Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основатель позитивизма О. Конт и его социологическая концепция

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению Конта, любая наука должна заниматься классификацией феноменов, которые являются предметной областью ее изучения, а не анализировать лишь причины (как метафизика) или искать абсолютные истины (как теология). Отсюда суть его социально-философской позиции: все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой. Это возможно в том случае, если будут изучаться… Читать ещё >

Основатель позитивизма О. Конт и его социологическая концепция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предшествующий этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически и методологически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т. е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном направлении была актуальна и для социологической практики. Ответом на эти социальные запросы послужили работы Огюста Конта.

Огюст Конт (1798—1857) родился в Монпелье в семье чиновника, окончил Политехническую школу в Париже, несколько лет был секретарем Сен-Симона. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, оказали на сознание Конта огромное влияние. Он стал активно выступать против метафизических воззрений века Просвещения, которые господствовали во Франции до революции. Основной смысл преодоления метафизики он видел в том, чтобы выработать рациональный, научный взгляд на общество. Этому должны были послужить наблюдения и эксперимент.

О. Конт обозначил важный рубеж интеллектуально-философской эволюции общественной мысли. В четвертом томе своей работы «Курс позитивной философии», написанной в период 1830—1842 годы, О. Конт дает свою классификацию наук, где социология занимает высший пьедестал — шестое место. Она идет за биологией, а на первом месте — математика.

Социология у О. Конта занимает господствующее положение в его вертикальной шкале классификации наук.

Свои социологические взгляды на сущность и структуру общества он наиболее полно излагает в уже упоминавшемся шеститомнике «Курс позитивной философии».

В первую очередь, О. Конт излагает сущность так называемого «закона трех стадий» развития интеллектуального сознания человечества, исторически и логически объединяя теологию, метафизику и позитивизм, тем самым подчеркивая непрерывность социального познания общества и человека.

Закон трех стадий:

I стадия — теологическая, или фиктивная — ее параметры — древность и раннее средневековье до 1300 г.

Она делится на три периода:

  • а) фетишизм — люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов;
  • б) период политеизма — жизнью наделялись фиктивные существа, вмешательством которых объяснялись все явления;
  • в) период монотеизма — период единобожия — христианство.

II стадия —метафизическая — (1300—1800). Это — переходная стадия. Важнейшие события — реформация, философия Просвещения, Французская революция.

В эту эпоху господствует «метафизический дух».

Главные черты — моральная испорченность, политические беспорядки.

III стадия — стадия позитивизма — именно на этой стадии решаются, по мнению Конта, все проблемы. Это стадия возмужалости нашего ума.

Конт пишет, что основной поворот, характеризующий столетие возмужалости нашего ума, по существу заключается в повсеместной замене недоступного проверке опытом определения причин в собственном смысле слова, простым исследованием законов, т. е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.

Интерес к социальному прогрессу побудил Конта О. заняться социальной теорией, провести четкое различие между социальной философией и самостоятельной областью исследования социальных явлений, которую он назвал социальной физикой или социологией (хотя она иногда называлась политикой в очень широкой трактовке этого понятия).

При изучении социальной сферы, утверждал О. Конт, необходимо не полагаться на догадки, а опираться на наблюдения, социальный эксперимент, сравнительные методы. При этом изучение социальных явлений не может быть абсолютным, а всегда остается относительным, в зависимости от нашей организации и нашего положения в ней.

С точки зрения О. Конта, наука социология должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как происходят явления, она должна уметь предвидеть и решить возникающие проблемы. Для этого необходимо не обобщать данные опыта, а лишь описывать их, свести явления к наименьшему числу внешних связей по их последовательности и сходству.

С этих позиций главная задача социологии — лишить конкретные науки метафизического содержания.

Что же такое социология у О. Конта? Как он ее определяет как науку?

Хорошо известно, что любая теория, претендующая на научную, должна иметь свой предмет, законы и понятийный аппарат.

Предмет социологии по Конту — общество в его интегрированности, в прогрессивном развитии, общество в своей целостности.

Социология — это наука, изучающая как разум и ум человека совершенствуются под воздействием социальной жизни.

Из определения предмета социологии и определения социологии как науки следует, что для Конта прогресс общества — это совершенствование человеческого разума и ума, а совсем не прогресс производительных сил и производственных отношений.

Безусловно, мы и сегодня говоря о прогрессе, подразумеваем переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Но когда мы говорим о социальном прогрессе, то подразумеваем не совершенствование человеческого ума, как это делал О. Конт, а восхождение к более сложным формам общественной жизни, совершенствование социальных отношений, росту социальной свободы и справедливости.

Характеризуя социологию как науку об обществе, О. Конт дает структуру этой науки, т. е. он делает первую попытку сформулировать законы социологии как науки.

Социологическое знание, по Конту, состоит из двух разделов:

Социальная статика — характеризует общество с точки зрения его структурных элементов, их стабильности, устойчивости, целостности, взаимодействия и функционирования. Социальную статику О. Конт сравнивает с анатомией. Она — анатомия общественного организма, которая объясняет социальную эволюцию.

Социальная динамика — это теория «постепенного прогресса», она объясняет законы изменения и развития общества. Конт сравнивает ее с физиологией.

Сам Конт считал, что динамику и статику можно отделять друг от друга только в целях анализа и это отличие не должно предполагать наличие двух классов фактов, скорее, они являются двумя аспектами единого подхода к изучаемым социальным явлениям.

По мнению Конта, любая наука должна заниматься классификацией феноменов, которые являются предметной областью ее изучения, а не анализировать лишь причины (как метафизика) или искать абсолютные истины (как теология). Отсюда суть его социально-философской позиции: все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой. Это возможно в том случае, если будут изучаться реальные факты общественной жизни.

Конт, по-видимому, впервые среди ученых, изучающих общество, дал обоснование системы методов, при помощи которой возможно изучать социальные процессы. Таких методов четыре: наблюдение, эксперимент, сравнительный метод и исторический метод. Это не просто перечень, это — своеобразная иерархия методов по принципу их достоверности и приемлемости.

Наиболее «слабым» является метод наблюдения, боле сильным — является метод эксперимента, но он в социологии трудно применим. Экспериментировать могут только властители людей (так считалось во времена Конта), наиболее надежным являются исторический и сравнительный методы. Именно они позволяют увидеть, исследовать прогрессивное развитие общества (Конт приводит пример развития общества в Европе и на Огненной Земле).

Значительный вклад, для своего времени, О. Конт внес в исследование социальной структуры общества.

Основной единицей общества О. Конт считал семью, представляющую элемент социальной структуры, так как семья возникла как естественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются все общественные отношения: неравенства (например, между поколениями или полами), подчиненности (принцип главенства и старшинства) и др. Отсюда следует, что семья является основой формирования государства, моделью его организации, а социальные функции семьи во многом отражают функции общества (начиная с разделения труда, иерархичности отношений, власти и т. д.).

В существующей иерархии отношений, складывающихся в государстве, он видит не только естественное, но и необходимое явление. Как и его предшественники, О. Конт изучает реальную социальную структуру общества (социальную статику). И в современном ему обществе О. Конт выделяет четыре класса:

  • — «спекулятивный» класс, в который включены представители науки, философии и эстетики;
  • — «практический» класс, включающий в себя представителей производства и сферы оборота (торговцев, предпринимателей, банкиров);

ю.

  • — далее идут представители сельского хозяйства;
  • — четвертый класс состоит из рабочих.

Структура власти строится по принципу важности выполняемой классом функций в обществе. Принадлежность к тому или иному классу, согласно Конту, основан на «естественном порядке вещей». Поэтому часть людей «по природе» должна управлять, другая часть — подчиняться.

Вторая часть социологии — «социальная динамика» должна быть, по мнению О. Конта, общей теорией естественного прогресса человечества, изучающей причины и закономерности социальных перемен, потому что историческое развитие общества связано с процессами эволюции и прогресса, а самым мощным фактором, определяющим прогресс, являлся человеческий разум.

С точки зрения О. Конта, общество проходит три стадии развития: военную, соответствующую теологической стадии развития разума; переходную, соответствующую метафизической стадии, и, наконец, научно-промышленную, соответствующую стадии позитивной, которую он считал завершающей, замыкающей собой все общественное развитие.

Общественное развитие О. Конт, как и многие его предшественники, связывает с моралью, а потому «моральное возрождение» считает «основой всякого дальнейшего прогресса человечества и по существу более важным, чем экономическое и политическое развитие общества». Он выводит необходимость культа «Великого существа», под которым подразумевает человеческий род. Социальный идеал Конта — это гармония и согласие между членами общества. Он был противником революционных преобразований, в том числе и социалистических, за что подвергался резкой критике со стороны марксистов: П. Лафарга, Ф. Энгельса, К. Маркса.

Позитивизм О. Конта, порывающего со старой метафизической философией прошлого, был, несомненно, прогрессивным явлением, дал жизнь новому научному направлению — социологии, новому научному знанию — социальному.

Обратив внимание на социальную жизнь общества как самостоятельный феномен, Конт одним из первых поставил вопрос о необходимости ее систематического изучения. Главная идея позитивизма заключалась в том, что новое «положительное» знание должно быть свободно от всяких «домыслов» и опираться на естествознание, которое он считал само по себе философией.

Одним из основных постулатов Конта была взаимосвязь социальных элементов, частей или подразделений общества.

Хотя он и не утверждал, что эта взаимосвязь является ключом к созданию общества, по сути дела этим он заложил понятие предмета социологии как науки о взаимодействиях, взаимосвязях социальных элементов: людей, групп, общностей и др.

Таким образом, Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т. е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации — социального неравенства, т. е. основным аспектам общей социологии.

С появлением работ О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства и научном мире.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой