Методика изучения базовых представлений М. Рокича
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); Уверенность в себе (внутренняя… Читать ещё >
Методика изучения базовых представлений М. Рокича (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из наиболее распространенных и известных исследований базовых представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 1960;х — начале 1970;х гг. американским психологом М. Рокичем в США и других странах. М. Рокич разработал метод прямого ранжирования ценностных ориентаций личности.
Милтон Рокич (1916—1988) — американский психолог польского происхождения, профессор социальной психологии Университета штата Мичиган, а затем Университета штата Вашингтон. Получил широкую известность благодаря созданию системы ценностных ориентаций личности. М. Рокич начал свою деятельность как психиатр, однако большую часть своей профессиональной жизни занимался изучением общественных и личных ценностей, понимая под термином «ценность» устойчивые убеждения в предпочтительности одних представлений, целей или способов существования перед другими.
Человеческие ценности, которые М. Рокич определяет как убеждение людей в том, что конечная цель существования или определенный способ социального поведения являются предпочтительными для личности или социума, обладают следующими признаками:
- 1) общее число ценностей сравнительно невелико;
- 2) все люди в обществе обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;
- 3) ценности сведены в системы;
- 4) человеческие ценности формируются культурой, обществом, общественными институтами и личностью;
- 5) влияние ценностей прослеживается во всех социальных явлениях, заслуживающих изучения.
Что люди считают важным в своей жизни? Почему они так считают? Чего они хотят добиться? К чему стремятся? Какими качествами (как они считают) они должны обладать, чтобы достичь своих целей?
М. Рокич определяет два класса ценностей[1]:
- — терминальные, т. е. убеждения в отношении конечной цели индивидуального существования и ее значимости (ценностицели);
- — инструментальные, т. е. убеждения в отношении предпочтений того или иного образа действий или тех или иных свойств личности, необходимых для достижения цели (ценности-средства).
В совокупности ценности-цели и ценности-средства образуют систему ценностных ориентаций личности.
К терминальным ценностям относятся:
- — активная деятельность жизни (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- — здоровье (физическое и психическое);
- — жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
- — красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
- — любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- — интересная работа;
- — наличие хороших и верных друзей;
- — общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
- — материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
- — продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
- — познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
- — развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
- — развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
- — счастливая семейная жизнь;
- — свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- — счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
- — творчество (возможность творческой деятельности);
- — уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
К инструментальным ценностям принадлежат:
- — аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
- — высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
- — воспитанность (хорошие манеры);
- — исполнительность (дисциплинированность);
- — жизнерадостность (чувство юмора);
- — непримиримость к недостаткам в себе и других;
- — независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- — ответственность (чувство долга, умение держать слово);
- — образованность (широта знаний, общая культура);
- — самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- — рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
- — твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
- — смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
- — широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
- — терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
- — эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
- — честность (правдивость, искренность);
- — чуткость (заботливость).
- [1] Rokeach М. The Nature of Human Values. N. Y.: Free Press, 1973