Как мы смогли понять, проведя данное исследование, психодиагностика и определение лидерских качеств — это целенаправленное и углубленное изучение соответствующих качеств и навыков. Формирование лидера в компании в той или иной мере учитывает возможности находить и развивать лидерские способности путем обучения и самосовершенствования. Для развития лидерства используется ряд нижеследующих процедур:
- — выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, осознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т. п. Эта группа качеств характеризует различные параметры активности лидера, которые с помощью обозначенных в третьем разделе методик можно выявить. Процедуры индивидуальной самомотивации достаточно разработаны в соответствующей литературе и широко используются в практике диагностики и психологии;
- — развитие индивидуальных нравственных и интеллектуальных лидерских качеств. Как уже отмечалось, к таким качествам относятся: профессиональная компетентность, порядочность, без которой, как правило, трудно, а иногда совсем невозможно завоевать авторитет, пытливый ум, быстрота понимания сути проблем, гибкость ума, предусмотрительность, умение планировать и целеполагание.
Нами для оценки лидерства у человека в ДП ООО «Капитал» были выбраны методики:
- 1. «Шкала лидерских качеств» (В.И. Шкатулла)
- 2. «Шкала оценки настойчивости» (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко)
- 3. «Выраженность лидерских тенденций» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
Как оказалось, оценка лидерства только тремя методиками является недостаточной, так как следует учитывать и другие стороны влияния лидерства в обществе.
Для получения большей надежности следует учитывать и такие аспекты, как межличностные отношения в группе, социальная инициативность человека и др.
Для проведения качественного обследования целесообразно применить личностные опросники, опросники межличностных взаимоотношений, а также, возможно, проведение деловых игр и ситуативных задач в исследовательских целях.
Целесообразно подбирать методики (батарею методик), использование которых в течение двух-трех часов способствует достижению цели обследования.
В своей деятельности по проведению психологического обследования следует руководствоваться документом «Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик». Стандартные требования к психологическим тестам.
Полученные результаты и их доведение до руководителей дирекции персонала ООО «Капитал» будут способствовать коррекции личностных качеств руководителей и, возможно, формированию новых лидеров, отвечающих целям организации.