Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Биологические теории мотивации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1913 г. основатель бихевиоризма Дж. Б. Уотсон провозгласил, что психология получила право именоваться наукой лишь после того, как выработала объективный подход к явлениям. Он предложил схему, согласно которой каждому стимулу (ситуации) соответствует определенное поведение. Голод, жажда или потребность в кислороде — первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых… Читать ещё >

Биологические теории мотивации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 1913 г. основатель бихевиоризма Дж. Б. Уотсон провозгласил, что психология получила право именоваться наукой лишь после того, как выработала объективный подход к явлениям. Он предложил схему, согласно которой каждому стимулу (ситуации) соответствует определенное поведение. Голод, жажда или потребность в кислороде — первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Теория биологических побуждений — это теория простой и прямой мотивации, позволяющая объяснить, каким образом удовлетворяются биологические потребности. Однако эта теория может объяснить далеко не все виды мотиваций человека.

Мотивация, представленная как психологический процесс, включает первичные, общие и вторичные потребности. Чтобы понять поведение человека, эти потребности должны быть осознаны и изучены. Однако это всего лишь предпосылки и фундамент для подходов, непосредственно относящихся к изучению трудовой мотивации.

Содержательные теории восходят к началу XX в. и связаны с представителями школы научного менеджмента, такими как Ф. У. Тейлор, который предложил модель прогрессивной заработной платы для мотивации работников. Вслед за ними появилась школа человеческих отношений, а затем содержательные теории мотивации А. Маслоу, Ф. Герцберга и К. Альдерфера, Д. Макгрсгора.

Разработчиков содержательных теорий интересует выявление имеющихся у людей мотивов и их приоритетности. Они озабочены тем, какого рода вознаграждения или целей люди стараются добиться, чтобы чувствовать себя удовлетворенными и работать хорошо. Содержательные теории важны для понимания того, что же мотивирует людей к трудовой деятельности.

Первоначально считалось, что единственным стимулом к деятельности являются деньги, несколько позже стали полагать, что стимулы также включают условия работы и демократический стиль руководства. Еще некоторое время спустя стали считать, что содержание мотивации заключается в так называемых потребностях или мотивах «более высокого уровня», таких, например, как уважение и самовыражение (Маслоу); ответственность, признание, достижение и продвижение (Герцберг); рост и самосовершенствование (Альдерфер).

Наибольшее распространение получила теория мотивации, предложенная в 1943 г. американским психологом А. Маслоу в классической работе «Теория человеческой мотивации». А. Маслоу в общих чертах наметил целостную теорию мотивации, целью которой было выяснение того, какие мотивы и в какой зависимости от степени удовлетворения потребностей являются действенными.

В теории мотивации А. Маслоу можно выделить следующие основные идеи: человек постоянно испытывает определенные потребности; неудовлетворенные потребности побуждают к действиям; если одна потребность удовлетворена, то ее место занимает другая; потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения.

Сама же иерархия потребностей, разработанная А. Маслоу, состоит из пяти уровней потребностей[1] (рис. 5.11):

  • 1) физиологические и сексуальные — потребности в воспроизводстве, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т. д.;
  • 2) экзистенциальные — потребности в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т. д.;
  • 3) социальные — потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной деятельности;
  • 4) престижные — потребности в уважении со стороны значимых других, служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке;
  • 5) духовные — потребности в самовыражении через творчество. Они проявляются в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте, политике и т. п. Эти потребности в гораздо большей степени носят индивидуальный характер, чем рассмотренные в первых четырех группах.

Первые два уровня потребностей в своей иерархии А. Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных — вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности).

Пирамида потребностей А. Маслоу.

Рис. 5.11. Пирамида потребностей А. Маслоу Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии с разных точек зрения. Определенная их часть имеет отношение к проблеме мотивации труда, обладает конкретными мотивационно-трудовыми значениями. Среди них можно выделить следующие потребности:

  • • в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного мнения о себе как человеке и работнике);
  • • самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, похвалы, положительного отношения к себе со стороны других);
  • • признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей вообще или в условиях жесткого контроля за качеством работы, аттестации рабочих мест на протяжении испытательного срока);
  • • социальной роли (хорошая работа как способ «быть кем-то», доказательство своей необходимости для окружающих, занятие достойного места среди них);
  • • самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней; работа как способ получения каких-то идей и знаний, проявление индивидуальности);
  • • активности (трудовая деятельность как цель, стремление к поддержанию здоровья через активность);
  • • продолжении рода и самовоспроизводстве (особая ценностная ориентация на такие цели, как благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе; реализация через результаты труда сублимированного стремления к созиданию и наследованию чего-либо);
  • • досуге и свободном времени (предпочтение работать меньше и иметь больше свободного времени, установка на работу как на ценность, но не как на основную цель жизни);
  • • самосохранении (потребность работать меньше и в лучших условиях, даже за небольшую заработную плату, в целях сохранения здоровья);
  • • стабильности (восприятие работы как способа поддержания существующего образа жизни, материального благополучия, неприятие риска);
  • • общении (установка на трудовую деятельность как на возможность общения);
  • • социальном статусе (четко выраженное подчинение трудовой деятельности целям карьеры с положительным или отрицательным эффектом для самой работы; карьера как решающий мотив поведения во взаимоотношениях с другими);
  • • социальной солидарности (желание «быть как все», добросовестность перед партнерами, коллегами).

За содержательными теориями последовали процессуальные. Основанные главным образом на когнитивной концепции ожидания, процессуальные теории теснее всего связаны с работами В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера. В этих теориях процесс мотивации раскрывается с позиций объяснения, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Ряд теорий объясняют, как нужно воздействовать на поведение работника, чтобы побуждать его к результативной работе, и дают менеджерам ключ к действенной системе мотивирования людей.

Задание для размышления

  • 1. Если предположить, что для студентов очного отделения учеба — это трудовая деятельность, то какие, на ваш взгляд, поощрения и наказания позволили бы вам учиться лучше?
  • 2. Какие виды стимулирования предпочтительнее применять на производственных предприятия, какие — на непроизводственных, например в вузах, больницах?
  • 3. Составьте свою иерархию стимулов, обоснуйте се.
  • [1] Психологос — энциклопедия практической психологии. URL: http://www.psychologos.ru/ articles/view/ piramidapotrebnosteymaslou.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой