Большой вклад в изучение морали, развитие этики в данный временной период внесли Т. Гоббс (1588—1679), Б. Спиноза (1632—1677), Д. Локк (1632−1704), И. Кант (1724−1804), Г. Гегель (1770−1831), К. Маркс (1818—1883) и другие.
Мыслители Нового времени стремились осмыслить мораль и как объективный закон, порожденный Богом, и как субъективно-личностный феномен. В качестве универсального средства утверждения морали, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступил человеческий разум.
Призывая к серьезному научному анализу морали, исследователи полагали, что для этого этика должна заимствовать методы естественных наук — физики и геометрии. В противном случае она останется предметом обыденного сознания.
В Новое время произошло разделение философов на два направления в понимании моральной природы человека.
Представители первого (Т. Гоббс) полагали, что человеческая природа является изначально испорченной, эгоистичной. Но сгладить эгоистичные порывы людей, являющиеся врожденными, может государство, которое с помощью закона должно заставить жить членов общества на договорных началах.
Представители другого направления (Т. Мор, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций) считали природу человека доброй. Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) выдвинул идею о том, что цивилизация, основанная на неограниченном господстве частной собственности, приведет к социальному и нравственному регрессу, к утрате людьми свободы и счастья, так как противоречит доброй природе человека. В качестве выхода Ж.-Ж. Руссо предлагал на основе общественного договора создать гражданское общество, в котором поступки человека приобретут нравственный характер. Важнейшими моральными качествами общественного человека мыслитель считал трудолюбие, простоту быта и нравов, честность и прямодушие, гражданственность, самоограничение личного интереса во имя интересов общественных[1].
Таким образом, главной заслугой мыслителей Нового времени было то, что этические учения стали предметом серьезных общественных и научных дискуссий, в центре которых был поиск личных и общественных нравственных идеалов и условий их достижения.
- [1] См.: Словарь по этике. С. 293.