Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика изучения базовых представлений М. Рокича

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); Уверенность в себе (внутренняя… Читать ещё >

Методика изучения базовых представлений М. Рокича (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из наиболее распространенных и известных исследований базовых представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 1960;х — начале 1970;х гг. американским психологом М. Рокичем в США и других странах. М. Рокич разработал метод прямого ранжирования ценностных ориентаций личности.

Милтон Рокич (1916—1988) — американский психолог польского происхождения, профессор социальной психологии Университета штата Мичиган, а затем Университета штата Вашингтон. Получил широкую известность благодаря созданию системы ценностных ориентаций личности. М. Рокич начал свою деятельность как психиатр, однако большую часть своей профессиональной жизни занимался изучением общественных и личных ценностей, понимая под термином «ценность» устойчивые убеждения в предпочтительности одних представлений, целей или способов существования перед другими.

Человеческие ценности, которые М. Рокич определяет как убеждение людей в том, что конечная цель существования или определенный способ социального поведения являются предпочтительными для личности или социума, обладают следующими признаками:

  • 1) общее число ценностей сравнительно невелико;
  • 2) все люди в обществе обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;
  • 3) ценности сведены в системы;
  • 4) человеческие ценности формируются культурой, обществом, общественными институтами и личностью;
  • 5) влияние ценностей прослеживается во всех социальных явлениях, заслуживающих изучения.

Что люди считают важным в своей жизни? Почему они так считают? Чего они хотят добиться? К чему стремятся? Какими качествами (как они считают) они должны обладать, чтобы достичь своих целей?

М. Рокич определяет два класса ценностей[1]:

  • — терминальные, т. е. убеждения в отношении конечной цели индивидуального существования и ее значимости (ценностицели);
  • — инструментальные, т. е. убеждения в отношении предпочтений того или иного образа действий или тех или иных свойств личности, необходимых для достижения цели (ценности-средства).

В совокупности ценности-цели и ценности-средства образуют систему ценностных ориентаций личности.

К терминальным ценностям относятся:

  • — активная деятельность жизни (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • — здоровье (физическое и психическое);
  • — жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • — красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • — любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • — интересная работа;
  • — наличие хороших и верных друзей;
  • — общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  • — материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • — продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • — познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  • — развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • — развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • — счастливая семейная жизнь;
  • — свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • — счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • — творчество (возможность творческой деятельности);
  • — уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

К инструментальным ценностям принадлежат:

  • — аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • — высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • — воспитанность (хорошие манеры);
  • — исполнительность (дисциплинированность);
  • — жизнерадостность (чувство юмора);
  • — непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • — независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  • — ответственность (чувство долга, умение держать слово);
  • — образованность (широта знаний, общая культура);
  • — самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  • — рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • — твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • — смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
  • — широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • — терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  • — эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  • — честность (правдивость, искренность);
  • — чуткость (заботливость).
  • [1] Rokeach М. The Nature of Human Values. N. Y.: Free Press, 1973
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой