Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Некоторые положения психологии допроса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важно подчеркнуть: установление психологического контакта отнюдь не равнозначно даче допрашиваемым правдивых показаний. Наличие психологического контакта — это всего лишь первый шаг к правдивым показаниям, одно из условий, существенно облегчающих их получение. Он не означает возникновения симпатии, готовности к взаимным уступкам и т. д. При наличии конфликтной ситуации установление… Читать ещё >

Некоторые положения психологии допроса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из важнейших положений тактики допроса является необходимость установления психологического контакта с допрашиваемым.

Психологический контакт, в частности, можно определить как взаимоотношения следователя с допрашиваемым, когда допрашиваемый сознательно и добровольно предоставляет следователю информацию, имеющую значение для дела. Н. И. Порубов определяет психологический контакт как систему взаимодействия людей в процессе их общения, основанного на доверии; как информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга[1].

Важно подчеркнуть: установление психологического контакта отнюдь не равнозначно даче допрашиваемым правдивых показаний. Наличие психологического контакта — это всего лишь первый шаг к правдивым показаниям, одно из условий, существенно облегчающих их получение. Он не означает возникновения симпатии, готовности к взаимным уступкам и т. д. При наличии конфликтной ситуации установление психологического контакта означает вовлечение допрашиваемого в диалог, создание условий для свободного общения между следователем и допрашиваемым, несмотря на наличие конфликта между ними. Психологическое напряжение при этом может и сохраниться, но следователь должен его в максимальной степени ослабить, добиться того, чтобы со стороны допрашиваемого было преодолено чувство антипатии, раздражения против следователя[2].

Психологический контакт достигается авторитетом следователя, его твердостью в проведении своей линии, непреклонностью в принципиальных вопросах и в то же время — благожелательностью, готовностью видеть в любом допрашиваемом живого человека, подчеркнутым стремлением избавить его от лишних тягот, облегчить его участь (конечно, действуя при этом в рамках закона).

Психологический контакт между следователем и допрашиваемым не может означать установления отношений равенства. Как отмечается в криминалистической литературе, при всей его двусторонности психологический контакт в ходе допроса — это всегда взаимоотношения между представителем государства и частным лицом, к тому же нередко лицом, обвиняемым или подозреваемым в совершении преступления. Здесь естественна разница в положении, и ее не следует ни преуменьшать, ни вуалировать. Контакт действен именно тогда, когда он возникает при осознании реального положения вещей, реальной расстановки сил и основан на уважении допрашиваемого к следователю.

Для установления психологического контакта следователь должен уметь расположить к себе допрашиваемого. Для этого очень важно проявлять заинтересованность судьбой обвиняемого или подозреваемого. Если следователь равнодушен к тому, кого он допрашивает, держится формально, сухо, психологический контакт между ними никогда не возникнет. Следователь обязан быть всегда ровен, корректен и в то же время, как отмечалось выше, — благожелателен, человечен. Раздражительность, грубость, а также сухость, равнодушие немедленно вызывают ответную негативную реакцию.

Допрашиваемый должен видеть, что следователь стремится только к установлению истины и не намерен обвинять его во что бы то ни стало, готов выслушать все его доводы и тщательно проверить их. В то же время необходимо сразу показать допрашиваемому, что попытки ввести следователя в заблуждение бесполезны — он хорошо знает материалы дела, подготовлен к допросу и вовсе не склонен верить всему, что услышит от допрашиваемого.

Если допрашиваемый ведет себя невежливо, допускает развязность или грубость, необходимо это сразу же пресечь. В таких случаях обычно помогает замечание, сделанное в спокойном, выдержанном тоне; следователь ни в коем случае не должен допустить ответной грубости. Любой срыв при допросе, как правило, дорого обходится, так как установить психологический контакт после этого уже не удается.

Очень важно вызвать у допрашиваемого интерес к даче показаний, к самому процессу общения со следователем. Подозреваемый или обвиняемый должен хотеть разговора со следователем, ждать вызова на допрос хотя бы для того, чтобы поспорить со следователем, привести какие-то новые аргументы в свою пользу. Важно, чтобы он воспринимал возражения следователя без озлобления, не отвергал их сразу; тогда постепенно он начнет соглашаться с некоторыми из них и в конце концов должен будет сказать правду.

Следователь должен стремиться к тому, чтобы стиль его поведения в ходе допроса (умение слушать собеседника, четко и грамотно формулировать вопросы, проявлять при этом необходимый такт) был безупречным. Нужно, в частности, быть очень сдержанным в выражении своего отношения к показаниям — давать какую-либо оценку показаниям можно лишь тогда, когда следователь полностью уверен в их правдивости или лживости.

Установлению психологического контакта во многом способствует обстановка допроса. Она должна быть спокойной, деловой. Следует, но возможности исключить все отвлекающие моменты, все, что может помешать доверительной беседе, — посторонние телефонные звонки, разговоры с коллегами и т. д.

Выше уже отмечалось, что с психологической точки зрения сущностью допроса является взаимодействие следователя с допрашиваемым, направленное на получение необходимой информации. Допрос — это не пассивное получение тех или иных сведений, а активная деятельность обеих участвующих в нем сторон. Иными словами, общение в ходе допроса, как и всякое другое, предполагает психологическое воздействие на другую сторону, на другого участника этого общения. Значит, следователь не только может, но и должен воздействовать на допрашиваемого, т. е. убеждать допрашиваемого поступить так, как это необходимо в интересах дела.

Среди юристов были высказывания о неправомерности любого психологического воздействия со стороны следователя на допрашиваемого. Это явно ошибочная позиция, не учитывающая реального положения вещей. Психологическое воздействие (причем обоюдное) неизбежно при любом общении. «Запретить» оказывать психологическое воздействие в ходе допроса невозможно; речь может идти лишь о законности, о правомерности воздействия следователя на того, кого он допрашивает.

Нужно четко разграничивать правомерное психологическое воздействие и незаконное давление на допрашиваемого, вымогательство у него нужных следователю показаний. Как пишет А. Р. Ратинов, «правомерное психическое влияние само по себе не диктует конкретное действие, не вымогает показание того или иного содержания, а вмешиваясь во внутренние психические процессы, формирует правильную позицию человека, сознательное отношение к своим гражданским обязанностям и лишь опосредованно приводит его к выбору определенной линии поведения»[3]. Значит, грань между психическим насилием и правомерным психологическим воздействием определяется, во-первых, законностью тактических приемов, применяемых следователем в ходе допроса, и, во-вторых, наличием у допрашиваемого свободы выбора той или иной позиции.

Для того чтобы обеспечить эффективность допроса, следователь должен воздействовать на допрашиваемого, иричем воздействовать весьма гибко. Иными словами, тактика допроса определяется прежде всего в зависимости от того, какую позицию занимает допрашиваемый по отношению к расследуемому событию, какая тактическая ситуация складывается в ходе допроса — конфликтная или бесконфликтная. В зависимости от той или иной ситуации следователь выбирает соответствующие приемы допроса.

  • [1] См.: Порубов II. И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. 2-е изд. Минск, 1973. С. 73.
  • [2] См.: Карпеева Л. М., СоловьевА. Б., Чувилев А. А. Допрос подозреваемого и обвиняемого. М., 1969. С. 21.
  • [3] Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей: учеб, пособие. М, 1967. С. 163. '
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой