Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лекция IX ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ РОССИИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причины ухудшения качественных характеристик управленческого слоя в России обусловлены его тенденцией превращения в закрытую касту, вследствие того что обладание властью было предпосылкой богатства, а не наоборот. Вообще, следует заметить, что власть в России вне зависимости от смены режимов и наличия или отсутствия демократических ритуалов традиционно носит авторитарный характер. В основе же… Читать ещё >

Лекция IX ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ РОССИИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При разделении общества на господствующие и подчиненные социальные группы возникает и разделение труда между ними. Господствующие группы начинают выполнять функции организации и контроля экономической, хозяйственной деятельности, а подчиненные становятся работниками, создающими общественный продукт. В любом обществе социальные группы, обладающие властью, представляют собой меньшинство, определяемое современными исследователями как «политическая элита».

При всем многообразии определений этого понятия наиболее распространены следующие:

«Политическая элита — понятие, отражающее особую роль верхушки господствующего класса, прежде всего той его части, которая непосредственно осуществляет политическое руководство обществом, стоит у руля государственного управления»[1].

Политическая элита — составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическим качествами и непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее (Моска, Мангейм, Лассуэл).

Элита — лица, получившие высший показатель в своей деятельности, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (Парето, Боден, Ортега-и-Гассет и др.).

Если исходить из определения, сложившегося в рамках структурно-функционального подхода, политическая элита — это внутренне сплоченная, составляющая меньшинство общества категория лиц, являющихся субъектами подготовки и принятия важнейших стратегических решений и обладающих необходимым для этого ресурсным потенциалом. При этом элита не арифметическая сумма лиц, в той или иной мере влияющих на разработку позиций по ключевым, жизненно важным вопросам, а общность, объединенная единством целевых установок, стереотипов поведения.

Во всех случаях справедливо следующее определение: элита — это избранная, выделяющаяся и выдающаяся часть общества, имеющая по сравнению с массой определенные привилегии. С точки зрения широты понятия элиты одни исследователи относят к ней только высший эшелон негосударственной власти, другие — всю иерархию управленцев, выделяя высшее звено власти, принимающее решения, жизненно важные для всей страны, среднее звено, принимающее решения, значимые для отдельных регионов или отдельных сфер социальной деятельности, и разветвленный бюрократический аппарат. Термины «субэлита», «региональные элиты», применимы для низших структурных уровней элиты. В самой политической элите различают правящую элиту и оппозиционную, борющуюся за власть в рамках данной политической системы, а также контрэлиту, целью которой является изменение существующей политической системы.

Историко-социальный анализ показывает, что вариативность подходов к пониманию элиты связана с развитием социальной структуры общества. Вначале выделялась властно-организационная социальная группа и соответственно появилась «властная элита».

Политическая власть независимо от ее носителей в графическом изображении представляет собой пирамиду, в основании которой те или иные господствующие и правящие силы, классы, над ними — их самая активная, самая организованная, отборная верхушка. Пирамида сужается до верхних этажей политической иерархии и венчается главой государства.

В начале XX в., когда ответственность власти и требования общества к ней возросли, появилась специальная теория политической элиты — лучшей, избранной социальной группы, профессиональных политиков верхушки правящих сил, в силу всего этого занимающих руководящие посты на разных уровнях управления государством.

Первые современные концепции элит возникли в Италии. Они связаны с именами социолога и юриста Гаэтано Моски, экономиста и социолога Вильфредо Парето, а также Роберта Михельса, немца по национальности, принявшего в 1926 г. итальянское гражданство, — историка, экономиста, социолога. Именно они попытались вычленить и систематизировать вопросы, касающиеся роли правящей верхушки в политическом процессе, сделали предметом специального исследования политические элиты, взяв за основу категории интеллектуального и морального превосходства во властных взаимоотношениях между элитами и подданными.

Так, Парето пытался подойти к классификации элит по типу психологических особенностей — «инстинктов»: инстинкт комбинаций — склонность человека собирать, переставлять и комбинировать вещи; инстинкт постоянства агрегатов — консервативная тенденция поддерживать и сохранять однажды сформированные связи. Представителей правящей элиты с преобладающим инстинктом комбинаций Парето называет лисицами, вторых — львами. В экономике первые — спекулянты, вторые — рантье. В интеллектуальной, художественной, творческой сферах первым соответствуют верящие оптимисты, вторым — скептики.

Тезис Парето о циркуляции элит в обществе гласит, что элита существует всегда, до тех пор, пока существует человечество, меняются только качества элиты, ее внутренняя суть. В зависимости от конкретных исторических условий один тип элиты сменяется другим. В частности, на разных этапах исторического пути в обществе преобладают те или иные взгляды на мироздание, общественные отношения, законы развития, в результате чего для данного исторического отрезка формируется свой тип элиты.

Большой вклад в теории политических элит внесли работы Макса Вебера. Он первым ввел в современную политологию понятие легитимности, иными словами, законности данной власти.

Особенно широкую известность получила его классификация типов легитимности. М. Вебер считал, что «имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности». Первый может опираться на заведенный порядок вещей, на существующие нравы и обычаи (традиции). В этом случае мы сталкиваемся с традиционным господством, таким, какое осуществляли, например, императоры и средневековые князья. Другой тип легитимности, более характерный для сегодняшнего дня, — это господство, основанное на законе, на рационально установленных правилах. Подчиняясь лидеру, подчиняются прежде всего правилам и законам. Такой род господства осуществляется, например, современными государственными служащими. И, наконец, третий тип легитимности — это господство, основанное на харизме — выдающихся и необычных, даже сверхъестественных качествах вождя, которыми он обладает в глазах своих последователей. Обращение к легитимности позволило Веберу найти причины принятия или отторжения индивидами определенных типов социального порядка в виде норм, правил, обычаев, законов.

В рамках любой политической системы осуществление власти представляет собой функцию, к выполнению которой огромное большинство граждан не имеет доступа. С этой точки зрения всякая политическая система является «олигархической», или управляемой меньшинством, сколь бы демократичными ни были институты данной политической системы. Конечно, в некоторых случаях политическая элита достойно представляет интересы остальной части населения, но, тем не менее, она не перестает быть меньшинством.

Одним из наиболее важных является вопрос о рекрутировании элит. В классической и современной политической науке принято выделять различные типы элит на основе преобладающего принципа рекрутирования. Так, Карл Манхейм[2] выделяет три таких принципа: отбор по крови; отбор по владению; отбор по достигнутому успеху.

Политическая элита России имеет дихотомическую структуру, включающую два элемента: первый — верховная власть, вто;

%

рой — правящий класс, причем второй всецело зависит от первого. Рекрутирование правящего класса со времен Ивана Грозного производится верховной властью по принципу «привилегии за службу», а в качестве привилегий, являющихся собственностью власти, выступают земля, доходные должности по центральному и местному управлению и денежное вознаграждение, то есть, строя общество и его элиту сверху вниз, государство неизбежно создавало принципиальную зависимость правящего класса от верховной власти. В этом существенная разница между процессами формирования российской и западноевропейской политической элиты.

Период формирования российской элиты является первым этапом ее развития; вторым — период зрелости, или стабилизации, когда основной ее движущей силой становится стремление наследственно закрепить полученные за службу привилегии. При этом элита этапа «зрелости» готова на все, не останавливаясь перед организацией смуты (Лжедмитрий, ГКЧП, Чечня). Вхождение элиты во второй этап ставит перед верховной властью необходимость выбора: либо переходить из немобилизационного, то есть инновационного, режима развития в мобилизационный, либо осуществлять чистку элиты, при этом следует отметить, что 3. Бжезинский в книге «Перманентная чистка» ошибался, полагая, что чистка характерна исключительно для периода советского тоталитаризма.

Открытость и закрытость элит определяется с точки зрения степени ротации состава элиты, включения в ее состав выходцев из внеэлитных слоев. Элиту можно назвать открытой, если доступ в ее круг открыт представителям различных социальных групп. Закрытой элита является в том случае, когда процесс рекрутирования имеет самопроизводящийся характер[3].

Причины ухудшения качественных характеристик управленческого слоя в России обусловлены его тенденцией превращения в закрытую касту, вследствие того что обладание властью было предпосылкой богатства, а не наоборот. Вообще, следует заметить, что власть в России вне зависимости от смены режимов и наличия или отсутствия демократических ритуалов традиционно носит авторитарный характер. В основе же политической жизни обычно лежит сильнейший персонализм (монархизм, вождизм), соответственно и политическая система всегда фактически строилась на монархических принципах, хотя сам монарх мог быть наследным или избираемым, пожизненным или временным, мог носить различные титулы — великого князя, царя, императора, генсека, президента. Такая система воспроизводится на всех уровнях власти, а не только на федеральном.

Поэтому у России есть две постоянные угрозы — тирания и анархия. Демократические права и свободы в России, как правило, не завоевывались обществом в упорном противоборстве, а даровались милостью монарха. Из этого следует:

  • — огромная политическая роль бюрократии — служилого люда за привилегии;
  • — патернализм и клиентелизм (стремление быть под патронатом государства, отдельного его института или какого-нибудь лица), ориентация гражданина не на социальное восхождение в результате личного трудового вклада, а на занятие более высокого места в государственной иерархии за счет личных связей с целью извлечения из этого личных выгод;
  • — «выключенность» народных масс из повседневного политического процесса, ограниченность сферы публичной политики; отсутствие цивилизованных форм взаимоотношений между «верхами» и «низами», правовой нигилизм тех и других.
  • [1] Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
  • [2] Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования // Диагнознашего времени. М., 1994. С. 317.
  • [3] Подробнее см.: Смирнов Г. Н. Политология. Очерки о современности. М., 1999.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой