Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общие правила деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда дела начинается с сообщения судьи-докладчика, после чего Суд определяет последовательность исследования вопросов дела. Обычно сначала заслушиваются объяснения заявителя или его представителя, а также их ответы на вопросы других участников процесса и судей, затем выслушиваются объяснения противоположной стороны и ее ответы… Читать ещё >

Общие правила деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация Конституционного Суда РФ, а также порядок его деятельности определяются исходя из ряда принципиальных положений, характерных как для судоустройства и судопроизводства в целом, так и для конституционного судопроизводства в частности.

Независимость. Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о Конституционном Суде судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и данным законом. В своей деятельности они выступают в личном качестве, выражая в принимаемых решениях только свою правовую позицию, свободную от политических пристрастий, чьих бы то ни было указаний и мнений. Какое-либо вмешательство в деятельность Конституционного Суда влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Гарантией независимости Конституционного Суда и его судей является, в частности, то, что предусматриваемые ежегодно в федеральном бюджете отдельной статьей средства, необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда, расходуются им самостоятельно и не могут быть уменьшены по сравнению с предыдущим финансовым годом. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных Законом о Конституционном Суде, не допускается. Именно стремлением обеспечить бо? льшую независимость Конституционного Суда РФ обосновывался выбор места пребывания этого органа — в настоящее время единственного из высших органов государственной власти РФ — в г. Санкт-Петербурге.

Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом коллегиально. Закон не предусматривает возможность принятия судьей Конституционного Суда единолично каких-либо решений по существу поступивших в Конституционный Суд обращений. Вместе с тем судья Конституционного Суда в случае, когда ему поручено изучение обращения в предварительном порядке или когда он назначен судьей-докладчиком по делу, вправе единолично направлять от имени Конституционного Суда в государственные и иные органы и организации требования о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении специалистов и т. п.

Конституционный Суд правомочен принимать решения по рассматриваемым им вопросам при условии, что в заседании участвует не менее двух третей от общего числа судей, за исключением судей, отстраненных от участия в деле, и судей, чьи полномочия приостановлены. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Гласность. Рассмотрение дел в Конституционном Суде РФ проводится открыто за исключением случаев, когда проведение закрытого заседания вызывается необходимостью сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Исключительный характер закрытого заседания подтверждается, в частности, тем, что за все время деятельности Конституционного Суда РФ ни одно заседание в таком режиме не проводилось.

Правило об открытости судебных заседаний относится только к заседаниям по делам, рассматриваемым в порядке конституционного судопроизводства; заседания по вопросам, касающимся принятия обращений к рассмотрению или отказа в этом, а также по вопросам организации деятельности Конституционного Суда проводятся закрыто.

Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ по рассматриваемым им делам происходит устно. Это предполагает, что в ходе рассмотрения дела заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, пояснения приглашенных в заседание лиц, а также оглашаются имеющиеся документы.

Вместе с тем особенности конституционного судопроизводства, в ходе которого исследуются только вопросы права и, по общему правилу, не подлежат рассмотрению фактические обстоятельства, позволяют значительную часть производства по делу проводить в письменной форме, путем обмена сторонами через Суд различного рода документами (заключениями, отзывами, возражениями).

Дела о проверке по запросам органов государственной власти соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), а также дела о проверке по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, а по запросам судов — о проверке конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, могут рассматриваться без проведения слушания, если Конституционный Суд РФ придет к выводу, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующим Конституции РФ постановлением Конституционного Суда, сохраняющим силу. Дело нс может быть рассмотрено без проведения слушания, если Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ заявлено возражение против применения такой процедуры при разбирательстве дела о соответствии Конституции РФ принятого соответствующим органом нормативного правового акта, а также если заявителем подано ходатайство о проведении слушаний в целях обеспечения его прав.

В случае рассмотрения дела без проведения слушания стороне, издавшей нормативный правовой акт, обеспечивается возможность ознакомления с обращением и подготовки па него отзыва, а заявителю — возможность ознакомления с отзывом и подготовки возражений на него.

Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке; участникам же производства, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать показания на другом языке и бесплатно пользоваться услугами переводчика.

Непрерывность судебного разбирательства. Заседание Конституционного Суда по каждому делу проводится непрерывно, за исключением времени, необходимого для отдыха или подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. С учетом особенностей предмета и процедуры подготовки и принятия решений Конституционного Суда РФ Законом о Конституционном Суде не устанавливается запрет на одновременное рассмотрение Судом сразу нескольких дел.

Состязательность и равноправие сторон. В соответствии с данным принципом в заседании Конституционного Суда РФ стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности. Осуществление конституционного судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон не исключает того, что Конституционный Суд РФ при принятии решений по рассматриваемым им делам не связан основаниями и доводами обращения в Конституционный Суд и что, несмотря на неиспользование сторонами в конституционном судопроизводстве предоставленных им процессуальных возможностей по отстаиванию своих позиций, он вправе принять любое решение, которое сочтет отвечающим требованиям Конституции.

Порядок предварительного рассмотрения обращений. Единственным поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является исходящее от надлежащих заявителей обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Закона о Конституционном Суде. Основаниями к рассмотрению дела в зависимости от его категории являются: 1) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон, иной нормативный правовой акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор; 2) обнаружившееся противоречие в позициях сторон (органов государственной власти) о принадлежности полномочия в спорах о компетенции; 3) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле, рассмотренном или рассматриваемым судом; 4) обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции; 5) выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Поступившее в Конституционный Суд обращение регистрируется в канцелярии и передается для предварительного рассмотрения в соответствующее подразделение Секретариата Конституционного Суда (отдел по приему граждан и работе с письмами или отраслевое управление по профилю затронутого в обращении вопроса). По результатам рассмотрения обращения в зависимости от того, требуется ли по нему принятие решения Конституционного Суда, сотрудниками Секретариата либо готовится заключение для передачи судьям Конституционного Суда, либо заявителю направляется уведомление о несоответствии его обращения установленным требованиям. Такое уведомление направляется в случаях, если обращение: 1) явно неподведомственно Конституционному Суду РФ; 2) по форме не отвечает требованиям закона (в частности, если в нем определенно не сформулировано адресованное Суду требование или если не приложены документы, подтверждающие применение оспариваемого гражданином закона в его деле); 3) исходит от ненадлежащего лица или органа (например, если с ходатайством о толковании положений Конституции обращается мировой судья или гражданином обжалуется закон, который не применялся в его деле и не нарушил его права); 4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено законодательством.

Заявитель вправе после устранения недостатков обращения повторно направить его в Конституционный Суд. Он также может в случае несогласия с уведомлением Секретариата потребовать принятия Конституционным Судом решения по вопросу о соответствии его обращения установленным законом требованиям. В последнем случае обращение передастся судьям для рассмотрения в заседании Конституционного Суда.

Обращение, по которому необходимо принятие решения Конституционного Суда, передается Председателем Конституционного Суда для предварительного изучения одному или нескольким судьям. Предварительное изучение обращения должно быть завершено в срок не позднее двух месяцев с момента его регистрации.

Заключение

о результатах предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда.

Заслушав заключение судьи (судей), Конституционный Суд РФ может принять одно из следующих решений: 1) об отказе в принятии обращения к рассмотрению; 2) о прекращении производства по обращению; 3) о принятии обращении к рассмотрению.

Решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению принимается в случаях, если: 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ; 2) обращение в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде не является допустимым; 3) по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Исходя из положений ч. 2 ст. 36 Закона о Конституционном Суде, определяющих в качестве оснований к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ возникшие неопределенность или противоречие, Конституционный Суд может, основываясь на правовых позициях, сформулированных им в ранее принятых решениях, признать обращение, не подлежащим дальнейшему рассмотрению как не требующее принятия по нему в соответствии с ч. 2 ст. 71 Закона о Конституционном Суде итогового решения в форме постановления.

Решение о прекращении производства по обращению на этой стадии конституционного судопроизводства может быть принято в двух случаях: 1) если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан; 2) если заявитель отозвал свое обращение. На последующих этапах конституционного судопроизводства дело может быть прекращено и в связи с тем, что при принятии обращения к рассмотрению нс были выявлены основания к отказу в этом, а также, что затронутый вопрос не нашел разрешения в Конституции или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

В случае принятия Конституционным Судом обращения к рассмотрению он в заседании назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

Судья-докладчик осуществляет подготовку дела к слушанию, готовит по нему проект решения, а также излагает материалы в заседании Конституционного Суда. При подготовке дела к слушанию судья-докладчик вправе: истребовать необходимые документы и иные материалы; поручать производство проверок, исследований, экспертиз; пользоваться консультациями специалистов; направлять запросы.

Вместе с председательствующим в заседании он определяет круг лиц, подлежащих вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о времени и месте заседания и о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Порядок рассмотрения дел в заседании Конституционного Суда РФ. Созыв заседания Конституционного Суда РФ осуществляется его Председателем, который открывает его и объявляет, какое дело слушается, удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон, при неявке кого-либо из участников ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. Затем он разъясняет сторонам, их представителям, другим участникам процесса их права, обязанности и ответственность.

Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда дела начинается с сообщения судьи-докладчика, после чего Суд определяет последовательность исследования вопросов дела. Обычно сначала заслушиваются объяснения заявителя или его представителя, а также их ответы на вопросы других участников процесса и судей, затем выслушиваются объяснения противоположной стороны и ее ответы на вопросы, заключения экспертов, показания свидетелей, исследуются представленные сторонами и полученные Конституционным Судом документы. В завершение исследовательской части заседания выслушиваются мнения приглашенных в заседание лиц, как правило, представляющих различные правоприменительные органы. Завершается слушание по делу заключительными выступлениями сторон, после которых Суд удаляется в совещательную комнату для постановления решения.

Решения Конституционного Суда РФ. Решением Конституционного Суда является облеченный в установленную законом форму правовой акт, которым Конституционный Суд в пределах своих полномочий выражает свою волю посредством констатации юридически значимых обстоятельств и изложения государственно-властных велений, имеющих общеобязательную силу.

Решения, принимаемые в порядке конституционного судопроизводства, подразделяются на итоговые и промежуточные.

При этом итоговые решения по делам о проверке соответствия Конституции нормативного правового акта высшего органа государственной власти РФ или субъекта РФ, по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, по запросам судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по делам о толковании Конституции именуются постановлениями и выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение, принимаемое Конституционным Судом по запросу Совета Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, именуется

заключение

м. Поскольку это решение не содержит властно-распорядительного предписания, а является лишь одним из условий принятия соответствующего решения Советом Федерации, оно не выносится именем Российской Федерации.

Принимаемые в ходе конституционного судопроизводства решения по вопросам, касающимся не существа дела, а оснований, условий и порядка рассмотрения обращений, именуются определениями. В виде определений оформляются, в частности, решения об отказе в принятии обращения к рассмотрению, о принятии обращения к рассмотрению, о соединении дел по нескольким обращениям в одном производстве, о назначении судьи-докладчика, о прекращении производства по делу. Определения Конституционного Суда РФ, как и его постановления, обладают свойством обязательности и не могут быть пересмотрены ни самим Конституционным Судом, ни другими органами. Однако в случаях, когда основания для принятия того или иного определения отпадают (например, если заявитель представляет ранее отсутствующие документы, подтверждающие применение или возможность применения оспариваемого закона в конкретном деле), Конституционный Суд не лишен возможности с учетом новых обстоятельств принять по тому же вопросу иное решение, не отменяя ранее принятое.

Итоговые решения, принимаемые в порядке конституционного судопроизводства, в том числе постановления, вынесенные в процедуре письменного производства без проведения слушания по делу, являются решениями Конституционного Суда РФ и обладают равной юридической силой.

Особую категорию решений Конституционного Суда составляют решения, принимаемые по вопросам организации его деятельности: о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, об утверждении на должность руководителей Секретариата Конституционного Суда и др.

Постановления и заключения Конституционного Суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным приведением мотивов их принятия. Определения Конституционного Суда, а также его решения по вопросам организации своей деятельности заносятся в протокол, если иное не установлено Законом о Конституционном Суде или решением самого Конституционного Суда. В соответствии с установившимся в Конституционном Суде порядком определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению, о прекращении производства по обращению или по делу во всяком случае оформляются в виде отдельного документа с приведением в нем мотивов данного решения, а при необходимости — и с указанием на необходимость опубликования этого решения. Это, однако, не означает, что и такого рода решения могут оформляться протокольно.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в законную силу непосредственно после его провозглашения.

Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Вместе с тем ст. 79, 80 и 87 Закона о Конституционном Суде установлены правила, обязывающие в случае признания того или иного нормативного акта неконституционным соответствующий орган государственной власти принять зависящие от него меры по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой