Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Органы государственной власти субъектов федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Право законодательной инициативы на уровне субъекта принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта, представительным органам местного самоуправления. Уставом/конституцией это право может быть предоставлено и иным органам, организациям, лицам. Высшее должностное лицо субъекта вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа, если данный орган принял нормативный акт… Читать ещё >

Органы государственной власти субъектов федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Органы государственной власти субъектов федерации формируются в соответствии с Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999). В системе органов государственной власти субъектов должны быть:

  • а) законодательный (представительный) орган;
  • б) высший исполнительный орган во главе системы органов исполнительной власти;
  • в) высшее должностное лицо субъекта (в области, крае — губернатор; в республиках — глава или др.; при этом в названии главы субъекта федерации не может содержаться слово " президент").

Вся система органов власти в субъектах федерации должна соответствовать принципам правового, светского государства, республиканской форме правления. При этом такие органы самостоятельны лишь в пределах, определенных Конституцией (ст. 11, ч. 3; ст. 71—73). Такая конструкция обеспечивает единство государственной власти России. И наконец, с точки зрения соотношения власти федеральной и власти субъектов федерации, важно, что:

  • • субъекты федерации не вправе препятствовать осуществлению на своей территории полномочий федеральной государственной власти;
  • • федеральная власть вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов в случае противоречия их федеральным законам и актам;
  • • субъекты вправе осуществить свое собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, если по этим вопросам еще не приняты федеральные законы, т. е. в «опережающем» порядке. Правда, в таких случаях после принятия соответствующего федерального закона субъекты обязаны привести в соответствие с ним свои нормативные акты.

Структура и наименование законодательных органов государственной власти субъектов устанавливается самими субъектами с учетом исторических, национальных и иных традиций. В областях/краях законодательные органы называются, как правило, либо Законодательным Собранием, либо Думой. В национальных субъектах особого единства в названиях законодательных органов нет; они называются по-разному: в Калмыкии, например, — это Великий Хурал; в Бурятии и Тыве — Народный Хурал; в Кабардино-Балкарии — Парламент; в Ингушетии — Народное Собрание, в Татарстане — Верховный Совет; в Башкортостане и Чувашии — Государственный Совет; в Республике Саха — Государственное Собрание. Не все законодательные органы субъектов — однопалатные: в Карелии, Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Республике Саха — двухпалатные парламенты.

Законодательные органы субъектов принимают уставы/ конституции и законы; утверждают бюджет субъекта; устанавливают региональные налоги, порядок проведения референдумов, административно-территориальное устройство, структуру исполнительных органов власти субъекта. Кроме того, законодательные органы назначают на должности судей уставного/конституционного суда субъекта.

Право законодательной инициативы на уровне субъекта принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта, представительным органам местного самоуправления. Уставом/конституцией это право может быть предоставлено и иным органам, организациям, лицам. Высшее должностное лицо субъекта вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа, если данный орган принял нормативный акт, противоречащий Конституции России и федеральным законам, и не устранил нарушения. Президент России может в таком случае своим указом вынести законодательному органу субъекта предупреждение, а если это не действует, — внести в Государственную Думу проект закона о роспуске законодательного органа субъекта.

Исполнительная власть в субъектах федерации представлена органами, которые образуют единую систему с федеральными органами исполнительной власти. В области/краераспорядительным органом исполнительной власти является, как правило, администрация, в состав которой входят департаменты. Часто такой орган называется правительством. Во главе администрации (правительства) стоит губернатор. В республиках высшим должностным лицом, как правило, является глава, а высшим исполнительным органом — правительство, руководящее работой министерств и ведомств. Кандидаты на пост «высшего должностного лица» субъекта федерации выдвигаются либо партиями, либо в порядке самовыдвижения и избираются гражданами, проживающими на территории данного региона. Претенденты на пост должны заручиться поддержкой депутатов местных муниципальных образований или глав муниципальных округов; собрать от 0,5 до 2% подписей избирателей.

В полномочия губернатора/главы республики входит: подписывать либо отклонять законы субъекта; формировать высший исполнительный орган; участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; издавать постановления/указы и распоряжения. Президент России вправе приостановить действие акта губернатора/ главы республики, акта органа исполнительной власти субъекта, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам России.

Судебными органами субъекта федерации являются мировые судьи (судьи общей юрисдикции) и уставные/ конституционные суды субъектов. О правовом статусе мировых судей уже было рассказано выше. Уставные/ конституционные суды субъектов федерации призваны рассматривать вопросы о том, соответствуют ли уставу/ конституции субъекта принимаемые в субъекте законы и другие нормативные акты органов государственной власти и органом местного самоуправления. Кроме того, эти суды дают толкование уставов/конституций. Процедуры рассмотрения всех этих вопросов определяются законами самих субъектов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой