Социализация личности молодого специалиста в условиях трансформации гуманитарной среды классического университета: социологическая модель
Диссертация
Согласно результатам авторских социологических исследований механизма социализации личности молодого специалиста, в отечественных классических университетах гуманитарная среда как объектно-ориентированный агент социализации взаимодействует с другими агентами, однако она не в состоянии полностью нейтрализовать возникающее в отдельных случаях их противоречивое воздействие. Например, духовные… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Система социализации личности молодого специалиста: теоретические подходы
- 1. Теоретико-методологические подходы к изучению социализации личности: характеристика исходных категорий исследования
- 2. Гуманитарная среда классического университета в системе агентов социализации личности молодого специалиста
- 3. Мировоззренческая культура как показатель социализации личности
- Глава 2. Трансформация гуманитарной среды классического университета
- 1. Историко-социологический анализ развития университетского образования в России
- 2. Особенности трансформации гуманитарной среды классического университета в современных отечественных условиях: тенденции и проблемы
- Глава 3. Процесс социализации личности молодого специалиста в условиях трансформации гуманитарной среды классического университета (эмпирические интерпретации)
- 1. Процесс социализации личности молодого специалиста в ведущих университетах Российской Федерации
- 2. Направления совершенствования социализации молодых специалистов в условиях гуманитарной среды современного классического университета
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Аврус А. И. Российские университеты как культурные центры регионов /
- A. И. Аврус. Саратов, 1999. — С. 65−68.
- Айриев Г. Воспитательная система университета / Г. Айриев ., Н. Клу-шина // Высшее образование в России. 2004.- № 3. — С. 77−81.
- Аксиологический потенциал дисциплин социально-гуманитарного цикла /
- B. И. Добрынина и др. М.: НИИ ВШ, 1995. — 88 с. — (Система воспитания в высшей школе: обзор, информ. / НИИ высшей школы- вып. 4−5).
- Алексинский М.А. Университеты на новом этапе // Коммунистической просвещение. 1932. № 7.
- Алишев Б. С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход): автореф. дис.. д-ра психол. наук /Б. С. Алишев. Казань, 2002. — 33 с.
- Аманбаева Л. И. Организация личностно-ориентированного обучения в целях формирования гражданских качеств учащихся / Л. И. Аманбаева // Современные технологии обучения «СГО-2001″: материалы 7-й Междунар. конф. СПб., 2001.-Ч. 2.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избранные психол. труды: в 2 т. /Б. Г. Ананьев.-М., 1980.-Т. 2.-С. 16−178.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000. — 350 с.
- Ю.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996.-Кн. 1.-567 с.
- Андреев А. Ю. О начале университетского образования в Санкт-Петербурге // Отечественная история. 1998. № 5.
- Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности / Е. А. Ануфриев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.-152 с.
- Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений / Е. А. Ануфриев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 287 с.
- Арнольдов А. И. Культура и современность. Диалектика процесса культурной консолидации социалистических стран / А. И. Арнольдов. М.: Мысль, 1973.- 159 с.
- Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом / В. Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1977. 382 с.
- Багалей Д.И., Сунцов Н. Ф., Бузескул В. П. Краткий очерк истории Харьковского университета за первые сто лет его существования. Харьков, 1905.
- Багалей Д.И. Опыт истории Харьковского университета. Т. II (1815−1835). Харьков, 1905.
- Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: сб. науч. тр. 1 ред.-сост. Л. И. Романова. -М.: АПН СССР, 1989. 149 с.
- Башарин К. Г. Роль университета в формировании здорового образа жизни студентов / К. Г. Башарин. Якутск, 1998. — С. 143−145.
- Бекешкина И. Э. Структура личности: методологический анализ / И. Э. Бекешкина. Киев: Наукова думка, 1986. — 129 с.
- Берне Р. Развитие „Я-концепции“ и воспитание: пер. с англ. / Р. Берне. -М.: Прогресс, 1986. 422 с.
- Белянкина Н. Г. Некоторые аспекты гуманитаризации образования в условиях современного общества / Н. Г. Белянкина, Т. А. Кемерова // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 апр. 1998 г.). Екатеринбург, 1998. -Ч. 2. — С. 10−12.
- Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман- пер. Е. Руткевич. М.: Моск. филос. фонд и др., 1995.-323 с.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. -М.: Правда, 1989.-607 с.
- Бескина Р. М. Воспоминания о будущей школе: кн. для учителя / Р. М. Бескина, В. Э. Чудновский. М.: Просвещение, 1993. — 223 с.
- Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодёжи / И. В. Бестужев-Лада. М.: Политиздат, 1984.-207 с.
- Бирюков А. Университет и студенты в начале 60-х гг. // Уч. зап. Казан, ун-та, 1930.-Кн. 5.
- Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Блинова В. С. Личность преподавателя в учебно-воспитательном процессе / В. С. Блинова. Саратов, 1999. — С. 74−76.
- Бобров В. В. Социальные проблемы студенчества, пути решения / В. В. Бобров // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 апр. 1998 г.).-Екатеринбург, 1998. -Ч. 2.-С. 105−107.
- Богомолова. М. Задачи и принципы качественного обновления системы университетского образования / А. М. Богомолов. Саратов, 1992. — С. 3−4.
- Богуславский М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. / М. В. Богуславский // Педагогика. -2000.-№ 4.- С. 63−70.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л. И. Божович // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 257−284.
- Болотова А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии / А. Болотова // Высшее образование в России. 1996. -№ 3. — С. 119−129.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Бондаревская Е. В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд-во РПГУ, 1997. — 28 с.
- Борисов С. В. Целеполагание воспитательной деятельности: методологический аспект: автореф. дис.. канд. филос. наук / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1993. — 20 с.
- Бороздин И.Н. Академический университет // Исторический вестник. 1886.-Кн. 4.
- Бороздин И.Н. Университеты России в первой половине XIX века // История России в XIX веке. Т.2. СПб, 1907.
- Бороздин И.Н. Университеты в эпоху 60-х годов // История России в XIX веке. Т. 4. СПб, 1908−1909.
- Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский- РАН, Ин-т психологии. М.: Б. и., 1994. — 109 с.
- Буева JI. П. Человек: деятельность и общение / JI. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
- Буева J1. П. Социальная среда и сознание личности / JI. П. Буева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 268 с.
- Булгаков В. Университеты и университетская наука (Почему я вышел из университета). М., 1919.
- Бурдье П. Социальное пространство и генезис „классов“ / П. Бурдье // Вопросы социологии. 1992. — № 1.-С. 17−33.
- Бусыгина А. JI. Совершенствование педагогической компетентности преподавателей как фактор повышения эффективности учебного процесса ВТУЗа: дис.. канд. пед. наук / А. JI. Бусыгина. СПб., 1994. — 183 с.
- Бутягин A.C., Салтанов Ю. А. Университетское образование в СССР. М., 1957.
- Васильев А. А. Гуманитарные технологии профессионального самоопределения личности / А. А. Васильев // Акмеология в системе деятельности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 1998. — С. 148−154.
- Вебер М. Избранное. Образ общества: пер. с нем. / М. Вебер. М.: Юрист, 1994.-702 с.
- Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / М. Вебер- сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
- Вейт М. А. Технологическая организация непрерывного профессионального самообразования оптимальное условие развития инновационных процессов / М. А. Вейт // Теория и практика образования: история и современность. — Липецк, 2001. — Вып. 8. — С. 3−5.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. школа, 1991. — 207 с.
- Верже Жак. История средневекового университета. Прототипы. // Вестник высшей школы. 1992. № 1,2.
- Вернадский В.И. Об основаниях университетской реформы. М., 1901.
- ВерховинВ.И. Профессиональные способности и трудовое поведение: учеб. пособие / В. И. Верховин. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 111 с.
- Вирьянский 3. Я. Обучение как процесс управления знаниями / 3. Я. Вирьянский // Современные технологии обучения „СТО-2001″: Материалы 7-й Междунар. конф. СПб.: СПБ ГЭУ „ЛЭТИ“, 2001. — Ч. 2. — С. 31−33.
- Волкова И. В. Политика и личность: опыт культурологического и социологического анализа / И. В. Волкова. М.: НИИ ВО, 1993. — 36 с. — (Система воспитания в высшей школе / НИИ высш. образования- вып. 4).
- Воронов А.Г. Воспоминания бывшего студента Харьковского университета 60-х гг. // Русская старина. 1913. № 6.
- Воспитательная работа: новый смысл, новая цель, новое содержание./ Центр педагогической информации Комитета по образованию Санкт-Петербурга. СПб., 1996. — 10 с.
- Воспитательная работа в вузах России в новых условиях / А. А. Бартоломей и др. М.: НИИ ВО, 1997. — 39 с. — (Система воспитания в высшей школе: аналит. обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИ высш. образования- вып. 1).
- Вуз и профессиональная ориентация молодежи / В. В. Балашов и др.- под ред. Ю. Л. Старостина- Гос. ун-т управления. М.: [Б. и.], 1999. — 207 с.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1960. — 550 с.
- Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982 — 1984.
- Вызова В. М. Исследование профессиональной направленности молодежи / В. М. Вызова. Сыктывкар, 1997. — С. 99−101.
- Высшая школа в воспроизводстве общественной жизни: межвуз. сб. науч. тр. / науч. ред. И. Я. Копылова и др. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1993. — 188 с.
- Высшая школа в годы Великой Отечественной войны (1941−1945). Очерк истории. М., 1995.
- Вяткин Л. Г. Психолого-педагогические основы эффективного функционирования многоуровневой системы высшего образования / Л. Г. Вяткин. -Саратов, 1992. С. 4−8.
- Вяткин Л. Г. Психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности студентов / Л. Г. Вяткин, В. И. Бегинин // Актуальные проблемы перестройки учебного процесса в вузе. Саратов, 1993. — С. 3−10.
- Вяткин Л. Г. Механизм реализации личностно ориентированного образовательного процесса / Л. Г. Вяткин, А. А. Кармаев, О. Б. Капичникова. Балашов: Изд-во БГПИ, 1999. — 98 с.
- Газман О. С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. М.: РГНФ и др., 1995.- 103 с.
- Гак Г. Диалектика коллективности и индивидуальности / Г. Гак // Коллек- ./ тив и личность / под ред. Г. Е. Глезермана и М. В. Яковлева. М., 1968. — С. 51−60.
- ГенкинаВ.А. Развитие социального интеллекта педагога специальной школы в профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Генкина. Екатеринбург, 2000. — 23 с.
- Гершунский Б. С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б. С. Гершунский, Р. И. Шейерман // Педагогика. 1992. — № 5. — С. 3−13.
- Гершунский Б. С. Менталитет и образование: учеб. пособие для студентов / Б. С. Гершунский. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 144 с.
- Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен- отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с.
- Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида / Я. И. Гилинский // Че- 17 ловек и общество / Ленингр. гос. ун-т. Л., 1971. — Вып. 9. — С. 44−55.
- Глезерман Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме / Г. Е. Глезерман. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Глезерман Г. Е. Общество, коллектив, личность / Г. Е. Глезерман // Коллектив и личность / под ред. Г. Е. Глезермана и М. В. Яковлева. М., 1968. -С. 4−25.
- Гончаров В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России / В. Н. Гончаров, В. Н. Филипов. Барнаул: Изд-во Барнаул, гос. пед. ун-та, 1994. — 376 с.
- Гречаный В. В. Единство мировоззрения и науки как проблема теоретико-ценностной интерпретации / В. В. Гречаный // Мировоззрение, наука, практика: сб. науч. тр. Иркутск, 1988. — С. 54−68.
- Грибакин А. В. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека / А. В. Грибакин. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 199 с.
- Григорьева Т. П. Профессиональная „Я-концепция“ работников государственной службы (акмеологический аспект) / Т. П. Григорьева // Акмеология в системе деятельности государственных служащих. М., 1999. — С. 24−32.
- Громкова М. Т. Образование стимул саморазвития личности / М. Т. Громкова // Педагогика. — 1993. — № 3. — С. 21−25.
- Гусаров Ю. В. Совершенствование системы университетского образования в условиях современной экономики / Ю. В. Гусаров. Саратов, 2000. — С. 53−55.
- Гусев С. С. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации / С. С. Гусев, Б. Я. Пушканский. СПб.: Наука, С.-Петерб. отд-ние, 1994. — 88 с.
- Гусейнов А. А. Этика: учебник для студентов вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М.: Гардарика, 1998. — 471 с.
- Гуссерль Э. Феноменология / Э. Гуссерль // Логос. М., 1991. — Вып. 1. -С. 12−21.
- Гуманитаризация высшего образования: (сб. науч.-метод, материалов) / Л. И. Коханович и др. М., 1992. — 32 с. — (Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования: информ. сб. / НИИВШ- вып. 4).
- Гуманитаризация высшего образования: опыт, поиски, проблемы / Л. И. Коханович и др. М.: НИИ ВО, 1992. — 40 с. — (Система воспитания в высшей школе: обзор информации / НИИ высш. образования- вып. 3).
- Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации / Л. Н. Гумилев. -М.: Прогресс и др., 1993. 576 с.
- Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. М.: Б. и., 2000. — 391 с.
- Джакипова Г. Ш. Университетское образование: вчера, сегодня, завтра. Бишкек, 1991.
- Дилигенский Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей / Г. Г. Дилигенский // Вопросы философии. 1976. — № 9. — С. 30−43.
- Довгаль А. А. Формы и способы мировоззренческого отношения к действительности / А. А. Довгаль // Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. Киев, 1981. — С. 172−186.
- Дормидонтов Р. А. Воспитание гражданственности в современных условиях / А. А. Дормидонтов // Теория и практика образования: история и современность. Липецк, 2001. — С. 23−29.
- Дробницкий О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей / О. Г. Дробницкий // Проблема ценности в философии. М.- Л., 1966. -С. 25−40.
- ДроздовА. В. О понятиях „общество“ и „личность“ и их методологическом значении / А. В. Дроздов // Методологические вопросы общественных наук.-Л., 1968.-С. 31−43.
- Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг / Д. И. Дубровский. М.: Высш. школа, 1980. — 286 с.
- ДюркгеймЭ. Социология образования = Education et sociologie /
- Дюркгейм- под ред. В. В. Собкина, В. Я. Нечаева- пер. с фр.Т. Г. Астаховой. -М.: Интор, 1996. 78 с.
- ЕсинаО. Н. Воспитание основ культуры потребления в системе экономического образования младших школьников: дис.. канд. пед. наук / О. Н. Есина. Орёл, 2000. — 197 с.
- Ефременко JI.K. К вопросу о реорганизации госуниверситетов // Коммунистическая революция. 1931. -№ 11.
- Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение / под ред. M. X. Титма. Таллин: Ээсти раамат, 1985. — 370 с.
- Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологических исследований / JI. В. Сохань и др.- отв. ред. J1. В. Сохань.- Киев: Наукова думка, 1987. 279 с.
- Заславская О. В. Формирование гуманистических ценностей учебного процесса как фактор воспитания личности / О. В. Заславская // Проблемы становления и развития ценностных ориентации учителя на рубеже XXI века.- Тула: Изд-во ТГПУ, 1997. С. 186−189.
- Захаров И.В. Миссия университета в европейской культуре/ И. В. Захаров, Е. С. Ляхович.- М.: Фонд Новое тысячелетие, 1994. 239 с.
- Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. -М.: Политиздат, 1986. -223 с.
- Зимняя И. А. Воспитание проблема современного образования в России / И. А. Зимняя, Б. И. Боденко, Н. А. Морозова // Материалы Всерос. на-уч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 апр. 1998 г.). — Екатеринбург, 1998.4. 1.- С. 21−31.
- Зинченко В. П. Человек развивающийся: очерки российской психологии /В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 301 с.
- ЗлобинаИ. А. Формирование самооценки в процессе обучения студентов / И. А. Злобина // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 апр. 1998 г.). Екатеринбург, 1998. -Ч. 2. — С. 18−19.
- Змеев В.А. Эволюция высшей школы Российской империи. М., 1998.
- Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С. П. Иваненков. Оренбург: Димур, 1999. — 291 с.
- Иванов В. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности / В. Иванов, J1. Гурье, А. Зерминов // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 44−49.
- Иванов В. П. Мировоззрение как форма сознания, самосознания и культуры личности / В. П. Иванов // Мировоззренческая культура личности: (философские проблемы формирования). Киев, 1986.-С. 10−88.
- Иванов П.И. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы. М., 1903.
- Иванов А.Е. Высшая школа в России в конце XIX начале XX века. М., 1991.
- Иванов А.Е. Русский университет в Царстве Польском. Из истории университетской политики самодержавия: национальный аспект // Отечественная история. 1997. № 6.
- Игнатова В. В. Педагогические факоры духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. В. Игнатова. Челябинск, 2000. — 50 с.
- Из истории университетов Европы XIII—XV вв. Воронеж, 1984.
- Ильина И. В. Становление валеологической культуры личности в процессе высшего профессионального образования: дис.. канд. пед. наук / И. В. Ильина. Орёл, 2000. — 190 с.
- Кавелин К.Д. Наука и университеты на Западе и у нас // К. Д. Кавелин. Собр. Соч. СПб, 1899. Т.З.
- Каган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Метрополис, 1996.-415 с.
- Каган Ф. Гуманитарная среда в техническом вузе / Ф. Каган, Г. Белугина // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 51−55.
- Кадровый потенциал вуза: программы, концепция, методика, инструментарий исследования / сост. Л. Я. Рубина и др. Екатеринбург: УрГПУ, 1995, — 116 с.
- Кайдалов Д. П. Психология единоначалия и коллективности: Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива / Д. П. Кайдалов, Е. К. Суименко. М.: Мысль, 1979. — 254 с.
- Кант И. Основы метафизики нравственности // Сочинения: в 6 т. / И. Кант-М., 1965.-Т. 4, ч. 1. С. 219−310.
- Калашникова Е.М. Личность и общность: (Проблемы идентификации) / Е. М. Калашникова. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1997. — 155 с.
- Капнист П. Университетский вопрос. СПб, 1904.
- Кареев Н. И. О том, что главной целью самообразования должна быть выработка миросозерцания: (отрывок) / Н. И. Кареев II Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990.-С. 365−367.
- Кармаев А. А. Воспитательная работа в вузе: проблемы, поиски, решения / А. А. Кармаев // Проблемы образования: теория и практика. 2000. — № 2.
- Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры: учебник для студентов вузов / А. С. Кармин. СПб.: Лань, 1997. — 509 с.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке: пер. с нем. / Э. Кассирер М.: Гардарика, 1998. — 780 с.
- Качуровский В. И. Активные методы обучения в психолого-педагогической подготовке студентов / В. И. Качуровский. Пермь, 2000. -С. 15−16.
- Кашуба Э. О системе воспитания в вузе / Кашуба Э., Галян С., Губанов Н.// Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 12−16.
- Кесельман JI. Е. Межгенерационный сдвиг индивидуального оптимизма/ пессимизма в современном российском обществе / JI. Е. Кесельман, М. Г. Мацкевич // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. -Т. 1, № 2. — С. 113−120.
- Киреевский И. В. Избранные статьи / И. В. Киреевский. М.: Современник, 1984.-383 с.
- КитаеваЮ. В. Российская молодежь: проблемы, тенденции и перспективы / Ю. В. Китаева // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 апр. 1998 г.). Екатеринбург, 1998. — Ч. 1. — С. 61−64.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: программа „Обновление гуманитарного образования в России“: пособие к спецкурсу. / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Климов Е. А. Основы психологии: учебник для вузов психол. специальностей. / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт, 1997. — 295 с.
- Коган JI. Н. Человек и его судьба / JI. Н. Коган. М.: Мысль, 1988. -285 с.
- Ковалевская Н. Г. Рейтинговая система оценки знаний студентов / Н. Г. Ковалевская, А. С. Маслов, В. И. Федякин. Волгоград, 1998. -С. 45−46.
- КозловА. А. Формирование гражданского сознания молодых россиян / А. А. Козлов. М.: Б. и., 1997. — 40 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналит. обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО- вып.6).
- Козырев В. А. Построение модели гуманитарной образовательной среды / В. А. Козырев // Педагог (электронный педагогический журнал). -1999.-№ 7.
- Кольцов Н.К. К университетскому вопросу. М., 1910.
- Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
- Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры / И. С. Кон // Социальная психология личности. М., 1979. — Гл. 5. -С. 85−113.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
- Кон И. С. Люди и роли / И. С. Кон // Новый мир. 1970. — № 12. — С. 168−191.
- Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Концепция воспитания студентов вузов РФ: (метод, пособие) / С.-Петерб. гос. ун-т и др.- науч. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1999. — 92 с.
- Концепция развития университетского образования в России в конце XX начале XXI в. / ред. Н. В. Чиняева. — Саранск: НИИ регионологии при Мор-дов. ун-те, 1992. — 12 с.
- Косолапов Р. И. Свобода и ответственность / Р. И. Косолапов, В. И. Марков. -М.: Политиздат, 1969. 96 с.
- КостюкГ. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка / Г. С. Костюк // Советская педагогика. 1956. — № 12. — С. 60−74.
- Котельников В. А. Становление ценностных ориентаций личности в процессе овладения гуманитарным знанием: дис.. канд. пед. наук / В. А. Котельников. Орёл, 2001.-203 с.
- Котляр В. Н. Методологические и научно-педагогические основы интенсификации воспитания и образования / В. Н. Котляр // Интенсификация учебного процесса в вузе культуры: (тез. к науч. конф.). Барнаул, 1988. — Ч. 1. — С. 12−15.
- Кошелева А. О. Становление социально-нравственной зрелости личности в условиях высшего профессионального образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. О. Кошелева. Липецк, 2001.-21 с.
- Кравченко А. И. Введение в социологию: учеб. пособие / А. И. Кравченко. М.: На Воробьевых, 1995. — 223 с.
- Краева Л. И. Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов в университете / Л. И. Краева, В. В. Нагаев. Челябинск, 1997. -С. 98−99.
- Краковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Краковский- Науч.-метод. объединение „Творческая педагогика“, малое предприятие „Новая школа“. — М.: Б. и., 1993. — 80 с.
- Кузнецов М. Е. Личностно ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект. / М. Е. Кузнецов.- Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 2000. 374 с.
- Кухтевич Т. Н. Социология воспитания: учеб. пособие / Т. Н. Кухтевич. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 144 с.
- Ладыжец Н.С. Развитие идеи западного университета: социально-философский анализ. Ижевск, 1991.
- Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации / Н. С. Ладыжец. Ижевск: Изд-во Нижегород. ун-та, Филиал при УдГУ, 1992. — 236 с.
- Лазарев В. А. Воспитание профессиональной культуры / В. А. Лазарев, Э. В. Пешина // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 апр. 1998 г.). Екатеринбург, 1998. — Ч. 2. — С. 21−23.
- Лазурский А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский- под ред. М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. 2-е изд. — М.- Пг.: Гос. изд-во, 1923. — 368 с.
- Лапин Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 1993. — № 9. — С. 17−28.
- Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1998. -288 с.
- Левада Ю. А. Лекции по социологии / Ю. А. Левада. -М.: Б. и., 1969. -Вып. 1. 117 е.- Вып. 2.-169 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. М.: Наука, 1985.- 535 с.
- Левкович В. П. Моральная регуляция поведения и активность личности / В. П. Левкович // Социальная психология личности. М., 1979. — Гл. 4. — С. 63−84.
- Левшин Л. А. О природе явлений воспитания / Л. А. Левшин // Вопросы философии. -1968. -№ 6. С. 53−60.
- Левшин Б.В. Академический университет в Санкт-Петербурге (Историческая справка) // Отечественная история. 1998. № 5.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
- Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1976.-64 с.
- Лихачев А. А. Целесообразность и эффективность инвестирования высшей школы в РФ на современном этапе / А. А. Лихачев // Материалы Всерос.науч.- практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 аир. 1998 г.). Екатеринбург, 1998. -Ч. 1.-С. 64−66.
- Лихачев Б. Т. Философия воспитания: специальный курс: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1999.-282 с.
- Логачев В. Гуманитарная подготовка инженеров / В. Логачев, О. Горанина // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 56−61.
- Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества / К. Лоренц // Вопросы философии. 1992. — № 3. — С. 39−53.
- Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. — 524 с.
- Луначарский А. В. О воспитании и образовании /A.B. Луначарский- под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1976. — 636 с.
- Лурье Л. И. Гуманитаризация процесса подготовки профессиональной элиты в системе непрерывного образования школа-вуз / Л. И. Лурье // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 апр. 1998 г.). Екатеринбург, 1998. — Ч. 2. — С. 25−28.
- Ляхович Е.С., Ревушкин A.C. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998.
- Макаренко А. С. Избранные пед. сочинения: в 4 кн. Кн. 4. Педагогические произведения / А. С. Макаренко. М.: АПН РСФСР, 1949. — 592 с.
- Макаркин Н.П. Университет России на стыке веков./ Н. П. Макаркин.-М.: Издат. дом РАО- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 340 с.
- Макуренкова Е. И. Вопросы активизации профессиональной и общественной деятельности выпускника музыкального вуза / Е. И. Макуренкова // Современные тенденции в организации высшего музыкального образования. -М, 1987.-С. 7−19.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — М.: Политиздат, 1968. — Т. 11, 12.
- Мартынова М. Д. Особенности воспитательной работы в вузе / М. Д. Мартынова // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 апр. 1998 г.). Екатеринбург, 1998. — Ч. 1. — С. 66−69.
- МартынюкИ. О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования / И. О. Мартынюк. Киев: Наукова думка, 1990. — 121 с.
- МартынюкИ. О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи: опыт прикладного исследования / И. О. Мартынюк. Киев: Наукова думка, 1993.- 117 с.
- МасловаН. Ф. Социальная педагогика / Н. Ф. Маслова. Орёл: Изд-во ОГУ, 1994. — 138 с.
- Маслова Н. Ф. Акмеологическая педагогика: факультативный курс / Н. Ф. Маслова, А. К. Нешков. Орёл: Изд-во ВИПС, 1999. — 85 с.
- Матрос Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельников. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Пед. о-во России, 2001.- 128 с.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Матяш С. П. Человек в городе: социологические очерки / С. П. Матяш. -Киев: Политиздат Украины, 1990. — 223 с.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. -М.: Просвещение, 1977.-240 с.
- Межуев В. М. Культура и история: (Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма) / В. М. Межуев. М.: Политиздат, 1977. -199 с.
- Милюков П.Н. Университеты в России // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза-И.А. Ефрона. СПб, 1902. Т. 68.
- Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования / отв. ред. В. П. Иванов. Киев: Наукова думка, 1986. — 295 с.
- Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Ф. Т. Михайлов. М.: Наука, 1990. — 222 с.
- Михайлов Ф. Т. Содержание образования и его идеальная форма / Ф. Т. Михайлов // Известия РАО. 2000. — № 2. — С. 4−14.
- Мишед Люсьен. Идея университета // Aima mater. 1991. № 9.
- Моисеев H. H. Человек во вселенной и на земле / H. Н. Моисеев II Вопросы философии. 1990. — № 6. — С. 32−45.
- Моисеев H.H. Цивилизация XXI века роль университетов // Aima mater. 1994. — № 5−6.
- Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути: Государственный доклад за 1998−1999 гг. / С. В. Алещонок [и др.]. М.: Социум, 2000.- 192 с.
- Монсон П. Современная западная социология: Теории, традиции, перспективы: пер. со швед. / П. Монсон. СПб.: Нотабене, 1992. — 445 с.
- Монтень М. Опыты: избр. главы / М. Монтень. М.: Правда, 1991. -655 с.
- Мостовая Е. Б. Ценностное сознание студенчества / Е. Б. Мостовая // ЭКО.- 1994.-№ 11.-С. 155−163.
- МрякинаЮ. В. Формирование и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе дифференцированного обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Мрякина. Самара, 1998. — 19 с.
- Мудрик А. В. Личностный подход в воспитании / А. В. Мудрик // Магистр 1991. — № 8. — С. 35−41.
- Мудрик A.B. Социализация человека: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / A.B. Мудрик. М.: / Академия /, 2004. — 304 с.
- Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. -1998. -Т. 1, № 2.-С. 102−112.
- Мусин-Пушкин А. А. О космополитизме нашей школы / А. А. Мусин-Пушкин // Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. М.: Педагогика, 1990. — С. 476−480.
- Мялкин А. В. Способности и потребности личности: Диалектика формирования / А. В. Мялкин. -М.: Мысль, 1983. 260 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации: Высшее и среднее профессиональное образование. 2001. — № 11. — С. 4−13.
- Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы / Я. М. Нейматов. М.: Алгоритм, 2002. — 480с.
- Немировский В. Г. Социология личности. Теория исследования и опыт / В. Г. Немировский. Красноярск: Изд- во Краснояр. ун-та, 1989. — 193 с.
- Немировский М.Б. Нужна ли воспитательная работа в вузе? / Немировский М. Б., Новикова JI.A., Черных Ю.А.// Высшее образование в России. -1994. -№ 1.-С. 126−128.
- Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 606 с.
- Никандров Н. Д. Российский учитель и его ценности / Н. Д. Никандров И Проблемы становления и развития ценностных ориентации учителя на рубеже XXI века. Тула, 1997. — С. 7−9.
- Новикова Л. А. Развитие внеучебной работы в вузах России в современных условиях / Л. А. Новикова, А. Д. Дическул // Материалы Всерос. науч.практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 апр. 1998 г.). Екатеринбург, 1998. — Ч. 1. -С. 31−35.
- Нонан Э. Студент как личность / Э. Нонан // Высшее образование в Европе. 1994. — Т. 19, № 3. — С. 32−44.
- Нужин М.Т. Университеты и их роль в высшем образовании. Казань, 1975.
- О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон: принят Гос. Думой 22 авг. 1996 г. // Рос. газета. 1996. — 29 авг.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1984. — 798 с.
- Орешников И. М. Что такое гуманитарная культура? / И. М. Орешников. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. — 148 с.
- Павлютенков Е. М. Рабочая книга руководителя школы / Е. М. Павлютенков, В. В. Крыжко. Запорожье: ЗОИУУ, 1997. — Ч. 3. — 93 с.
- ПарнюкМ. А. Природа мировоззрения и его место в практически-духовной сфере / М. А. Парнюк, Н. С. Коноплёв, Л. А. Деркач // Мировоззрение, наука, практика. Иркутск, 1988. — С. 7−20.
- ПарыгинБ. Д. Социальная психология как наука / Б. Д. Парыгин. 2-е изд., испр. и доп. — JL: Лениздат, 1967. — 262 с.
- Петрова Л. В. Гуманитарная среда в вузе условие формирования личности нового типа / Л. В. Петрова // Paradigma = Парадигма. — Красноярск, 1999. — № 1 (2). -С. 45−48.
- Петровский В. А. К психологии активности личности / В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 26−38.
- Петухов Е.В. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский, университет за сто лет его существования (1802−1902). Юрьев, 1902. Т. 1.
- Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи- пер. с англ. О. В. Захаровой. М.: Прогресс, 1980. — 302 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: пер. с франц. / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Позизейко Г. В. Мировоззренческая культура личности: функции, критерии и показатели в процессе профессионального обучения / Г. В. Позизейко // Межрегиональный сборник научных трудов / Липецкий гос. пед. ин-т. Липецк, 2001. — С. 60−65.
- Позизейко Г. В. Пути формирования мировоззренческой культуры личности специалиста социально-культурной сферы в вузе / Г. В. Позизейко // Теория и практика образования: история и современность: сб. науч. тр. Липецк, 2000. — Вып. 4. — С. 77−84.
- Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: Гос. доклад / Гос. комитет РФ по делам молодежи. М.: Социум, 1998.- 164 с.
- Попова И. М. Ценностные представления и „парадоксы“ самосознания / И. М. Попова // Социологические исследования. 1984. — № 4. — С. 24−36.
- Радугин А. А. Социология: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр, 1996. — 206 с.
- РогоновП. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) / П. Рогонов // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 56−59.
- Розанов В. В. Люди лунного света: метафизика христианства / В. В. Розанов. М.: Дружба народов, 1990. — 297 с.
- Рувинский Л. И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли / Л. И. Рувинский. М.: Знание, 1983. — 159 с.
- Сабиров X. Ф. Человек как социологическая проблема: теоретико-методологический анализ / X. Ф. Сабиров. Казань: Таткнигоиздат, 1972. -414 с.
- Савельев А. Я. Технологиии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 29−37.
- Садовничий В. И др. Университетское образование, приглашение к размышлению. М., 1995.
- Саквельцев Г. А. Проблемы университетского образования в современной России: к методологии исследования / Г. А. Саквельцев. Саратов, 1999. -С. 20−23.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979.-264 с.
- Сараскина Л. Е. Формирование гуманитарного целеполагания личности студента в вузе: дис.. канд. пед. наук / Л. Е. Сараскина. Красноярск, 1994.- 176 с.
- Сериков В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования пед. систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- СимоненкоВ. Д. Технологическая культура и образование: (культурно-технологическая концепция развития общества и образования) / В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 2001.-213 с.
- Система гуманитаризации в высшей школе / Л. И. Коханович и др. -М.: НИИ ВО, 1993. 47 с. — (Система воспитания в высшей школе: обзор, информ / НИИ высшего образования- вып. 5).
- Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 223 с.
- Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-383 с.
- СлюняеваИ. Ф. Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства: дис. канд. пед. наук / И. Ф. Слюняева. Брянск, 2000. — 235 с.
- Смирнов Г. JI. Советский человек: Формирование социалистического типа личности / Г. Л. Смирнов. 3-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1980. -463 с.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для слушателей ф-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантур / С. Д. Смирнов. М.: Аспект — Пресс, 1995. — 271 с.
- Смирнов П.И. Социология личности: Учебное пособие./ П. И. Смирнов.-СПБ., 2001.
- Современный воспитательный процесс: состояние и проблемы (круглый стол). II Социс. 2005. — № 4. — С.
- Современное университетское образование: проблемы и перспективы: тез. докл. респ. научно-методич. конф./отв. ред. Л. Г. Вяткин. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1992. — 190 с.
- С-ов Н. И. Университетские старцы: (Из воспоминаний казанского студента) // Русская старина. 1895. № 8.
- Соловьёв В. С. Избранные произведения / В. С. Соловьёв. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-542 с.
- Соловьев И.М. Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников. Вып. 1. Университеты до эпохи шестидесятых годов. СПб, 1914.
- Социологический словарь / сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга- науч. ред. Г. Н. Соколова, И. Я. Писаренко. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Университетское, 1991. — 528 с.
- Спиркин А. Новое общество новый человек / А. Спиркин, В. Ефимов. -М.: Профиздат, 1976. — 143 с.
- Стоюнин В. Я. Мысли о наших гимназиях: (отрывки) / В. Я. Стоюнин // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990. — С. 72−75.
- Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива // Избр. пед. соч.: в 3 т. / В. А. Сухомлинский. М., 1980. — Т. 2. — С. 205−394.
- Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические и методические аспекты / Л. Г. Вяткин,
- Г. И. Железовская, Г. Д. Турчин, С. Н. Филипченко. Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 2000. — 134 с.
- Сычев Ю. В. Микросреда и личность: философские и социологические аспекты / Ю. В. Сычев. М.: Мысль, 1974. — 192 с.
- Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности: (На материале музыкального восприятия) /Г. С. Тарасов. -М.: Наука, 1979. 191 с.
- Тельберг Г. Г. “ Университет жил совершенно нормальной жизнью» // Источник. 1998. № 3.
- Тельтевская Н. В. Творческая подготовка будущих специалистов / Н. В. Тельтевская, А. Г. Малякина, В. П. Севостьянов. Саратов, 1998. С.51−53.
- Труды совещания профессоров по университетской реформе, образованном при Министерстве народного образования. Под пред. Министра графа И. И. Толстого в январе 1906 г. СПб, 1906.
- Тугаринов В. П. Личность и общество / В. П. Тугаринов. М.: Мысль, 1965.- 191 с.
- Тугаринов В.П. Марксистская теория личности на современном этапе./ В. П. Тугаринов // Философские науки. 1971. — № 4. — С. 31−42.
- Тощенко Ж. Т. Социология: общий курс: учеб. пособие для вузов / Ж. Т. Тощенко М.: Прометей, 1994. — 383 с.
- Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек / Ж. Т. Тощенко. М.: Гарда-рики, 2001.-398 с.
- Тужилкин В. Воспитание личности будущуго специалиста/ Тужилкин В., Траубенберг С. // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 21−26.
- Университет. Общество. Человек / М. Б. Садыков и др. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003. — 76 с.
- Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина (новая редакция). Казань: Б. и., 1998. — 20 с.
- Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч.: в 6 т. / К. Д. Ушинский. М, 1988. — Т. 1. — С. 194−256.
- Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев и др. 2-е изд. -М.: Сов. энцикл., 1989. — 815 с.
- Финогеева Э. А. Социальные функции интеллигенции / Э. А. Финогенова // Проблемы духовного возрождения России и задачи учреждений образования и социокультурной сферы. Орёл, 1993. — С. 20−21.
- Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания истории и обществоведения: пособие для учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова. -М.: Просвещение, 1985. 224 с.
- Франк С. Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // Вопросы философии. 1990. -№ 6.-С. 69−131.
- Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Избранное / 3. Фрейд. -М., 1990. Кн. 1.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно»: труды разных лет: пер. с нем. / 3. Фрейд. Тбилиси: Мерани, 1991.-Кн. 1. — 398 е.- Кн. 2.-427 с.
- Фролов С. С. Социология: учебник для вузов / С. С. Фролов. М.: Логос, 1997.-359 с.
- Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. — 430 с.
- Хабермас Ю. Идея университета. Процессы обучения: (Die Idee der Universitat Lenproresse) / Ю. Хабермас // Alma mater. — 1994. -№ 4. — С. 9−17.
- Хабриева О. А. К вопросу о разработке воспитательной вузовской парадигмы / О. А. Хабриева // Формы и методы воспитательной работы в вузе: сб. науч. тр. и материалов 8-й Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2001 -С. 44−45.
- Хайруллина Ю. Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества / Ю. Р. Хайруллина. Казань, 1998. — 388 с.
- Харчев А. Г. Социология воспитания: (о некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности) / А. Г. Харчев. М.: Политиздат, 1990.-222 с.
- Хомяков А. С. О старом и новом: статьи и очерки / А. С. Хомяков. М.: Современник, 1988.- 462 с.
- Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2001. -608 с.
- Ценностно-ориентационные установки молодежи Саратовской области (социальный портрет): результаты социологического исследования / Ин-форм.-аналит. центр Поволжской Академии Гос. службы. Саратов, 1998.
- Чернецов П. И. Цель воспитания личности специалиста и принципы ее реализации в университетском образовании / П. И. Чернецов. Челябинск, 1998.-С. 96−98.
- Чернявская Г. К. Роль самовоспитания в формировании творческих способностей студенческой молодежи / Г. К. Чернявская // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 апр. 1998 г.). Екатеринбург, 1998. -Ч. 1.-С. 35−43.
- Шацкий С. Т. Избр. пед. соч.: в 2 т. / С.Т.Шацкий- под ред. Н. П. Кузина. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 414 с.
- ШайдуровА. А. Законодательные основы организации воспитательной (внеучебной) работы со студентами вузов / А. А. Шайдуров // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 апр. 1998 г.). Екатеринбург, 1998.-Ч. 1.-С. 99−102.
- Шаталова Н. И. Внеаудиторная занятость студента как фактор воспитания трудолюбия / Н. И. Шаталова // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15−16 апр. 1998 г.). Екатеринбург, 1998. — Ч. 1. — С. 102−105.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью: пер. с нем. / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1992. — 573 с.
- ШвыревВ. С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории / В. С. Швырев // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. — С. 9−20.
- Швырёв В. С. Знание как феномен культуры: актуальные проблемы философского осмысления / В. С. Швырёв // Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994. — С. 60−75.
- Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани- сокр. пер. с англ.
- B. Б. Ольшанского. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
- Шиллер И.-Ф. Статьи по эстетике / И. Шиллер. М.- Л.: Academia, 1935. — LXXXIII, 671 с.
- Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Academia, 1999. — 288 с.
- Шпарева Г. Т. Воспитательный потенциал духовно-одаренной личности и способы его реализации в студенческой среде / Г. Т. Шпарева // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15−1 бапр. 1998 г.). Екатеринбург, 1998.-4.2.
- Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы. М., 1993.
- Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного / мнения: информ. бюллетень / ВЦИОМ. М.: Интерцентр, 1993.
- Юнг К.-Г. Архетип и символ / К. -Г. Юнг. М.: Renaissance: JV EWOSD, 1991.-299 с.
- Юдин А. В. Русская народная духовная культура: учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Юдин. М.: Высш. школа, 1999. — 330 с.
- Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. Доп. и испр. изд. — Самара: Самар. ун-т, 1995. — 331 с.
- Ядов В. А. Социальный тип личности / В. А. Ядов // Коммунист. 1988. -№ 10.-С. 96−104.
- Ядов В. А. Личность как предмет изучения / В. А. Ядов // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л., 1979. — Гл. 3, § 1.- С. 75−80.
- ЯкимовичИ. Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Г. Якимович. Брянск, 1997. — 22 с.
- Cooly С. Human nature and social order / Cooly C. N. Y., 1962. — P. 5 — 67.
- Goldschmidt W. The human career: The self in symbolic world / Goldschmidt W. Cambridge: Blackwell, 1990.
- Hailer A. Significant others / Hailer A. // Amer. Sociol. Rev. 1953. — № 2. -P. 75
- McClelland D.C. Testing for Competence rather than for «Intelligence» / McClelland D.C. // Armer. Psychologist. 1973. — Vol. 28. — P. 1−14.
- Mahalic J. R. Influence of rasial/ ethnic membership and «therapist culture» on therapists' worldview / Mahalic J. R., Worthington R. L., Crump S. // Journal of Multicultural Counseling and Development. 1999. — January. — Vol. 27, Issue l.-P. 2, 16.
- McKeown T. J. Case studies and the statistical worldview: review of King, Keohane, and Verba’s designing social inquiry: scientific inference in qualitative research / McKeown T. J. // International Organization, Winter 1999. Vol. 53, Issue 1.-P.161.
- McNeill W. H. When sciences converge/ «History and Scientific World-view» / McNeill W. H. // Wilson Quarterly. -1998. Autumn. — Vol. 22, Issue 4. -P. 131 — 132.
- Park R. Introduction to the Science of Sociology / Park R., Burgess E. Chicago, 1924.-P. 89.
- Parsons T. The Social System / Parsons T. N. Y., 1951 / пер. Беляевой Г. // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. — М., 1968. -Вып. 1 .-С. 35−38.
- Raven J. On the Components of Competence and their Development in Education / Raven J. //Teachers' College Record. 1977. — Vol. 78. — P. 457−475.
- Ritzer G. Towards an Integrated Sociolodical Paradigm / Ritzer G. Boston, 1981.
- Schutz A. The Structures of the Life-World / Schutz A., Luckmann T. London: Heinemann Educational Books, 1974.342