Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен массовой культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В наше время происходит усиленное проникновение в духовную жизнь американской кинопродукции. В какую бы страну вы ни поехали, везде идут американские фильмы, скроенные по мерке, соответствующей определенному стандарту. И вот, завоевывая рынок кинопродукции по всем законам коммерции (дешевое, массовое производство, ориентированное на довольно примитивные вкусы), боевики, триллеры, мелодрамы… Читать ещё >

Феномен массовой культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как бы в противовес сложному, малопонятному, требующему изощренного ума элитарному искусству, в XX в. бурно развиваются те его виды, которые дают возможность искусству сойти с рамы на стене в саму жизнь, в повседневность.

Широкое распространение получило прикладное искусство, ставшее неотъемлемой частью быта наших современников.

Такое проникновение искусства в жизнь через предметы быта началось с появлением нового стиля, который в России назывался «стиль модерн».

Этот стиль нашел отражение во всех сферах искусства — в архитектуре, изобразительном искусстве, но главной его заслугой явилось насыщение быта, повседневности элементами красоты. Число художников, работающих в сфере прикладного искусства, росло, сами эти сферы — промышленность, полиграфия, реклама и другие — интенсивно развивались, находя все новые приемы и средства внедрения в жизнь общества.

Другой стороной «массовой культуры» стало возникновение китча.

Китч — душа массовой культуры.

По-немецки «китч» означает «дурной товар», «дешевка», «халтура». Китч представлен коммерческим искусством и литературой, рекламой, комиксами и т. п. Число потребителей этой эрзац-продукции исчисляется миллионами. Проще всего было бы высокомерно обвинить их в мещанстве. Гораздо полезнее попытаться разобраться в причинах возникновения этого явления. Для этого нам следует обратиться к истокам современной цивилизации с характерными для нее чертами урбанизации и всеобщего образования.

Почти до начала XX в. существовали достаточно четко разделявшиеся элитарное искусство и народное искусство.

  • • Первое было распространено в городах, среди тех, кто был образован и воспитан.
  • • Второе создавалось часто людьми неграмотными, но несущими в себе вековые национальные традиции, передававшиеся от поколения к поколению в незамутненной чистоте.

Эта народная культура и сегодня поражает нас тонким вкусом и удивительной красотой. Процесс урбанизации, переселивший крестьян и мелкую буржуазию в города, привел к тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народное искусство, не в состоянии были приобщиться к городской культуре, которая требовала не только элементарных навыков чтения и письма, а гораздо большей образованности, да и просто времени и материальных возможностей.

В результате в XX в. снижается уровень воспроизводства искусства, уровень требовательности к его качеству.

Новой городской массе нужна была доступная ей культура, обеспечивающая социализацию недавних деревенских жителей, регулирующая психологические напряжения и социальные конфликты. Ответом на эти запросы стало появление беллетристики, детектива, мелодрамы, романса, популярных эстрадных жанров, моды и т. п., которые формировали новые стандарты городской культуры.

«Высокая культура» — всегда штучное производство, индустриальная цивилизация подчинена законам конвейера и рынка. С помощью этих рычагов китч имеет безграничные возможности распространения. Он уродует и вытесняет национальные культуры, уничтожая подлинные основы фольклора (мы можем наблюдать это, например, в том, что называется стилем «а ля рус» — деревянные расписные ложки, пасхальные яйца и матрешки, поставленные на поток). В китч вкладываются огромные капиталы, и значит, он должен давать доходы.

Надо обладать очень высоким вкусом и глубоким ощущением подлинности культуры, чтобы противостоять этому натиску китча, ибо он сопровождает человека всю жизнь, начиная от первых книжек с картинками.

Часто бывает трудно отличить подлинное от поддельного, так как китч использует из культурной сокровищницы темы, приемы, эксплуатируя то, что когда-то было найдено гениями. Вспомним тиражированную рекламой Джоконду, которая улыбается теперь на колготках, конфетах и сосисках. Из произведения уходят высокий дух, напряженность и та тайна, которая всегда отличает настоящее искусство — теперь в нем все ясно, читаемо, понятно.

Кроме того, подлинное, авторское искусство уникально, а, следовательно, для понимания требует личностного усилия.

Но какова она, та личность, к которой обращено искусство?

X. Ортега-и-Гассет ввел в современную социальную науку понятие «человек толпы». Он писал в работе «Восстание масс», что общество состоит из меньшинства, выделенного особо, и массы — совокупности средних лиц, не выделенных ничем. Человек-масса — тот, кто ощущает себя таким, как все, и не только не удручен, но доволен этой неотличимостью, для него жить — иэто плыть по течению, не силясь перерасти себя. Теми же чертами отмечено и современное массовое общество: стандартизация вкусов, взглядов, навыков, нравственная и интеллектуальная нивелировка, культ потребительства, в орбиту которого входит и искусство.

Однако искусство XX в. не стало проще, а, напротив, закономерным образом усложнилось, пытаясь постигнуть всю глубину и многозначность современных катаклизмов, небывалых ранее катастроф. Может быть, китч и явился своего рода выражением противоречия между стандартизацией современной культуры и требующим немалых усилий для понимания подлинным искусством. Заметим лишь, что это противоборство часто происходит не только между социальными группами, но и внутри каждого из нас.

Может быть, именно этим можно объяснить не вполне на первый взгляд понятное явление, когда в индустрию массовой культуры вовлекаются сложные, интеллектуально насыщенные работы, чья судьба внешне становится похожей на судьбу популярных триллеров. Так, роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова стал в России бестселлером. Ставятся спектакли, снимаются фильмы, растут тиражи… И все же такие прорывы единичны в море ширпотреба.

Многим не хочется напрягаться, чтобы вместе с художником пройти путь создания образа. Они хотят слышать то, что уже известно и понятно, стремление к узнаваемому, а не познание нового движет ими.

На этой основе и базируется такое явление культуры XX в., как коммерциализация искусства, которая является одной из самых характерных и тревожных тенденций современного его этапа. Искусство стало товаром, произведенным для продажи. Естественно, что произведения массовой культуры стали приносить огромные прибыли.

Ориентация на спрос массового потребителя приводила к производству таких художественных произведений, создание которых диктовалось уже не высокими эстетическими критериями, а экономической целесообразностью.

А спрос имеет то, что удовлетворяет потребность в релаксации, развлечении и удовольствиях, что стимулирует усталые нервы и сексуальное возбуждение. В итоге в культуре возникли острейшие коллизии между высокими идеалами, которым всегда было призвано служить искусство, и прозой жизни, которая предъявила свои права на формирование эстетических норм художественных произведений.

В наше время происходит усиленное проникновение в духовную жизнь американской кинопродукции. В какую бы страну вы ни поехали, везде идут американские фильмы, скроенные по мерке, соответствующей определенному стандарту. И вот, завоевывая рынок кинопродукции по всем законам коммерции (дешевое, массовое производство, ориентированное на довольно примитивные вкусы), боевики, триллеры, мелодрамы американского производства формируют новые поколения во всех странах мира.

И, казалось бы, что в этом плохого? Отчего же с такой тревогой говорят об этом деятели культуры Франции, Италии, Англии, других стран? Завоевание мира американским кино, проникновение американского капитала в кинематографию других стран (в Англии, например, более 90% средств, поступающих в кинопроизводство, идет из американских источников) вызывает опасение потому, что это чревато не только утратой национальных традиций кино, которые не выдерживают этой конкуренции, но и широким распространением американских стереотипов образа жизни.

Доминирующий в американском кино стереотип человеческих взаимоотношений, деловых и холодных, через эскалацию американского кино вытесняет в новых поколениях черты национального склада.

Даже фильмы, произведенные вне США, пытаются копировать стилистику Голливуда.

Все знают фильмы о Джеймсе Бонде. Если задать вопрос о том, в какой стране они сняты, скорее всего мы получим ответ, что в США. И действительно, что в этом английском фильме национально самобытного, кроме того, что его герой — агент британской разведки, а играл его роль в первых фильмах шотландский актер Шон Коннери?

Естественный вопрос: являются ли описанные выше проблемы неизбежными в конце XX в. И если это так, то каким образом можно снять или хотя бы смягчить их проявления?

Становится все яснее, что иммунитет против губи тельного воздействия на личность негативных свойств массовой культуры формируется с помощью хорошего образования, базирующегося на ценностях культуры и семейного воспитания.

Что такое «массовая культура»?

Может ли общество обойтись без «массовой культуры»? Каковы причины существования «массовой культуры»?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой