Вопросы и задания для самопроверки
Организация X, занимающаяся производством кафеля, провела экспертную оценку (по десятибалльной системе) основных показателей деятельности своей организации, главного конкурента и организации — лидера на рынке. Результаты экспертной оценки приведены в таблице ниже. Рассмотрите предложенный вариант критериев оценки конкурентоспособности, при необходимости дополните его новыми критериями, оцените… Читать ещё >
Вопросы и задания для самопроверки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольные вопросы
- 1. Раскройте сущность понятий «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность» по Ж.-Ж. Ламбену.
- 2. Перечислите основные источники конкурентных прей муществ.
- 3. На что нацелен первичный стратегический анализ источников конкурентных преимуществ?
- 4. Назовите четыре группы ключевых факторов успеха и раскройте их содержание.
- 5. Какие вы знаете макроэкономические факторы конкурентоспособности?
- 6. Назовите основные подходы к анализу и оценке конкурентоспособности организации.
- 7. Назовите причины утраты компанией конкурентоспособности.
- 8. За счет чего достигается задача анализа эффективности возможных путей повышения конкурентоспособности товара?
- 9. Назовите меры, необходимые для создания конкурентоспособного товара.
Задания.
Задание 7.1
Приведите свои комментарии, но определению понятия «конкурентоспособность товара».
Определение понятия «конкурентоспособность товара». | Комментарии. |
Конкурентоспособность товара — это объективное свойство товара, характеризующее степень его соответствия ожиданиям потребителя, определяющее отличия от товара-конкурента. |
Задание 7.2
Оцените товарную конкурентоспособность продукции, выпускаемой тремя швейными организациями.
В таблице ниже приведены параметры товара, оказывающие влияние на спрос, а также значимость каждого параметра для потребителей. Кроме этого, в таблице также приведены оценки (но десятибалльной шкале) трех конкурирующих товаров. Рассчитайте показатели конкурентоспособности (7Сф1, Кгр2, Кф3) с учетом значимости каждого показателя и напишите выводы.
Параметры товара. | Значимость параметра для потребителей. | Оценка параметров продукции 1, 2, 3 организации, баллы. | ||
Ха 1. | Ха 2. | ХаЗ. | ||
Качество ткани. | 0,20. | |||
Качество подкладки. | 0,07. | |||
Качество фурнитуры. | 0,12. | |||
Новая модель. | 0,23. | |||
Качество строчки. | 0,10. | |||
Качество рисунков. | 0,06. | |||
Предоставление услуг послепродажного обслуживания. | 0,22. | —. | ||
Итого. | 1,0. |
Задание 7.3
Оцените конкурентные преимущества вашей организации и конкурента, но четырехбалльной системе (-2, -1, +1, +2), постройте ломаную кривую и рассчитайте итоговую оценку достижения преимуществ вашей организации.
Показатели. | Удельный вес,. %. | Конкурент. | Итоговая оценка. | ||||
Хуже Лучше. | |||||||
— 2. | — 1. | + 1. | +2. | ||||
Цена продукции. |
Показатели. | Удельный вес,. %. | Конкурент. | Итоговая оценка. | ||||
Хуже Лучше. | |||||||
— 2. | — 1. | +1. | +2. | ||||
Способы оплаты услуг. | |||||||
Качество продукции. | |||||||
Предлагаемый ассортимент продукции. | |||||||
Послепродажное обслуживание. | |||||||
Качество менеджмента. | |||||||
Итого. |
Задание 7.4
Напишите показатели, которые, по вашему мнению, можно использовать для оценки конкурентоспособности организации.
Критерии. | Показатели. |
Уровень обеспеченности производственными ресурсами. | |
Уровень обеспеченности материально-техническими ресурсами. | |
Уровень обеспеченности кадрами. | |
Система управления организацией. | |
Эффективность производственной деятельности. | |
Эффективность организации сбыта и продвижения продукции до потребителя. | |
Конкурентоспособность продукции. | |
Финансовое состояние организации. |
Задание 7.5
Рассмотрите предложенный вариант критериев оценки конкурентоспособности, при необходимости дополните его новыми критериями, оцените по десятибалльной системе в моменты времени tv t2, t" и постройте многоугольник конкурентоспособности вашей организации.
№. п/п. | Критерии оценки конкурентоспособности. | Оценка в момент времени. | ||
h | h | |||
Рыночные возможности организации. | ||||
Удовлетворенность потребителя. | ||||
Развитие в соответствии со стратегическими направлениями организации. | ||||
Качество менеджмента. | ||||
Технико-технологический потенциал организации. |
№. п/п. | Критерии оценки конкурентоспособности. | Оценка в момент времени. | ||
h | h | |||
Финансовое состояние организации. | ||||
Кадровый потенциал. | ||||
Реализация системы непрерывного управления качеством. | ||||
Разработка системы контроля запасов в организации. | ||||
Достаточно высокий уровень затрат организации на НИОКР. | ||||
Уровень конкуренции в отрасли. | ||||
Потребительские предпочтения. | ||||
Уровень отношений с партнерами. | ||||
Уровень отношений с поставщиками. | ||||
Состояние и влияние на деятельность организации политической ситуации в стране. | ||||
Состояние и влияние на деятельность организации экономической ситуации в стране. | ||||
Территориальное расположение. | ||||
Конкурентоспособность продукции. | ||||
Конкурентоспособность услуг. |
Задание 7.6.
Раскройте кратко содержание методов оценки конкурентоспособности и напишите достоинства и недостатки приведенных методов.
Название метода оценки. | Содержание метода. | Достоинства. | Недостатки. |
Метод, основанный на анализе сравнительных преимуществ конкурентов. | |||
Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. | |||
Интегральный метод. |
Задание 7.7.
1. Оцените конкурентоспособность организации по невзвешенным рейтингам, используя десятибалльную систему оценки, и заполните форму, представленную в таблице ниже (1 — очень слабая позиция,!О — очень сильная позиция).
Ключевые факторы успеха. | Ваша организация. | Конкурент 1. | Конкурент 2. | Конкурент 3. | Конкурент 4. |
Развитие в соответствии с миссией и стратегическими целями. | |||||
Наличие ноу-хау, позволяющих обеспечить качество продукции. |
Ключевые факторы успеха. | Ваша организация. | Конкурент 1. | Конкурент 2. | Конкурент 3. | Конкурент 4. |
Инновационные технологии и возможности увеличения производительных мощностей. | |||||
Привлечение и удержание новых клиентов. | |||||
Наличие дилерской сети. | |||||
Поддержание успешных отношений с сильными поставщиками. | |||||
Наличие возможностей привлечения внешнего инвестирования на выгодных условиях. | |||||
Финансовая устойчивость. | |||||
Возможность обновления ассортимента продукции для замещения на внутреннем рынке. | |||||
Общий невзвешенный рейтинг конкурентоспособности. |
Задание 7.8.
Оцените конкурентоспособность организации по взвешенным рейтингам, используя десятибалльную систему оценки, и заполните форму, представленную в таблице ниже (1 — очень слабая позиция, 10 — очень сильная позиция).
Ключевые факторы успеха. | Вес. | Ваша организация. | Конкурент 1. | Конкурент 2. | Конкурент 3. | Конкурент 4. |
Развитие в соответствии с миссией и стратегическими целями. | ||||||
Наличие ноу-хау, позволяющих обеспечить качество продукции. | ||||||
Инновационные технологии и возможности увеличения производительных мощностей. | ||||||
Привлечение и удержание новых клиентов. | ||||||
Наличие дилерской сети. | ||||||
Поддержание успешных отношений с сильными поставщиками. | ||||||
Наличие возможностей привлечения внешнего инвестирования на выгодных условиях. |
Ключевые факторы успеха. | Вес. | Ваша организация. | Конкурент 1. | Конкурент 2. | Конкурент 3. | Конкурент 4. |
Финансовая устойчивость. | ||||||
Возможность обновления ассортимента продукции для замещения на внутреннем рынке. | ||||||
Общий взвешенный рейтинг конкурентоспособности. |
Задание 7.9.
Организация X, занимающаяся производством кафеля, провела экспертную оценку (по десятибалльной системе) основных показателей деятельности своей организации, главного конкурента и организации — лидера на рынке. Результаты экспертной оценки приведены в таблице ниже.
Экспертная оценка результатов деятельности организации X, главного конкурента и организации — лидера на рынке.
Показатели деятельности. | Организация; лидер | Организация-конкурент. | Организация X | Значимость показателя, а/. |
Доля на рынке. | 0,3. | |||
Количество постоянных клиентов. | 0,3. | |||
Объем продаж. | 0,1. | |||
Уровень востребованности. | 0,3. |
Необходимо определить интегральный показатель конкурентоспособности и уровень конкурентоспособности относительно лидера рынка, занимающего наибольшую долю.
Деловые игры Деловая игра 7.1.
Анализ конкурентоспособности организации и определение стратегических направлений развития.
Цель игры, развитие компетенций анализа, выявление возможностей повышения уровня конкурентоспособности организации и определение ее основных стратегических направлений развития.
Задание: проведите стратегический анализ результатов деятельности вашей организации. Определите основные проблемы и разработайте основные стратегические направления развития организации в будущем.
Необходимое оборудование и учебно-методические материалы: мультимедийный проектор, пакет документов с заданием в трех экземплярах, блокноты, ручки, бейджики с указанием должностей участников.
Организация игры, в игре принимает участие группа студентов. Необходимо первоначально распределить роли: директор, заместители директора, начальники отделов и сотрудники отделов:
- • директор;
- • заместитель директора по стратегическому планированию;
- • начальник отдела маркетинга;
- • начальник аналитической группы;
- • начальник отдела кадров;
- • начальник финансового отдела;
- • аналитическая группа;
- • отдел маркетинга;
- • финансовый отдел;
- • отдел кадров;
- • финансовый отдел.
Можно сформировать группу экспертов.
Далее директор изучает макет документов о результатах деятельности организации с заданием и ставит задачи всем участникам игры, передает начальникам отделов комплекты документов и определяет сроки, форму отчета и ответственных исполнителей, начальники отделов представляют письменные отчеты, презентации, доклады.
Группе необходимо провести стратегический анализ деятельности организации, используя представленный материал, выявить стратегические разрывы, проблемы и разработать основные направления повышения конкурентоспособности развития организации.
Примерная пошаговая процедура проведения деловой игры:
- 1) назначение директора и распределение ролей, изготовление бейджиков, выдача общего задания директору, постановка задач заместителям директора, начальникам отделов и групп;
- 2) организация и выполнение заданий руководителями и работниками отделов;
- 3) проведение общего совещания, подготовка и представление письменных отчетов о результатах работы отделов, направленных на решение проблем организации;
- 4) организация коллективного принятия управленческих решений, разработка стратегических альтернатив, их анализ, выбор экономически эффективных вариантов;
- 5) выступления заместителей директора, презентация итоговой стратегии развития организации и оценка работы участников деловой игры.
По результатам проведения деловой игры необходимо организовать общее совещание с целью обобщения полученных групповых результатов и разработки основных стратегических направлений развития организации.