Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социологический анализ ценностно-нормативных конфликтов в учебных коллективах вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ результатов перечисленных выше исследований позволяет сделать два основных вывода. Во-первых, в настоящее время произошла трансформация взглядов на конфликт в межличностном общении в сторону междисциплинарного его исследования посредством систематизации знаний о конфликтах и обобщения накопившегося опыта их разрешения. Выполненные исследования позволили наметить круг первоочередных задач… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ В УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
    • 1. 1. Теоретико-методологические принципы исследования конфликтов
    • 1. 2. Проблемы межличностных конфликтов в студенческой среде
    • 1. 3. Пути регуляции конфликтов в педагогическом общении
    • 1. 4. анализ подготовки педагогов к разрешению конфликтных ситуаций в учебных коллективах
    • 1. 5. Методологическая программа эмпирического исследования. постановка задачи
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ В УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
    • 2. 1. Моральный конфликт в системе ценностно-нормативных конфликтов учебных коллективов
    • 2. 2. Нравственные конфликты в учебных группах и способы их разрешения
    • 1. ч/ 2.3 Анализ влияния основных компонент ценностно-нормативных систем на конфликтность учебных коллективов
      • 2. 4. Принципы построения интегральной оценки конфликтности учебного коллектива
      • 2. 5. Методика оценки ценностно-ориентационного единства учебных коллективов
      • 2. 6. Методика диагностирования спектра ценностных ориентации учебных коллективов
      • 2. 7. Методика оценки степени интеграции формальной и неформальной структур учебной группы
      • 2. 8. Интегральная оценка степени ценностнонормативной конфликтности учебных коллективов
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЕЙ КОНФЛИКТНОСТИ УЧЕБНЫХ ГРУПП В ВУЗАХ РФ
    • 3. 1. Эмпирическое исследование влияния ценностно-нормативных систем учебных коллективов на их конфликтность
    • 3. 2. Конфликтная компетентность педагогов в разрешении ценностно-нормативных конфликтов
    • 3. 3. Социальная перцепция педагогов-воспитателей учебных коллективов. Ее влияние на результат конфликтного взаимодействия студентов
    • 3. 4. Деформация социальной установки руководителя, как источник ценностно-нормативных конфликтов в студенческой среде
    • 3. 5. Влияние социальных установок педагогов-воспитателей учебных групп на конфликтность межличностного общения студентов
    • 3. 6. Методика повышения конфликтной компетенции руководителя учебного коллектива на основе социально-психологического тренинга

Социологический анализ ценностно-нормативных конфликтов в учебных коллективах вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформирование высшего образования в РФ требует более пристального внимания к личности будущего специалиста, создание более эффективной системы личностного и профессионального развития, отвечающей требованиям сегодняшнего дня. Одним из важных элементов подобной системы должно стать создание условий по предупреждению негативных явлений в жизни деятельности будущего выпускника, по своевременному разрешению противоречий и конфликтов, возникающих в учебных коллективах вузов.

В такой обстановке наблюдаемое реформирование вузов РФ потребовало отказа от педагогической авторитарности, от жесткой регламентации педагогического воздействия на обучаемых. Все большее значение приобретают способности и умения педагога-воспитателя, позволяющие ему понимать причины разнообразных эмоциональных напряжений, конфликтных ситуаций в отношениях членов учебных коллективов, сопереживать и соучаствовать, спорить и убеждать, доказывать и вникать в суть их поступков и мнений.

Однако анализ практики руководства коллективами специалистов показывает, что многие из руководителей затрудняются в определении формы педагогического воздействия на членов коллектива с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы в их среде. Для них в ряде случаев сложно дать правильные оценки причин как самой конфликтной ситуации, так и причин неадекватного поведения ее участников, они не видят различий в типах конфликтных ситуаций, расценивая их только как нежелательные явления повседневной жизни отдела или учреждения. При этом разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций, как правило, происходит без достаточного их осмысления и анализа. Постоянная угроза возникновения конфликтов в коллективах (учебных группах в частности) вызывает у части преподавателей и воспитателей состояние высокого нервного напряжения. Это мешает им сосредоточиться на личности обучаемого с его неповторимыми индивидуальными особенностями.

Поэтому подготовленность воспитателя к разрешению конфликтных ситуаций в учебных группах является одним из важнейших компонентов его профессионального мастерства.

Под конфликтом во взаимоотношениях обучаемых мы понимаем вид социального взаимодействия, заключающегося в их стремлении разрешить значимое противоречие, как правило, без учета взаимных интересов и выборе для этого преимущественно деструктивных способов достижения поставленной цели при негативном эмоциональном отношении оппонентов друг к другу. Члены коллектива, находящиеся в состоянии межличностного конфликта (MJ1K), являются субъектами конфликтной деятельности, которая характеризуется противодействием людей друг к другу, столкновением целей, интересов и стремлений.

Многие отечественные педагоги и психологи в своих работах обращались к проблеме отношений, складывающих в учебных и производственных коллективах и роли педагога (мастера, руководителя) в их регулировании. Так в 30-х годах к ней обращались в своих исследованиях П. П. Блонский [27], JI.C. Выготский [35,36], А. С. Макаренко [90]. Дальнейшее развитие изучения этой проблемы осуществлялось в работах В. М. Афоньковой [78], Л. И. Божович [22, 23], В. А. Крутецкого [78], А. Н. Леонтьева, В.А. Сухо-млинского [131, 133], В. Т. Шульгиной и др.

В ряде зарубежных психологических исследований Д. Карнеги [71], Р. Левина, А. Маслоу, Э. Берна [18], Е. Мелибруда [93] и др. рассматривались модели поведения личности в различных конфликтных ситуациях.

В последние годы вопросы оптимизации отношений в учебных коллективах все больше становятся предметом исследования педагогов.

В работах отечественных и зарубежных психологов проблема разрешения конфликтных ситуаций рассматривается как одна из самых важных для решения любых управленческих и педагогических задач. В этом плане изучались проблемы разрешения конфликтных ситуаций Е. П. Белозерцевым,.

A.В. Дмитриев, А. К. Зайцев, А. К. Здравомыслов, Е. И. Степанов, А. С. Кармин, Ф. А. Ореховым [101], Э. И. Киршбаумом [74], А. В. Петровским [106], JI.A. Петровской [103], Л. И. Уманским [138], Р. Х. Шакуровым [145] и др.

При этом отмечается, что если раньше основное внимание исследователей было направлено на процессуальную сторону конфликтов и их типы, то сейчас акцент все больше смещается на их разрешение (В.В. Новиков и.

B.В. Марченко, 1997).

Особый интерес представляют работы, в которых рассматривается организационно-педагогический аспект сотрудничества педагога-воспитателя и обучаемых. (В.А. Кан-Калик [68, 69], А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик [95], Н. Ю. Посталюк [110], М. И. Рожков [120], Т. М. Трегубова [135], Н. Е. Щуркова и др.).

Подготовка преподавателей и педагогов-воспитателей к профессиональной деятельности широко рассматривается в литературе. В фундаментальных работах В. А. Сластенина [127, 128], М. М. Поташника [109], Ф. Р. Филиппова [142, 143], В. И. Шубкина [147], придается большое значение исследованию технологии подготовки специалиста к решению задач, позволяющих оптимизировать его отношения со студентами. Однако, несмотря на интенсивные исследования, проблема межличностного конфликта по-прежнему разработана недостаточно. Практически нет работ, посвященных изучению специфики конфликтов в учебных группах высших учебных заведений. Претерпели существенные изменения статуса члена производственного или учебного коллектива, изменились процесс обучения и деятельности, а также требования к уровню подготовки выпускника вуза. Это требует новых подходов в деятельности педагогов-воспитателей, в том числе и по предупреждению и разрешению конфликтов между обучаемыми, а также между обучаемыми и педагогами. Социально-психологические особенности данной деятельности также до сих пор не нашли отражения в проводимых исследованиях. Это же замечание следует сделать и в отношении используемых инструментальных средств диагностики конфликтов в учебных коллективах вузов.

Изучение проблемы деятельности педагогов-воспитателей студенческих коллективов по предупреждению и разрешению MJIK студентов имеет важное практическое значение для решения проблемы по формированию личности будущего специалиста. Под данным видом деятельности педагогов-воспитателей подразделений в нашем исследовании понимается большой круг задач, который определяется как управление конфликтами и включает: предупреждение, диагностику, симптоматику, конструктивное разрешение, уменьшение негативных последствий конфликтов членов учебных коллективов. В любой управляющей деятельности значительное место занимают компоненты конфликтной деятельности, так как основной смысл ее состоит в разрешении противоречий, в процессе реального воплощения целей и задач.

В высших учебных заведениях существует организационная структура и штат специалистов, являющихся субъектами социального управления, несущих непосредственную ответственность за состояние межличностных отношений в учебных коллективах вуза и потенциально имеющих возможность их формировать и корректировать. Сегодня для выпускника вуза все более необходимой становится специальная социально-психологическая подготовка, позволяющая ему эффективно разрешать возникающие конфликты и противоречия в коллективе. Она может быть осуществлена на основе применения специальных социально-психологических тренингов, в ходе которых отрабатываются задачи диагностики и управления конфликтами. Однако, в силу указанных выше недостатков данное направление подготовки студентов не нашло должного отражения в учебных планах и темах занятий.

Анализ результатов перечисленных выше исследований позволяет сделать два основных вывода. Во-первых, в настоящее время произошла трансформация взглядов на конфликт в межличностном общении в сторону междисциплинарного его исследования посредством систематизации знаний о конфликтах и обобщения накопившегося опыта их разрешения. Выполненные исследования позволили наметить круг первоочередных задач, требующих дальнейшего исследования. Они включают в себя анализ вопросов, связанных с предотвращением, симптоматикой, диагностикой и прогнозированием, конфликтов, а также вопросов связанных с оптимизацией взаимодействия педагогов-воспитателей со студентами, повышением их социально-психологической компетенции в общении. Во-вторых, несмотря на усилия ученых интегрировать знания о конфликтах в студенческой среде, по прежнему актуальной остается задача разработки эффективных педагогических средств регулирования конфликтных отношений через управление процессом межличностного общения.

Исследование задач, связанных с конфликтами в студенческой среде, выявлением источников и путей их разрешения и предупреждения, может составить теоретическую и практическую основу для совершенствования деятельности должностных лиц вузов РФ по обучению и воспитанию студентов, при проведении мероприятий психопрофилактической работы с будущим специалистами.

По результатам социально-психологических исследований недостаточный уровень решения задач управления конфликтом приводит в среднем к потере 20% учебного времени и к снижению на 18% производительности учебного труда.

Таким образом, в высшей школе возникло противоречие между: потребностью практики в подготовке преподавателей и специалистов, обладающих высокой коммуникативной и конфликтной компетентностью, ориентированных на оптимизацию отношений в учебных коллективах, владеющего психотерапевтической техникой, направленной на формирование условий самореализации и самоопределения личности каждого члена коллектива и не готовностью современной науки и практики к реализации задачи такой подготовки в высших учебных заведениях.

Необходимость частичного разрешения данного противоречия и определило совокупность задач настоящего исследования.

Объектом исследования является социологический анализ конфликтности учебных коллективов вузов.

Предметом исследования выступают методы диагностики ценностно-нормативных конфликтов в учебных группах вузов.

Целью исследования выступают проведение социологического анализа ценностно-нормативных конфликтов в учебных коллективах на основе разработки и внедрения в практику методики оперативной диагностики конфликтов указанного типа.

В основу диссертационного исследования положены следующие три гипотезы:

1. Подготовка преподавателей (руководителей) учебных коллективов (педагогов-воспитателей) к разрешению конфликтных ситуаций будет эффективной если:

— сформировать у преподавателей (выпускников вузов) практико-ориентированные диагностические знания и умения выявлять детерминанты конфликтных отношений, позволяющие определять причины возникновения и степень развития конфликтных ситуаций в студенческой среде;

— использовать в учебном процессе личностно-ориентированные методики, обеспечивающие психотерапевтическое воздействие на социальные установки и позиции как преподавателей, так и самих обучаемых имитирующие разрешение конфликтных ситуациях в студенческой среде.

2. Уровень конфликтности в учебных коллективах определяется адаптивной реакцией группы, направленной на сохранение и защиту групповых ценностей, идеалов, традиций, ритуалов, и т. д. от воздействия как внешних социальных), так и внутренних микрогрупп и отдельных членов группы. Коллективной оценкой конфликтности группы в этом случае может служить интегральная оценка ее ценностно-ориентационного единства. 3. Уровень ценностно-ориентационного единства группы определяется на основе интегральной оценки степени соответствия доминирующих мотивов поведения отдельных членов, с учетом их статусов, нормам и целям деятельности учебных коллективов.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ социологических и психологических детерминант конфликтов в межличностном общении членов учебных коллективов и выявить их воздействие на систему общения через механизмы социально-психологических процессов.

2. Выявить причины ценностно-нормативных противоречий и обосновать структуру детерминант конфликтных отношений в учебных коллективах.

3. Разработать методику количественной оценки ценностно-ориентационного единства группы, как интегральной оценки ее ценностно-нормативной конфликтности.

4. Оценить эффективность применения предложенных в работе методик диагностики ценностно-нормативной конфликтности учебных коллективов.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

ВЫВОДЫ.

Ценностно-нормативные конфликты, негативно влияют на взаимоотношения в учебном коллективе, на их отношение к совместной деятельности и на ее эффективность.

Компетентное участие педагога-воспитателя в процессе разрешения ценностно-нормативного конфликта позволяет уменьшить его негативные воздействие, потребует при этом от него соответствующих значений и умений. Особенно важна эта задача становится в практике подготовки студентов, которые должны обладать знаниями о структуре конфликтов, природе их возникновения, способах диагностики, а тек же быть психологически готовым к конструктивному участию к их разрешению.

Для этого необходимо использование специальной системы тренинга, которая опирается на комплекс инструментальных средств, систему игровых и тестовых заданий, обеспечивает формирование психологических и социально-психологических качеств и свойств личности руководителя, обеспечивающих бесконфликтное взаимодействие с подчиненными в деятельности и позволяющих эффективно управлять конфликтами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Развитие и формирование учебных коллективов происходит на фоне действующих, затухающих и возрождающихся конфликтов.

Наиболее остро в студенческой среде протекают ценностно-нормативные конфликты. Именно они вызывают наиболее серьезные психические травмы. Это определяет важность формирования действующих педагогов и студентов соответствующих знаний, навыков и умений по управлению конфликтами, подкрепленными соответствующими инструментальными средствами.

2. Ценностно-нормативный конфликт является адаптивной реакцией группы, направленной на сохранение и защиту групповых ценностей, идеалов, традиций, ритуалов и т. п. от воздействий как внешних (социальных, информационных и т. п.) факторов, так внутренних входящих в состав группы микрогрупп и отдельных членов группы. Ценностно-нормативный конфликт возникает при значительном расхождении направленности групповых ценностей и норм с ценоностями взаимодействующего с ним оппонента.

3. Интегральными компонентами ЦНК для группы в целом являются: ценностно-ориентационное единство группы, степень соответствия формальных и неформальной структуры группы и доминирующий стиль общения индивидов в группе.

Учитывая многомерный нечеткий характер представления образов состояния конфликтности учебных коллективов, наиболее приемлемыми для агрегирования подробной информации являются алгоритмы многомерной, размытой классификации. Реализуемая на их основе подсистема диагностики степени конфликтности учебных коллективов представляет собой интеллектуальную систему информационной поддержки принятия решений, как о степени развития ЦНК, так и о состоянии его отдельных компанентов.

4. Эффективность деятельности педагогов-воспитателей учебных групп по разрешению ЦНК студентов находится в зависимости от уровня их конфликтной компетентности. Она определяется как совокупность: знаний (о себе, об обучаемых, о конфликтах и способах их предупреждения и разрешения), умений (по применению этих знаний в практической деятельности), а также наличие психически и социально-психологических качеств и свойств личности, наличие обеспечивающих бесконфликтное взаимодействие с партнерами в деятельности и позволяющих эффективно управлять конфликтами, добиваться их конфликтного разрешения. В конфликтной компетентности одним из основных является гностический фактор.

5. Для эффективного управления ценностно-нормативными конфликтами в учебных группах студентов педагогу-воспитателю необходимо учитывать следующие факторы внутригрупповой конфликтности: а) социальные факторы, обусловленные взаимодействием групповых ценностей и норм с основным видом деятельности группыб) социально-психологическими факторы, определяющие направленность групповых ценностей и нормв) лично-стно-психологические факторы, представляющие собой ценностные ориентации и личностные особенности членов группы.

6. Деятельность педагога-воспитателя по улучшению социально-психологического климата и снижению конфликтности учебных групп студентов предполагает решение следующих задач: а) выявление и коррекцию психологических особенностей членов учебных коллективов, которые оказывают наибольшее влияние на возникновение конфликтовб) формирование ценностных ориентаций конфликтных обучаемых, повышающих эффективность совместной групповой деятельностив) формирование ценностно-нормативной автономии члена учебных коллективов, которая включает:

— умения выявлять ценностно-нормативную систему группы;

— понимание функционального назначения групповых ценностей и норм;

— сознательный отбор ценностей;

— умение строить свое поведение так, чтобы снизить негативные последствия ценностно-нормативных конфликтов и не создавать угрозы ценностям других членов учебных коллективовг) формирование и поддержка микрогрупп с положительной направленностью.

7. Повышение эффективности управления конфликтами в учебных учебных группах педагогами-воспитателями можно достичь следующими путями:

— ввести в программу профессиональной переподготовки, педагогов учебных коллективов следующие занятия: 1. «Структура, участники, динамика, причины внутригрупповых конфликтов» — 2. «Ценностно-нормативные конфликты в учебных группах студентов» — 3. «Методы изучения конфликтов в учебных группах студентов» — 4. «Деятельность педагога-воспитателя по управлению ценностно-нормативными конфликтами в учебных группах студентов» ;

— подготовить и издать методическое пособие для педагогов-воспитателей по управлению конфликтами в учебных группах на основе изучения групповых ценностей и норм. В пособии раскрыть: основные причины возникновения ценностно-нормативных конфликтов в учебных группах студентовприемы и способы изучения этих конфликтовприемы и способы психокоррекционной работы по профилактике и разрешению ценностно-нормативных конфликтов, организационные и педагогические мероприятия, которые позволят педагогу-воспитателю снизить влияние различных компонентов ценностно-нормативной конфликтности на учебные группы студентов и повысить эффективность профессиональной деятельности психолога;

8. Исходя из материалов и итогов работы, представляется целесообразным осуществить следующие практические меры в целях снижения негативных последствий конфликтов в учебных коллективах вузов:

— систематизировать и ввести в практику работы психологов вузов комплекса диагностических процедур и методов, представленных в настоящей диссертационной работе;

— в ходе образовательного процесса рекомендуется обеспечивать повышение уровня социально-психологической компетентности студентов не только путем проведения лекций и семинаров, но и активно используя методы групповой и индивидуальной психокоррекционной работы, развивать у студентов знания и умения социально-психологического управления учебными коллективами;

— при отборе поступающих в вузы учитывать не только те личностные особенности, которые положительно влияют на успехи в учебе, но и те личностные качества, влияющие на конфликтность отдельных индивидов. Указанные качества должны быть учтены в процессе учебных групп и в ходе проведения индивидуально-воспитательной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 139 с.
  2. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.
  3. Л.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  4. Н.В. Высшее педагогическое образование. // Советская педагогика, 1967. № 1 — С. 61−70.
  5. В.И. Конфликтология. Казань: Изд-во СКАМ, 1992. — 125 с.
  6. М. Для малокомплектной школы. / Опыт подготовки студентов Дагестанского пединститута к учебно-воспитательской работе в сельской малокомплектной школе.//Нар. образование, 1986. № 1. — С.32−35.
  7. В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе.// Общение как педагогическая проблема. М., 1974. — С. 28−40.
  8. В.М. О критериях разрешения конфликта.// Вопросы идейно-политического и нравственного воспитания учащихся. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1975. — 34 с.
  9. К. Готовим кадры для сельской школы. / Сотрудничество Буркского пединститута со школой БАР. // Нар. образование, 1986. -№ 6.-С. 33−35.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Комплексный подход к воспитательной работе с подростком. М.: Знание, 1979. — 32 с.
  11. П.Бабанский Ю. К. Педагогический процесс. М.: Педагогика, 1989.-С. 250−262.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 190 с.
  13. М.Багрецов С. А., Оганян К. М., Наумов В. В. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. / Ред. Багрецов С. А. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 640 с.
  14. А.С. Педагогический анализ причин типичных проступков школьников и пути их предупреждения. Дисс. канд. пед. наук. М., 1970.-С. 37−127.
  15. С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984. — 128 с.
  16. Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М.: Народное образование, 1994. — 143 с.
  17. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М.: Прогресс, 1988. 398 с.
  18. .П. Структура процесса воспитания (Метод, аспект). Кал-нас: Швиеса, 1984. — 190 с.
  19. П.П. Педология. М.: Новая Москва, 1936. — 311 с.
  20. Н.И. Основы подготовки студентов педагогического вуза к воспитательной работе. // Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. / Под ред. Н. И. Болдырева, С. А. Умрейко. Минск: Изд. БГУ, 1973.-С. 3−10.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. — 464 с.
  22. Л. И. Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  23. А.А. Личность и общение. М., 1983. — С. 7−19.
  24. Ф.М., Коряк Н. И. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1984.- 142 с.
  25. Е.Г. Профессиональное намерение студентов и их роль в формировании личности учителя Автореф. канд. пед. наук. М., 1983. — 18 с.
  26. П.П. Системы этетического воспитания учащихся профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1988. — 167 с.
  27. М.И. Профессионально-педагогические умения в системе подготовки воспитателя // Советская педагогика, 1985.-№ 5.-С.86−89.
  28. Т.Ф. Воспитание нравственно-волевых качеств у старших подростков в процессе обучения. Автореф. канд. пед. наук. М., 1977. -С. 18.
  29. Г. Оценка поведения и характеристика учащихся. М.: Просвещение, 1986. — С. 70.31 .Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. Гамезо М. В., Ма-тюхиной М.В., Михальчик Т. С. М.: Просвещение, 1984. — 204с.
  30. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А. В. -М.: Просвещение, 1979. 288с.
  31. К.Н. Психология о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981.- 128с.
  32. Воспитание подростка в семье. М., 1985. — 104 с.
  33. JI.C. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. // Соб. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. — т.5 — С.257−321.
  34. JI.C. Педагогия подростка // Соб. соч. 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — С.243−385.
  35. А.И. Анализ межличностных отношений учителей и учащихся в педагогических исследованиях. Нижневартовск: НПИ, 1994. -с.56−57.
  36. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. JL: ЛГУ, 1982.
  37. Д.В. Исследование влияния социальных установок субъектов педагогического взаимодействия в процессе проведения занятия на тему «Опасность агрессивности в отношениях между людьми». Пушкин, 1997. — 22 с.
  38. Д.В. Особенности формирования отношений в школьной учебной группе и разрешение конфликтных ситуаций между субъектами педагогического взаимодействия в школе. МО, ПВУРЭ, 1998. -26 с.
  39. Д.В. Подготовка педагога к разрешению конфликтных ситуаций в ученической среде. Пушкин, 1998. — 34 с.
  40. Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. / Методическое пособие для классных руководителей и воспитателей. -Калуга, 1971,-С.12−18.
  41. Д.М. Противоречия процесса нравственного воспитания учащихся и способы их разрешения. // Творческий труд учителя Калуга, 1967.-С.39−40.
  42. Ш. А., Ямпольский JI.T. Применение алгоритмов распознавания образов в психодиагностике. // Вопросы психологии, 1983. № 5.
  43. Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.
  44. А.В. Введение в общую теорию конфликта. М., 1993.
  45. А.И., Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вестник Москов. ун-та.
  46. Т.В. Проблема конфликта в подростковом периоде. // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.25- 38.
  47. Дурай-Новикова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 1983. -46с.
  48. С.И. Ролевой конфликт в деятельности руководителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук. JL, 1982.-18с.
  49. А.А. Личность и коллектив. Межличностные отношения, их разрешение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. — 14с.
  50. А.А., Максимова Р. А. Социально-психологический подход к производительности трудовых коллективов//Вестник ЛГУ, 1974. № 5.
  51. А.К. Социальный конфликт. -М.: Академия, 2000.54.3дравомыслов А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект пресс, 1996.
  52. С.П. Психологический анализ использования профессиональных педагогических знаний в деятельности учителя. Автореф. канд. пед. наук. Л., 1982. — 18с.
  53. Т.В. Особенности развития психологической готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. канд. дисс. психолог, наук. -М., 1983 -20с.
  54. Интенсификация подготовки учителя. Межвузовский сб. науч. труда. Отв. ред. М. З. Закиев. Казань, 1984.
  55. Е.Н. Искусство общения. // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989. — с.211−279.
  56. И.Ф. Особенности воспитательной работы со студентами и профессиональной деятельности преподавателя педвуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982. — 20 с.
  57. Н.В. Использование технологии конфликтов в процессе подготовки социальных работников. / В книге: Социально-экономические и технологические проблемы развития сферы сервиса. СПб.: СПбГИ-СЭ, 2000.-с. 112−114.
  58. Н.В. Психологические знания в системе подготовки социальных работников. / В книге: Проблемы и перспективы развития сферы сервиса. 4.2. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001, — с. 25−27 (в соавторстве с Корб В.Н.).
  59. Н.В. Социальная технология в управлении конфликтом. СПб.: СПбГИСЭ, 1999.- 23 с. (в соавторстве с проф. Оганяном К.М.).
  60. Н.В. Социально-перцептивные механизмы конфликтных ситуаций и их коррекция. / Под редакцией проф. Оганяна К. М. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2000.-41 с.
  61. JI.К. Ложные ценности образования как результат искаженной перцепции педагога // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Тезисы Международного конгресса. Новосибирск, 1995. — 52 с.
  62. Л.К. Технология формирования позитивного образа личности в педагогическом процессе // Использование современных средств психологии в обучении (Материалы межрегиональной научно-практической конференции). Новосибирск, 1994. — с. 113−117.
  63. М.В. Воспитание нравственного сознания старших подростков в единстве с их поведением во внеурочной деятельности. Авто-реф. канд. пед. наук. М., 1977. 19с.
  64. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  65. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  66. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя. // Советская педагогика, 1989. № 1. -С. 97−100.
  67. Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М.: Прогресс, 1989.-С. 490−713.
  68. А.С. Конфликтология. СПб.: Лань, 1999.
  69. З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. — 80с.
  70. Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1986.-20 с.
  71. И. Конфликт: за или против. М.: Молодая гвардия, 1976. -224 с.
  72. А.Г. Психологи личности. Изд. 3-е перераб. и доп. М.: Просвещение, 1969.
  73. А.К. Ученическое посредничество в школьных конфликтах. СПб.: СПГУПА, 1998. — 57 с.
  74. В.А., Лупин Н. С., Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.-112 с.
  75. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980. — 199 с.
  76. С.В. Учитель-ученик. М.: Педагогика, 1984. — 79 с.
  77. А.И. Перевоспитание подростка. М.: Просвещение, 1986. -159 с.
  78. Н.В. Личность в конфликте. Саратов, 1976. — с. 425.
  79. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. //Вопросы психологии. 1984. № 1.-с.20−26.
  80. Н.В. Научно-практические методы анализа педагогических ситуаций // Психология производству и воспитанию. — Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1977. — с.20−26.
  81. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. -с.15−24.
  82. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., Просвещение, 1990. — 159 с.
  83. А.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал. Т. 13 № 5. С.71−80.
  84. .Т. Опыт экспериментального исследования проблем нравственного воспитания. //Советская педагогика 1965. № 10 с.68−74.
  85. .Ф. методологические и теоретические проблемы психологии. -М, 1984.
  86. А.С. Методика организации воспитательного процесса. //Соб. соч. № 8 М.: Педагогика. 1983. — с. 267−330.
  87. Т.Н. Учитель-ученик. М.: Знание, 1977. — С. 29.
  88. В.П., Сенопальников Е. В., Шестаков С. С. Приложение к экспериментальной методике групповой оценки личности. Л.: ВВМКУ им. М. В. Фрунзе, 1985.
  89. Е. Я ты — мы. — М.: Прогресс, 1986. — 200 с.
  90. Т.М. К исследованию психологического конфликта при неврозах. // Неврозы и пограничные состояния. Д., 1972, с. 35−38.
  91. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981.- 173 с.
  92. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношения человека. / Психологическая наука в СССР. 4. Изд-во Академии Пед. Наук, РСФСР, 1960.
  93. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей. Дисс. канд. пед. наук. Одесса, 1983. — с. 167.
  94. Е.Е. Психологический барьер как защитный механизм личности в конфликтной ситуации. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984 — 33 ВИНИТИ — № 64. — с. 84.
  95. Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М., 1987-С. 8−10.
  96. ЮО.Огосян Э. А. Пути формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя-воспитателя. /Автореф. дисс. на соиск. учен, степен. докт. пед. наук. Ереван, 1982. — 49 с.
  97. Ф.А. Решение ситуативных педагогических задач. Магнитогорск, 1980. — С. 8.
  98. Э.А., Филимонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  99. Л.А. Самоутверждение: пути истинные и сложные. М.: Знание, 1987. — 22 с.
  100. А.В. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. М.: Изд. Московского университета, 1977. -С. 126−143.
  101. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982. — 225 с.
  102. А.В. Формирование психологической теории коллектива и личности. М.: Педагогика, 1984. — С. 139−259.
  103. JI.A. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1979.
  104. Т.А. Межличностный конфликт в группе. Дисс. канд. пед. наук-М., 1980.-232 с.
  105. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.- 141 с.
  106. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань: Изд-во КГУ, 1992.- 106 с.
  107. Н.А. Об исследовании профессиональной направленности обучения будущего учителя / Совершенствования качества подготовки учителя сельской школы. Казань, 1978. — С. 66−84.
  108. В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности //Вопросы психологии, 1984, № 3.
  109. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А. И. Щербакова. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  110. Практикум по педагогике / Под ред. З. И. Васильевой. М.: Просвещение, 1988.- 142 с.
  111. Практикум по социально-психологическому тренингу. 2-е изд., испр. и доп. /Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: СПГУПА, 1997. — 308 с.
  112. Профессиональная деятельность молодого учителя /Под ред. С. Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
  113. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. / Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
  114. Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика. — 186 с.
  115. И.Т. Формирование у студентов педагогических институтов прогностических умений в воспитательной работе. Автореф. канд. пед. наук.-М., 1981.-234 с.
  116. М.И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллективах. М., 1990. — 144 с.
  117. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Педагогика, 1988. — 112 с.
  118. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. П. Петровской. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  119. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
  120. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / Под ред.
  121. B.А. Ядова. Л.: Наука, 1979.
  122. Серия 14. Психология. М., 1977- Ковалев А. Г. Коллектив и социально- психологические проблемы руководства. — М., 1978.
  123. Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и путем их разрешения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989.-16с.
  124. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. — М., 1977.-56 с.
  125. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.1. C.28.
  126. В.А. К исследованию конфликтов в социальной психологии США в связи с психологическим климатом // Социально-психологический климат: теория и методы изучения. М., 1979.
  127. Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996.
  128. В.А. Избр. произ. в пяти томах. Том. II. Киев: Радянска школа, 1870. — 365 с.
  129. Г. Л. Принципы исследования конфликта Вопросы философии. — 1968. — № 6.
  130. В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1969.-384с.
  131. В.В. Отношение авторитарности в современной учебной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. М., 1987. — 149с.
  132. Т.М. Подготовка педагогов к сотрудничеству во временном ученическом коллективе. М.: АПН СССР, 1990.- 64 с.
  133. Ю.И. Обучение технике общения как средства повышения готовности студента к профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. М., 1988. — 158с.
  134. М.К. Конфликтология. М., 1996.
  135. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.-160с.
  136. К.Д. Человек как предмет воспитания. Воля //соб. соч. в 6 т. -М.: Педагогика, 1990. Т.6. — С. 213−386.
  137. Д.И. Психология воспитания современного подростка. -М, 1987.-205 с.
  138. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  139. Ф.Г. Социология образования. М.: Наука, 1995.
  140. Ф.Г. Школа и социальные развития общества. М.: Педагогика, 1990.
  141. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения /Пер. с англ. А. Гореловой. М.: Наука, 1990. 158 с.
  142. Р.Х. Модель функционально-генетической структуры общения //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. -Л., 1972.
  143. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80с.
  144. С.Г. Избранные педагогические произведения. Т.2 М.: Просвещение, 1980 — С. 212−218.
  145. В.Н. Школа. Проблема. Противоречие. Перспективы. М.: ВНИК «Школа», 1988.
  146. Содержание, цель и задачи исследования
  147. Тема исследования: «Социологический анализ ценностно-нормативных конфликтов в учебных коллективах вузов»
  148. Объект исследования: Социологический анализ конфликтности учебных коллективов вузов
  149. Предмет исследования: Методы диагностики ценностно-нормативных конфликтов в учебных группах вузов
  150. Цель исследования: Проведение социологического анализа ценностно-нормативных конфликтов в учебных коллективах вузов на основе разработки и внедрения в практику методики оперативной диагностики конфликтов указанного типа1. Задачи исследования:
  151. Осуществить теоретический анализ социологических и психологических детерминант конфликтов в межличностном общении студентов и выявить их воздействие на систему общения через механизмы социально-психологических процессов-
  152. Выявить причины ценностно-нормативных противоречий межличностных отношений в учебных коллективах-
  153. Разработать методику количественной оценки ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы, как интегральной оценки ее конфликтности-
  154. Оценить эффективность применения предложенных в работе методик диагностики и ценностно-нормативной конфликтности учебных коллективов
  155. Положения и результаты, выносимые на защиту:
  156. Определения структурных компонентов ценностно-нормативных конфликтов и их интегральная оценка-
  157. Результаты социологического анализа и методика конфликтной компетентности руководителей учебных коллективов-
  158. Авторское представление об оценках и способах разрешения ценностно-нормативных конфликтов в вузах Публикации: Научные результаты опубликованы в пяти печатных изданиях.
  159. Актуальность диссертационного исследования, постановка задач
  160. Ценностно-нормативный конфликт адаптивная реализация группы, направленная на защиту групповых ценностей, идеалов, ритуалов и т. п. от воздействия внешних и внутренних факторов
  161. Анализ частоты возникновения конфликтных ситуаций (КС)в учебных группахw j" f ./¦/ / /1. Рис. 2.1.1. РЯД!1. Рис. 2.2.
Заполнить форму текущей работой