Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ и оценки представленных результатов оперативно-розыскной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если бояться воздействия оперативно-розыскной информации на убеждение следователя, то можно с неизбежностью прийти к выводу о невозможности использования результатов ОРД. А это уже тупик нс только в теоретических суждениях. Думается, что важным аргументом в том или ином теоретическом выводе является оценка практики. А она такова: бо? льшая часть из числа опрошенных нами сотрудников оперативных… Читать ещё >

Анализ и оценки представленных результатов оперативно-розыскной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если тратить достаточно времени на то, чтобы доказывать наличие упущений, то они отпадут сами по себе.

Закон Мерфи

Даже сама постановка вопроса об участии следователя в предварительном ознакомлении с оперативно-розыскными материалами вызывает далеко не однозначное мнение, и прежде всего среди ученых-процессуалистов. И это несмотря на то, что в Законе об ОРД наличествует специальная норма с определением конкретных направлений по использованию результатов ОРД (ст. 11), а в Федеральном кодифицированном уголовно-процессуальном законе имеется норма — «Использование в доказывании результатов ОРД» (ст. 89 УПК РФ).

Помимо различных, чаще всего негативных доводов о правовой природе получения оперативно-розыскных сведений, указывается еще и наличие опасности влияния предварительного ознакомления следователя с такими сведениями на его непредвзятость процессуального решения.

Полагаем, что такой подход весьма консервативен и не учитывает правовых реалий сегодняшней жизни, современного отечественного и международного опыта борьбы с преступностью с использованием средств ОРД.

Как уже было отмечено, специфика функционирования оперативно-розыскных органов России в настоящее время состоит в том, что всех их объединяет единство цели и общность задач в борьбе с преступностью. При этом федеральное законодательство определяет их общие принципы работы, единство системы ОРМ, оснований и условий их проведения и, помимо ведомственного, устанавливает строгие формы судебного контроля и прокурорского надзора.

Что же касается непроцессуального познания следователем добытых оперативным путем сведений, то с позиции гносеологии (теории познания) уголовно-процессуальное познание, несмотря на его специфическую форму, непременно включает в себя как процессуальные, так и различные непроцессуальные методы установления истины. Например, криминалистические и оперативно-розыскные. Ведь никто нс оспаривает роль криминалистических методов в получении доказательств. Не меньшую роль играют в этом и результаты ОРД. В данном случае речь идет не об отождествлении указанных форм познания, а об их объективной необходимости, взаимосвязи и сочетании.

Несомненно, что чем шире и разнообразнее будут источники информации, в том числе и оперативно-розыскные, тем больше возможностей у следователя критического их восприятия. Иначе говоря, появляются существенные гарантии объективности в выработке и принятии процессуальных решений.

Если бояться воздействия оперативно-розыскной информации на убеждение следователя, то можно с неизбежностью прийти к выводу о невозможности использования результатов ОРД. А это уже тупик нс только в теоретических суждениях. Думается, что важным аргументом в том или ином теоретическом выводе является оценка практики. А она такова: бо? льшая часть из числа опрошенных нами сотрудников оперативных подразделений различного уровня (95,3%) не возражают против представления оперативно-розыскных материалов следователям. Вместе с тем другая часть сотрудников (17,4%) не считает возможным знакомить следователя со всеми оперативными материалами, мотивируя это, как и предполагалось, необходимостью более строгого обеспечения режима секретности. Хотя на дальнейшие вопросы практически все сотрудники отвечают, что результаты ОРД должны быть использованы, главным образом, в уголовном процессе, так как это один из важнейших показателей их работы в раскрытии преступлений.

Следователи были также единодушны в стремлении к ознакомлению со всеми материалами ОРД, подготовленными для реализации (89,3% опрошенных). Однако и в их среде есть сомневающиеся в правильности такого выбора (8,6% опрошенных). Последние предпочитают иметь дело только с официально поступившими к ним на разрешение материалами. Такая позиция также заслуживает уважения.

Важно отметить, что практически все следователи и оперативные работники указали на необходимость использования результатов ОРД в расследовании.

Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства.

Принимающая результаты ОРД сторона (дознаватель, орган дознания, следователь), получив материалы с соблюдением всех правил регистрации и учета, должна убедиться, прежде всего, в точном исполнении органами, осуществляющими ОРД, предписаний закона и ведомственных нормативных правовых актов относительно их формы и содержания.

Это тем более необходимо, потому что, к сожалению, отсутствуют законодательные указания даже общего характера о порядке процессуального приема результатов ОРД.

Следует отметить, что еще в конце 90-х гг. прошлого столетия известный ученый А. А. Чувилев — профессор Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ, заслуженный деятель науки писал: «В УПК РФ следует предусмотреть норму, определяющую порядок действия следователя (дознавателя) при предоставлении ему материалов ОРД, предназначенных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и (или) использование в доказывании по нему»[1].

Результаты ОРД способствуют решению задач практически на каждой стадии уголовного процесса. Нередко их решающая роль проявляется при использовании сведений на моменте возбуждения уголовного дела, в процессе получения и проверки доказательств на стадии предварительного расследования, при принятии многих процессуальных решений — обысков, избрания меры пресечения, при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, сформированных на базе результатов ОРД. Очевидно, что результаты ОРД направлены на установление истины в уголовном процессе. Поэтому оперативно-розыскные сведения, облеченные процессуальным путем в форму различных видов доказательств, и подвергаются тщательному анализу и оценке с позиции решения многообразных задач, соответствующих стадий уголовного процесса.

С учетом требований оперативно-розыскного и уголовнопроцессуального законодательства можно вывести общие положения такого анализа, предложить алгоритм действий субъекта (должностного лица) уголовного процесса.

При этом предлагаемые рекомендации учитывают ситуации, когда следователь (дознаватель) знакомится с оперативными материалами как в период оперативно-розыскного документирования, т. е. до официальной регистрации, так и в период их получения для принятия процессуального решения (на основании ст. 144, 145 УПК РФ о возбуждении уголовного дела или ст. 89 УПК РФ об использовании в доказывании).

Итак, в процессе анализа и оценки представленных оперативно-розыскных документов и материалов должны быть получены ответы на следующие вопросы.

  • 1. Могут ли представленные сведения по своему содержанию и форме в соответствии с действующим законодательством:
    • а) служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;
    • б) быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;
    • в) использоваться в доказывании по уголовным делам?
  • 2. Соблюдены ли цели ОРД и определенные законом задачи их достижения (ст. 1, 2 Закона об ОРД)?
  • 3. Проведены ли ОРМ, определенные законом, и соответствуют ли они законодательным наименованиям (ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД)? Отметим, что в сфере ОРД в отношениях между сотрудниками употребляются исторически укоренившиеся определения ОРМ, например, «оперативная установка», «оперативный осмотр», «оперативная комбинация», «разведывательный опрос» и т. д., которые, к сожалению, не нашли законодательного закрепления.

Им в определенной мере соответствуют такие названия, как «наведение справок», «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», «оперативный эксперимент». Вместе с тем, поскольку речь идет об официальных документах, в которых указывается на проведение конкретных ОРМ, они должны носить строго нормативно-правовые наименования. Это тем более необходимо, когда оперативные материалы представляются в подразделения Следственного комитета РФ, суд, прокуратуру.

  • 4. Уполномоченный ли орган — должностное лицо осуществлял ОРМ (ст. 13 Закона об ОРД)? В данном случае субъектом проведения ОРМ является только должностное лицо оперативно-розыскного подразделения конкретного органа, уполномоченного осуществлять ОРД. Не исключено, что к проведению отдельных ОРМ могут быть привлечены специалисты, отдельные граждане (как будущие свидетели), но во всех случаях из оперативно-служебных документов должно явствовать, что инициатором, организатором и ответственным за проведение таких ОРМ выступал уполномоченный представитель соответствующего государственного правоохранительного органа, указанного в ст. 13 Закона об ОРД, ибо только он наделен правосубъектностью.
  • 5. Соответствуют ли основания, названные в Законе, для проведения ОРМ, указанных в документах (ст. 7 Закона об ОРД)?
  • 6. Соблюдены ли правовые условия для производства ОРМ (ст. 8 Закона об ОРД) и имеется ли постановление органа, осуществляющего ОРД, утвержденное его руководителем, на проведение проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента (п. 7 ст. 8 Закона об ОРД)?
  • 7. Имеются ли результаты гласного ОРМ — обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и соблюдены ли предписания соответствующей Инструкции по организации его проведения, утвержденной приказом МВД России от 30.03.2010 № 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» ?

Напомним, что в целях обеспечения законности и обоснованности исключения нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении указанного ОРМ принято ведомственное нормативно-правовое решение с предписанием конкретным должностным лицам издавать письменные распоряжения о проведении данного ОРМ в гласной форме. В Инструкции описана процедура проведения и составление протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Нарушение требований ведомственного нормативного правового акта о проведении гласного ОРМ приводит к недопустимости в оперативно-розыскном смысле представления его результатов и принятия процессуального решения на его основе.

  • 8. Соблюден ли установленный Законом порядок проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (ч. 2−6 ст. 8, 9 Закона об ОРД)? В данном случае проверяется соблюдение требований закона о наличии признаков преступления повышенной общественной опасности о возникновении экстремальных обстоятельств и их законном разрешении по применению указанных ОРМ, об основаниях и порядке судебного рассмотрения материалов, для получения разрешения на их проведение.
  • 9. Имеется ли копия судебного решения на право проведения ОРМ ограничивающих конституционные права граждан, и переданы ли соответствующие носители информации (ч. 5 ст. 8, 9 Закона об ОРД)? Следователю, дознавателю, судье, прокурору не следует требовать оригинала постановления суда, так как судебное решение и материалы, послужившие основанием его принятия в соответствии с Законом об ОРД (ч. 3 ст. 12), хранятся только в органах, осуществляющих ОРД. Здесь же согласно ч. 4 ст. 8 хранятся фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

И только в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются, «фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств» (п. 5 ст. 8 Закона об ОРД).

  • 10. Имеются ли приложения к оперативно-служебным документам: предметы, вещества, результаты использования научно-технических средств (фотонегативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы и другие материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами (п. 17 Инструкции о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд)?
  • 11. Какой вид документа (рапорт и (или) сообщение о признаках преступления) сопровождает материалы и выполнены ли инструктивные требования об их оформлении и утверждении руководителем органа, осуществляющего ОРД?
  • 12. Выполнен ли рапорт должностного лица согласно требованиям статьи 143 УПК и отражены ли в нем сведения:
    • — о регистрации в соответствии с п. 16, 17, 18 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утв. приказом МВД России от 04.05.2010 № 333, о дате и времени регистрации, о форме рапорта в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
    • — о прилагаемых к нему подлинниках или копиях документов, полученных при выполнении ОРМ, а также иных материальных объектов; об обстоятельствах, месте и времени получения прилагаемых материалов? Если предоставляются копии (выписки) отдельных материалов, документов, в том числе с переносом наиболее важных моментов на единый носитель, о нем обязательно указывается в рапорте или сообщении. В этом случае оригиналы могут быть истребованы следователем, органом дознания, прокурором или судом (судьей).
  • 13. Имеется ли постановление, утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия решения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу?
  • 14. Разрешен ли вопрос с рассекречиванием оперативнорозыскных сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты в ОВД, и имеется ли соответствующее обоснованное и утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановление о рассекречивании таких сведений?[2]

В иных случаях результаты ОРД, согласно п. 15 Инструкции, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

  • 15. Имеется ли в представленных материалах документ, подтверждающий согласование с исполнителями специальных мероприятий, содержащих сведения об организации и тактике проведения ОРМ, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений (п. 14 Инструкции)?
  • 16. Обеспечены ли гарантии неприкосновенности отдельных категорий лиц и особый порядок проверки сообщения о совершении ими преступлений в соответствии с действующим законодательством — о прокуратуре, о статусе судей, об адвокатской деятельности, о статусе депутатов, о Следственном комитете РФ и др.
  • 17. Не допущены ли нарушения законности при проведении ОРМ в ситуациях, прямо запрещенных федеральным законом по отношению к правам и свободам человека и гражданина (ст. 5 Закона об ОРД). Например, ОРМ проводились в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения, были разглашены сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, вопреки интересам решения определенных законом задач, из представленных материалов очевидны элементы подстрекательства (склонения, побуждения) к совершению противоправных действий, фальсификация результатов и т. п. Сведениями о нарушениях норм Федерального закона об ОРД может располагать и специально уполномоченный прокурор по надзору за ОРД.

Таким образом, становится очевидной объективная необходимость получения и использования результатов ОРД как в целях превенции, так и раскрытия и расследования преступлений. Проблемы повышения эффективности борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями постоянно обсуждаются па высшем уровне государственного управления, в законодательстве, особенно в сфере ОРД, происходят определенные организационные изменения.

Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, надлежащего эффекта в борьбе с преступностью не наступает, и главным образом по причине недостаточного использования возможностей специальных органов, осуществляющих ОРД. Это особенно хорошо просматривается на фоне использования результатов подобной деятельности развитых зарубежных стран, к опыту которых мы неоднократно уже обращались в данном произведении.

По этому поводу довольно метко высказался судья, доктор наук, профессор В. Бозров: «В связи с тем, что УПК РФ сохранил усеченность процессуального статуса результатов ОРД, КПД их в уголовном судопроизводстве соизмерим разве что с аналогичным показателем первого паровоза»[3].

Об этом свидетельствует и рассмотренная нами сложная и громоздкая процедура использования результатов ОРД: оперативно-розыскное обнаружение признаков преступлений; документирование преступных фактов и деятельности проверяемых лиц, как правило, в рамках дел оперативного учета (собирание, систематизация, проверка и оценка сведений); возможное подключение к фазе активного документирования следователей для консультаций и рекомендаций правового характера в интересах будущего расследования; предварительный анализ и юридическая оценка следственным органом результатов ОРД на предмет наличия в них признаков преступления; официальное представление оперативно-розыскных материалов в орган расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; процессуальная проверка представленных материалов в соответствии со ст. 144 УПК РФ для принятия решений на основании ст. 145 УП К РФ; доказывание по уголовному делу (собирание, проверка и оценка доказательств) на базе представленных результатов ОРД. При этом деятельность следователя направлена на установление обстоятельств совершения преступления с учетом того, что оперативный работник уже вскрыл его механизм в ходе документирования. Расследование опирается на соответствующие оперативные материалы, во многом повторяя оперативно-поисковый путь.

По сути, наличествуют две формы доказывания: оперативно-розыскная и процессуальная. Иначе и быть не может: объект и предмет исследования фактически совпадают. Средства разные.

Можно определить многие схожие элементы деятельности по раскрытию и расследованию преступления с точки зрения социального управления. Особо обратим внимание на затраченное время, трудовые операции, эффективность процесса и конечных результатов. Без особых расчетов и только на уровне здравого смысла видим, что все это неоптимально, нецелесообразно, неэкономично и невыгодно, прежде всего, для потерпевших и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование. Разумеется, эта проблема многоаспектная, требует особого исследования, но надо отметить, что она постоянно привлекала к себе внимание юристов. Известный ученый И. Я. Фойницкий более века назад писал, что в уголовном судопроизводстве должны учитываться «интересы процессуальные — быстроты, полноты и экономии производства»[4]. Современные ученые-процессуалистьт также указывают на актуальность рационализации уголовного судопроизводства. В их числе В. Т. Томин, ?. П. Поляков, А. В. Агутин, С. В. Бажанов, Н. А. Аменицкая, М. А. Шматов и др.

В контексте нашего предмета исследования разрешение проблемы видится в целесообразности системного подхода в организации управления производством по уголовному делу и, прежде всего, в признании статуса результатов ОРД в качестве доказательств, в оптимизации системы взаимодействия следственных и оперативно-розыскных органов в деятельности по выявлению и расследованию преступлений, в существенной корректировке нормативно-правовых конструкций этой системы с устранением неоправданного параллелизма в ее правовом и деятельностном функционировании.

  • [1] Чувилев А. А. Соотношение оперативно-розыскного и уголовно-процессуального права // Право. 1997. № 1. С. 28.
  • [2] Сегодня существует значительная законодательная база, позволяющая принять обоснованное решение. Помимо требований Закона об ОРД см. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»; Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 № 770; Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 № 870.
  • [3] Бозров В. Результатам ОРД — статус доказательств // Законность. 2004. № 12. С. 23.
  • [4] Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1899. С. 171.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой