Тезисный план основных вопросов вдохновляющей речи
Показ препятствий на пути достижения цели: необходимо правдиво говорить о трудностях, с которыми, возможно, придется встретиться аудитории, с непременной интерпретацией приводимых в речи фактов в нужном оратору направлении. Люди заранее должны четко размерять свои силы для преодоления препятствий, чтобы столкновение с ними не оказало действия ушата ледяной воды, внезапно вылитой на голову… Читать ещё >
Тезисный план основных вопросов вдохновляющей речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вдохновляющая речь — форма речевого воздействия, призванная в кратчайшее время сформировать необходимый эмоционально-волевой настрой, способствующий решению поставленной задачи.
Убеждение в этом случае должно уступить место внушению, оперирующему простыми и понятными аудитории, подчас иррациональными аргументами, опирающимися на архетипические по существу сюжеты и образы, воздействующие на глубинные слои человеческой психики. Например, риторика А. В. Суворова представляет собой прекрасную иллюстрацию требований, предъявляемых к речи в процессе педагогической деятельности: знания хорошо запоминаются, когда они поняты и приняты сознанием обучающегося.
Примерная схема вдохновляющего речевого воздействия с целью побуждения аудитории к действию такова: «мы должны это сделать» —" «мы можем это сделать» —" «мы это сделаем».
В этом случае тезисный план основных вопросов вдохновляющей речи может состоять из следующих блоков:
- 1. Указание цели, показ ее привлекательности для слушателей', такие блоки могут содержать постановку ближайших задач с обязательным формированием установки на восприятие слушателями задач как соответствующих прежде всего их собственным интересам. Целесообразно упоминание о близости последующего отдыха или каком-либо вознаграждении, приятном для слушателей «бонусе» или развлечении.
- 2. Показ препятствий на пути достижения цели: необходимо правдиво говорить о трудностях, с которыми, возможно, придется встретиться аудитории, с непременной интерпретацией приводимых в речи фактов в нужном оратору направлении. Люди заранее должны четко размерять свои силы для преодоления препятствий, чтобы столкновение с ними не оказало действия ушата ледяной воды, внезапно вылитой на голову. Настроение меняется очень быстро — пребывание в эйфории в ожидании легких успехов может смениться глубочайшим разочарованием и даже унынием.
- 3. Внушение уверенности в том, что трудности преодолимы: здесь можно апеллировать к исторической памяти, воинской чести или личному опыту успешно выполненных задач; следует стремиться пробуждать в аудитории гордость и уверенность в собственных силах.
Конечно, побуждение к действию представляет только самый главный и наиболее сложный аспект целеполагания вдохновляющей речи. Вдохновляющие речи полезно бывает произносить и после достижения выдающихся результатов, когда нет возможности поощрить всех отличившихся. В сущности, педагогическая похвала есть один из жанров вдохновляющей речи. В этом случае основные блоки речи просто тасуются. Начинают с указания на преодоленные трудности, возносят хвалу и акцентируют внимание на то, что предстоит в будущем.
Конечно, составить схемы вдохновляющих речей на все случаи жизни затруднительно, да и вряд ли необходимо, поскольку риторика — это еще и искусство, и она не может быть заключена в рамки школьных упражнений. Личность ритора-творца всегда определяла успех ораторской речи. Китайская пословица по этому поводу с юмором замечает: «Ни слива, ни персик ничего не говорят, но под ними сама собой протаптывается тропинка».
Формулируя основные вопросы речи в виде тезисного плана, следует избегать многословия, не нужно переходить фактически к написанию текста речи. Необходимо учиться передавать свою мысль одним распространенным предложением.