Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Субъективный метод оценки бедности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С позиций структурного подхода к низшему классу относятся те, кто устойчиво занимает неблагоприятные структурные позиции, т. е. те, кто нужен обществу в качестве работников лишь эпизодически («резервная армия труда») либо не нужен вообще, являясь, по сути, «лишними людьми». В этом случае они также могут стать носителями культуры бедности. Подобное деление бедных на тех, кто беден в силу своих… Читать ещё >

Субъективный метод оценки бедности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Субъективный метод измерения бедности был разработан в 1970;е гг. специалистами Лейденского университета (Нидерланды) с целью преодолеть ограниченность объективных способов определения доходной бедности. Суть метода заключается в том, что в ходе выборочных обследований респонденты сами определяют, какой уровень доходов обеспечивает прожиточный минимум или позволяет считать семью бедной.

Как показывают обследования, представления людей о том, что им нужно для безбедной жизни, обычно обгоняют любые официальные критерпи. Так, в Великобритании уровень дохода, необходимый людям для того, чтобы содержать семью надлежащим образом, в среднем был на 61% выше уровня официальной социальной помощи.

Объяснения бедности

Бедность является постоянным спутником человеческого общества. Все существующие в литературе объяснения бедности можно условно разделить на две большие группы:

  • 1) бедность детерминирована биологически, т. е. объясняется генетическими особенностями людей (свойствами характера и интеллекта);
  • 2) бедность детерминирована социально, т. е. объясняется особенностями социальной структуры общества.

Подобное деление бедных на тех, кто беден в силу своих индивидуальных качеств, и тех, кто беден в силу неблагоприятных социальных обстоятельств, можно найти еще у К. Маркса, когда он выделял в составе пролетариата пауперов (вынужденные бедные) и люмпенов (бедные, не желающие выходить из состояния бедности).

Таким образом, в социологии существует два основных подхода к рассмотрению причин массовой бедности. Одни авторы усматривают эти причины в специфических качествах индивидов (лень, пьянство и др.), их особом отношении к жизни (пассивность, иждивенчество). Сторонники этого подхода концентрируются на изучении особенностей самих бедных: их классового, этнического происхождения, обстоятельств социализации и др. Считается, что такие бедные развивают своеобразную культуру бедности, которая сама становится фактором, препятствующим их выходу из состояния обездоленности.

Культура бедности — эго особенности мышления и поведения (ценности, убеждения, традиции, привычки) людей, живущих в условиях материальных лишений.

В случае если состояние бедности передается из поколения в поколение, индивиды проходят первичную социализацию уже в рамках этой культуры, что дополнительно затрудняет их выход из состояния бедности, даже в случае позитивных сдвигов в структуре общества и роста в ней доли позиций, обеспечивающих благополучный уровень жизни. Такое состояние бедности называется циклом депривации.

Другие авторы считают, что «корень зла» не в специфических особенностях индивидов, а в их невыгодных структурных позициях (место жительства, образование, профессия и др.). Структурные объяснения бедности нацеливают исследователей на изучение особенностей общества, в котором наблюдается массовая бедность. Ведь если в обществе есть лишь определенное число структурных позиций, обеспечивающих доход, достаточный для поддержания нормального уровня жизни, то все, кто не сумеет попасть на эти позиции (а э го могут быть и 10, и 40% населения), неизбежно окажутся в зоне бедности.

С позиций структурного подхода к низшему классу относятся те, кто устойчиво занимает неблагоприятные структурные позиции, т. е. те, кто нужен обществу в качестве работников лишь эпизодически («резервная армия труда») либо не нужен вообще, являясь, по сути, «лишними людьми». В этом случае они также могут стать носителями культуры бедности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой