Защита вещных прав и вопросы иностранных инвестиций
Подчинение арбитражу (третейскому суду) в принципе рассматривается как одна из важных гарантий иностранных инвестиций, поскольку в международной торговле третейский суд, или арбитраж, обеспечивает необходимую для этих случаев независимость от государственной судебной системы, т. е. альтернативный порядок разрешения споров (см. гл. 23 учебника). Среди институциональных арбитражей особое место… Читать ещё >
Защита вещных прав и вопросы иностранных инвестиций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для рыночной системы ведения хозяйства характерно то, что в ее основе лежит защита частной собственности, кому бы она ни принадлежала — отечественному или иностранному производителю. В России основы рыночной экономики и соответствующие ей принципы защиты вещных прав физических и юридических лиц заложены в Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Следует иметь в виду и то, что иностранным лицам, согласно ст. 62 Конституции РФ, предоставляется национальный режим (см. гл. 5 учебника).
Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала. Закон говорит о капиталовложении инвестора в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ, если такие объекты не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в соответствии с федеральными законами. Указанные вложения могут осуществляться в любой форме, в том числе в виде денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации (ст. 2 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).
В определении иностранных инвестиций важным является то, что объекты вложения капитала (материальные объекты, т. е. имущество, нематериальные объекты, т. е. услуги и информация, имущественные права) должны иметь денежную оценку, чтобы они могли рассматриваться как инвестиции или как капитал. В этой связи особая роль в регулировании инвестиций отводится валютному законодательству. Регулирование иностранных инвестиций на рынке ценных бумаг в настоящее время подчиняется в том числе и действию Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» .
Особенностью нового валютного регулирования является то, что в понятие валютные ценности вводится категория «внешние ценные бумаги». К внутренним ценным бумагам закон относит эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых выражена в рублях, а их выпуск зарегистрирован в Российской Федерации, а также все иные ценные бумаги, выпущенные на территории РФ и дающие право на получение валюты РФ. К внешним ценным бумагам относятся ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, которые не относятся к внутренним цепным бумагам.
Предметом регулирования в законах, принятых в странах СНГ в 2000—2002 гг., являются инвестиции, независимо от того, имеют они иностранное или отечественное происхождение.
В России Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» был принят 9 июля 1999 г. Закон ограничил сферу своего действия предоставлением государственных гарантий прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации. Он не распространяет свое действие и на отношения, связанные с инвестициями в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели.
Важную роль в защите вещных прав инвесторов играет Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства». Этот Закон обеспечивает прозрачность действий органов государства, регулирующих деятельность иностранных инвесторов. Под действие Закона попадают отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, а также с совершением иностранными инвесторами сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов над указанными хозяйственными обществами.
Вопросы защиты вещных прав иностранных инвесторов решаются помимо указанных законов об иностранных инвестициях в законах, регулирующих добычу полезных ископаемых (например, Закон Украины от 14 сентября 1999 г. «О соглашениях о разделе продукции»; Закон Узбекистана от 7 декабря 2001 г. «О соглашениях о разделе продукции»; Закон Киргизии от 10 апреля 2002 г. «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании»).
Под договором концессии в его классическом, т. е. широко применяемом в первые послевоенные годы виде, понимали прежде всего разрешение государства иностранному лицу осуществлять деятельность при соблюдении последним ряда условий (которые создавали впечатление договорных условий). К настоящему времени договоры концессии претерпели значительные изменения; в их основе лежит изменение самой природы отношений государства с иностранным частным инвестором. Из публично-правового акта договоры концессии постепенно превращаются в гражданско-правовую гарантию участвующего в договоре государства. Она предоставляется иностранному инвестору в форме обязательства компенсировать последнему затраты, которые могут возникнуть в связи с неблагоприятным изменением законодательства. Обязательству государства противостоит обязательство иностранного инвестора при достижении цели, предусмотренной договором концессии, точно исполнять действующее законодательство, включая налоговое и таможенное (подробнее об этом см. в гл. 17 учебника).
Одной из форм гражданско-правового договора концессии, часто называемого в зарубежной литературе «государственным контрактом», является соглашение о разделе продукции, широко используемое в практике нефтедобывающих государств. Взаимность в исполнении обязательств сторонами, или, другими словами, баланс интересов в государственном контракте, может быть достигнут разными способами. В соглашении о разделе продукции он достигается специфическим способом — путем раздела добытой нефти в пропорции, предусмотренной самим соглашением. В договоре концессии — стабилизационной оговоркой. И договор концессии, и соглашение о разделе продукции являются договорными формами гарантий прав иностранного инвестора.
Другой формой гарантии следует считать международное обязательство государства в случае национализации частной собственности или при решении иных вопросов защиты прав иностранного инвестора подчиниться юрисдикции специализированного арбитража по разрешению инвестиционных споров, как это предусмотрено Вашингтонской конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств 1965 г. или выплатить компенсацию, следуя условиям Сеульской конвенции об учреждении Международного агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) 1985 г. Названные конвенции создали международно-правовой механизм, обеспечивающий реализацию гарантий, предоставляемых государством по гражданско-правовым договорам, заключаемым с иностранными инвесторами.
Участие государства в качестве стороны в споре порождает определенные трудности: государство может воспользоваться своим правом суверена и, ссылаясь на иммунитет, не подчиниться юрисдикции чужого государства (см. гл. 7 учебника). Участие государства в гражданско-правовом споре нередко служит препятствием для его разрешения в рамках своей национально-правовой системы, что может выражаться в использовании различных средств затягивания процедуры разрешения споров, оказания давления на органы государственной судебной системы. Для преодоления трудностей в практике межгосударственных отношений применяются двусторонние международные соглашения о взаимной защите и гарантиях инвестиций, а также названная выше Вашингтонская конвенция.
Подчинение арбитражу (третейскому суду) в принципе рассматривается как одна из важных гарантий иностранных инвестиций, поскольку в международной торговле третейский суд, или арбитраж, обеспечивает необходимую для этих случаев независимость от государственной судебной системы, т. е. альтернативный порядок разрешения споров (см. гл. 23 учебника). Среди институциональных арбитражей особое место занимает МЦУИС (в английской аббревиатуре ICSID — International Centre for Settlement of Investment Disputes). Он создан на основе указанной Международной конвенции и отличается от национальных институциональных арбитражей тем, что процедура международного арбитража в этом случае определяется нормами Международной конвенции и нормы международного права пользуются преимуществом.
Особенностью механизма, созданного специально для разрешения инвестиционных споров, является то, что в данном случае положения международного договора образуют «собственный, автономный закон арбитража», включая средства контроля за деятельностью арбитража, которые в обычном международном коммерческом арбитраже сохраняются за национальными судебными органами. Эта особенность позволяет преодолеть препятствия, вызванные непосредственным участием в споре государства.
Вопросы, связанные с разрешением инвестиционных споров и выплатой компенсации иностранному инвестору, находят свое прагматическое решение в упомянутой многосторонней конвенции, посвященной иностранным инвестициям, — в Сеульской конвенции 1985 г., учредившей МАГИ, в задачу которого входит страхование от некоммерческих рисков, связанных с инвестированием иностранного капитала. В основе защиты интересов иностранных инвесторов в данном случае лежит коммерческий договор страхования (контракт), сторонами которого являются международная организация — МАГИ (страховщик, суброгат в отношениях с государством — участником Конвенции) и иностранный инвестор (страхователь, держатель гарантии).
Помимо действующих многосторонних международных договоров в области иностранных инвестиций разработаны и другие документы, касающиеся вопросов защиты иностранной собственности. К ним, в частности, относятся резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу национализации иностранной собственности.