом эпистемологическими соображениями. В реальной… Читать ещё >

Соотношение конфликта и консенсуса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практически единодушное признание конфликтности, как важнейшей сущностной характеристики мира политического, служит весомым доказательством ее универсальности.

Это вполне естественно, если учесть, что любое человеческое сообщество, особенно высокоорганизованное, сочетает в себе интересы самых разнообразных социальных и политических сил, организаций, институтов, заинтересованных групп и т. д., что предполагает столкновения, противоречия, конфликты между ними, дополняющиеся противоречиями между частными и государственными интересами.

В данной связи особо следует отметить, что политика подразумевает участие во властных отношениях или стремление оказать влияние на распределение власти. Более того, политика имеет своей целью не только обоснование, защиту и обеспечение позиций той или иной конкретной социальнополитической группы, сословия, класса, партии, государства, но и при необходимости дискредитацию, подрыв позиции противника. «В политическом конфликте, который с самого начала является рационализированной формой борьбы за социальное господство, — подчеркивал К. Манхейм, — удар направляется против социального статуса оппонента, его общественного престижа и уверенности в себе»[1].

Поэтому мир политического можно рассматривать как арену конкурентной борьбы представителей различных социально-политических сил за власть, за монопольное право говорить и действовать от имени этих сил. В политике речь идет, прежде всего, о власти, представляющей собой один из главных ресурсов, которым располагает общество, один из главных источников авторитета и влияния.

Зачастую конфликт приобретает самодовлеющий характер, нередко выливаясь в ожесточенные схватки противоборствующих сторон вплоть до революции и гражданской войны. Констатируя этот аспект, К. Манхейм, отмечал, что политика «все более идет к тому, чтобы стать борьбой не на жизнь, а на смерть. Чем ожесточеннее становилась эта борьба, тем более она захватывала те эмоциональные глубинные пласты, которые прежде оказывали неосознанное, хотя весьма интенсивное, воздействие, и насильственно вовлекали их в сферу осознанного».

Однако очевидно и то, что люди не могут жить вместе, если расходятся друг с другом во всех без исключения вопросах. Люди объединяются в сообщества в силу общего стремления к совместной жизни. Так, например, предназна;

чение гражданского общества в том и состоит, чтобы обеспечить достижение какого-то единства или modus vivendi между различными социально-политическими, социокультурными или иными силами и интересами. Оно в самом себе имманентно содержит некие нормы, императивы и пределы, способные блокировать разрушительные потенции борьбы различных сил и направить ее в созидательное русло.

Или, становясь на позицию И. Канта, можно сказать, что гражданское общество само, независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых оно может заставить отдельного индивида соблюдать общепринятые нормы и правила игры. Именно институты гражданского общества, такие как семья, школа, церковь, соседские или иные общины, разного рода заинтересованные группы, добровольные организации и союзы способны играть такую роль.

Такая функция в сущности чужда государству и оно прибегает к ее выполнению лишь в том случае, если институты гражданского общества демонстрируют свою неспособность к этому. Здесь основополагающее значение имеет встроенный механизм достижения гражданского согласия.

Все же определяющее значение имеет тот факт, что политическое имеет своим основанием и своей целью всеобщую взаимосвязь социальных групп, институтов, частных и публичных сфер деятельности людей. Речь идет об условиях, формах и рамках существования и функционирования, без которых ни одна, в том числе и политическая, система не способна выжить.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что политика призвана найти пути и средства разрешения возникающих в человеческом сообществе конфликтов, примирения и совмещения друг с другом разнородных и конфликтующих интересов всех членов общества. В этом смысле был прав С. Л. Франк, который писал: «Политика есть лечение (гигиеническое, терапевтическое, в безвыходных случаях — хирургическое) общества, или его воспитание, создание условий и отношений, наиболее приемлемых для развития его внутренних творческих сил»1.

Если гражданское общество представляет собой арену столкновения и взаимодействия множества частных противоречащих друг другу и конфликтующих интересов, то мир политического заключает в себе объединяющее всех членов общества начало. Государство, выступающее как наиболее законченное воплощение идеи политического и, соответственно, как выражение всеобщей воли, призвано обеспечить условия для достижения консенсуса по основополагающим вопросам общественно-политического устройства.

При этом оно вправе использовать не только внутренне присущие любому человеческому сообществу пути, средства и механизмы достижения этой цели, но и целый комплекс как бы искусственных, внешних механизмов и институтов в лице государства, права, законов, власти.

Не существует и не может существовать какого бы то ни было аполитического общества, поскольку все сферы и формы общественной жизни и деятельности в той или иной форме и степени пронизаны политическим началом. Главная функция мира политического состоит в том, чтобы обеспечить единство разделенного на разнородные группы, слои, классы общества. В сущности общество едино в качестве политического сообщества. Политическое играет интегративную или интегрирующую роль или, иначе говоря, оно включает в себя объединяющее всех членов общества начало.

Поэтому, когда мы выделяем гражданское общество и мир политического в качестве самостоятельных подсистем человеческого социума, речь идет об их разграничении лишь в смысле веберовских идеальных типов. Это некие абстрактные конструкции, которые не всегда совпадают с реальной жизненной практикой. Их вычленение обусловлено главным образом эпистемологическими соображениями. В реальной действительности гражданское общество и мир политического не существуют и не могут существовать друг без друга.

Стихийность и спонтанность свободы находят выражение в гражданском обществе, а начала порядка и упорядоченности — в государстве. Частное начало или исключительная приверженность принципу приватности разделяет, разобщает людей в соответствии с их особыми интересами, а организационное начало, воплощающееся в государстве, их объединяет. Это обеспечивается, в частности, господством единой для всех государственной власти, возвышающейся над всеми другими началами.

Иными словами, гражданское общество и правовое государство предполагают и обусловливают друг друга, или, как говорил Гегель, они составляют две стороны одной и той же медали.

Таким образом, конфликт и политика теснейшим образом связаны между собой. Поэтому центральное место в политической философии занимает вопрос о том, как совместить друг с другом конфликт, порождаемый неизбежной конкуренцией различных интересов за ресурсы, с требованиями порядка и согласия, без которых невозможно представить себе жизнеспособность любого человеческого сообщества.

Существуют разные источники и причины возникновения конфликтов, а также разные пути и средства их разрешения. Это находит выражение в факте существования различных форм правления и политической системы, власти и государства.

В то же время сами власть и государство как основополагающие категории мира политического возникли именно в качестве инструментов разрешения разного рода конфликтов, возникающих между людьми или социальными группами. В этом качестве главная цель политики состоит в сведении к единому знаменателю интересов различных конфликтующих друг с другом групп, слоев, сословий, классов и достижение согласия или консенсуса в обществе по основополагающим вопросам общественно-политического устройства.

Из проведенного в данном разделе анализа следует вывод, что конфликт и консенсус составляют две важнейшие характеристики любой политической системы. Здесь речь идет прежде всего о факторах, способствующих, с одной стороны, сохранению и жизнеспособности политической системы, а с другой — ее подрыву и, соответственно, изменению как отдельных институтов, так и системы в целом.

Поэтому вполне объяснимо, что феномен политического колеблется между двумя крайними интерпретациями, одна из которых трактует политику как результат и поле столкновения конфликтующих интересов, а вторая — как систему обеспечения правления, порядка и справедливости в интересах всех членов общества.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. На какие вопросы призвана дать ответы политическая философия?
  • 2. Что вы понимаете под онтологией мира политического? Назовите ее основные сущностные характеристики.
  • 3. Что понимается под природой политических вещей?
  • 4. Почему конфликт называют онтологической составляющей политической философии?
  • 5. Охарактеризуйте взаимосвязь между конфликтом и политикой.
  • 6. Могут ли общество и государство быть жизнеспособными без консенсуса по базовым вопросам государственного устройства?
  • 7. Охарактеризуйте взаимосвязь между конфликтом и консенсусом.
  • [1] Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 39.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой