Социологический анализ ценностно-нормативных конфликтов в учебных коллективах вузов
Диссертация
Анализ результатов перечисленных выше исследований позволяет сделать два основных вывода. Во-первых, в настоящее время произошла трансформация взглядов на конфликт в межличностном общении в сторону междисциплинарного его исследования посредством систематизации знаний о конфликтах и обобщения накопившегося опыта их разрешения. Выполненные исследования позволили наметить круг первоочередных задач… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ В УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
- 1. 1. Теоретико-методологические принципы исследования конфликтов
- 1. 2. Проблемы межличностных конфликтов в студенческой среде
- 1. 3. Пути регуляции конфликтов в педагогическом общении
- 1. 4. анализ подготовки педагогов к разрешению конфликтных ситуаций в учебных коллективах
- 1. 5. Методологическая программа эмпирического исследования. постановка задачи
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ В УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
- 2. 1. Моральный конфликт в системе ценностно-нормативных конфликтов учебных коллективов
- 2. 2. Нравственные конфликты в учебных группах и способы их разрешения
- 1. ч/ 2.3 Анализ влияния основных компонент ценностно-нормативных систем на конфликтность учебных коллективов
- 2. 4. Принципы построения интегральной оценки конфликтности учебного коллектива
- 2. 5. Методика оценки ценностно-ориентационного единства учебных коллективов
- 2. 6. Методика диагностирования спектра ценностных ориентации учебных коллективов
- 2. 7. Методика оценки степени интеграции формальной и неформальной структур учебной группы
- 2. 8. Интегральная оценка степени ценностнонормативной конфликтности учебных коллективов
- 3. 1. Эмпирическое исследование влияния ценностно-нормативных систем учебных коллективов на их конфликтность
- 3. 2. Конфликтная компетентность педагогов в разрешении ценностно-нормативных конфликтов
- 3. 3. Социальная перцепция педагогов-воспитателей учебных коллективов. Ее влияние на результат конфликтного взаимодействия студентов
- 3. 4. Деформация социальной установки руководителя, как источник ценностно-нормативных конфликтов в студенческой среде
- 3. 5. Влияние социальных установок педагогов-воспитателей учебных групп на конфликтность межличностного общения студентов
- 3. 6. Методика повышения конфликтной компетенции руководителя учебного коллектива на основе социально-психологического тренинга
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 139 с.
- Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.
- Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
- Александров Н.В. Высшее педагогическое образование. // Советская педагогика, 1967. № 1 — С. 61−70.
- Андреев В.И. Конфликтология. Казань: Изд-во СКАМ, 1992. — 125 с.
- Ариков М. Для малокомплектной школы. / Опыт подготовки студентов Дагестанского пединститута к учебно-воспитательской работе в сельской малокомплектной школе.//Нар. образование, 1986. № 1. — С.32−35.
- Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе.// Общение как педагогическая проблема. М., 1974. — С. 28−40.
- Афонькова В.М. О критериях разрешения конфликта.// Вопросы идейно-политического и нравственного воспитания учащихся. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1975. — 34 с.
- Ахияров К. Готовим кадры для сельской школы. / Сотрудничество Буркского пединститута со школой БАР. // Нар. образование, 1986. -№ 6.-С. 33−35.
- Ю.Бабанский Ю. К. Комплексный подход к воспитательной работе с подростком. М.: Знание, 1979. — 32 с.
- П.Бабанский Ю. К. Педагогический процесс. М.: Педагогика, 1989.-С. 250−262.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 190 с.
- М.Багрецов С. А., Оганян К. М., Наумов В. В. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. / Ред. Багрецов С. А. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 640 с.
- Белкин А.С. Педагогический анализ причин типичных проступков школьников и пути их предупреждения. Дисс. канд. пед. наук. М., 1970.-С. 37−127.
- Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984. — 128 с.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М.: Народное образование, 1994. — 143 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М.: Прогресс, 1988. 398 с.
- Битинас Б.П. Структура процесса воспитания (Метод, аспект). Кал-нас: Швиеса, 1984. — 190 с.
- Блонский П.П. Педология. М.: Новая Москва, 1936. — 311 с.
- Болдырев Н.И. Основы подготовки студентов педагогического вуза к воспитательной работе. // Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. / Под ред. Н. И. Болдырева, С. А. Умрейко. Минск: Изд. БГУ, 1973.-С. 3−10.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. — 464 с.
- Божович Л. И. Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. — С. 7−19.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н. И. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1984.- 142 с.
- Буланова Е.Г. Профессиональное намерение студентов и их роль в формировании личности учителя Автореф. канд. пед. наук. М., 1983. — 18 с.
- Блонский П.П. Системы этетического воспитания учащихся профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1988. — 167 с.
- Волошина М.И. Профессионально-педагогические умения в системе подготовки воспитателя // Советская педагогика, 1985.-№ 5.-С.86−89.
- Вербовая Т.Ф. Воспитание нравственно-волевых качеств у старших подростков в процессе обучения. Автореф. канд. пед. наук. М., 1977. -С. 18.
- Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащихся. М.: Просвещение, 1986. — С. 70.31 .Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. Гамезо М. В., Ма-тюхиной М.В., Михальчик Т. С. М.: Просвещение, 1984. — 204с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А. В. -М.: Просвещение, 1979. 288с.
- Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981.- 128с.
- Воспитание подростка в семье. М., 1985. — 104 с.
- Выготский JI.C. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. // Соб. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. — т.5 — С.257−321.
- Выготский JI.C. Педагогия подростка // Соб. соч. 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — С.243−385.
- Выражемская А.И. Анализ межличностных отношений учителей и учащихся в педагогических исследованиях. Нижневартовск: НПИ, 1994. -с.56−57.
- Гайда В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. JL: ЛГУ, 1982.
- Горелова Д.В. Исследование влияния социальных установок субъектов педагогического взаимодействия в процессе проведения занятия на тему «Опасность агрессивности в отношениях между людьми». Пушкин, 1997. — 22 с.
- Горелова Д.В. Особенности формирования отношений в школьной учебной группе и разрешение конфликтных ситуаций между субъектами педагогического взаимодействия в школе. МО, ПВУРЭ, 1998. -26 с.
- Горелова Д.В. Подготовка педагога к разрешению конфликтных ситуаций в ученической среде. Пушкин, 1998. — 34 с.
- Гришин Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. / Методическое пособие для классных руководителей и воспитателей. -Калуга, 1971,-С.12−18.
- Гришин Д.М. Противоречия процесса нравственного воспитания учащихся и способы их разрешения. // Творческий труд учителя Калуга, 1967.-С.39−40.
- Губерман Ш. А., Ямпольский JI.T. Применение алгоритмов распознавания образов в психодиагностике. // Вопросы психологии, 1983. № 5.
- Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.
- Дмитриев А.В. Введение в общую теорию конфликта. М., 1993.
- Донцов А.И., Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вестник Москов. ун-та.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом периоде. // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.25- 38.
- Дурай-Новикова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 1983. -46с.
- Ерина С.И. Ролевой конфликт в деятельности руководителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук. JL, 1982.-18с.
- Ершов А.А. Личность и коллектив. Межличностные отношения, их разрешение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. — 14с.
- Ершов А.А., Максимова Р. А. Социально-психологический подход к производительности трудовых коллективов//Вестник ЛГУ, 1974. № 5.
- Зайцев А.К. Социальный конфликт. -М.: Академия, 2000.54.3дравомыслов А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект пресс, 1996.
- Иванова С.П. Психологический анализ использования профессиональных педагогических знаний в деятельности учителя. Автореф. канд. пед. наук. Л., 1982. — 18с.
- Иванова Т.В. Особенности развития психологической готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. канд. дисс. психолог, наук. -М., 1983 -20с.
- Интенсификация подготовки учителя. Межвузовский сб. науч. труда. Отв. ред. М. З. Закиев. Казань, 1984.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989. — с.211−279.
- Исаев И.Ф. Особенности воспитательной работы со студентами и профессиональной деятельности преподавателя педвуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982. — 20 с.
- Исаев Н.В. Использование технологии конфликтов в процессе подготовки социальных работников. / В книге: Социально-экономические и технологические проблемы развития сферы сервиса. СПб.: СПбГИ-СЭ, 2000.-с. 112−114.
- Исаев Н.В. Психологические знания в системе подготовки социальных работников. / В книге: Проблемы и перспективы развития сферы сервиса. 4.2. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001, — с. 25−27 (в соавторстве с Корб В.Н.).
- Исаев Н.В. Социальная технология в управлении конфликтом. СПб.: СПбГИСЭ, 1999.- 23 с. (в соавторстве с проф. Оганяном К.М.).
- Исаев Н.В. Социально-перцептивные механизмы конфликтных ситуаций и их коррекция. / Под редакцией проф. Оганяна К. М. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2000.-41 с.
- Качалов JI.К. Ложные ценности образования как результат искаженной перцепции педагога // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Тезисы Международного конгресса. Новосибирск, 1995. — 52 с.
- Качалов Л.К. Технология формирования позитивного образа личности в педагогическом процессе // Использование современных средств психологии в обучении (Материалы межрегиональной научно-практической конференции). Новосибирск, 1994. — с. 113−117.
- Кабатченко М.В. Воспитание нравственного сознания старших подростков в единстве с их поведением во внеурочной деятельности. Авто-реф. канд. пед. наук. М., 1977. 19с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя. // Советская педагогика, 1989. № 1. -С. 97−100.
- Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М.: Прогресс, 1989.-С. 490−713.
- Кармин А.С. Конфликтология. СПб.: Лань, 1999.
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. — 80с.
- Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1986.-20 с.
- Кинчанова И. Конфликт: за или против. М.: Молодая гвардия, 1976. -224 с.
- Ковалев А.Г. Психологи личности. Изд. 3-е перераб. и доп. М.: Просвещение, 1969.
- Колеченко А.К. Ученическое посредничество в школьных конфликтах. СПб.: СПГУПА, 1998. — 57 с.
- Крутецкий В.А., Лупин Н. С., Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.-112 с.
- Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980. — 199 с.
- Кондратьева С.В. Учитель-ученик. М.: Педагогика, 1984. — 79 с.
- Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М.: Просвещение, 1986. -159 с.
- Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Саратов, 1976. — с. 425.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. //Вопросы психологии. 1984. № 1.-с.20−26.
- Кузьмина Н.В. Научно-практические методы анализа педагогических ситуаций // Психология производству и воспитанию. — Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1977. — с.20−26.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. -с.15−24.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., Просвещение, 1990. — 159 с.
- Лебедев А.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал. Т. 13 № 5. С.71−80.
- Лихачев Б.Т. Опыт экспериментального исследования проблем нравственного воспитания. //Советская педагогика 1965. № 10 с.68−74.
- Ломов Б.Ф. методологические и теоретические проблемы психологии. -М, 1984.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. //Соб. соч. № 8 М.: Педагогика. 1983. — с. 267−330.
- Мальковская Т.Н. Учитель-ученик. М.: Знание, 1977. — С. 29.
- Марищук В.П., Сенопальников Е. В., Шестаков С. С. Приложение к экспериментальной методике групповой оценки личности. Л.: ВВМКУ им. М. В. Фрунзе, 1985.
- Мелибруда Е. Я ты — мы. — М.: Прогресс, 1986. — 200 с.
- Мишина Т.М. К исследованию психологического конфликта при неврозах. // Неврозы и пограничные состояния. Д., 1972, с. 35−38.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981.- 173 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношения человека. / Психологическая наука в СССР. 4. Изд-во Академии Пед. Наук, РСФСР, 1960.
- Нагорная Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей. Дисс. канд. пед. наук. Одесса, 1983. — с. 167.
- Насиновская Е.Е. Психологический барьер как защитный механизм личности в конфликтной ситуации. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984 — 33 ВИНИТИ — № 64. — с. 84.
- Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М., 1987-С. 8−10.
- ЮО.Огосян Э. А. Пути формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя-воспитателя. /Автореф. дисс. на соиск. учен, степен. докт. пед. наук. Ереван, 1982. — 49 с.
- Орехов Ф.А. Решение ситуативных педагогических задач. Магнитогорск, 1980. — С. 8.
- Орлова Э.А., Филимонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
- Петровская Л.А. Самоутверждение: пути истинные и сложные. М.: Знание, 1987. — 22 с.
- Петровская А.В. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. М.: Изд. Московского университета, 1977. -С. 126−143.
- Петровская А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982. — 225 с.
- Петровский А.В. Формирование психологической теории коллектива и личности. М.: Педагогика, 1984. — С. 139−259.
- Петровская JI.A. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1979.
- Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе. Дисс. канд. пед. наук-М., 1980.-232 с.
- Поташник М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.- 141 с.
- Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань: Изд-во КГУ, 1992.- 106 с.
- Половникова Н.А. Об исследовании профессиональной направленности обучения будущего учителя / Совершенствования качества подготовки учителя сельской школы. Казань, 1978. — С. 66−84.
- Похилько В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности //Вопросы психологии, 1984, № 3.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А. И. Щербакова. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- Практикум по педагогике / Под ред. З. И. Васильевой. М.: Просвещение, 1988.- 142 с.
- Практикум по социально-психологическому тренингу. 2-е изд., испр. и доп. /Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: СПГУПА, 1997. — 308 с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя /Под ред. С. Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
- Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. / Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
- Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика. — 186 с.
- Пукова И.Т. Формирование у студентов педагогических институтов прогностических умений в воспитательной работе. Автореф. канд. пед. наук.-М., 1981.-234 с.
- Рожков М.И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллективах. М., 1990. — 144 с.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Педагогика, 1988. — 112 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. П. Петровской. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / Под ред.
- B.А. Ядова. Л.: Наука, 1979.
- Серия 14. Психология. М., 1977- Ковалев А. Г. Коллектив и социально- психологические проблемы руководства. — М., 1978.
- Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и путем их разрешения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989.-16с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. — М., 1977.-56 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.1. C.28.
- Соснин В.А. К исследованию конфликтов в социальной психологии США в связи с психологическим климатом // Социально-психологический климат: теория и методы изучения. М., 1979.
- Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996.
- Сухомлинский В.А. Избр. произ. в пяти томах. Том. II. Киев: Радянска школа, 1870. — 365 с.
- Смолян Г. Л. Принципы исследования конфликта Вопросы философии. — 1968. — № 6.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1969.-384с.
- Трофимова В.В. Отношение авторитарности в современной учебной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. М., 1987. — 149с.
- Трегубова Т.М. Подготовка педагогов к сотрудничеству во временном ученическом коллективе. М.: АПН СССР, 1990.- 64 с.
- Турчанинова Ю.И. Обучение технике общения как средства повышения готовности студента к профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. М., 1988. — 158с.
- Тутушкина М.К. Конфликтология. М., 1996.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.-160с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Воля //соб. соч. в 6 т. -М.: Педагогика, 1990. Т.6. — С. 213−386.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания современного подростка. -М, 1987.-205 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Филиппов Ф.Г. Социология образования. М.: Наука, 1995.
- Филиппов Ф.Г. Школа и социальные развития общества. М.: Педагогика, 1990.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения /Пер. с англ. А. Гореловой. М.: Наука, 1990. 158 с.
- Шакуров Р.Х. Модель функционально-генетической структуры общения //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. -Л., 1972.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80с.
- Шацкий С.Г. Избранные педагогические произведения. Т.2 М.: Просвещение, 1980 — С. 212−218.
- Шубкин В.Н. Школа. Проблема. Противоречие. Перспективы. М.: ВНИК «Школа», 1988.
- Содержание, цель и задачи исследования
- Тема исследования: «Социологический анализ ценностно-нормативных конфликтов в учебных коллективах вузов»
- Объект исследования: Социологический анализ конфликтности учебных коллективов вузов
- Предмет исследования: Методы диагностики ценностно-нормативных конфликтов в учебных группах вузов
- Цель исследования: Проведение социологического анализа ценностно-нормативных конфликтов в учебных коллективах вузов на основе разработки и внедрения в практику методики оперативной диагностики конфликтов указанного типа1. Задачи исследования:
- Осуществить теоретический анализ социологических и психологических детерминант конфликтов в межличностном общении студентов и выявить их воздействие на систему общения через механизмы социально-психологических процессов-
- Выявить причины ценностно-нормативных противоречий межличностных отношений в учебных коллективах-
- Разработать методику количественной оценки ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы, как интегральной оценки ее конфликтности-
- Оценить эффективность применения предложенных в работе методик диагностики и ценностно-нормативной конфликтности учебных коллективов
- Положения и результаты, выносимые на защиту:
- Определения структурных компонентов ценностно-нормативных конфликтов и их интегральная оценка-
- Результаты социологического анализа и методика конфликтной компетентности руководителей учебных коллективов-
- Авторское представление об оценках и способах разрешения ценностно-нормативных конфликтов в вузах Публикации: Научные результаты опубликованы в пяти печатных изданиях.
- Актуальность диссертационного исследования, постановка задач
- Ценностно-нормативный конфликт адаптивная реализация группы, направленная на защиту групповых ценностей, идеалов, ритуалов и т. п. от воздействия внешних и внутренних факторов
- Анализ частоты возникновения конфликтных ситуаций (КС)в учебных группахw j" f ./¦/ / /1. Рис. 2.1.1. РЯД!1. Рис. 2.2.