Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политика органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения: Региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное в диссертации исследование деятельности органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения позволяет теоретически осмыслить понятие, сущность и политическое содержание данного вида деятельности, проанализировать региональную специфику данного процесса, определить критерии оценки эффективности, наметить пути оптимизации политики исполнительной власти по социальной защите… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность, основное содержание и функции политики исполнительной власти по социальной защите населения
    • 1. 1. Социальная защита населения в системе реализации политической власти
    • 1. 2. Политика исполнительной власти в социальной сфере: основы функционирования
  • Глава 2. Специфика деятельности исполнительной власти региона в сфере социальной защиты населения
    • 2. 1. Региональный уровень политики исполнительной власти по социальной защите населения
    • 2. 2. Структура, функции органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения региона
  • Глава 3. Оптимизация политики исполнительной власти региона в сфере социальной защиты населения

3.1 .Оптимизация взаимодействия федерального Центра и региона по реализации социальной защиты населения. 3.2. Основные направления повышения эффективности деятельности исполнительной власти региона в социальной сфере.

Политика органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения: Региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Последнее десятилетие XX века для России связано с процессами реформирования во всех сферах жизнедеятельности общества. В связи с переходом к новым видам политических и экономических отношений, государство практически полностью отказалось от патерналистской модели социального обеспечения населения.

Однако формирующаяся либеральная модель не обеспечивает в достаточной мере реализацию социальных прав и гарантий граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

В сложившихся условиях особое значение приобретает совершенствование государственной социальной политики, эффективное проведение которой является залогом стабильного и устойчивого развития государства.

Реализация политики в сфере социальной защиты населения в большей степени возлагается на органы исполнительной ветви государственной власти. Ее осуществление требует формирования и использования субъектами государственного управления особых политических и управленческих технологий. Основная часть данных технологий разрабатывается и применяется на уровне субъекта Федерации., так как именно региональные органы исполнительной власти в процессе своей деятельности непосредственно взаимодействуют с населением, решая социальные проблемы граждан.

Позитивные результаты реализации политики региональной исполнительной власти в сфере социальной защиты населения характеризуют состояние государственности в целом, позволяют повысить легитимность власти, снизить социальную напряженность, укрепить потенциал политической и социальной стабильности.

Все это в значительной степени актуализирует тему диссертации, представляющей собой научный анализ современной региональной политики органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения.

Степень научной разработанности проблемы. Непосредственное отношение к исследуемой проблеме имеет теория политической власти, давно анализируемая в мировой науке теория разделения властей. В рамках данного аспекта существует достаточно большой объем литературы, как зарубежной, так и отечественной. В зарубежной литературе политическая власть исследована всесторонне: ее природа, структура, различные формы и механизмы взаимодействия и т. п. Много внимания уделено характеристике демократического типа власти1, что особенно актуально для современной России. Как большое достижение демократического общества и как важнейший фактор сохранения демократии представляется в публикациях концепция разделения властей. От трудов основателей данной теории Д. Локка и Ш. Монтескье и до современных публикаций на эту тему утверждается мысль о системе разделения властей как гаранте защиты прав граждан государства.

Отечественная наука имеет богатые традиции в изучении проблем власти и государства. Российские ученые плодотворно разрабатывали различные аспекты данных проблем с учетом национальной специфики. Это работы М. А. Бакунина, В. П. Безобразова, А. И. Васильчикова, М. М. Ковалевского, П. И. Новгородцева, Б. Н. Чичерина и многих других .

В современных условиях наука также обращается к феномену демократической власти в связи с общей концепцией реформирования российского общества, с принятием Конституции Российской Федерации, с переходом на новую структуру государственного управления как в центре, так и в регионах. В публикациях отечественных исследователей.

См., напр.: Даль Р. А.

Введение

в теорию демократии. М., 1992; Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1993; Остом В. Демократия и самоуправление// Государство и право. 1994, № 4 и др.

2 См., напр.: Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989; Безобразов В. П. Государство и общество. СПб., 1882- Васильчиков А. И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. Т. 1−3. СПб., 1869−1871- Ковалевский М. М. Общее учение о государстве. СПб., 1909; Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. М., 1901; Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. 4.2 М., 1896. имеет место и общенаучный подход к отдельным проблемам исполнительной власти: структура и функции исполнительной ветви власти, правовые и экономические основы разделения власти и др.3.

Наряду с рассмотрением проблем функционирования исполнительной ветви власти на федеральном уровне, исследователи все чаще обращаются к вопросам политического регионализма4.

Тем не менее, в настоящее время остается открытым вопрос о самой политики исполнительной власти в социальной сфере, и, в частности, в сфере социальной защиты населения.

Исследование реализуемой ранее патерналистской модели социального обеспечения можно условно разделить на три основных этапа. Первый и самый продолжительный из которых связан с появлением в 60-х — начале 80-х годов значительный объем научных публикаций, освещающий вопросы материальной обеспеченности трудящихся, роста народного благосостояния, совершенствования условий труда и его оплаты, использования общественных фондов потребления. Изучению этих аспектов социальной политики, а также отражению деятельности партийных, советских, и профсоюзных органов по повышению уровня жизни людей были посвящены труды В. Ф. Майера, Г. С. Саркисяна,.

3 См.: Баркашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988; Ершов В. И. Система государственной власти. М., 1994; Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России (понятия, содержание, вопросы становления). М., 1994; Белов Г. А. Институциональная система политической власти // Кентавр. 1995. № 4- Исполнительная власть в России: проблемы развития. / Отв. ред. Бачило И. Л. М., 1998; Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. Сб. обзоров. /Отв. ред. В. В. Маклаков. М., 1995; Колдаев В. М. Государственная власть. Механизм государственной власти. М., 1993; Концепция разделения властей: история и современность. М.: ИНИОН, 1993; Лазарев Б. М. Законодательная и исполнительная власти // Актуальная политика. 1993. № 1- Президент. Правительство. Исполнительная власть: российская модель. М.: МОНФ, 1997; Исполнительная власть в Российской Федерации: Науч.-практич. пособие / Отв. ред.: Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. М., 1996; Салмин A.M. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в РФ //Полис, 1996, № 1.

4 См. Паршуков А.А.- Андрисян Б. ААндрисян А. А. Компетенция региональных органов исполнительной власти. Кемерово, 1996; Макарычев А. С. Федерализм и регионализм: европейские традиции, российские перспективы// Политические исследования. 1994. № 4−5- Проблемы теории самоорганизации общества и самоуправления регионов. Саранск. 1996; Федерализм и региональная политика. Проблемы России и зарубежный опыт. Новосибирск. 1995;1996; Региональная политика. Саратов. 1996; Барзилов С., Новиков А., Чернышов А. Особенности развития политико-экономических процессов в российской провинции. Саратов-Москва, 1997 и др.

Н.П. Кузнецовой, Э. В. Клопова и др.5.

С середины 70-х годов социальная политика КПСС и советского государства постепенно превратилась в самостоятельный объект исследования, а изучение ее основных направлений приобрело комплексный характер в работах JI.K. Баевой, Ю. Е. Волкова, В. Д. Попкова, В.3.Роговина и др.6 приобретает комплексный характер.

Анализ произведений этого периода показывает, что, несмотря на отсутствие у большинства советских историков и обществоведов однозначной трактовки понятия «социальная политика», они сохраняли незыблемое единство в отождествлении ее с деятельностью коммунистической партии, в безмерном восхвалении и преувеличении заботы последней о благе народа.

Все это в сочетании с абстрактностью, бесконфликтностью описания действительности, уходом от рассмотрения присущих ей проблем во многом снижало научную значимость указанных работ.

Следующий этап в исследовании проблемы, охватывающий вторую половину 80-х — начало 90-х годов, совпал с развернувшимися в стране «перестроечными» процессами.

На это время приходится выход ряда крупных монографий, посвященных разработке традиционного круга вопросов. Одновременно появилось и значительное количество работ, обосновывавших необходимость усиления социальной направленности государственной.

5 Майер В. Уровень жизни населения СССР. М., 1977; Саркисян Г. С. Рост благосостояния советского на рода — М., 1967, Саркисян Г. С., Кузнецова Н. П. Потребности и доход семьи. М., 1967; Клопов Э. В. Повышение благосостояния советского народа основные итоги и тенденции. / В кн.: Рабочий класс в мировом революционном процессе. М., 1978, Январев В. А. Повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся//Вопросы истории КПСС. 1980. № 4 и др.

6 Баева Л. К. Социальная политика Октябрьской революции. М., 1977; Волков Ю. Е. Цели и содержание социальной политики КПСС в социалистическом обществе //Научный коммунизм. 1976. № 5- Волков Ю. Е., Роговин В. З. Вопросы социальной политики КПСС. М., 1981; Попков В. Д. Социальная политика советского государства и право. М., 1979; Роговин В. З. Социальная политика в развитом социалистическом обществе. М, 1980 и др.

7 Микульский К. И., Роговин В. З., Шаталин С. С. Социальная политика КПСС. М., 1987; Социальная политика КПСС на современном этапе. М., 1988; Социальная политика КПСС. Киев, 1988; Социальная сфера политическое и духовное развитие общества. М., 1991 и др. политики8.

Начало 90-х годов отмечено появлением первых работ непосредственно затрагивающих тему становления политики социальной защиты населения в России9. Публикации этого периода, как правило, не претендовали на глубокий теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы и ориентировались в основном на рассмотрение различных аспектов её практического решения. В этой связи заслуживает внимания характерное для ряда авторов стремление к детальному изучению вопросов, связанных с социальной защитой отдельных категорий населения: работающих граждан, людей пожилого возраста, детей и молодежи, малообеспеченных семей и др.10.

Особую актуальность и остроту обсуждение проблем социальной политики приобрело с началом радикальной экономической реформы 1992 года, ставшей рубежом и в плане периодизации. Статьи, относящиеся к этому времени носили ярко выраженный полемический характер, а спектр мнений в них простирался от полного неприятия происходящих перемен и разоблачения антинародного курса правительства до признания неизбежности и временности негативных последствий преобразований и обоснования необходимости дальнейшего продвижения по избранному.

8 Бородкин Ф. М. Социальная политика Власть и перестройка. М. 1989; Гордон Л. А. Социальная политика в сфере оплаты труда //Социс. 1987. № 4- Меньшова О. Новые подходы к формированию социальной политики //Плановое хозяйство. 1991. № 5- Ольсевич Ю. А. Социальная переориентация экономики. М., 1990; Перестройка в системе распределительных отношений. М., 1992 и др.

9 Антипьев А. С. Проблемы социальной защиты населения при переходе к рынку //Социально-политические науки. 1991. № 10- Кузьмин С. Активная политика социальной зашиты населения//Экономист. 1992. № 2- Пошехонов Ю. Социальная защита в условиях рыночной экономики//Проблемы теории и практики управления. 1992. № 2- Шишков Ю. Рынок и социальная защищенность//Наука и жизнь. 1991. № 1.

10 Мухаметзянова Г. В, Рожков М. И., Юдин В. П. Социальная защита учителя. Казань, 1993; Ромашов О. В. Социальная защита трудящихся// Социс. 1993. № 1- Юдин И. И. Социальная защищенность военнослужащих //Коммунист Вооруженных Сил. 1990. № 9- Гуров Ю. С. Данилов И.П. Проблемы социальной защиты малообеспеченных слоев населения //Регионология. 1996. № 1- Соловьева Л. Как поддержать малообеспеченные слои населения? //Проблемы теории и практики управления. 1994. № 4- Кухтевич Т. И., Козырев Ю. И., Гегель Л. А. Социальная защита студенчества: должное и сущее //Социально-политические науки. 1991. № 10- Малярова Н. В., Несмеянова М. И. Социальная защита детства: концептуальный подход// Социс. 1991; Герасимова Г. М Пожилые люди современной России: проблемная ситуация //Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. 1995 и др.

11 пути .

Непрекращающиеся дискуссии и споры свидетельствуют о том, что ученым, политикам, специалистам пока не удалось сформировать общее целостное представление о сути и содержании социальной политики в современных условиях, решить задачи, связанные с конкретизацией ее понятийного аппарата, целей и функций, механизма реализации. Здесь уместно заметить, что мы под социальной политикой понимаем совокупность политических идей, решений и действий, обеспечивающих оптимальные условия для поддержания нормальной жизнедеятельности человека, всестороннего развития его трудовых способностей и нравственно-духовных качеств, направленных на служение как общественным, так и собственным интересам12.

Таким образом, анализ имеющейся литературы (в том числе значительного количества публикаций, появившихся в последнее десятилетие), позволяет сделать вывод о недостаточной исследованности ряда ключевых проблем и целых направлений социальной политики. Более того, даже те работы, которые так или иначе затрагивали проблемы социальной защищенности людей освещали их фрагментарно.

Не получили должного рассмотрения указанные вопросы и на региональном уровне. К сожалению, мало работ, которые в целостном виде анализировали бы процесс функционирования системы социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации13. Галецкий В. Социально экономический кризис и его последствия для демографической ситуации, занятости и здоровья //Экономист, 1992. № 2- Гизатуллин Х. Н., Биктимирова З. Ж. Башкирия: социальная цена реформ. Уфа, 1994. Ракитский Б. Положение населения России социальная надломленность при прыжке в рынок //Вопросы экономики. 1993. № 4- Невзорова Е. П., Городецкая И. Г. Социальная стратегия в период перехода к рынку //Вестник Санкт Петербургского Ун-та. 1994. Сер. 5. № 3 — Шишков Ю. В. На пути к рыночной экономике (социальный аспект) //Социс. 1992. № 9 и др.

12 КлеминаТ. Н. Новая социальная политика в России проблемы становления с учетом зарубежного опыта // Вестник Санкт Петербургского ун-та. 1992. Сер. 5. № 1- Наумова Н. Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации //Социологический журнал. 1994. № 1- Пронин С. В. Социальные индикаторы российских реформ//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 2- Роик В. Социальная политика истоки кризиса и пути преодоления//Человек и труд. 1995. № 9 и др.

13 См.: Социальная защита в регионе. Свердловск, 1993; Лабейкин А. А. Социальная защита в Орловской области. Орел, 1997.

Таким образом, на основе проанализированной литературы мы можем говорить о недостаточной изученности тех или иных сторон большой проблемы — политики органов исполнительной власти по социальной защите населения в регионе.

Объектом исследования является деятельность исполнительных органов государственной власти в сфере социальной защиты населения.

Предмет исследования — политическое содержание деятельности органов исполнительной власти по реализации социальной защиты населения.

Цель диссертационного исследования — определить основные направления политики исполнительных органов государственной власти в сфере социальной защиты населения, ее специфику и особенности разработки и осуществления в регионе.

Достижению данной цели способствует решение следующих исследовательских задач.

— определение политического содержания функционирования органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения;

— выявление специфики деятельности региональных органов исполнительной власти по реализации социальной защиты населения;

— формулирование основных направлений совершенствования политики исполнительных органов власти в сфере социальной защиты населения.

Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве теоретической основы в работе используются труды отечественных и зарубежных ученых в области политологии, философии, юриспруденции, теории государственного управления.

Методологическую основу составили историко-философский, ценностно-нормативный, системный и политико-компаративный подходы к исследованию современных проблем трансформации российского общества, структурно-функциональный анализ.

Эмпирическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты (в том числе и зарубежные), данные статистических сборников Госкомстата, статистических бюллетеней Орловского областного комитета государственной статистики, архивные и текущие материала Областного Совета народных депутатов и администрации Орловской области, данные периодической печати.

Научная новизна исследования, связанная с самой постановкой проблемы, состоит в следующем:

— автором обоснованы механизмы зависимости деятельности органов исполнительной власти от политики государства в сфере социальной защиты населенияраскрыты региональные особенности влияния политики государства на деятельность органов исполнительной власти по социальной защите населения;

— определены основные направления и мероприятия по оптимизации деятельности исполнительной власти в сфере социальной защиты населения в соответствии с государственной политикой на современном этапе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Политическое содержание деятельности органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения заключается в формулировании стратегических целей, задач реализации государственной социальной политики. При этом социальная защита населения становится особой политической технологией, реализующейся в рамках государственной социальной политики и способствующей укреплению российской государственности.

2. Специфика деятельности органов исполнительной власти по социальной защите населения в регионе определяется следующими факторами:

— ресурсным обеспечением конкретного региона (уровнем экономического развития региона, характером взаимодействия с федеральным центром и т. д.);

— демографической структурой (в частности, количеством населения, нуждающегося в социальной защите);

— особенностями организационной структуры исполнительной власти региона.

3. Перечень мероприятий, направленных на оптимизацию политики органов исполнительной власти региона по социальной защите населения, включает:

— дальнейшее развитие региональной политики, корректирующее содержание взаимодействия федерального Центра и регионов с учетом социально-политических и экономических особенностей каждого из них;

— совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей сферу социальной защиты населения;

— формирование эффективной организационной структуры органов исполнительной власти в регионе;

— осуществление комплексного подхода в реализации социальных прав и гарантий граждан.

Практическая значимость исследования.

Проведенное в диссертации исследование деятельности органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения позволяет теоретически осмыслить понятие, сущность и политическое содержание данного вида деятельности, проанализировать региональную специфику данного процесса, определить критерии оценки эффективности, наметить пути оптимизации политики исполнительной власти по социальной защите населения в регионе, что дает возможность: расширить методологическую основу для дальнейшей теоретической разработки общественно-политических проблем, предполагающих организацию эффективной деятельности органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населенияприменять выводы диссертационной работы для исследования и прогнозирования развития политических событий в регионах России;

— пополнить новым теоретическим и эмпирическим материалом учебные курсы, преподаваемые в высших учебных заведениях и в системе подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих и их резерва;

— использовать основные положения и выводы диссертационного исследования в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и учреждениях социальной защиты населения.

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседании кафедры политологии, государственного и муниципального управления Орловской региональной академии государственной службы. Ряд теоретических положений и выводов обсуждался на научно-практических конференциях: «Методология и методика качества профессионального образования» (г.Орел, 2001 г.), «Национальная идея как фактор сохранения социально-политической и экономической стабильности» (г.Орел, 2000 г.), «Социально-экономические и политические процессы в условиях корректировки курса реформ в регионах центра России» (г.Орел, 2000 г.),.

Структура диссертационной работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Изучение содержания актуальных процессов позволило определить некоторые тенденции, обуславливающие возрастание роли социальной работы в период становления демократической государственности России. Проблемы эффективной реализации социальной защиты органами государственной власти существуют в развитых странах, но особенно актуальны в странах транзитного типа.

Функционирование государственной власти в социальной сфере осуществляется единой системой специальных центральных (или высших) и местных (или нижестоящих) органов, взаимосвязанных между собой по горизонтали и по вертикали. Одним из важнейших ее компонентов являются органы исполнительной власти, реализующие политику социальной защиты населения.

Единый подход к понятию «политика органов исполнительной власти» применительно к системе социальной защиты населения в силу сложной организационной структуры и многофункциональности данного политического института еще не сформирован.

В работе выделяется несколько аспектов рассмотрения этой проблемы. Один из них предполагает изучение взаимоотношений исполнительной ветви власти с законодательной и судебной по поводу реализации прав граждан на социальную защиту (этот подход основан на теории разделения властей и наделении определенными функциями каждой из ветвей государственной власти). Другой подход связан с рассмотрением политики исполнительной власти в сфере социальной защиты населения как особого направления внутренней политики государства (существование такого подхода обусловлено наличием у исполнительной власти функции защиты национальных интересов). Третья точка зрения связана с рассмотрением политики исполнительной власти по социальной защите населения как искусства гармонизации человеческих интересов, что определяется общими исполнительно-распорядительными функциями данной ветви государственной власти в социальной сфере. Перечисленные подходы имеют одну общую черту: они базируются на системно-функциональных характеристиках исполнительной власти как политического института.

Содержание деятельности органов исполнительной власти в осуществлении социальной защиты населения определяется, прежде всего, их функциональными особенностями. Поэтому наиболее правильным, по нашему мнению, будет функциональный (деятельностный) подход к определению направлений и форм реализации политики органов исполнительной власти по социальной защите населения.

Политику органов исполнительной власти в области социальной защиты населения мы рассматриваем, в широком смысле, как совокупность теоретических принципов и практически-ориентированных мер, вырабатываемых и реализуемых органами исполнительной власти государства, направленных на поддержку различных слоев населения, отдельного индивида от экономической и социальной деградации. Кроме того, она включает обеспечение гарантий трудоспособным гражданам на равные условия в процессе повышения своего благосостояния за счет личного труда, предпринимательства.

В узком понимании, политика органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения — это деятельность государственных органов, связанная с выявлением социальных интересов и разработкой основ защитительной функции государства и ее реализацией.

Политика органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения осуществляется в процессе функционирования государственных структур исполнительной ветви власти.

Осуществление политики органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения представляет собой совокупность принципов, программ и мер, объединенных концептуальным требованием реализации ее «функции-предназначения», заключающейся в достижении политической и экономической стабилизации, обеспечении достойного уровня жизни населения Российской Федерации.

В переходный период политика органов исполнительной власти по социальной защите населения становится многоцелевой. Основное место, по мнению соискателя, занимают следующие ее направления:

— прямая помощь наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения;

— сдерживание роста безработицы, предотвращение приобретения ею массового характера;

— нейтрализация инфляционного снижения уровня доходов и сбережений населения, проведение комплексной политики доходов;

— поддержание, развитие и структурная трансформация отраслей социальной сферы, обеспечивающее благоприятные условия для жизнедеятельности и социального развития граждан, представляющее собой необходимую предпосылку их активного и сознательного участия в общественном производстве рыночного типа.

Показывается взаимозависимость успешного проведения политико-экономических преобразований в современной России с расширением их социальной направленности, обеспечить которую призвана эффективная политика исполнительной власти в области социальной защиты населения.

В России, как государстве с федеративным устройством, система горизонтального разделения властей дополняется делением властных полномочий по вертикали. Необходимость исследования специфики деятельности органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения основывается наличием ряда обстоятельств. Во-первых, высокая степень влияния центральной, федеральной власти на всю систему федерации, смягчаемая многочисленными индивидуальными договорами и соглашениями центра и субъектов федерацииво-вторых, вывод органов местного самоуправления за пределы конституционно установленной системы органов государственной власти. Последнее обстоятельство также осложняется системой передачи полномочий от органов государственной власти органам местного самоуправления в индивидуальном порядке. Таким образом, статистика органов государственной исполнительной власти, насчитывающая одно федеральное Правительство РФ, 89 правительств (администраций) субъектов Российской Федерации дополняется сотнями тысяч органов местного самоуправления, которые формально не включены в систему государственной исполнительной власти, но функционально с ними непосредственно связаны. Данная модель сложилась в Российской Федерации на основе Конституции 1993 г.

На основе анализа ресурсного обеспечения региона и внутренних потребностей региона предлагаются критерии классификации субъектов РФ, обусловливающие содержательную и организационную специфику функций региональных органов исполнительной власти, реализующих политику в сфере социальной защиты населения.

Существует определенная сложность выработки какого-либо определенного стандарта для системы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации с учетом разнообразия форм ее организации. Однако анализ законодательной базы позволил выявить основные формы организации региональных органов исполнительной власти.

Аппарат исполнительной власти в регионе, в соответствии с его нормами законодательства, включает: правительство субъекта РФ и его министерства (либо администрацию и ее управления), комиссии, комитеты, аппарат губернатора. Так как деятельность правительства (администрации) субъекта РФ охватывает собой практически все сферы государственного управления на территории региона, то на этом уровне увеличивается интенсивность взаимодействия органов исполнительной власти с населением в ходе реализации социальных интересов, обеспечения гражданских прав и гарантий.

Политика органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации (края, области). Одним из примеров регионального законодательства может служить Устав (Основной Закон) Орловской области. В нем достаточно четко определены функции и основные формы деятельности органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения.

Эти органы находятся, как правило, в двойном подчинении, подчиняясь по вертикали соответствующему федеральному органу исполнительной власти, а по горизонтали — Главе краевой, областной администрации и входят организационно в структуру администрации. Управления, комитеты, отделы краевой, областной администрации. Входя в системы соответствующих федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т. п.) и являясь одновременно центрами соответствующих систем на уровне областей и краев, управления и комитеты краевых, областных администраций обеспечивают управляемость сферы социальной защиты населения в масштабах всей страны.

Подробный анализ причин сегодняшнего низкого уровня управляемости не входит в задачу настоящей работы, но по общему мнению к числу таких причин несомненно относятся как известная хаотичность и бессистемность актов федеральных органов, так и не всегда основанная на законе тенденция к избыточной суверенизации краев и областей, выходящая за рамки их статуса субъектов Российской Федерации.

Декларируя государственную целостность как содержательную основу федеративного устройства, призванную обеспечить единство системы государственной власти, Конституция РФ 1993 г. фиксирует разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Это требует от субъектов исполнительной власти в ходе реализации социальной политики совершенствования форм их деятельности в направлении повышения степени ее демократизма, использования моделей «отзывчивой бюрократии», овладения современными методами и стилем государственного управления.

Определение путей оптимизации социальной защиты населения в регионе возможно только при анализе и учете факторов, характеризующих социальную сферу конкретного субъекта Федерации. Однако исследование локальных проблем должно сопровождаться изучением и прогнозированием общих тенденций социально-политического и экономического развития России.

Рассмотрены условия взаимодействия федерального Центра и отдельного субъекта Федерации по поводу регулирования социальной сферы. С одной стороны, специфический характер интересов региона обуславливает необходимость учета его особенностей в процессе предоставления федеральной помощи. С другой стороны, социальные стандарты каждого из субъектов Федерации должны соотноситься с общегосударственными параметрами развития. Эти обстоятельства требуют формирования четкой и ясной региональной политики государства в условиях функционирования бюджетного федерализма. Поэтому автором особо отмечается необходимость постоянного обновления данных в типологии регионов по степени необходимости предоставления им федеральной поддержки для решения проблем в сфере социальной защиты населения.

Определяются основные блоки проблем в «социальном» законодательстве:

— законодательное обеспечение социальных гарантий, которые пока слабы и зачастую не реализуются;

— приведение в соответствие различного рода социальных выплат, которые гораздо ниже прожиточного минимума соответствующих категорий населения;

— законодательное обеспечение своевременности и полноты осуществления определенных законодательством социальных выплат.

Процесс становления власти в регионе оказался и длительным, и сложным, и противоречивым. В условиях недостаточно стабильной федеральной власти не только появились возможности более свободного, раскрепощенного решения вопросов на местах, но и возросла вероятность увеличения ошибочных, поспешных, непродуманных решений и шагов, в том числе и в сфере социальной защиты населения.

В качестве оптимальной рассматривается «усредненная» система организации исполнительных органов власти в регионе, предполагающая учет специфических особенностей развития территории. Отмечается нецелесообразность перенесения на уровень области или края федеральной системы органов государственной власти (Президент, Правительство, двухпалатная Областная Дума, Уставный Суд области и т. п.).

Во-первых, подобная организация государственной власти субъектов Российской Федерации едва ли согласуется с теми общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые начинают закладываться в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, посвященных вопросам государственного строительства.

Во-вторых, в ситуации, когда глава администрации («губернатор») не является одновременно и главой правительства (администрации), если не возглавляет непосредственно исполнительную власть, неизбежно обострение проблемы дублирования, параллелизма «губернаторских» и «правительственных» органов, избыточное разрастание и бюрократизация.

146 управленческого аппарата, что значительно снизит эффективность реализации государственной политики в социальной сфере.

Предложено дальнейшее совершенствование следующих приоритетных направлений деятельности органов региональной исполнительной власти в сфере социальной защиты населения:

1. Использование принципа адресности социальной помощи, предусматривающего предоставление помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей.

2. Соблюдение принципа доступности и широты охвата, предполагающий обязательное оказание помощи обратившимся в местные органы социальной защиты гражданам, имеющим на нее право, а также дополнительное выявление и сбор информации об особо нуждающихся лицах.

3. Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания, а также первоочередное оказание помощи нетрудоспособным.

4. Комплексность помощи — возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, материальной, в виде услуг).

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. М., Юрид. лит., 1995.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г № 1300 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации»
  3. ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения РФ от 15 ноября 1995 .
  4. ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г. № 181 ФЗ.
  5. ФЗ РФ «О ветеранах» от 13.01.95 г. № 5-ФЗ
  6. ФЗ РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.95 № 81-ФЗ с поправками и изменениями от 30.12.96 г., 29.07.98 г., 17.07.99 г.
  7. ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 29.07.2000 № 106-ФЗ)
  8. Устав (Основной Закон) Орловской области. Орел, 1996.
  9. Уставы (Основные законы) краев и областей Российской Федерации. М., 1997.
  10. Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Яров 10.Ф. Федерализм в истории России. Кн. 2. М.: Республика, 1992. 416с.
  11. С.А. Конституция России: история, эволюция, современность. М., 1997.
  12. З.Агапов А. Б. Статус территориальных органов федеральной исполнительной власти в субъектах федерации// Тр. Моск. гос. юрид. акад. М., 1997. № 1. С. 19−35.
  13. Н.А. Социальное развитие регионов. М., 1995.
  14. Н. А. Филиппов Ф.Р. Управление развитием социальной структуры общества. М.: Наука, 1988. 169с.
  15. Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
  16. П.Андреев А. А. Политический спектр России: структура, идеология. Основные субъекты. М., 1997.
  17. М. Н. Правящие элиты России: образ деятельности //Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 3,4
  18. Д.Ф., Володин В. В., Лукашов JI.A. Модель организации власти в субъектах Российской Федерации. Саратов, 1997.
  19. Бабаджанов А. А- Дмитриевский Ю. Д. Территориальный аспект развития социальной сферы и ее управления// Изв. Рус. геогр. о-ва. СПб., 1997. Т. 129, вып.2. С. 60−64.
  20. В.В. Совершенствование организационно-правовых форм федеральных органов исполнительной власти в современных условиях// Тр. Моск. гос. юрид. акад. М., 1997. № 1. С. 36−41.
  21. С., Чернышев А. Провинция, элита, номенклатура, интеллигенция //Свободная мысль, 1996. № 1. С. 32−35.
  22. С.И., Чернышев А. Г. Политическая структура современной российской провинции. М., 1997.
  23. А.Н. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск. 1988.
  24. JI.A. Бутич В. И. Социальная сфера в рыночной экономике. -Ростов-на-Дону. 1997. 52с.
  25. Г. А. Институциональная система политической власти.// Кентавр, 1995,№ 4, с. 155−160.
  26. К.С. О функциях исполнительной власти// Государство и право. М, 1997. № 3. С.14−21.
  27. Н.А. Судьба России М., 1990.
  28. И. Социальная дифференциация и социальная защита в переходный период.// Вести Моск. Ун-та. Серия 6. Экономика. М., 1994. С.63−71-
  29. С. С. Петров А.И., Сигов В. И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. М.: Пресс-сервис, 1997. 152 с.
  30. Большой юридический словарь./Под ред. В. Зорькина, А. Кружских, JI. Сухарева. М., ИНФРА -М. 1997. ТIV.
  31. П. Социология политики. М., 1993.
  32. Н.В. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти области: история и современность// Правовая наука и реформа юридического образования. Воронеж, 1996. Вып.5. С. 5−29.
  33. М. Избранные произведения. М., 1990. 646 С.
  34. Взгляд на региональную социальную политику// Человек и труд. 1998. № 4. С. 16−22.
  35. Власть: очерки современной политической философии Запада. М., 1989. С. 8.
  36. А.В. Местное управление и самоуправление в крупных городах зарубежных стран. М., 1990.
  37. В.П. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития. // Государство и право. 1992. № 12, с.38−46.
  38. В. Государство обязано.Из истории пенсий в мире и в России.// Ветеран. 1992. № 33? 34. с. 9−12.
  39. Г. Г., Федоровская Е. С., Козлова С. В., Ленева В. М. Проблемы комплексной социальной защиты населения в преимущественно ресурсопроизводящих регионах// Государственное регулирование экономики в современных условиях. 1997. Т.1. С. 186−207.
  40. А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения // Государство и право. 1993. № 6. С.24−28.
  41. Государственная служба. Исполнительная власть: структура, функции// Гос. служба: Общ. пробл. Заруб, опыт. М., 1996. Вып. 16. С. 5−128.
  42. О.В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука, 1991. 168 с.
  43. З.А., Кертман Г. Л., Павлова Т. В., и др. Российская повседневность и политическая культура: проблемы обновления. // Полис, 1996. № 4. С. 68- 73.
  44. М.С. Федерация и регионы: правовые, экономические и социально-политические аспекты взаимодействия// Социально-политический журнал. М., 1997. № 2. С. 17−26.
  45. А.В. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения.//Полис, 1996, № 3. С.19−24.
  46. В. Социальная защита населения в условиях рыночных цен. (Юридическая консультация).// Хозяйство и право. 1991. № 9. С.79−87
  47. Деятельность региональных органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию социальных конфликтов/ Редкол.: Кириллина В. Н. и др. Н. Новгород, 1998. 134 с.
  48. Г. Г. Политическая институциализация в России: социально-культурные и психологические аспекты.//Мировая экономика и международные отношения. 1997, № 7−8.
  49. В.И. Система государственной власти в России. М., 1994.
  50. Н. Центр и регионы: проблемы взаимодействия в осуществлении социально-экономической политики/ Социология власти. М., 1997. № 2.-С. 100−107.
  51. В.Н. Российский федерализм: Что далыпе?//Социологические исследования. 1998, № 1. 81−87 с.
  52. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. СПб. -М., 1992.
  53. И.А. О грядущей России. Избранные статьи. Нью-Йорк. 1991.
  54. Информация о социально-экономическом положении в России. М., 1997.
  55. Информация о социально-экономическом положении России. Январь-август, 1997 г. М.: Госкомстат России. 75 с.
  56. Исполнительная власть в Российской Федерации: Проблемы развития / Бачило И. Л., Гришковец А. А., Мелюхин И. С. и др.- Отв. ред. Бачило И.Л.- Ин-т государства и права РАН. М., 1998. 431 с.
  57. Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. Сб. обзоров. /Отв. ред. В. В. Маклаков. М., 1995. 179 с.
  58. С. Экономические основы системы социальной защиты. М., 1997.
  59. И.Ф., Поленина С. В. «Закон о законах»: проблема издания и содержания // Советское государство и право. 1989. № 12. С. 16−21.
  60. З.И.- Бессонова О.Э.- Тампилина B.C. Основные направления региональной социальной политики// Регион: экономика и социология. Новосибирск, 1997. № 2. С.3−13
  61. И.К. Кому управлять социальной сферой региона//Федерализм. 1997. № 4. 54 с.
  62. B.C. Социальная политика. М., 1991. 438 с.
  63. В.М. Государственная власть. Механизм государственной власти. М, 1993.
  64. Концепция разделения властей: история и современность. М.: ИНИОН, 1993.
  65. В., Малева Т. Социальная политика в России в контексте макроэкономической реформы//Вопросы экономики, 1995, № 9.
  66. В., Левицкая Е. Методы регулирования территориального развития//Экономист. М., 1992, № 1. С.15−19.
  67. Краткий словарь по социологии./ Под общей ред. Д.Гришиани. М., Политиздат. 1989.
  68. Краткий словарь-справочник основных терминов и понятий использованных при разработке научно-технической программы «Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. М., 1993. 34 с.
  69. О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту //Общественные науки и современность. 1993. № 1.С.34−40.
  70. М.Х. Политическая элита в Татарстане: вызовы времени и трудности адаптации //Полис. 1994, № 6. С. 17−25.
  71. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М.: Наука, 1996. 191 с.
  72. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
  73. А.А. О праве жить достойно. Орел, 2000, 448с.
  74. А.А. Некоторые вопросы функционирования систем социальной защиты в странах западной Европы. (Учебное пособие). Орел, 1997,136 с.
  75. А.А. Социальная защита населения Орловской области: состояние и перспективы. (Учебное пособие), Орел, 1996.
  76. .М. Законодательная и исполнительная власти.// Актуальная политика, 1993, № 1.
  77. А.И. Организация и управление социальной работой в России. М.: Наука, 1995. 74 с.
  78. А.А. Соотношение законодательной и исполнительной власти в правовом государстве/ Иван. гос. ун-т. Иваново, 1997, 104 с.
  79. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России.
  80. В. Строить надо снизу вверх. Наступит ли эпоха реального федерализма в России в 2000 году?//Российская Федерация. 1998, № 1.
  81. Местное самоуправление в зарубежных странах, М., 1994.
  82. К. Экономическая реформа и социальная политика// Вопросы экономики, 1993, № 12.
  83. А.В. Свод законов России — насущная необходимость // Журнал российского права. 1997. № 2. С. 3—13.
  84. В. У черты бедности.// Армия № 3,4. 1992
  85. Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества. Вып.4, ч.1. Саратов. 1997.
  86. С. К региональным аспектам социальной политики// Российский экономический журнал. М., 1997. № 2. С. 106−108.89.0садчая Г. И. Социальная сфера общества: Теория и методология социологического анализа. М.: Союз, 1996. 209 с.
  87. В.И. Власть проблемы государственного управления. Саратов, 1997.
  88. Основы местной социально-экономической политики: Рекомендации по разработке и практической реализации. М., 1995. 142 с.
  89. Основы социальной работы. М.: Инфра М., 1997. 368 с.
  90. С. Регионы и региональная политика//Вопросы экономики. 1994. № 9.
  91. А.А.- Андрисян Б.А- Андрисян А. А. Компетенция региональных органов исполнительной власти/ Кемер. с.-х. ин-т. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996, 2-е изд., перераб. и доп., 119 с.
  92. Д.В. Современная региональная политическая элита: социальные проблемы становления и функционирования. Диссертация на соискание ученой степени канд. социолог, наук. Саратов, 1997.
  93. Политические аспекты государственного управления. Федеральный и региональный аспект. М.: РАГС, 1997. 237 с.
  94. Президент Правительство — исполнительная власть: Российская модель/ Сб. подгот. Центром конституц. исслед. Моск. обществ, научн. фонда- Под ред. Шаблинского И. М., 1997. 68 с.
  95. Президент. Правительство. Исполнительная власть: российская модель. М.: МОНФ, 1997.
  96. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 19 962 000 гг.//Российская газета. 12.03.97 г.
  97. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения//Российский экономический журнал. 1994, № 11.
  98. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. М., 1993.
  99. Рынок. Основные термины. М.: РАУ-1992. 72с.
  100. Ф.Б. «Центр регион»: проблемы взаимоотношения // Социологические исследования. 1997. № 3.
  101. A.M. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в РФ.//Полис, 1996,№ 1. С. 7−8.
  102. A.M. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в Российской Федерации//Полис. М., 1996. № 1. С. 7−32
  103. В.И., Антонова JI.JL, Озерникова Т. Г. Регион в пореформенный период / Иркут. гос. экон. акад. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998, 125 с.
  104. В. Субъекты Федерации не согласны с бюджетным посланием Президента/ /Коммерсантъ. М., 1993, 20 января.
  105. В.И. Региональная политика: Генезис, закономерности развития, стратегия управления. Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам» 1997.
  106. Н.Н. Региональная политика и управление. Чебоксары, 1997. 247 с.
  107. В. Регионы и центр в реформируемой России // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 10.
  108. Н. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1998
  109. Современная социальная теория: Бурдье, Гидценс, Хабермас: Учебн. пособие/ Сост. пер. и вступ. статья А. В. Леденевой. Новосибирск: Изд. Новосиб. ун-та, 1995.120с.
  110. П. Проблема социального равенства.// В кн. П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат. 1992. 259 С.
  111. Социальная защита населения (проблемы и перспективы). М., Изд. Минсоцзащиты РФ. 1992.
  112. Социальная защита населения: региональный аспект. Иркутск, 1993, 145 с.
  113. Социальная политика в регионах России// Уровень жизни населения регионов России. М., 1998. № 5.С.З-56
  114. Социальная политика в России. Сб. документов. М.: Республика, 1992, 287 с.
  115. Социальная политика государства. М.: Луч, 1997. 398 с.
  116. Социальная политика переходного периода//0бщественные науки и современность. 1994, № 6.
  117. Социальная политика, труд, занятость: проблемы, противоречия, перспективы. М., 1995. 119 С.
  118. Социально-экономические аспекты деятельности региональных органов власти в Российской Федерации. М.: РАН (ИНИОН), 1994. 96 с.
  119. Социология государственной службы. Терминологический словарь -справочник./ Под ред. Г. П. Зинченко и др. Ростов- на Дону, 1996, с.92
  120. Статистический ежегодник: Орловская область 1970−1999 годы. Орел, 2000.
  121. Е. С. Общество и власть.//СФ 1998. С.46
  122. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование /Кн. 1. Теоретические основы региональной политики. С. -Пб. :Петропо лис, 1994. 144с.
  123. Н.С. Коммунальное право ФРГ. М., 1981-
  124. Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 1.
  125. Ю.А. Регулирующие функции органов исполнительной власти в сфере экономики// Законодательство и экономика. М., 1996. -Вып. 23−24.-С. 10
  126. Ю.А. Совершенствовать организацию и деятельность органов исполнительной власти//Президентский контроль. М., 1996. -№ 4. — С. 68−72
  127. Е.В. Теоретические основы формирования социальной политики на местном уровне// Гуманитарные науки. СПб., 1997. — № 2. -С. 47−52
  128. В. Основные модели социального государства. М., Человек и труд. -1998.
  129. В.А. Права человека и исполнительная власть // Советское государство и право. 1990. № 2 С. 44−51
  130. Федеральный центр и субъекты Российской Федерации. М. 1997. С.46−49.
  131. А.Б. Теория и практика социально-экономического развития субъекта Российской Федерации / МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. -М., 1998.-318 с.
  132. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти/ Ин-т государства и права РАН. М., 1997. — 214 с.
  133. С. Проблемы взаимоотношений центра и регионов в российской экономической политике//Вопросы экономики. 1994, № 9.
  134. Д.И. Институт Президента и проблемы форм государства. М, 1994
  135. Г. В. Региональные проблемы социальной политики. -Свердловск, 1991. 160с.
  136. Н. Социально-экономическая политика в условиях проблемного региона// Экономист. М., 1998. — № 11. — С.77−80
  137. В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997. № 1. С. 4—11.
  138. В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Сов. государство и право. 1990. № 8. С. 6 -12.
  139. Т. Социальная работа как культурный феномен современности//Вопросы философии. 1997, № 11.
  140. Ф.И. Регион крупным планом. Второе дыхание прессы//Российская Федерация. 1997, № 2. 34−35 с.
  141. Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации: вопросы теории и практики. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998.- 190 с.
  142. Ф.И. Теория организации производства (региональный аспект). Чебоксары, 1997. 48 с.
Заполнить форму текущей работой