Судебная власть Российской Федерации
Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, связанных с защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам… Читать ещё >
Судебная власть Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Судебной власти Российской Федерации посвящена гл. 7 Конституции РФ. Судебная власть — это ветвь государственной власти в Российской Федерации (наряду с законодательной и исполнительной), основная функция которой заключается в отправлении правосудия судами в лице судей, привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия, присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе осуществлять правосудие. Правосудие — это деятельность суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства юридических вопросов (дел) и применению на основе закона государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.
Главное предназначение судебной власти — обеспечение права граждан на судебную защиту. Известный английский правовой принцип: «право есть там, где есть защита» , — отображает самое существо деятельности судов и их место в системе государственной власти любой страны.
В Конституции РФ закреплен ряд принципов функционирования судебной власти, которые призваны создать необходимую правовую основу для реализации этого высокого предназначения судебной власти:
- 1) осуществление правосудия только судом (ст. 118);
- 2) независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120);
- 3) законность в деятельности судов. Это значит, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120);
- 4) обязательность судебных постановлений;
- 5) состязательность процесса и равноправие сторон в судебном процессе (ч. 3 ст. 123);
- 6) равенство всех перед законом и судом;
- 7) участие граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32);
- 8) гласность судебного разбирательства (ч. 1 ст. 123);
- 9) презумпция невиновности (ст. 49);
- 10) недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50);
- 11) принцип национального языка судопроизводства и некоторые другие.
В соответствии со ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, а создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3 ст. 118).
В Российской Федерации существует единая судебная система, которая включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ. В свою очередь федеральные суды сами по себе являются весьма сложной системой, которая объединяет:
- 1) Конституционный Суд РФ;
- 2) трехзвенную систему федеральных судов общей юрисдикции:
Верховный Суд РФ;
верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
районные суды.
Кроме того, к федеральным судам общей юрисдикции относятся военные и специализированные суды, а также Военная коллегия в составе Верховного Суда РФ;
3) самостоятельную подсистему арбитражных судов, к которой относятся:
Высший Арбитражный Суд РФ;
федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
арбитражные апелляционные суды;
арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ).
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Рассматривая судебную систему России, представляется особенно важным выделить полномочия Конституционного Суда РФ и дать общую характеристику правового положения высших судов РФ.
Конституционный Суд РФ — высший орган судебной власти, осуществляющий ее посредством конституционною судопроизводства самостоятельно и независимо. Конституционный Суд РФ — это орган конституционного контроля, он расположен в Санкт-Петербурге.
Наряду с Конституционным Судом РФ конституционный контроль в нашей стране осуществляют в пределах собственных полномочий Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, органы прокуратуры. В отличие от них Конституционный Суд РФ осуществляет судебный конституционный контроль, поскольку решает именно задачи судебного органа.
В соответствии со своими полномочиями, закрепленными в Конституции РФ, Конституционный Суд РФ:
- 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
- а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
- б) договоров между органами государственной власти федерального уровня и органами государственной власти регионального уровня, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
- в) не вступивших в силу международных договоров РФ[1];
- 2) разрешает споры о компетенции:
- а) между федеральными органами государственной власти;
- б) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
- в) между высшими органами государственной власти субъектов РФ.
- 3) проверяет конституционность законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ);
- 4) дает толкование Конституции РФ по запросам лиц, определенных в ч. 5 ст. 125 Конституции РФ;
- 5) дает заключение по вопросу о соблюдении существующего порядка выдвижения Государственной Думой обвинения Президента РФ в процессе отрешения его от должности;
- 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам, отнесенным к его ведению, осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему конституционным законодательством РФ.
В частности к иным полномочиям относятся:
- • принятие регламента Конституционного Суда РФ, посланий Конституционного Суда РФ;
- • дача заключений по запросам Президента РФ о соответствии Конституции РФ выдвижения инициативы по проведению референдума РФ или международного договора о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта.
Важной особенностью деятельности Конституционного Суда РФ является то, что он решает исключительно вопросы права. Это означает, что при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Он не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, административные дела, не применяет правовые нормы к конкретным случаям.
Все решения Конституционного Суда РФ носят окончательный характер, не нуждаются в утверждении какого-либо иного органа, не могут быть отменены и являются обязательными к исполнению.
Существуют три вида решений Конституционного Суда РФ: постановления, заключения, определения.
Постановлениями именуются итоговые решения по существу вопроса в делах о проверке соответствия Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, по спорам о компетенции, о толковании Конституции РФ. Выносятся постановления именем Российской Федерации.
Заключениями являются итоговые решения Конституционного Суда РФ по делам о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, о соответствии Конституции РФ инициативы по проведению референдума РФ, соответствии Конституции РФ международного договора о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта.
Определения — это все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.
Конституция РФ не характеризует Конституционный Суд РФ в качестве высшего судебного органа, так как он не имеет нижестоящих по отношению к нему судов. Создаваемые в субъектах РФ конституционные (уставные) суды не являются нижестоящими по отношению к нему судами. Принимаемые ими решения носят окончательный характер и не могут быть предметом рассмотрения со стороны Конституционного Суда РФ.
Конституционные суды субъектов РФ (уставные суды) рассматривают:
- • дела о соответствии конституциям (уставам) субъекта Федерации законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти, а также органов местного самоуправления субъектов РФ;
- • вопросы толкования конституций (уставов) субъектов РФ.
Практика создания конституционных (уставных) судов субъектов Федерации не получила широкого распространения в России.
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, а также дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой (единичные основания), второй инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, связанных с защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, дает разъяснения по вопросам судебной практики.
- [1] Это единственное полномочие Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю. В отношении остальных нормативных правовых актов он осуществляет только последующий контроль (т.е. после вступления их в силу).