Партийная система в России: становление, состояние, перспективы развития
Идеологический облик разграничивает: а) идейно-политические (консервативные, стремящиеся сохранить существующий строй, допуская лишь самые необходимые изменения; реформистские; ориентирующиеся на значительные преобразования существующего строя; революционные, отвергающие существующий строй и ставящие своей целью его замену другим; реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. История формирования многопартийной системы в России
- 2. Особенности становления современной партийной системы в России
- 3. Состояние партий как важного звена политической системы РФ
- 4. Типология партий РФ
- 5. Соотношение позиций партий в Федеральном собрании, их влияние среди населения и в воздействии на исполнительную власть
- 6. Тенденции развития партийной системы
- Заключение
- Библиография
Важнейшим элементом демократизации политического процесса в современной России является качественно новая политическая система, базирующаяся на многопартийности. Весь мировой опыт показывает, что уровень развития демократии самым непосредственным образом зависит от того, насколько институализировался политический плюрализм, который проявляется, прежде всего, в становлении и развитии политических партий. Партии становятся структурообразующим элементом российского общества. В их программных установках и конкретных действиях находит свое отражение разнообразие идейных установок, овладевших обществом.
Активизация законотворческой работы в области партийного строительства, избирательного права, политические дискуссии по широкому кругу проблем избирательной политики и права, правового регулирования деятельности партий требуют научного осмысления .
1 История формирования многопартийной системы в России
Активный процесс образования политических партий в конце 80-х — начале 90-х годов XX века в России, связанный с распадом КПСС, утратой ею политической монополии, стал второй по счету попыткой создания многопартийной системы. Первая попытка была предпринята в начале нашего столетия.
Следует отметить, что процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, — в конце XIX — начале XX в.в. Это отражало отставание России в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.
Однако отмена крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушали прежнюю сословную структуру и создавали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок процессу политического размежевания общества, до того времени протекавшему довольно вяло, дала революция 1905 — 1907 гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий.
Партии радикальной ориентации, стремившиеся к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России, составляли оппозицию правящему режиму. Среди наиболее крупных партий были Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия социалистов-революционеров (эсеры), «Трудовая группа» («трудовики»), фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы.
Им противостоял проправительственный лагерь. Проправительственные партии вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян, типа «Русское собрание», «Монархическая партия». Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма («самодержавие, православие, народность»). Такими партиями были «Союз русского народа», «Союз русских людей».
Третью силу представляли политические партии либеральной ориентации, выражавшие интересы зародившейся буржуазии. В силу своей слабости, обусловленной отсутствием многочисленного среднего класса, буржуазные партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы при сохранении института монархии: принять конституцию, создать парламент, осуществляющий законодательные функции, и т. д. Среди этих партий следует выделить «Союз 17 октября» (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты).
. Однако рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте. В странах с развитыми демократическими традициями многопартийность означает политический принцип чередования у власти различных партий. В этом смысле многопартийность отсутствовала как в досоветский, так и в советский и постсоветский периоды.
После Октябрьской революции 1917 года в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 80-х годов. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности. Принятый в октябре 1990 года Закон СССР «Об общественных объединениях» вводил принцип многопартийности в политическую жизнь. С марта 1991 года началась регистрация партий и общественных организаций. Однако следует отметить, что уже в 1988 году первой альтернативной партией стал «Демократический союз» (лидер В. Новодворская). Он представляет собой радикальное крыло либерального движения в России. «Демократический союз» выступал за коренное изменение экономической и политической систем общества, за введение многоукладной экономики и представительной парламентской демократии. Год спустя был учрежден Христиан-ско-демократический союз России (лидер А. Огородников), стремившийся объединить «христиан всех конфессий, которые ставят своей целью экономическое и духовное возрождение России и создание на ее территории правового демократического государства на принципах христианской демократии».
Уход с политической сцены КПСС в качестве доминирующей силы вызвал партийный бум. Если в 1993 году Министерство юстиции зарегистрировало около 60 партий и движений, то в 1997 году их уже насчитывалось около 3 тысяч. Казалось бы, что среди политических сил, которые реально действуют на политической сцене, самыми влиятельными должны быть партии. Однако возникающая многопартийность иллюзорна, поскольку структура и состав партий очень нестабильны, отсутствуют устойчивые связи между ними. Вследствие этого политическое влияние партий невелико. Несмотря на то, что опросы общественного мнения в 1993 году фиксировали возрастание вовлеченности различных слоев в «партийную» жизнь (так, в апреле 1993 года 60% опрошенных не доверяли партиям и движениям или затруднялись выразить кому-то из них поддержку, в июне эта группа сократилась до 54%, а в ноябре — до 43%), однако в преддверии декабрьских (1993 года) выборов в Государственную Думу абсолютное большинство граждан по-прежнему не симпатизировало ни одной из политических сил.
Позже, в 1995 году, опросы общественного мнения показали, что лишь 25% избирателей способны сформулировать, какой должна быть партия, чтобы завоевать их симпатии, 45% - затруднились ответить, а 30% выразили отношение к партиям резко отрицательно. 54% опрошенных по-прежнему не испытывают доверия ни к каким партиям, движениям и течениям. Образование значительного числа карликовых партий означал переход власти от некогда правящей партии к государственным структурам. Однако этот процесс показал и другое: современные партии в России пока не могут выполнять те политические функции, которые присущи им в развитых странах. Это обусловлено особенностями процесса формирования современных партий в нашей стране .
2 Особенности становления современной партийной системы в России
Партия в демократических системах есть одна из форм представительства и выражения интересов широких слоев гражданского общества. Партии обобщают потребности достаточно разнородных социальных общностей и формулируют их в виде требований к власти. Поэтому в развитых странах партийно ориентированными являются более половины избирателей. В России среди избирателей четко ориентированных сторонников партий насчитывается не более 10%, что обусловливает и роль партий в обществе.
Ввиду отсутствия в России гражданского общества партии возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как клиентелы, выражающие групповые интересы. Они представляют собой объединения сторонников (сподвижников) вокруг политического деятеля. Эти сподвижники являются клиентами конкретного лидера, их требования он представляет в структурах власти. Не случайно многие высшие чиновники из правительства и администрации президента возглавляют партии или входят в их руководство.
Клиенталъный характер связей внутри партий указывает на то, что члены партии связаны отношениями личной лояльности и преданности. Подобный характер партийных связей естественен для обществ, где политика не отделена резко от личных отношений.
В силу незрелости гражданского общества численность возникающих партий часто ограничивается руководством и небольшой группой их сторонников. Процесс формирования партий имеет обратную логику по сравнению с таким процессом в странах с сильными демократическими традициями. Обычно возникающие в гражданском обществе групповые и коллективные интересы нуждаются в организационном представительстве своих требований к властным структурам. Так появляется потребность в создании партий. Однако в FOCCHH первоначально возникает руководство партий, которое затем ищет потенциальных членов и избирателей. В связи с этим представительство групп интересов, которое осуществляют партии, очень незначительно. В современных условиях они не представляют даже 0,5% населения страны.
Размытость социальных интересов, их неустойчивость, обусловленные разрушением общественного самоопределения личности и медленным становлением новых социальных связей, вызывают подвижность и условность границ между социальными группами и классами, значительный удельный вес маргинальных слоев. Это вынуждает партии искать свою социальную базу не внутри классов, а на их стыках. Недифференцированность социальных интересов осложняет принцип формирования идеологии, выработки партийных программ. Этим следует объяснить значительные изменения в партийных предпочтениях у населения между двумя выборами в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. Если в Государственной Думе в 1993 году были представлены 12 партий и объединений и среди них лидерами были ЛДПР, «Выбор России», Аграрная партия, то в 1995 году из 43 объединений и партий депутатами стали члены следующих партий: КПРФ, «Наш дом — Россия», ЛДПР и блок «Яблоко». За это время изменения электората из Аграрной партии составили- 11%, «Выбора России" — 37%, КПРФ — 23%, ЛДПР — 55%, «Яблоко» — 15%. Однако, если у Аграрной партии и «Выбора России» они привели к тому, что эти объединения в 1995 году не набрали и 5% голосов и не представлены в Государственной Думе, то КПРФ получила большинство мест в Государственной Думе, а ЛДПР и «Яблоко» в целом сохранили свои позиции.
Список литературы
- Акмалова А. А., Капицын В. М., Панкова Л. Н. Политология: Вопросы и ответы. М.:ИД «Юриспруденция», 2004. 192 с.
- Василенко И. А. Политология: Учебник. М.: Гардарики, 2004. 288с.
- Грызлов Б. В. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1993—2004 гг.. / Под общей редакцией Б. В. Грызлова. М.: Издание Государственной Думы, 2004. 320 с.
- Зотова З. М. Политические партии и избирательный процесс. М., РЦОИТ, 2002. 176с.
- Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2000. 511с.