Конституционный режим 1889 г
Конституция 1889 г. содержала особую главу «О правах и обязанностях подданных», где гарантировались традиционные для демократии той поры права и свободы. Правда, японская специфика сказалась и в этом вопросе. Свои нрава японские подданные могли осуществлять, согласуя их «с обязанностями подданного». Самая главная обязанность подданного согласно идеологии тех лет — любить императора и служить ему… Читать ещё >
Конституционный режим 1889 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вершиной реформы Мейдзи принято считать введение в стране конституции на западный манер 11 февраля.
1889 г. Издание конституции стало своего рода следствием появления в результате реформ политических партий, которые в определенной степени заменили собой прежние соперничавшие кланы. Уже в 1874 г. одна из таких политических партий представляет императору проект об учреждении в стране парламента с законодательными функциями. Дело в том, что наряду с освоением технических знаний европейцев японцы активно изучали опыт европейских держав в области политических и общественных наук. От них, таким образом, не ускользнула мысль, что уровень технического развития страны (что ими больше всего ценилось) во многом определяется ее политическим устройством. Именно таким соображением можно объяснить особое пристрастие японцев к опыту Германии. Во всяком случае, образцом для конституции Мейдзи стала Конституционная хартия Пруссии 1850 г.
Основная идея конституции передавалась термином кокутай, введенным снова в политический обиход Японии в эпоху Мейдзи. Дословно «кокутай» — «государственный строй», но смысл этого государственного строя заключен в том, что вся власть в стране принадлежит и исходит от императора. Он является носителем ее суверенитета: «Японская империя управляется непрерывной на вечные времена императорской династией», — гласила ст. 1 конституции. Император в силу своей власти просто налагает на себя ограничения «править в соответствии с постановлениями настоящей конституции» (ст. 4). Император обладает правом законодательной инициативы, он созывает и распускает парламент; правом вето, тем не менее, император не обладал. Правительство полностью подотчетно императору, который запрашивает его мнение в случае необходимости. Характерно, что министры несли ответственность за совет, поданный императору (ст. 55), тем самым, правление императора Японии не следует считать прямым. Несмотря на всю важность собственной фигуры, император мог влиять на политику правительства, но не определять ее.
Двухпалатный парламент избирался на основе цензовых выборов. Правда, в 1922 г. ценз формально был отменен, и выборы стали «всеобщими». Срок легислатуры обоих палат не был указан в тексте конституции, но избирательный закон устанавливал его в четыре года для палаты депутатов и семь лет для палаты пэров. Палата пэров назначалась целиком императором. Парламент по конституции 1889 г.
не имел традиционных полномочий судить министров за преступления. Это в еще большей степени усиливало их зависимость от императора.
Вопросы деятельности правительства никоим образом не затрагивались конституцией, что свидетельствовало о сильном перекосе властных полномочий исполнительной власти над законодательной. К сказанному следует добавить, что согласно ст. 9 конституции: «Император издает или повелевает издать указы, необходимые для исполнения законов, поддержания общественного спокойствия и порядка и содействия благосостоянию подданных», что фактически вело к конкуренции нормотворческой власти правительства с властью парламента. Кроме того, финансовые права парламента были существенно урезаны, согласно ст. 67 тот не имел права снижать статьи расходов государственного бюджета, относившиеся к финансированию функций императора и правительства.
Конституция 1889 г. содержала особую главу «О правах и обязанностях подданных», где гарантировались традиционные для демократии той поры права и свободы. Правда, японская специфика сказалась и в этом вопросе. Свои нрава японские подданные могли осуществлять, согласуя их «с обязанностями подданного». Самая главная обязанность подданного согласно идеологии тех лет — любить императора и служить ему.
Япония неоднозначно воспользовалась плодами собственной модернизации. Отчасти объяснение ее активной экспансионистской политики следует искать в том, что Японские острова лишены каких-либо серьезных запасов полезных ископаемых. Поэтому японцы не нашли ничего плохого в том, чтобы просто подражать своим европейским учителям. Поражение России в войне 1904;1905 гг. позволило японцам закрепиться полностью в Корее и начать свою завоевательную политику в Маньчжурии (северо-восток Китая). После Первой мировой войны обостряется военно-морское соперничество на Тихом океане между Англией, США — с одной стороны и Японией — с другой. Все эти противоречия (а также прямая агрессия Японии в Китае) приводят Японию к участию во Второй мировой войне, в которой она потерпела полное поражение.
Государственный строй Японии, особенно в межвоснный период, переживает метаморфозы фашизации. В стране усиливается исключительная, но духу националистическая пропаганда, прерогатива исполнительной власти становится все весомее. Решение всех важных государственных дел происходит только в присутствии императора. Выборы в палату депутатов проходят под лозунгом «служения трону». Все это вместе сводит на нет ростки демократии на японской почве. И государственность Японии ждал закономерный результат — полное крушение в результате военного поражения.