Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление жизненных ориентаций в онтогенезе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трансляция ценностей — тонкий и деликатный процесс. При чрезмерной регламентации поведения ребенка и подростка, при жестком контроле за его действиями без апелляции к его внутренним потребностям, без уважительного отношения к его «Я» следование нормам вызывает протест, неприятие, бунт и разрушается, как только исчезает внешний контроль, либо сохраняется, но всегда вызывает внутреннее напряжение… Читать ещё >

Становление жизненных ориентаций в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жизненные ориентации личности не возникают одномоментно, а формируются постепенно, на протяжении многих лет жизни. Их содержание определяется культурно-историческим контекстом развития личности, особенностями социализации, половой принадлежностью, возрастной и индивидуальной сензитивностыо человека. Трансляцию жизненных ориентаций осуществляют значимые другие, а источниками их выступают народная мудрость, религия, искусство, наука, собственный опыт.

Когда впервые возникает присвоение (осознание, переживание, реализация) ценностей? Когда происходит интеграция их человеком применительно к собственной жизнедеятельности?

По мнению Н. И. Непомнящей, ценностность — конституирующее начало в развитии и функционировании личности — оформляется в шестилетием возрасте [Непомнящая, 1992, с. 13]. С ней солидарен и А. Лоуэн [1998], который полагает, что осознанный идеал Эго начинает формироваться в дошкольном возрасте, когда ребенок «выходит из эдипова возраста». Лоуэн отмечает, что ребенок заимствует свои ценности путем сознательного соотнесения себя с любимыми персонажами, приятелями, учителями, прежними привязанностями.

Глубокое осознание себя и своей жизнедеятельности, активная рефлексия над философскими основаниями своей жизни возникает в юношеском возрасте. По общему признанию психологов, юность — решающий этап в становлении мировоззрения. Мировоззренческий поиск этого периода включает в себя социальную ориентацию, т. е. осознание старшеклассником себя частицей социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения [Кон, 1989]. Идеи, овладевшие человеком в юношеские годы, часто сохраняются на всю жизнь. С юностью, как правило, ассоциируются самые светлые и чистые устремления человека. Но, как замечает И. С. Кон, мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы, решение многих вопросов жизни носит категоричный и глобальный характер.

На протяжении последующей жизни система жизненных ориентаций личности не остается неизменной. Так, уверовав в Бога, человек на любом возрастном этапе может отказаться от прежних жизненных ориентаций, пережить новое рождение себя. Возможна переоценка ценностей, связанная с историческими событиями, превратностями судьбы, изменениями в состоянии здоровья и т. д. У глубоко и сильно рефлексирующего человека осмысление и оценивание собственных жизненных ориентаций, их обогащение и обновление продолжается всю жизнь. Рубинштейн [1976] писал о том, что постоянная переоценка ценностей является закономерным результатом диалектики жизни человека, изменения и перестройки его взаимоотношений с миром, прежде всего, с другими людьми и обществом.

В преклонные годы человек подводит итоги, сопоставляя свою жизнь со своими установками. По мнению III. Бюлер, в этот период человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая его как нечто целое. Зачастую лишь один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен осознать глубинную суть своих прежних ожиданий и оценить, насколько они исполнились [по: Годфруа, 1992, с. 40—41].

Закономерности становления жизненных ориентаций. Анализ литературы и эмпирические наблюдения позволяют выделить несколько общих тенденций в становлении системы жизненных ориентаций человека.

Существует возрастная сензитивность в становлении жизненных ориентаций. Быть аккуратным, уметь содержать свои вещи в порядке, быть воспитанным, добрым, честным, правдивым ребенок учится (или его учат) еще в дошкольные годы. Возрастная сензитивность не означает автоматического присвоения тех или иных ценностей каждым индивидом в указанные сроки, равно как не означает и невозможности освоения их в другие периоды жизни. Присвоение тех или иных ценностей происходит тогда, когда жизнь выдвигает перед личностью определенную задачу.

Выработка жизненно важных ориентаций существенно зависит от особенностей «Я-концепции» личности. Если «Я — Петя — хороший мальчик» (часть формулы самосознания личности, предложенной В. С. Мухиной), то отсюда следует, что я должен делать то-то и то-то, чтобы сохранить это хорошее представление о себе; если же «Я — Петя — ничтожество», то либо я «никому ничего не должен», либо я должен делать нечто со знаком минус, чтобы сохранить отрицательное представление о себе, либо мне нужно предпринять что-то такое, что поможет мне завоевать любовь и признание, доказать свою «необходимость».

Содержание присваиваемых жизненных ориентаций во многом определяется особенностями социализации, кругом общения, «значимыми другими». Вопрос о присвоении субъектом ценностей — один из сложнейших вопросов природы личностного развития. Почему «многознание уму не научает» и знаемые ценности не всегда выступают регуляторами поведения? В работах Э. Берна, Р. Бернса, А. И. Захарова, В. Леви, В. С. Мухиной, Ф. Перлза, К. Роджерса, А. У. Хараша и других исследователей содержатся некоторые возможные ответы на данный вопрос.

Трансляция ценностей — тонкий и деликатный процесс. При чрезмерной регламентации поведения ребенка и подростка, при жестком контроле за его действиями без апелляции к его внутренним потребностям, без уважительного отношения к его «Я» следование нормам вызывает протест, неприятие, бунт и разрушается, как только исчезает внешний контроль, либо сохраняется, но всегда вызывает внутреннее напряжение, дискомфорт. Вероятно, одна из причин неподчинения самому себе в попытках личностного регулирования содержится именно в опыте раннего негативизма по отношению к императивам со стороны воспитывающих ребенка взрослых. Негативный опыт общения с реальными другими, которые были первыми организаторами и руководителями поведения, воспроизводится в автокоммуникациях.

Установлено, что постепенное ослабление внешней регламентации поведения, передача ответственности становящемуся человеку в соответствии с его возможностями способствуют возрастанию его как субъекта собственной жизнедеятельности и саморазвития. Зададимся вопросом, каким образом та или иная ценность овладевает сознанием? Один из ответов содержится в следующем: ценности рождаются из диалогов — вначале с другими, потом в автокоммуникациях.

Содержательный анализ жизненных ориентаций личности — важнейшая задача психологии. Еще в 1930;е гг. Л. С. Выготский писал о том, что одной из основных проблем, которые стоят перед практической педологией, является проблема содержания личности, содержания ее мышления, направленность ее поведения.

Постановка задачи содержательного анализа жизненных ориентаций требует вычленения тех реальных психологических форм, посредством которых это содержание становится «внутренней частью самой личности» (Л. С. Выготский). Предметом исследований в этом плане могут выступать те жизненных ориентации личности, которые представлены в ее самосознании как «жизненные принципы» (правила жизни). Содержание жизненных правил личности в своей совокупности выступает как философия жизни личности, ее идеология. Актуальный репертуар правил жизни выступает важнейшим звеном в механизмах самодетерминации и саморегуляции личности.

Таким образом, жизненные ориентации личности, представленные, в частности, в ее жизненных принципах, выполняют роль организующего, направляющего, придающего устойчивость и детерминирующего фактора в жизнедеятельности личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой