Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое обследование ребенка в ПМПК

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прежде чем рассматривать ход психологического обследования, рассмотрим значение, специфику и принципы психологической диагностики. (Понятия «психокоррекция», «психологический анамнез», «психологический диагноз», «вероятностный прогноз», «условно-вариативный прогноз» приведены в параграфе 1.3. «Специфика, цели, значение психокоррекции»). Проверка школьных навыков должна начинаться с того предмета… Читать ещё >

Педагогическое обследование ребенка в ПМПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогическая характеристика ребенка, направляемого на ПМПК, должна содержать в себе:

  • 1. Формальные данные о ребенке: дата рождения, сколько лет обучается в школе, сведения о семье, включающие: социальное и материальное положение семьи, количество человек и характер их родственных связей.
  • 2. Уровень развития познавательной деятельности, школьных знаний, навыков самообслуживания.
  • 3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности, обязательно включая положительные качества ребенка, на которые можно опереться в процессе коррекции.
  • 4. Основные трудности, их причины и возможные способы нивелирования или преодоления.

Задачами педагогического обследования являются:

  • 1. Выявление готовности к обучению в школе.
  • 2. Определение уровня сформированности школьных навыков.
  • 3. Определение причин, вызывающих трудности в усвоении школьной программы и адаптации.

Ход педагогического обследования

  • 1. Установление контакта с ребенком. Процесс установления контакта включает в себя снятие психологического напряжения у ребенка и создание психологически комфортной атмосферы для него.
  • 2. Устный опрос. В процессе опроса выявляется уровень сформированное™ навыков, мотивов, особенностей взаимодействия в коллективе, отношение к учебной деятельности. Опрос проводится в форме диалога, направляемого педагогом при помощи вопросов: «Знаешь ли ты свое имя, возраст и дату рождения, состав семьи, фамилию, имена и отчества родителей, их профессии и место работы, свой адрес? Как ты относишься к детскому саду (школе), нравится ли воспитательница (учительница), одногруппники (одноклассники)? Какие предметы нравятся больше, даются легче, а какие труднее?»
  • 3. Проверка школьных навыков должна начинаться с того предмета, который ребенок определил как наиболее трудный или неинтересный, а далее продолжаться по программе. Однако навыки письма следует проверять, только если уже сформировано правильное послоговое чтение. Если в ПМПК есть логопед, то целесообразна проверка навыков письма именно им.
  • 4. Выявление общего кругозора ребенка происходит в процессе беседы о временах года: порядке, признаках, погоде; о домашних и диких животных: определение, отличительные и общие признаки; о растениях, праздниках. Можно также попросить ребенка составить рассказ по серии картинок и озаглавить его.
  • 5. Способность принимать помощь, переносить навыки на аналогичные виды деятельности, «зона ближайшего развития» определяется педагогом из наблюдений за диагностической, игровой и учебной деятельностью ребенка.

Педагогическое заключение должно строиться по определенным разделам, включающим в себя:

  • 1. Общее впечатление о ребенке: внешний вид, контактность, манера держаться, реакции на замечания, отношение к похвале или порицанию, восприятие себя как успешного или неудачника и почему, умение понимать и следовать инструкции, а также планировать свою деятельность в соответствии с ней, уровень работоспособности и сосредоточения в процессе работы.
  • 2. Сформированностъучебных навыков по каждой дисциплине: существующие навыки к настоящему моменту, динамика их формирования за определенный период времени, например, за четверть или полугодие, оценка знаний.
  • 3. Резюме: соответствие — частичное соответствие — несоответствие знаний, умений и навыков ребенка возрасту и классу, в котором он обучается в настоящий момент.
  • 4. Рекомендации по организации дальнейшего обучения: форма и вид обучения, направления внеурочной и коррекционной работы разных специалистов.

Психологическое обследование ребенка в ПМПК.

Цель психологического обследования — выявление особенностей отклоняющегося развития, сохранных путей компенсации, а также адекватного вида и оптимальной формы обучения.

Задачи психологического обследования:

  • 1. Психодиагностика уровня развития ребенка.
  • 2. Установление психологического диагноза.
  • 3. Планирование психокоррекционных мероприятий (с учетом зоны ближайшего развития).
  • 4. Установление вероятностного и/или условно-вариантного прогноза.

Прежде чем рассматривать ход психологического обследования, рассмотрим значение, специфику и принципы психологической диагностики. (Понятия «психокоррекция», «психологический анамнез», «психологический диагноз», «вероятностный прогноз», «условно-вариативный прогноз» приведены в параграфе 1.3. «Специфика, цели, значение психокоррекции»).

Психодиагностика — «в узком смысле — измерение индивидуально-психологических свойств личности на основе специальных методов. Основными методами диагностики являются тестирование и опрос, а их методическим воплощением, соответственно, тесты и опросники»[1].

Тесты — стандартизированный метод для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные или невербальные ответы.

Опросники — методики, материал которых состоит из вопросов, на которые клиент должен ответить, или утверждений, с которыми клиент должен выразить свое согласие или несогласие. Различают опросники открытые и закрытые, анкетные и личностные.

В 1985 г. Американской психологической ассоциацией были разработаны рекомендации по использованию психологических методов диагностики:

  • 1. Для того чтобы правильно понимать поведение клиента, необходимо учитывать его характерные особенности и состояния.
  • 2. Перед началом психодиагностики и интерпретации ее результатов необходимо понять сущность принципов тестирования.
  • 3. Специалист должен осознавать вероятность допущения ошибок при оценке и, как следствие, неверных прогноза и заключения. Подобная ситуация может возникнуть как при использовании недостаточно надежных тестов, так и при предоставлении клиентом неверной информации.
  • 4. Результаты тестов никогда не являются абсолютными или неопровержимыми. Все психологические тесты имеют определенный процент вероятности, поскольку данные тестов либо констатируют состояние настоящего момента, либо прогнозируют вероятностный исход. Однако всегда существует влияние независимых переменных как внутри личностной структуры, так и ситуационных факторов, способных изменить их результаты.
  • 5. Специалист должен иметь квалификацию, позволяющую ему проводить психодиагностическое исследование, и, осознавая предел своих знаний, не абсолютизировать полученные результаты.

Поскольку процесс обследования детей с нарушениями развития имеет свои особенности, то при его проведении следует руководствоваться определенными принципами.

  • [1] Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1998. —С. 142—143.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой