Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности национальной безопасности Республики Таджикистан в контексте вызовов и угроз современности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

М.: Наука, 2003. — 612 е.- Кузнецов В. Н. Социология безопасности. -М.: Книга и бизнес, 2003; Возженников, A.B. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения / A.B. Возженников. -М.: Изд-во РАГС, 2002. — 424 е.- Панарин С. Представления о безопасности в пространстве Евразии // Вестник Евразии (независимый журнал). № 1. — M., 1995. — С. 102−116- Лутовинов В… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследование системы безопасности
    • 1. Понятие национальной безопасности, его сущность, содержание и особенности проявления в общественной жизни
    • 2. Основные факторы, влияющие на выборы подхода к разработке основ системы безопасности
    • 3. Основные виды и формы угрозы национальной безопасности
  • Глава II. Политико-прикладные аспекты проблемы национальной безопасности
    • 1. Концептуальные основы политической деятельности Республики
  • Таджикистан в сфере обеспечение национальной безопасности
    • 2. Национальные интересы и перспектива обеспечения их безопасности
    • 3. Новые вызовы и угрозы национальной безопасности и пути их преодоления

Особенности национальной безопасности Республики Таджикистан в контексте вызовов и угроз современности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обеспечение национальной безопасности всегда в истории человеческого общества было одним из самых актуальных и жизненно важных направлений внутренней и внешней политики государства. Она принадлежит к числу базовых ценностей и целей жизнедеятельности. Поэтому данная проблема относится к числу наиболее актуальных и вместе с тем дискуссионных тем политологии. Безопасность и проблемы связанные с ее обеспечением занимают все более важное место в политическом диалоге в рамках мирового сообщества.

Важную роль в повышении ценности и значимости безопасности сыграл драматический опыт XX века, вобравший две мировые войны, «холодную войну», множество локальных конфликтов и войн. Под их воздействием понятие «безопасности» приобретало новые грани и аспекты, инициируя переосмысление членами мирового сообщества и особенно ведущими государствами, концептуальных подходов к ее обеспечению. Окончание холодной войны, распад Советского Союза и возникновение новых государств радикально изменили характер существующих опасностей и рисков, которые перевели политику национальной безопасности на качественно новый уровень.

Глобализационные процессы ставят стабильное функционирование и эффективное развитие политических систем различных государств в прямую зависимость от наличия системы безопасности. Каждое государство, в том числе и Республика Таджикистан, огромное значение придает обеспечению национальной безопасности.

Однако важно отметить, что в современном мире источники преднамеренных угроз выходят за рамки отдельных государств или союзов государств, ими могут также быть страны-изгои, международный терроризм, организованная преступность, экстремистские группировкиразличные проявления человеческого фактора в сфере управления (некомпетентные чиновники и политики), конфликты между политическими силами, межнациональные конфликты, коррупция. Подобное положение заставляет по-новому взглянуть на систему национальной безопасности.

После получения независимости перед Республикой Таджикистан неожиданно вырос целый комплекс крупных проблемных блоков в сфере безопасности, которые требовали незамедлительного решения. Поэтому одним из приоритетных направлений в политике государства в этот период было обеспечение безопасности. Стройная система национальной безопасности, адекватная складывающейся внутренней и внешней обстановке, была необходимым условием для утверждения Таджикистана как независимого государства, а также давала возможность сконцентрироваться на решении проблем переходного периода.

Таким образом, руководство страны за короткий срок выполнило задачу исторической важности: по периметру границ сформирован пояс безопасности, добрососедства и дружбы, основанный на прочном международно-правовом фундаменте. И сегодня можно уверенно говорить о том, что в Республике Таджикистан система обеспечения национальной безопасности в основных параметрах создана. Но говорить о том, что все проблемы по обеспечению национальной безопасности решены, было бы преждевременно. Так как, Республика Таджикистан со всех сторон окружена разными государствами, густонаселенными странами, с великодержавными амбициями и не имеет достаточного политического и военного веса в регионе, поэтому обеспечение национальной безопасности, по большей мере, политическими средствами является наилучшим методом и поэтому наше государство проводит, так называемую многовекторную политику.

Вопросы безопасности во всех странах являются предметом самого пристального внимания со стороны политиков, военных, а также академических кругов. Подобный интерес к данным проблемам вполне естественен, так как они затрагивают наиболее важные стороны жизнедеятельности человека, общества и государства. В связи с этим проблема национальной безопасности Республики Таджикистан в контексте новых вызовов и угроз современности становятся актуальной проблемой не только политологии, но и политической жизни Республики Таджикистан. Именно практическое значение этого вопроса стало основной причиной исследования данной проблемы.

Степень разработанности проблемы. Как объект и предмет исследовательского интереса проблема безопасности является достаточно традиционной. В зарубежной и отечественной литературе существуют достаточно много источников по проблемам общей теории, методологии и философии безопасности. Не уступают им в степени разработки и отраслевые направления общей теории — оборонная, экономическая, социально-политическая, экологическая, информационная и иные виды безопасности.

Безопасность прежде всего является базовой категорией, отправной точкой для определения понятия международной безопасности. Традиционно под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних вызовов и угроз. Национальная безопасность — это такое состояние общества государств) при котором оно сохраняет свою целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию, а на их основевозможность надежной зашиты всех реальных и потенциальных объектов опасности страны от любых деструктивных внутренних и внешних воздействий.

Проблемы обеспечения национальной безопасности давно привлекают пристальное внимание ученых. Рассмотрение методологии политического анализа основано на трудах основателей системного политического анализа Платона, Аристотеля, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, Р. Арона, П.Н.Сорокина1, и др.

Существующую научную литературу по исследуемой проблематике можно разделить на три основные группы.

Одну группу составляют работы, посвященные общей теории национальной безопасности. В них также должное внимание уделяется проблемам рассмотрения политической безопасности и социальной безопасности как отдельных видов безопасности. Теоретические и общеметодологические вопросы содержания категории «безопасность» и ее обеспечения рассмотрены в трудах зарубежных ученых М. И. Дзлиева, C.B. Кортунова, В. Н. Кузнецова, В. И. Митрохина, А. А Прохожева, A.JI. Романовича, А. И. Соловьева, А. Д. Урсула, A.B. Возженникова, Пауля Себюра, Д. Рогозина, С. Панарина, В. Лутовинова, Ю. Морозова, А. Клименко, В. Пирумова, В. Молчановского, В. Рубнова, В. В. Серебрянникова, Р. Янковского, Г. Г. Косач, Э. Кочетова, А. Шаваева и др .

1 Платон. Законы // Соч.: В 3 т. — М., 1983. Т.2.-Ч.-2. — С.224−234. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. -М., 1983. Т. 4. — С. 509- Спиноза Бенедикт. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1957. Т.2. — С. 311- Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре // Трактаты. — М., 1969. — С. 171- Арон Раймонд. Демократия и тоталитаризм.

— М., 1993. С.51- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992. — С. 272.

2 Дзлиев, М. И. Проблемы безопасности: теоретико-методологический аспект / М. И. Дзлиев, А. Л. Романович, А. Д Урсул. — М.: МГУК, Друг. 2001. — 362 е.- Он же. Основы обеспечения безопасности России. -М.: Экономика, 2003. 423 е.- Прохожев, A.A. Общая теория национальной безопасности / Под редакцией А. А Прохожева.- М.: РАГС, 2002. — 119 е.- Кочетов Э. Национальная безопасность и ее военная составляющая в геоэкономическом измерении // Безопасность Евразии. -2004, 2 (18) — Кортунов C.B. Становление политики безопасности: Формирование политики национальной безопасности России в контексте проблем глобализации.

— М.: Наука, 2003. — 612 е.- Кузнецов В. Н. Социология безопасности. -М.: Книга и бизнес, 2003; Возженников, A.B. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения / A.B. Возженников. -М.: Изд-во РАГС, 2002. — 424 е.- Панарин С. Представления о безопасности в пространстве Евразии // Вестник Евразии (независимый журнал). № 1. — M., 1995. — С. 102−116- Лутовинов В., Морозов Ю. Этносепаратизм: угроза национальной и региональной безопасности // Проблемы безопасности России и их решение на рубеже тысячелетий. — М., 2000. Отв. ред. В. В. Наумкин, В.С.ЧугуновА.Клименко. Международная безопасность и характер военных конфликтов будущего. Там же. — С. 138- Пирумов Н. Методология комплексного исследования проблем безопасности России. M.: AEH, 1994; Молчановский В. Ф. Безопасность как атрибут социальной системы // Социально-политические аспекты государственной безопасности в современных условиях. — М.: Граница, 1994; Серебрянников, В. В. Социальная безопасность России — М.: Изд-во НОРМА, 1996. — 213 е.- Рубанов В. Н. Безопасность в переходный период (методологический и политический анализ): Дисс.докт.полит.наук. — М.: ИСПИ РАН, 1994; Янковский Р. П. Духовно-нравственная безопасность России //Соте 1995. № 2. и др. Шаваев А. Национальная безопасность: некоторые вопросы теории//Безопасность Евразии-М.- 2005;С.409−426.

Следующую группу составили работы, посвященные вопросам безопасности, рассматриваемые в трудах ученых А. Н. Махмадова, Г. Н. Зокирова, А. Х. Самиева, К. Асадуллоева, Ш. А. Раджабова, М. М. Абдулхакова, С. С. Ятимова, К. Джалилова, Л. Н. Додихудоева, М. А. Мансурходжаева и др1.

Следует также отметить, что защищены ряд диссертаций по проблемам национальной безопасности.2.

Объектом диссертационного исследования являются проблемы национальной безопасности Республики Таджикистан.

Предметом исследования являются особенности национальной безопасности Республики Таджикистан в контексте вызовов и угроз современности.

Цель и задачи исследования

Целью и основными задачами диссертационного исследования является комплексный анализ проблемы национальной безопасности Республики Таджикистан в контексте вызовов и угроз современности. Исходя из этого, в ходе проведенного исследования автор пытался решить следующие задачи:

— раскрыть сущность понятия «безопасность» применительно к современному уровню развития общества;

1 См.: Махмадов А. Н. Консепсияи амнияти миллй ва баъзе хусусиятх, ои хоси он // Ахбороти АИ Ч, Т. Силсилаи: фалсафа ва х, укукшиносй. -Душанбе 2007, № 1,2- Махмадов А. Н., Рачабов Ш. А. Амният хдмчун падидаи системам ичтимой.-Душанбе: Ирфон, 2007.-104с.- Он же: Амният: хифзи манфиатхои миллй ва пешомади инкишофи онхо// Точикистон: масъалах, ои сиёсй ва пешомади рушди онх, о (Маводи конференсияи чумхуриявй 17−18 октябри с. 2007.-Душанбе, 2007; Зокиров Г. Н. Национальные интересы Таджикистана// Гули мурод. Душанбе, 1997. 4−6 (2) — Он же: Истиклолияти сиёсй.-Душанбе: Сино, 2001; Он же: Dylematy transformacji politycznej Tadzykistan.-Warszawa, 2002, C.197−207- Он же: Терроризм. -Душанбе: Хумо, 2004; Самиев A.X. У истоков военной доктрины Республики Таджикистан// Народная газета. 1993, феврал, — Он же: Военная стратегия будушего Таджикистана // Материалы Международной конференции «Миротворческие процессы в Таджикистане». — Душанбе, 1999. 1 п.л.- Он же: Военная доктрина Республики Таджикистан и проблемы национальной и региональной безопасности// Народная газета.3.12.1999; Абдулхаков М. М. Защита национальных интересов как фактор развития государственности. Автореф. дисс. кан. полит, наук.-Душанбе, 2006; Асадуллоев И. К. Таджикистан: пограничная зона и экспансия подобия. -Душанбе: Шарки озод, 2000; Он же: Экспансия подобия, демократия и Таджикистан.-Душанбе: Шарки озод, 2002; Джалилов К. Национальные интересы Таджикистана и вопросы безопасности // Джунбиш. 19 сент. 1998; Додихудоева Л. Хифзи дохилй ва берунии сохаи амнияти инсон // Точикистон ва чах, они имруз. № 2. 2003; Мансурхочаев М. Фазой ягонаи иттилоотй ва амнияти миллии Ч, умхурии Точикистон // Таджикистан и современный мир. № 2. 2003.

2 Раджабов Ш. А. Социально-политические проблемы безопасности в современных условиях: опыт Таджикистана: Дис. канд. полит, наук: 23.00.02. — Душанбе, 2007. — 152 е.: Грищенко Д. Ю. Политическая безопасность современного российского государства: состояние и механизм обеспечения: Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 2008. — 21 е.- Иззатдуст Э.С. О. Национальная безопасность в контексте защищенности прав человека: концептуальные подходы, российская политическая практика: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М., 2006. Кокунов К. А. Вызовы и угрозы национальной безопасности России в условиях глобализации: Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 2009. — 26 е.- Назаренко A.B. Национальная и международная безопасность: концепции и реалии в XX — начале XXI вв.: историко-политологический анализ: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М., 2008. Политов С. И. Современный международный терроризм как угроза национальной безопасности России: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М., 2007. Труханов В. А. Система национальной безопасности: влияние социального фактора (на примере казачества): Автореф. дис.. докт. полит, наук. -Саратов, 2003. — 38 е.- и др.

— осуществить анализ основных подходов к проблеме безопасности в современном научном знании;

— определить современные главные угрозы и вызовы безопасности, характерные для нынешнего конкретно-исторического этапа;

— на основе новейших достижений отечественной и зарубежной мысли сформулировать некоторые новые методологические принципы исследования проблем национальной и международной безопасности;

— раскрыть специфические особенности безопасности в системе факторов устойчивого развития;

— дать оценку существующим механизмам реализации политики национальной безопасности и выработать направления их совершенствования во внутренней и внешней политике Республики Таджикистан;

— дать анализ существующих в настоящее время угроз и вызовов безопасности в национальном и региональном направлении.

Методологическая основа диссертационного исследования. В качестве основы диссертационного исследования выступает совокупность принципов и методов системного анализа проблем обеспечения национальной безопасности. Диссертант применял общенаучные методы систематизации, классификации, восхождения от абстрактного к конкретному, выявления общего, особенного и специфического. В диссертации использовались функциональный метод, нацеливающий на выявление элементов социального взаимодействия, бихевиоралистский метод, ориентирующий на анализ феноменов политического поведения, институциональный метод и метод политических сетей. При рассмотрении законодательства и иных нормативно-правовых актов использовался метод сравнительного анализа. Метод анализа и синтеза позволил рассмотреть феномен безопасности как синтез социальной и политической безопасности.

Источниковую базу диссертации составляют следующие группы источников: первую группу источников составляют труды вышеуказанных и других таджикских, российских, центрально-азиатских и зарубежных исследователей по проблемы национальной безопасности в контексте новых вызовов и угроз современности.

Вторую группу источников составляют законодательные акты Республики Таджикистан, определяющие основные принципы обеспечения национальной безопасности. В ходе исследования были использованы Конституция Республики Таджикистан, Законы Республики Таджикистан «О безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О борьбе с экстремизмом», «О борьбе против торговли людьми» и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— впервые предпринимается попытка анализа вопросов особенности национальной безопасности Республики Таджикистан в контексте вызовов и угроз современности;

— в диссертации рассматривается теория и практика понятия «безопасность» и «национальная безопасность» в системе современной политической науки;

— проанализированы различные научные направления, изучающие проблемы безопасности, составляющие концептуальную основу для формирования комплексного знания о безопасности.

— дано обоснование необходимости последовательного разграничения понятий угроз и вызовов безопасности;

— выявлены вероятные политические аспекты проявления угроз национальной безопасности Таджикистана, которые могут создавать новые проблемы в политике обеспечения безопасности;

— в диссертации сделана попытка показать основное значение концепции национальной безопасности и особенностей национальных интересов с учетом возможных изменений, как внутри Таджикистана, так и в мировом сообществе;

— на основе комплексного подхода изучения проблемы религиозно-политического экстремизма осуществлена попытка разработки практических рекомендаций по противодействию распространения исследуемой угрозы в контексте обеспечения вопросов национальной безопасности Республики Таджикистан;

— показано значение, специфика безопасности как необходимого фактора устойчивого развития, а также осуществлен анализ функций научной теории безопасности;

— в отличие от предшествующих работ по проблемам национальной безопасности приоритет отдан нами ее внутриполитическим, социальным, экономическим и духовно-идеологическим условиям.

Основные положения выносимые на защиту:

— понятие «безопасность» как неотъемлемая часть современного политического дискурса обладает подвижной семантической доминантой, варьирующейся от внутреннего самочувствия человека к характеристике ситуации в государстве и мире. Актуализированное содержание понятия интегрирует различные смыслы и формулируется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Структурными элементами концепции безопасности являются понятия субъектов и объектов, опасностей и угроз, сфер безопасности и т. п. Имеющиеся типологии выделяют такие виды безопасности, как национальную, международную, глобальную, внешнюю, внутреннюю, военную, информационную, экономическую, социальную, экологическую, этнокультурную и др.;

— в условиях, когда наиболее серьезные угрозы национальной безопасности носят внутренний характер и в большей или меньшей степени связаны с особенностями функционирования социально-экономической и политической сфер жизни общества, для их нейтрализации наряду с активной работой органов государственного и муниципального управления, необходимо более широкое привлечение структур гражданского общества, усиление внимания к «мягкой» безопасности, что способствовало бы достижению и поддержанию социально-политической стабильности;

— сегодня к числу основных угроз национальной безопасности Республики Таджикистан относятся: международный терроризм, организованная преступность, наркоторговля, радикально-политический ислам, религиозно-политических экстремизм, финансово-экономические кризисы и т. д.;

— приоритеты задач национальной безопасности Республики Таджикистан следует рассматривать в следующем порядке: внутриполитические и социальные задачиобеспечение свободного и эффективного экономического развития, повышение благосостояния граждансдерживание внешней агрессии и обеспечение жизненно важных интересов за пределами государства. Деятельность по обеспечению национальной безопасности Республики Таджикистан сопряжена с использованием тех или иных ресурсов. Проблема ресурсов (в первую очередь, интеллектуальных) должна стать ключевой проблемой национальной безопасности, поскольку с ней теснейшим образом связаны средства ее обеспечения;

— главной целью политики в области национальной безопасности должно быть создание механизма, обеспечивающего максимально благоприятные внутренние и внешние условия для повышения качества жизни граждан на основе устойчивого демократического развития, рыночной экономики, защиты интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств, общественно — опасных деяний, социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, от долговременных экологических угроз.

Теоретическая и практическая ценность диссертации заключается в том, что научные выводы и обобщения содержащиеся в диссертации, могут стать основой для правильного понимания сущности и особенностей проблемы национальной безопасности и укрепления независимости и развития Таджикистана в контексте новых вызовов и угроз современности. Основные положения и выводы могут быть использованы в работе органов государственной власти, местного самоуправления, политических партий и общественных организаций по научному обоснованию новых и действующих механизмов обеспечения национальной безопасности.

Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы в разного рода комплексных программах, в научно-исследовательских учреждениях, в реализации Концепций национальной безопасности страны и т. д.

Представленные в ней результаты анализа и выводы автора могут быть использованы в процессе преподавания курсов, спецкурсов и спецсеминаров по политологии.

Апробация работы. Диссертационная работа подготовлена и обсуждена на кафедре политологии Таджикского национального университета.

Основные положения, идеи и выводы исследования были изложены автором на научных конференциях, в том числе: Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» (Душанбе, 2010) — Международной конференции «Наука и современное образование: проблемы и перспективы» (Душанбе, 2008) — ежегодной научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов Таджикского национального университета, посвященной «Дню науки» (Душанбе, с 2004 до 2010 гг.) — научно-теоретической конференции «Совершенствование управления государством в условиях глобализации» (Душанбе, 2006), научно-практической конференции «Таджикистан: политические проблемы и перспективы их развития» (Душанбе, 2007), а также в 13 научных публикациях, в том числе 2 из низ в изданиях ВАК.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В итоге исследования следует отметить, что как объект и предмет исследовательского интереса проблема безопасности является достаточно традиционной. В зарубежной и отечественной литературе достаточно много источников по проблемам общей теории и философии безопасности. Не уступают им в степени разработки и отраслевые направления общей теории-экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, информационная и иные виды безопасности.

На основе проведенного исследования можно сказать, что национальная безопасность выступает в форме обобщенного и объективного критерия, характеризующего способность страны сохранить целостность, суверенно решать политические, экономические, социальные и иные вопросы и выступать в качестве самостоятельного субъекта системы межгосударственных отношений. Основными структурными элементами, раскрывающими содержание национальной безопасности, выступают: политическая, экономическая, экологическая, информационная, военная безопасность и безопасность культурного и цивилизионного развития человека, общества и государства.

Безопасность прежде всего является базовой категорией, отправной точкой для определения понятия международной безопасности. Традиционно под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних вызовов и угроз.

Таким образом, национальная безопасность — это такое состояние общества при котором оно сохраняет свою целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию, а на их основе — возможность надежной зашиты всех реальных и потенциальных объектов опасности страны от любых деструктивных внутренних и внешних воздействий.

Как показывает предыдущий наш анализ, совершенно очевидно, что национальная безопасность — это социально-политическая категория, в основе которой, с точки зрения ученых, должно находиться устойчивое социальное развитие, обеспечивающее человеку достойную жизнь. Именно при таком подходе она будет защищать среду существования, интересы личности и общества, нравственные и духовные ценности. Именно при таком подходе она будет услышана, понята и поддержана самыми широкими слоями населения, станет общенациональным делом.

В целом, безопасность в исходном и в самом общем смысле слова — это «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасностей».

Но для людей быть в безопасности вовсе не значит жить без опасностей. В реальной жизни всегда существовали и будут существовать опасности самого различного характера. Последние существуют всегда или почти всегда и в определенных пределах могут даже иметь положительное значение, становятся одной из причин необходимой активности человека. Опасности, стрессы, проблемы, трудности не только неизбежны в жизни людей, но и полезны до некоторой степени, поскольку они играют также и мобилизующую роль в деятельности, в общении, в поведении. Поэтому категория «безопасность» не абсолютна, а только относительна, и приобретает смысловое значение только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

Совершенно естественно, что государство должно быть устойчиво к неблагоприятному воздействию извне, что характеризует безопасность общества в широком плане. Безопасность — это его способность в критических условиях удовлетворять свои интересы, возможность восстанавливать пошатнувшееся положение.

Защита национальной безопасности достигается путем комплексного использования различных методов, средств и мер защиты как симметричных, так и несимметричных угрозам. Выбор форм и средств защиты национальных интересов основывается на концепции национальной безопасности, которая служит базой для проведения определенной политики и стратегии обеспечения национальной безопасности страны. Изложенная в форме политического документа, концепция является основой для формирования и проведения политики национальной безопасности, обеспечивающей реализацию жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также для разработки стратегии обеспечения национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности.

Прежде всего, необходимо отметить, что опасности и угрозы — постоянные спутники человеческой истории. Анализ ее свидетельствует: потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Слабость системы безопасности оборачивается большими бедами: крушением государств, уничтожением народов, большими кровопролитиями, разрушением и гибелью материальных ценностей. Государства, общества, частные лица, не проявляющие должной заботы о своей безопасности, как правило, оказываются нежизнеспособными. Поэтому, как и в предшествующие исторические периоды, проблемы безопасности, гарантированной защищенности от опасностей и угроз сохраняют свою актуальность. Особенно возросло внимание к этим проблемам в 20-м веке, когда возникла опасность гибели человечества в ядерной войне, уничтожения жизни и самой планеты Земля. Наступивший 21-й век не обещает освободить народы и государства от явлений, несущих беды и зло. Скорее всего, избавляя от некоторых традиционных опасностей и угроз, он породит новые, не менее, а возможно, более масштабные и негативные по своему воздействию, непосредственно связанные с человеческой жизнедеятельностью.

Проблема национальной безопасности Республики Таджикистан приобрела особую остроту и актуальность с начала 1990;х годов в результате развала СССР и перехода Республики Таджикистан на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам. Республика Таджикистан подошла к опасной черте, за которой разрушение государства может стать неизбежным. Исходя из этого, сегодня можно утверждать, что по какому бы пути ни пошла Республика Таджикистан, ее главной стратегической целью будет становление и формирование нового демократического, правового, светского государства.

Обеспечение национальной безопасности Республики Таджикистан в контексте новых вызов и угроз, в том числе угрозы распространения религиозно-политического экстремизма должно стать важнейшим компонентом государственной политики. Диссертантом был предложен ряд практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности механизмов обеспечения национальной безопасности Таджикистана:

1. Разработка Стратегии по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Основная цель Стратегии — адаптация деятельности государственных органов к меняющейся природе угроз терроризма и экстремизма. Основная задачапридать деятельности государственных органов в этой сфере системный и последовательный характер.

2. На современном этапе одной из самых эффективных мер в противостоянии государства терроризму и экстремизму является совершенствование нормативно-правовой базы Республики Таджикистан. Предлагаются конкретные изменения и дополнения к 3 действующим законодательным актам Республики Таджикистан, касающимся борьбы с терроризмом и экстремизмом, а именно:

• Закон Республики Таджикистан «О национальной безопасности»;

• Закон Республики Таджикистан «О борьбе с экстремизмом»;

• Закон Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом».

3. Одним из наиболее эффективных способов снижения проблемы исламского религиозно-политического экстремизма является воспитательная религиозно-просветительская политика среди населения. Государственная религиозная политика должна стать краеугольным камнем в стратегии Таджикистана в отношении различных религиозно-политических экстремистских организаций, прежде всего, в отношении Хизб ут-Тахрир, Хизб ут-Таблиг, Салафия и др. В этом русле среди населения стоит вести активную разъяснительную работу по теме ислама, экстремизма в исламе, вреде идеи т.н. «чистого ислама», несостоятельности идеи строительства «исламского государства» и т. д.

В целом, на наш взгляд, только путем повышения эффективности механизмов обеспечения национальной безопасности Республики Таджикистан в контексте новых вызов и угроз современности возможно осуществление стабильного развития таджикского общества.

Отсюда важным выводом является та мысль, что в Республики Таджикистан безопасность не как самоцель, а как результат целенаправленной деятельности всего общества во всех сферах общественной жизни, как комплексных мер по предотвращению и нейтрализации посягательства на жизненно важные интересы, личности, общества и государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .К. Конфликты в Центральной Азии //Чунбиш. № 17. -Душанбе, 1998.
  2. А. Развитие внешней политики РТ со странами СНГ// Автореферат на соискание учёной степени кандидата полит, наук. Душанбе, 2007.-24с
  3. А. Г. Оборонительная достаточность и безопасность. М., 1990.
  4. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4.
  5. Арон Раймонд. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. -С.51-
  6. И.К. Экспансия подобия, демократия и Таджикистан.-Душанбе: Шарки озод, 2002.
  7. С.О. Механизмы реализации региональной безопасности в парадигме федеративного государства: Автореф. дис. докт. полит, наук. М., 2001.-30 е.-
  8. М.В. О концепции национальной безопасности нашей страны // Международная безопасность. Национальные и глобальные аспекты. -М., 2002.- С. 28−29.
  9. И.К. Таджикистан: пограничная зона и экспансия подобия. -Душанбе: Шарки озод, 2000-
  10. Ю.Андреев В. Г. Экологическая безопасность вооружения и военной техники. // «Военные знания» («ВЗ»), 1999, № 5-
  11. И.Белов П. Вызовы национальной безопасности России в XX веке. -М., 2000.
  12. O.A., Даниленко И. С., Дмитриев А. П. и др. Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы). -М.: ВАГШ, 1994.
  13. O.A. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Информационный сборник «Безопасность». -№ 3.- 2004.
  14. Бжезинский 3. Преждевременное партнерство // Полис. 1994. № 1.
  15. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.
  16. Д.Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение: Автореф. дис.. докт. полит, наук. -Нижний Новгород, 2004. -24с.-
  17. А.И., Возжеников A.B., Синеок Н. В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. Под общ. ред. A.B. Возженикова. М.: Изд-во РАГС, 2005. -С. 18.
  18. С. Н. Государство и некоторые его институты в новом контексте безопасности. Киев, 1991.
  19. A.B. Международный терроризм и национальная безопасность // Социально-гуманитарные знания: научно-образовательное издание. М. — 2004.- № 2.- С. 3−15.
  20. , A.B. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения / A.B. Возженников. -М.: Изд-во РАГС, 2002.-424 е.-
  21. Военная Энциклопедия: в 8 томах. Т. 1: М.: Воениздат, 1997.22."Водная геополитика" в Центральной Азии. // Центральная Азия: взгляд со стороны («ЦА ВС»). -Тошкент: НИЦ МКВК, 2003. с.6-
  22. A.B. Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: теория и политика обеспечения. Автореф. дис. докт. полит, наук. М., 2002. -53 с.-
  23. A.B. Проблемы национальной безопасности// Журнал «Право и безопасность». №- 3−4 (8−9) Декабрь, 2003 г.
  24. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983. С. 71−72.
  25. JI.B. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России.- М., 2000. С. 45.
  26. Г. О праве войны и мира. М., 1956. -332 с.
  27. Г. Философия права. -М.: Мысль, 1990.
  28. Геополитика и национальная безопасность: Словарь основных понятий и определений. М., 1998.
  29. В. И., Пусько В. С. Современная концепция безопасности и проблемы ее реализации. М.: ВУ, 1996.
  30. О.Ю. Критерии национальной безопасности России во внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономический бюллетень: Ежемес. деловой журн. / Всерос. акад. внешней торговли.- М.- 2004.- № 2.- С. 1520.
  31. Д.Ю. Политическая безопасность современного российского государства: состояние и механизм обеспечения: Автореф. дис.. канд. полит, наук.-М., 2008.-21 е.-
  32. B.C., Лактионов В. И. Национальная безопасность как объект системного анализа // Информационный сборник по зарубежным странам и армиям. М.: ГШ ВС РФ, 2002, № 1(134), -С. 13−26.
  33. А.П. Соотношение стабильности и безопасности государства как проблема политической теории и практики / Современные проблемы национально-государственной и международной безопасности: Сб. материалов конференции. -М.: ВА ГШ ВС, 1992. -С. 38−42.
  34. М.К. «Большая игра» в Центральной Азии: прошлое и настоящее/ЛГаджикистан и современный мир. № 1 (14) Душанбе, 2007. -С.З.
  35. Документы по вопросам формирования и функционирования системы коллективной безопасности государств членов Организации Договора о коллективной безопасности. -М., 2005.4−1. -92с.
  36. , М.И. Проблемы безопасности: теоретико-методологический аспект / М. И. Дзлиев, А. Л. Романович, А. Д Урсул М.: МГУК, Друг. 2001. — 362 е.-
  37. М.И. Основы обеспечения безопасности России / М. И. Дзлиев, А. Д. Урсул.- М.: Экономика, 2003. —328 е.-
  38. К. Национальные интересы Таджикистана и вопросы безопасности//Джунбиш. 19сент. 1998-
  39. Л. Хифзи дохили ва берунии сохаи амнияти инсон // Точикистон ва чахони имруз. № 2.2003-
  40. В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 44.
  41. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Часть вторая Коллективная безопасность и задача предотвращения. http://www.un.org/russian/secureworld/part7.htm
  42. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Часть вторая Коллективная безопасность и задача предотвращения. http://www.un.org/russian/secureworld/part
  43. Г. Н. Терроризм. -Душанбе:Хумо, 2004-
  44. Г. Исгикдолияти сиёсй. Душанбе: Деваштич, 2006.-157 с.
  45. Г. Идеологияи сиёсй. Душанбе, 2008.-183 с.
  46. Г. Н. Национальный интересы Таджикистана// Гули мурод. Душанбе, 1997.4−6 (2).
  47. Х.У. Трансформирующееся таджикское общество. Душанбе: Ирфон, 2003.-170 с.
  48. .М. Международная безопасность: тенденции и перспективы // Война и мир в ядерный век. -М., 1994.
  49. Конститутсияи (Сарконуни) Чумхурии Точдкистон. -Душанбе: Шарки озод, 2003.
  50. К, онуни Чумхурии Точдкистон «Дар бораи мудофиа» № 208, аз 4 ноябри соли 1995 // Ахбори Мацлиси Олии Ч^умхурии Точикистон. -1995, № 2324.
  51. Н. Национальное безопасность в меняющемся мире // Мировая экономика и международные отношения. -1992. № 10.
  52. Э. Национальная безопасность и ее военная составляющая в геоэкономическом измерении // Безопасность Евразии. -2004,2 (18).
  53. C.B. Становление политики безопасности: Формирования политики национальной безопасности в контексте проблем глобализации. -М.: Наука, 2003.
  54. , C.B. Становление политики безопасности: Формирование политики национальной безопасности России в контексте проблем глобализации / C.B. Кортунов М.: Наука, 2003. — 612 е.-
  55. Г. Г. Таджикистан национальные интересы и внешняя политика// Свободная мысль. 1997. № 5-
  56. К.А. Вызовы и угрозы национальной безопасности России в условиях глобализации: Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 2009. — 26 е.-
  57. C.B. Безопасность в глобальном мире: эволюция российской политики: Дис. докт. полит, наук. М., 2002. — 496 с. -
  58. Г. С. Этнополитические проблемы национальной безопасности. Цивилизационный анализ «консенсуса-конфликта». Автореферат дисс, — М., 2002.-С. 15.
  59. В.А. Национальная безопасность Российской Федерации и межнациональные конфликты: Теоретико-правовой анализ: Дис. докт. юрид. наук.-СПб., 1999.-
  60. К, онуни Чумхурии Точикистон «Дар бораи амният» // Ахбори Шурой Олии Чумхурии Точикистон соли 1994, № 3−4.
  61. Косолапов Н. «Национальная безопасность в меняющемся мире» МЭ и МО 1992, № 10
  62. К, онуни Ч, умхурии Точикистон «Дар бораи мубориза бар зидди терроризм» // Ахбори Мачдиси Олии Чумхурии Точикистон соли 1999, № 11.
  63. Л. Энергия и экологическая безопасность: Сырдарьинский кризис. // «ЦА ВС»:. Тошкент: 2003 — с.9−24- 3
  64. И. Водные проблемы Центральной Азии. Тошкент: 2003 -с.59−62-
  65. В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). -М.: ВУ, 1997.
  66. В. И. Морозов Ю., Этносепаратизм: угроза национальной и региональной безопасности // Проблемы безопасности России и их решение на рубеже тысячелетий. М., 2000.
  67. В.Л. Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России.- Автореферат дисс.- М., 2005.- С. 17.
  68. Н. О военном искусстве. -М., 1934.
  69. М. Фазой ягонаи иттилооти ва амнияти миллии Чумхурии Точикистон // Таджикистан и современный мир. № 2. 2003.
  70. А.Н. Точикистон дар масири исгиклолият. Душанбе: Ирфон, 2000.-98 с.
  71. А.Н. Социология конфликта. Куляб, 1995.-30 с.
  72. А.Н. Тураева З.Политические режимы. -Душанбе, 1999.-23 с.
  73. А.Н., Юнусов Т. Ч., Рачабов Ш. А. Стратегиям амнияти миллии Чумхурии Точикистон (Лоихаи ташаббусй). Душанбе, 2000.-24с.
  74. А.Н. Минтакаи Осиёи Маркази мехвари манфиатхои геополитики // Таджикистан и современный мир. № 2. 2003. — С. 104−110-
  75. А.Н. Таджикистан: урегулирование «нетрадиционного» конфликта традиционными методами // Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. Сборник. Вашингтон-Москва, 1997. — С. 53−58-
  76. В. Л. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль. 1996. № 1.
  77. В.Л. Безопасность в эпоху партнерства. -М.: Терра, 1999.
  78. В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. № 6.1995.
  79. Материалы международной научно-практической конференции «Договора о коллективной безопасности важный фактор обеспечениястабильности и безопасности на пространстве Содружества Независимых Государств//Вестник Совета Федерации.-2003. № 2.-144с.
  80. И. В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. -М.: ВАГШ, 2000.
  81. Г. М. Национальные интересы Республики Таджикистан и геополитические процессы в Средней Азии //Таджикистан и современный мир. № 1 (4). Душанбе, 2004.
  82. В. Китай и ШОС: Проблемы взаимодействий „великих держав“ и перспективы организации/ЛГаджикистан и современный мир. № 3 (12). -Душанбе, 2006.
  83. В.А. Интегрированные системы безопасности на объектах с различным структурным построением // Системы безопасности. -2002, № 2 (44).
  84. , В.И. Национальная безопасность России. Интеллектуальный мир / В. И. Митрохин: 2006. № 6. с. 1.-
  85. Г. В. Интеграционный потенциал региона. //"Восток», 1996, № 5-
  86. Международная безопасность и обороноспособность государств (Понятие, определения, термины) Учебно-справочное пособие. Под общей редакцией ОХРогозина. М., 1998. — 448 с-
  87. Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное содружество. -Минск, 2002-
  88. Молчановский. В. Ф. Безопасность как атрибут социальной системы // Социально-политические аспекты государственной безопасности в современных условиях. М.: Граница, 1994-
  89. Най Дж. С. Политика США в области безопасности: задачи XXI века // Внешняя Политика США (электронный журнал ЮСИА). 1998. Июль. Т. 3. № 3.
  90. Национальная безопасность: актуальные проблемы. М.: ВАГШ, 1999.
  91. А.В. Национальная и международная безопасность: концепции и реалии в XX начале XXI вв.: историко-политологический анализ: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М., 2008.-
  92. О.Н. Концепция «национальной безопасности» в современной американской политологии: Научно-аналит. обзор. М., 1994.
  93. О.Н. Концепция «национальной безопасности» в современной американской политологии. Научно-аналитический обзор.- М.: 2004, — С. 4.
  94. Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы): Учебн. пособие // О. А. Бельков, И. С. Даниленко, А. П. Дмитриев и др. / Под ред. А. И. Позднякова. М.: ВАГШ, 1994.
  95. Отношение к терроризму.// Материалы опроса общественного мнения в Таджикистане. Научно-Аналитический Центр «Шарк». Душанбе, 2001.
  96. Общая теория национальной безопасности. Под общ. ред. A.A. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002.14.
  97. С., Олимов М. Таджикистан на пороге перемен. -М.: Проект, 1999-
  98. А.И., Попенков В. И. Геополитическое соперничество в современном мире: история и перспективы. М.: ВАГШ, 1998.
  99. Проблемы безопасности и устойчивости социально-политического развития российского общества // Под ред. Г. В. Осипова, В. А. Рубинова. М., 1994.
  100. Проблемы национальной безопасности в демократическом обществе: Материалы международной и научной конференции. Нижний Новгород, 1992.
  101. А. А. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов // Безопасность. 1995. № 9/29.
  102. , A.A. Общая теория национальной безопасности / Под редакцией А. А Прохожева.- М.: РАГС, 2002. 119 е.-
  103. А.П. Ганс Моргентау: Взгляд на внешнюю политику // Власть и демократия: Зарубежные ученые о политической науке. М., 1992. С. 163 -164.
  104. Е.С. Национальная безопасность в контексте террористической угрозы: Правовые средства обеспечения: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Росгов-на-Дону, 2006.-
  105. С.И. Современный международный терроризм как угроза национальной безопасности России: Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2007.
  106. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан (15 апреля 2009 года).
  107. Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации./ЛГом 1, 2,3,4,5 Душанбе: Ирфон, 2006.
  108. Э. Политика мира и созидания//Выступления, речи. -Душанбе, Ирфон, 2001.-216с.
  109. Э. Таджикистан на пороге 21 века. Душанбе, 2001.-70с.
  110. Э. Наша цель национальное согласие. — Душанбе: Ирфон, 1997.- 128с.
  111. Э. 15-летие дня независимости Таджикистана.// Народная газета, 15 сентября, 2004.
  112. Э. Независимость великое благо для страны.// Выступление Президента в честь дня независимости Таджикистана. Народная газета, № 37, 2010.
  113. Решение Совета глав государств-участников СНГ о Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников Содружества Независимых Государств от 19 января 1996 г.
  114. В.Н. Безопасность в переходный период (методологический и политический анализ): Дисс.докт.полит.наук. М.: ИСПИ РАН, 1994-
  115. А., Расулов К. Системаи сиёсии чамъият. Душанбе, 2005-
  116. И.В. Военная безопасность общества и государства: Политологический анализ: Дис. докт. полит, наук. СПб., 2000.-
  117. Ш. А. Социально-политические проблемы безопасности в современных условиях (опыт Таджикистана) Автореф. дис.. канд. полит, наук. Душанбе., 2007. — 20 е.-
  118. Рекута A. J1. Военно-дипломатическая деятельность Российской Федерации по обеспечению безопасности Центрально-азиатского региона (в конце XX начале XXI): Автореф. дис. канд. полит, наук. — М., 2006. — 23 с.-
  119. Рубанов В. А Средство защиты мира и безопасности? (Материалы «круглого стола.») // Безопасность Евразии № 1−2001. -С. 233.
  120. К., Гулахмедов М. Национальные и политические процессы независимого Таджикистана. -Душанбе: Матбуот, 2001-
  121. А. Политическая система общества. -Душанбе: Хумо, 2005-
  122. Т. Маданияти сиёсии чомеаи муосир ва тамоюлотиVинкишофи он. -Кулоб, 1995-
  123. Решение Глав государств Центральной Азии «О реорганизации структуры Международного Фонда спасения Арала». Алматы, 28.02.1997.
  124. Rosenau J. The Scientific Study of Foreign Policy. N.Y., 1971.
  125. .М., Акмалова M.A. Внешняя политика суверенного Таджикистана.//Учебное пособие. Худжанд, 2008.-224с.
  126. Саидов 3. Межгосударственные отношения Республики Таджикистан в двустороннем формате. Душанбе, 2001.-2Юс.
  127. Саидов 3. Политика открытых дверей. Душанбе: Шарки Озод, 2003.187с.
  128. Саидов 3. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации. Душанбе: Авасто, 2004.-51с.
  129. Саидов 3., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене.- Душанбе, 2005.-143с.
  130. З.Х. Роль международных организаций и стран содружества в укреплении мира в Таджикистане (из опыта Таджикистана) Автореф. на соиск.уч.ст.кпн. Душанбе, 2007.-21с.
  131. А.Х. Оборонное сознание // Вестник национального университета (серия гуманитарных и общественных наук). -2006, № 1. -С. 187 196.
  132. А.Х. Военная стратегия будущего Таджикистана // Материалы Международной конференции «Миротворческие процессы в Таджикистане». -Душанбе, 1999. 1 пл.-
  133. А.Х. Военная доктрина Республики Таджикистан и проблемы национальной и региональной безопасности// Народная газета.3.12.1999-
  134. А.Х. Культурно-историческая традиция как духовно-нравственная основа национальной безопасности. // В сб. Миротворческие процессы в Таджикистане. Материалы научно-практического форума.-Душанбе, 1998.1 п. л.
  135. А.Х. У истоков военной доктрина Республики Таджикистан// Народная газета. 1993, феврал, —
  136. А.Х. Военная архитектура будущего Таджикистана // В сб. Миротворческие процессы в Таджикистане. Материалы У-й международной научно-практической конференции, — Душанбе, 1999. -0,7 п.л.
  137. Л.И. Общественная безопасность как наше общее дело // НАВИГУТ.-1999. № 1.
  138. Спиноза Бенедикт. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957.
  139. В. В. «Новая модель безопасности: диалектика средств её обеспечения» МЭ и МО 1991, № 3.
  140. Соглашение между Правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» (Алма-Ата, 18.02.1992 г.).
  141. Соглашение между Правительствами Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан «О статусе Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его организаций» Ташкент, 29.05.1997.
  142. Д.С., Аитов H.A. Пути развития Таджикистана. -Душанбе, 1994−236с.
  143. Точикистон дар масири истиклолият (тачрибаи тахлили низоъ ва равандхои ичтимоию сиёси). Душанбе, 2000-
  144. С.Г. Политический риск в обеспечении национальной безопасности: Дис. канд. полит, наук. М., 2006. -
  145. В.А. Система национальной безопасности: влияние социального фактора (на примере казачества): Автореф. дис.. докт. полит, наук. Саратов, 20 003. — 38 с. -
  146. Д.С., Аитов H.A. Пути развития Таджикистана.-Душанбе:Ирфон, 1994-
  147. А.Н. Эффективность национальной безопасности на региональном уровне: критерии и механизмы политического обеспечения: Автореф. дис. канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2006. -
  148. Ф. Конец истории и последний человек. М., «Act» 2004.-588 с.
  149. С. Социально-политические конфликты в современном обществе. (Опыт Таджикистана). Душанбе, 2001.-1 Юс.
  150. А.О., Хамидов Х. Х., Шарипов A.A. Основы новейшей государственности. М., 2002.-217 с.
  151. С. Столкновение цивилизаций. М.,-2003 -468 с.
  152. М. Гражданская война в Таджикистане: истоки и перспективы. М., 1997.-178 с.
  153. A.B. Обеспечение безопасности личности как политическая проблема: Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 2004. — 21 с. -
  154. М.У., Махмадов А. Н. Политические идеологии современного мира. Душанбе: Ирфон, 2006.-93с.
  155. Цицерон, Марк Туллий. Об обязанностях. М.: «Мысль», 1999. С. 218.
  156. И. Таджики понимание национального самосознания/ЛБизнес и политика. 10 июля, 2008.
  157. Т.Н. Терроризм как угроза национальной безопасности России: концептуальные основы, политика противодействия: Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2008. -
  158. И.М. Развитие национальных отношений в Таджикистане.-Душанбе: Ирфон, 2002-
  159. С.И. Таджикистан: демократизация политических отношений. Душанбе, 2000-
  160. С. И. Демократизация политических процессов в современном Таджикистане. // Автореферет дисс. на соис. учен. степ. док. пол. наук.-Душанбе, 2001-
  161. П.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикисгане.-Душанбе: Дониш, 2003-
  162. С. И. Новая система международных отношений и внешняя политика Таджикистана.//Таджикисган и современный мир. № 2 (11). Душа нос. 2006.
  163. М. «Истикдол ва худшиносии маънавй». (Независимость и идея самосознания). Душанбе, 1999.-168с.
  164. James М. Rosenau. The Scientific Study of Foreign Policy, New York: Free Press, 1971, p. 248.-
  165. А.Ш. Организованная преступность и национальная безопасность в Российской Федерации: Социологический аспект: Автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 2004.-
  166. В.И., Бузанова Я. В. Теория безопасности. М.: Академический Проспект: Фонд «Мир», 2005. С. 14−15.
  167. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. -М., 1999.
  168. В.И., Бузанова Я. В. Теория безопасности.-М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. С. 16−17.
Заполнить форму текущей работой