Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория государства. 
Теория государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению Б. С. Эбзеева, «категорический императив» современности заключается в том, что права государства не могут быть выше прав человека. Ортодоксальная приверженность к абсолютизации суверенитета, культ независимости и верховенства государства способствуют формированию тоталитарного государственного мышления и тоталитарной политической системы, исключающей свободы и реальные права личности… Читать ещё >

Теория государства. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения раздела студент должен:

знать

  • • общетеоретические положения о государстве;
  • • понятие, признаки, сущность государства, его функции;
  • • структуру механизма государства;
  • • понятие и виды формы правления, формы государственного устройства, политического режима;

уметь

  • • выявлять сущностные и иные признаки государства;
  • • сопоставлять различные подходы к пониманию основных категорий теории государства;
  • • давать классификации государственно-правовых явлений;
  • • выявлять проблемы реализации функций государства, осуществления принципов организации и деятельности механизма государства;
  • • проводить взаимосвязи между различными элементами формы государства;

владеть

  • • соответствующей общенаучной и юридической терминологией;
  • • навыками работы с правовыми актами и научной литературой;
  • • навыками анализа источников, различными методами научного анализа.

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

Понятие и признаки государства

Что такое государство? Какой ответ на этот вопрос может дать человек, не обладающий специальным гуманитарным образованием (философским, социологическим, политологическим, юридическим)? Прежде всего с этим понятием ассоциируются названия различных государственных органов, персонифицирующих собой государство, представляющих государство, — парламент, правительство, президент и т. д. Необходимость существования государства в лице его многочисленных органов, должностных лиц вызывается в первую очередь потребностью в управлении такой весьма сложной организацией, как человеческое общество.

Государство — это организация, обладающая верховной политической властью на определенной территории.

Поясним данное определение, разъясняя подробнее признаки государства, которые отличают последнее от иных организаций.

Государство представляет собой особую политическую публичную власть, не сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти — власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне; таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении. Слоя профессиональных управленцев не было, например, в первобытном обществе.

Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни и сами ничего не производят, оно имеет право на сбор денежных средств с населения. Различные налоги, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое обеспечение политики. Данная характеристика государства производна от его понимания как публичной власти, однако в теории государства и права еще с прошлых лет сложилась традиция указывать право на сбор налогов в числе основных признаков государства. Это право и соответствующая ему обязанность нашли свое отражение и в конституциях современных государств (например, ст. 57 Конституции РФ).

Власть государства распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, существовавшей в первобытном обществе. Последняя распространялась на всех членов рода вне зависимости от их места нахождения. То же самое можно сказать в отношении власти самых различных общественных организаций, объединяющих людей по идеологическим, религиозным, профессиональным признакам, а не по территориальному.

Государство обладает суверенитетом. Суверенитет — это верховенство власти внутри страны и независимость ее вне страны. Суверенная власть понимается как власть верховная, независимая, неделимая, неотчуждаемая, всеобщая. Суверенитет — это одна из характеристик власти, которой обладает государство. Суверенность власти государства означает ее верховенство и независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся как в пределах, так и за пределами территории государства. Из этих двух признаков, составляющих суверенитет, долгое время говорили в основном о втором, о независимости, неподчинении государства как суверена любому надгосударственному образованию или другому государству.

Суверенитет государства выражается в: самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики, распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются (т.е. в универсальности — часто используют именно такой термин), возможности отмены решений иных властей (т.е. в прерогативе).

С юридической точки зрения суверенитет проявляется:

  • • в исключительном праве на издание законов, других нормативных актов, правоприменительных актов, обязательных для всех граждан, организаций и учреждений;
  • • исключительном праве на законное применение силы (в том числе физического насилия, которое возможно от кратковременного ограничения свободы до лишения жизни). Для этого у государства имеются соответствующие органы — суд, прокуратура, армия, полиция, служба безопасности.

Вокруг понятия «суверенитет» всегда велись острые дискуссии, которые имели не только теоретическую, но и практическую направленность, поскольку различные аспекты проблемы суверенности государства нередко использовались для обоснования или оправдания того или иного политического курса.

Вот отдельные дискуссионные вопросы, связанные с категорией «суверенитет» .

Суверенитет — это действительно ничем и никем не ограниченная, абсолютная власть (а это следует из определения), или же все-таки есть ей какие-то пределы? Следует иметь в виду, что наиболее распространенное в настоящее время понимание суверенной власти предполагает ее ограниченность.

По мнению Б. С. Эбзеева, «категорический императив» современности заключается в том, что права государства не могут быть выше прав человека. Ортодоксальная приверженность к абсолютизации суверенитета, культ независимости и верховенства государства способствуют формированию тоталитарного государственного мышления и тоталитарной политической системы, исключающей свободы и реальные права личности. По замечанию основателя Римского клуба А. Печчеи, в век «глобальной империи человека» именно государственный суверенитет является главным препятствием на пути к его спасению (см.: Хабриева Т. Я. Теоретические проблемы современного российского конституционализма (Научно-практический семинар) // государство и право. 1999. № 4. С. 115; Печчеи А. Человеческие качества. М., 1977).

Кому принадлежит суверенитет в федеративных государствах — федерации в целом или субъектам федерации? (Ответ на этот вопрос см. в параграфе 6.3).

Само понятие «суверенитет» стало употребляться в последнее время в разных значениях. Так, единый суверенитет (а это неделимая власть) разделяют и говорят о суверенитете экономическом, финансовом и т. д. В качестве субъектов суверенитета называют личность, народ, нацию, различные административно-территориальные единицы (например, крупные города), желая этим подчеркнуть, например, приоритет интересов личности, изначальную принадлежность власти народу (есть даже теория «народного суверенитета»), независимость органов власти и управления административно-территориальных единиц при решении вопросов местного значения и т. д. Таким образом, термин «суверенитет» в последнее время стал пользоваться особой популярностью, им обозначают в общем-то сходные, но все же различные понятия. Здесь, однако, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что сам термин был введен в научный оборот прежде всего для характеристики власти государства.

В число обязательных признаков государства можно включить также его назначение: этот признак очень часто находит выражение в определении рассматриваемого явления. Государство необходимо для управления обществом, это специфическая форма организации общественной жизни.

Обобщая признаки государства, говорят о том, что государство представляет собой политическую, структурную и территориальную организацию (см.: Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / под ред. А. Б. Венгерова. С. 74−82).

Специфика гуманитарного знания вообще и юридического в частности такова, что на очень многие проблемы не существует единой точки зрения, к осмыслению одних и тех же проблем предлагаются самые разные подходы. Понимание государства здесь не исключение — в научной и учебной литературе можно встретить различные определения данного явления.

Следующие среди них заслуживают внимания: «государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 42). «государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию» (Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 46).

Несмотря на некоторые отличия, приведенные определения в целом лежат в одном русле, поскольку понимание государства ограничивается здесь указанием прежде всего на публичные учреждения — государственные органы. Данные определения можно свести в одну группу и условно назвать политико-юридическим пониманием государства.

Однако существует и иное понимание такого феномена, как государство, также весьма условно его можно именовать социологическим. С этой точки зрения государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений. Еще раз повторим: государство — это специфическая форма организации социальной жизни. Иной формы организации, кроме государственной, человеческое общество, находящееся на определенном уровне развития (сложноорганизованное общество), не знает.

Представленная научная позиция дает более глубокое понимание феномена государства. Государство — это не только и не столько особый аппарат управления обществом, сколько организация, интегрирующая социально дифференцированное общество для сохранения его существования и обеспечения наилучшего дальнейшего развития.

Зачатки такого понимания государства обнаруживаются еще в философских концепциях древнегреческих и древнеримских мыслителей. Так, к примеру, в трактовке Цицерона государство предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно для древнегреческих концепций, но одновременно и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, общий правопорядок (см: История политических и правовых учений: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1988. С. 84). В последующем именно такое понимание государства получило дальнейшее развитие. Более того, если мы будем рассматривать историю развития представлений о государстве, то увидим, что социологическое понимание государства является более распространенным, чем политико-юридическое. И. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, «государство — обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей» (Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 131). По мнению Л. Дюги, «слово „государство“ означает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т. е. политическая власть» (Дюги Л. Конституционное право: Общая теория государства. М., 1908. С. 25).

Социологическое понимание государства получило распространение и в русской дореволюционной литературе, «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Коркунов ?. М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1902. С. 27). «государство — это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти» (Хвостов В. М. Общая теория права. М., 1914. С. 15). «государство — это союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Тихомиров Л. А. Монархическая государственность (переиздание). СПб., 1992. С. 31). Примерно такое же понимание государства как объединения людей под одной властью и в пределах одной территории мы находим у многих ученых-юристов дореволюционной России (Ф. Ф. Кокошкина, Г. Ф. Шершеневича и др.). Подробнее о различных вариантах понимания государственности в истории политико-правовой мысли см.: Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. / авт.-сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень Т. 1. С. 151−192.

Таким образом, можно говорить не столько о государстве как об аппарате власти, сколько о государственно организованном обществе. Изучая государство, его нельзя отрывать от общества, можно лишь в некоторой степени абстрагироваться; государство без общества не существует. Очень часто, давая определение государства с социологических позиций, указывают на такой обязательный его признак, как население, и выводят триаду: население, территория, власть. Подобный подход, уходящий корнями к Аристотелю, в настоящее время популярен за рубежом среди юристов, философов, социологов, политологов.

Социологическое понимание государства мы находим в современной работе Э. А. Позднякова: «государство есть форма человеческого общежития, совместного бытия людей как существ общественно-политических. Как таковое государство представляет собой тотальность или целостную органическую систему, живущую в соответствии с особыми присущими ей законами (как общими, свойственными системам такого рода, так и особенными, обусловленными конкретной культурно-цивилизационной спецификой). Государство есть целое; из него нельзя вычленить какую-то отдельную, хотя и в высшей степени важную сторону, будь то государственное устройство, экономика, право, система нравственности и т. д., и рассматривать ее вне органической связи с другими, сводить все к ней. Отвлекаясь от материальной основы (территория, природные ресурсы, местоположение, климат и прочие физические характеристики), государство есть органическая система, организованная на началах определенного порядка, в который включается публичная власть и органы управления, право и правовой порядок, обычаи и духовно-нравственные ценности и нормы, то есть все то, что объединяет людей в едином общежитии, поддерживает их совместное существование, регулирует их поведение и сохраняет общность в виде нерасчленимой целостности» (см.: Поздняков Э. Л. Философия государства и права. М., 1995. С. 39). «государство, следовательно, — это единство общества и власти, или общества и соответствующего государственного устройства», заключает автор (там же. С. 96).

Следует иметь в виду и то, что два изложенных выше подхода не исчерпывают многообразия пониманий государства (см., например: Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже столетий // государство и право. 1997. № 2. С. 25; Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 6−13).

Заметим, однако, что в теории государства и права при рассмотрении самых общих проблем государственности, при изложении последующих тем по теории государства обычно используется исключительно политико-юридическое понимание государства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой