Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая мысль эпохи Возрождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Являясь противником схоластической науки Средневековья, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в их сущность. Он являлся сторонником развивающего образования, которое не загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как гуманитарных, так… Читать ещё >

Педагогическая мысль эпохи Возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как основной цели воспитания вновь становится актуальной и трактуется только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Так, Томас Мор (1478- 1533) и Томмазо Кампанелла (1568−1639), а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление в соединении образования и воспитания с производительным трудом.

Ознакомление с практикой образования и педагогической мыслью Византии стимулировало развитие западноевропейской педагогической мысли в эпоху Возрождения.

Виднейшие деятели той эпохи — итальянский гуманист Витторино да Фелыпре (1378- 1446), испанский философ и педагог Хуан Луис Вивес (1442−1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469−1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494−1553), французский философ Мишель Монтень (1533−1592) и др. — выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для того времени педагогических идей. Педагогические работы этого периода были написаны в рамках философии, теологии, художественной литературы.

Мыслители критиковали средневековую схоластику и механическую «зубрежку», выступали за гуманное отношение к детям, освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен возлагать надежды на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать тблько на себя, свои силы и разум. Помышляя о физическом совершенстве человека, педагоги-гуманисты многое взяли от рыцарского воспитания. Педагогическая триада Возрождения — классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Она включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи, выступающие как предвестники нового общества.

Практическую реализацию педагогических идей гуманизма следует связывать в первую очередь со школой итальянского педагога Витторино да Фельтре. Эта школа была создана в поместье герцога Мантуанского, и обучались в ней не только дети знатных родителей, но и ученики из неимущих семей, как мальчики, так и девочки. Эту школу Витторино назвал «Школой радости». Школа оправдывала свое название: она была расположена вдали от города, в окружении леса, вблизи реки.

Витторино да Фельтре утверждал, что красота и привлекательность обстановки содействуют здоровой умственной работе. В этом отношении он стоял на точке зрения, резко противоположной той, которая доминировала в средние века, когда полагали, что нездоровая, некрасивая местность особенно пригодна для устройства университетов или вообще учебного заведения.

Обстановка школы — доброе отношение учителей к своим воспитанникам, уважение, поощрение их самостоятельности — реализовала общую направленность педагогики гуманизма.

Педагог выступал за энциклопедичность знаний, поэтому в программу были включены «семь свободных искусств», особенно математические знания; большое внимание уделялось музыке, пению, танцам. Самым существенным в воспитании было общение с природой г— прогулки, наблюдения, игры на воздухе.

Первоначальные сведения по арифметике сообщались детям посредством игр. В обучении геометрии Витторино следовал примеру древних египтян. Геометрии он учил вместе с черчением, работами по измерению площадей и объемов. В школе изучали алгебру, астрономию, которой Витторино заменил прежнюю астрологию. В центре всех школьных занятий были классические языки, причем латинский язык изучался как язык живой, разговорный, каким он в то время и был в Италии.

Обращение к человеку как наивысшей ценности, вера в его неисчерпаемые возможности изложены в труде «Опыты» Мишеля Монтеня— выдающегося французского мыслителя эпохи Возрождения, одного из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от многих условий. Монтень видел в ребенке прежде всего природную индивидуальность.

Скептицизм как течение в философии эпохи Возрождения является своеобразным продуктом гуманизма, обратившего внимание на окружающий человека мир и подвергшего критике преклонение перед авторитетами. В эпоху Монтеня, когда средневековая схоластика уже начала утрачивать свое господство над умами, а опытные науки нового времени только еще начали складываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания.

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества и отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры — католической церкви.

Являясь противником схоластической науки Средневековья, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в их сущность. Он являлся сторонником развивающего образования, которое не загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин, которые в школах того исторического периода почти не изучались.

Как и все гуманисты, Монтень выступал против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.

Главной идеей в теории развивающего обучения, по Монтеню, является то, что такое обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, принуждения и насилия. Он считал, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он тоже слушал своего питомца». Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам.

«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его, и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это. Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все примечательное, что только ему ни встретится. После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он ни выбрал, — раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде», — в этом заключается педагогическая теория М. Монтеня.

Между идеалами эпохи Возрождения и реальными условиями европейского воспитания и образования существовало громадное противоречие. Идеи Возрождения (природосообразность воспитания, демократизация системы обучения, обогащение содержания образования и воспитания и пр.) оказали благотворное воздействие на развитие школы и педагогики. Вместе с тем они не могли быть сколько-нибудь полно осуществлены. Нередко эти идеи носили утопический характер.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой