Реформы в области образования
Каждый факультет имел свои собрания, созываемые деканом по мере надобности. Факультетское собрание состояло из всех ординарных и экстраординарных профессоров факультета, один из которых исполнял должность секретаря; председательствовал на нем декан. Другие члены факультета также могли быть приглашены в собрания, но с присвоением им голоса: доцентам — только по выслуге двух лет в этом звании… Читать ещё >
Реформы в области образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ведущее место в системе образования играли университеты, которые готовили кадры врачей, учителей, чиновников; в них развивалась и наука.
Общий устав императорских российских университетов от 18 июня 1863 г. (далее — Общий устав) предоставлял университетам, с одной стороны, большую автономию в образовательном процессе и развитии науки, с другой — усиливал студенческую дисциплину. Согласно Общему уставу каждый университет состоял из факультетов как составных частей одного целого.
Управление университетом осуществлял ректор. Составными частями университетского управления кроме факультетов являлись: университетский совет; правление университета; университетский суд; проректор или инспектор.
Каждый факультет состоял:
— из декана;
профессоров ординарных, статус которого присваивался выдающимся преподавателям, занимающим должности профессора, являющимися штатными работниками университета и имеющими особые заслуги;
- — экстраординарных профессоров;
- — доцентов;
- — лекторов по штату.
Кроме того, университетам предоставлялась возможность иметь приват-доцентов (от лат. — «обучающий частным образом») в неограниченном количестве. Факультеты по усмотрению университетского совета и с утверждения министра народного просвещения могли быть разделены на отделения. Деканы избирались на собраниях факультетов на три года из ординарных профессоров, а если таких в факультете менее трех, то и из экстраординарных и утверждались министром народного просвещения.
Каждый факультет имел свои собрания, созываемые деканом по мере надобности. Факультетское собрание состояло из всех ординарных и экстраординарных профессоров факультета, один из которых исполнял должность секретаря; председательствовал на нем декан. Другие члены факультета также могли быть приглашены в собрания, но с присвоением им голоса: доцентам — только по выслуге двух лет в этом звании, а остальным преподавателям единственный раз:
- а) при решении вопросов, касающихся преподаваемой ими науки, и
- б) при испытаниях из оной на ученую степень кандидата или на звание действительного студента.
Среднее образование давали гимназии, которые готовили к поступлению в университеты и реальные училища, которые являлись ступенькой к высшему техническому образованию. Согласно Уставу гимназий и прогимназий ведомства народного просвещения 1864 г. в гимназии полагалось иметь семь классов с годичным курсом для каждого класса. При этом, по мере возможности, низшие четыре класса гимназии помещались отдельно от высших трех классов.
Гимназии учреждались в таких городах и местечках, где по численности и потребностям населения они признаны были нужными. В каждой губернии создавалась, по крайней мере, одна гимназия, но, по мере надобности, в одной губернии и даже в одном городе могло быть несколько гимназий. Кроме гимназий там, где это было необходимо, а также в местах, не имеющих гимназий, учреждались прогимназии, состоящие только из четырех низших классов гимназии и разделяющиеся также на классические и реальные.
Гимназии и прогимназии открывались по распоряжению министра народного просвещения и находились в непосредственном подчинении ведомства попечителей тех учебных округов, где они находились. Указанные учебные заведения содержались или на счет правительства, или на счет обществ, сословий и частных лиц, Однако управляли последними назначенные правительством лица. Все гимназии и прогимназии подчинялись общим узаконениям о частных учебных заведениях.
При гимназии состояли следующие должностные лица: директор, инспектор, преподаватели, воспитатели, врач и письмоводитель. В прогимназии работали те же должностные лица, кроме директора, обязанности которого возлагались на инспектора. Инспектор полагался в тех гимназиях, где более 200 учеников или где должность директора гимназии совмещалась с должностью директора училищ губернии. В прочих гимназиях обязанность инспектора возлагались, по выбору директора и с утверждения попечителя округа, на одного из преподавателей.
Обучение в гимназиях так же, как и университетах, было платным, однако при наличии хорошей успеваемости допускалось снижение платы или даже бесплатное обучение детей несостоятельных родителей. В 1859 — начале 60-х гг. впервые появляются государственные платные гимназии для девушек.