Возникновение социальных технологий
Поскольку социальные технологии — это составная часть процесса управления, их возникновение на современном этапе было связано с эпохой индустриализации, бурного развития промышленности, когда сформировалась потребность в организации производственной деятельности и повышении ее эффективности. Контекстуальным фоном появления социальных технологий было развитие инженерных разработок, дававших… Читать ещё >
Возникновение социальных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Поскольку социальные технологии — это составная часть процесса управления, их возникновение на современном этапе было связано с эпохой индустриализации, бурного развития промышленности, когда сформировалась потребность в организации производственной деятельности и повышении ее эффективности. Контекстуальным фоном появления социальных технологий было развитие инженерных разработок, дававших возможность находить специальные методы оптимизации использования трудовых ресурсов с целью достижения максимального результата. Эти методы, основанные на естественнонаучном знании, позволяли расчленять процесс трудовой деятельности на определенные последовательные операции.
Так, в конце XIX в. появились первые научные школы: Школа научного управления Ф. Тейлора и Школа административного управления А. Файоля. Ф. Тейлор был первым, кто обосновал необходимость научного подхода к организации управления с целью обеспечения наиболее эффективного использования материальных и человеческих ресурсов1. А. Файоль, в свою очередь, применил методы повышения эффективности рабочих коллективов[1][2].
Создание эффективной модели управления в обязательном порядке учитывает концепцию рациональной бюрократии М. Вебера[3]. Эффективность действия бюрократии по М. Веберу обусловлена скоординированностью взаимодействия высококвалифицированных специалистов на всех уровнях управления, четким разделением функций и жесткой иерархической структурой.
Приведенные концептуальные построения являются технократическими, нацеленными на наиболее эффективную организацию управленческого процесса с целью максимизации прибыли. Человек в этих построениях рассматривается как средство, как пассивный элемент, на который воздействует большая управленческая машина.
Постепенно стало очевидным, что опора только на технократические концепции без привлечения социального знания не может дать долгосрочный эффект. Необходимо обратить внимание на человека, его сознание, повысить мотивацию рабочих на производстве, улучшить их социальное самочувствие, что непременно скажется на росте производительности труда.
Эти идеи подтвердили Хоторнские эксперименты (1927—1932) под руководством основателя «Школы человеческих отношений» Э. Мейо, показавшие значение таких социально-психологических факторов, как коррекция стиля управления, преимущества демократического стиля перед авторитарным; улучшение условий труда работников; учет влияния неформальных групп и неформального общения; сочетание личных интересов самого рабочего и интересов организации.
Школа Э. Мейо, предпринявшая изучение потребностей и интересов человека, стала основой формирования иных социальных технологий организации управленческой деятельности.