Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Наука как социальный институт

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с академическими учреждениями, возникшими в XVII — начале XVIII в. (Лондонское Королевское общество — 1660; Парижская академия наук — 1666; Берлинская академия наук, 1700; Петербургская академия наук — 1724 г.), формируются новые ассоциации ученых («Французская консерватория (хранилище технических искусств и ремесел)», 1970; Собрание немецких естествоиспытателей, 1822; Британская… Читать ещё >

Наука как социальный институт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эволюция организационных форм науки

Какие этапы проходит наука, организуясь как социальный институт?

Как социальный институт наука начала оформляться в XVII—XVIII вв. В это время в Европе возникли первые научные сообщества, такие как академии, начали складываться новые типы коммуникации ученых. В XVII в. конституируется сообщество естествоиспытателей, причем не только благодаря научным сообществам и академиям, но и в рамках так называемой «Республики ученых», основанной на частной переписке на латыни между исследователями. Переписка становится средством совместного обсуждения промежуточных результатов экспериментов, их интерпретации и объяснения гипотез. Наряду с книгами, в которых излагаются взгляды на природу, письма ученых друг другу становятся средством закрепления и передачи научного знания[1].

Углубление специализации научной деятельности приводит в конце XVIII — первой половине XIX в. к возникновению дисциплинарных объединений исследователей. Начинают формироваться научные журналы, например журнал «Химические анналы», объединяющий вокруг себя сообщество немецких химиков. Основным продуктом научной деятельности становится научная статья наряду с монографией. Национальные языки постепенно вытесняют латынь. На смену «Республике ученых» приходит множество дисциплинарно организованных сообществ.

Наряду с академическими учреждениями, возникшими в XVII — начале XVIII в. (Лондонское Королевское общество — 1660; Парижская академия наук — 1666; Берлинская академия наук, 1700; Петербургская академия наук — 1724 г.), формируются новые ассоциации ученых («Французская консерватория (хранилище технических искусств и ремесел)», 1970; Собрание немецких естествоиспытателей, 1822; Британская ассоциация содействия прогрессу, 1831 и др.).

В системе образования также возникают новые веяния. В университетах возникают новые предметы, включающие кроме традиционно гуманитарных наук также естественнонаучные и технические дисциплины. Открываются новые образовательные центры подготовки специалистов, например Политехническую школу в Париже, 1795.

В XIX в. образование начинает строиться на основе специализации по отдельным областям научного знания, что соответствует конституированию дисциплинарной организации науки. Формируется особая профессия научного работника, связанная с целенаправленной специализированной подготовкой научных кадров как способом воспроизводства субъекта научной деятельности.

В XX в. в организации науки наблюдаются заметные изменения, связанные с формированием многообразных типов объединений ученых, крупных исследовательских коллективов. Наука превращается в особый тип производства научных знаний, осуществляется целенаправленное финансирование, особая экспертиза исследовательских программ, их социальная поддержка. Формируется особая промышленно-техническая база, направленная на обеспечение научного поиска, наблюдается сложное разделение труда и целенаправленная подготовка научных кадров. Наряду со специализированными исследованиями в отдельных областях науки формируются междисциплинарные направления, учитывающие диалог естественных, гуманитарных и технических наук. Вместе с классическими объединениями ученых в рамках НИИ, академий, научных центров в университетах возникают неформальные объединения ученых, в том числе и на межгосударственном уровне. Например, так называемые «невидимые» колледжи — Д. Бернал и Д. Прайс — самоорганизующиеся коммуникативные объединения исследователей, работающих над новой перспективной проблематикой. Важным событием науки XX в. является формирование научных школ. Так, в области методологии науки начиная с 1950;х гг. осуществляется интенсивная логико-методологическая работа отечественных ученых, которая была не только способом избежать идеологических догм, но и формой ответа на методологические вызовы естественных и социальных наук. В 1952 г. начинает работать Московский методологический кружок, в рамках которого определяются истоки методологических программ. Формируется многоликая, хотя и не представляющая собой единого монолита, Московская методологическая школа, связанная с именами Б.М. Кедрова, А. А. Зиновьева, Э. В. Ильенкова, Г. П. Щедровицкого, И. С. Алексеева, В. С. Библера, А. Я. Гуревича, Н. Ф. Овчинникова, Э. Г. Юдина, Б. Г. Юдина, В. Н. Радовского, Э.М. Чудинова и др., Киевская методологическая школа (П.В. Копнин, М. В. Попопович, Б. С. Крымский, Дышлевый и др.). Основателем Минской школы является академик В.С. Степин, под научным руководством которого защищены кандидатские и докторские диссертации.

Возникновение к концу XX в. компьютерных сетей и мировой сети Интернет обеспечивает формирование новых типов научных коммуникаций, связанных с возникновением открытых сетевых диссертаций, пресс-конференций, компьютерных журналов, статей, монографий, учебных пособий и т. п.

В современных условиях возрастают функции науки как социального института, направленные на органическое соединение достижений научно-технологического мышления с нравственно-аксиологическими ценностями, взаимодополнение науки, морали, искусства, диалог естественнонаучного, гуманитарного и технического знания, актуализацию гуманитарного вектора в науке, образовании и воспитании современного человечества.

  • [1] См.: Степин, В. С. Наука / В. С. Степин // Новая философская энциклопедия: в 3 т. М., 2001. Т. 3. С. 27.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой