Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хронологические рамки работы определяются годами жизни М. Вахитова (1885−1918). Нам представляется целесообразным выделить в его биографии ряд этапов. Первый — с 1885 года до февраля 1917 года. Это было время накопления знаний, когда формировались присущие ему личностные качества и свойства, основы его общественно-политических взглядов. Следующий этап, с февраля 1917 года по январь 1918 года… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Этапы и факторы формирования концептуальных оценок М. Вахитова — политика
    • 1. 1. Историография 20-х — середины 50-х годов XX века: тенденции оценки деятельности М. Вахитова историко-политической наукой
    • 1. 2. М. Вахитов как общественно-политический деятель революционной эпохи в историографии середины 1950-х -середины 1980-х годов
    • 1. 3. Переосмысление оценок и трактовок общественно-политических взглядов М. Вахитова в исторической литературе конца 1980-х — 2000-е годы
  • Глава 2. М. Вахитов как тип национального лидера: историко-политический анализ
    • 2. 1. Истоки формирования общественно-политических взглядов
  • М. Вахитова
    • 2. 2. М. Вахитов — лидер левых мусульман-социалистов
    • 2. 3. М. Вахитов — идеолог освободительного движения в исламском мире
    • 2. 4. М. Вахитов и М. Султан — Галиев: идейно — политическая преемственность в теории и практике национально-освободительного движения

Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Известно, что долгое время историческое прошлое рассматривалось как деятельность масс, классов, социальных групп. Именно с этих методологических позиций исследовалась роль личности в истории. Поэтому в перестроечное и постсоветское время возрос интерес к изучению исторической антропологии. Историки получили возможность объективно, без идеологических догм и штампов оценить деятельность и взгляды отдельных личностей. Это способствовало глубине раскрытия смысла и хода исторических событий, пониманию их неоднозначности и неповторимости, осмыслению важнейших событий эпохи. В этой связи изучение взглядов Мулланура Вахитова, в силу его особой и во многом уникальной роли в истории национального движения татарского народа в начале XX века, представляет несомненный интерес для современности, ибо многие его идеи и политические приоритеты не потеряли своей актуальности в настоящее время.

Рассматриваемая в диссертации тема самодостаточна и в научном отношении, так как, несмотря на то, что отдельные стороны жизни и деятельности М. Вахитова изучены довольно обстоятельно, до сих пор не существует какого-либо комплексного исследования общественно-политических взглядов М. Вахитова с учетом современных, объективных методологических позиций. Его имя обросло легендами, из работы в работу переходили повторяющиеся некритические клише, что порождает необходимость более детального, с опорой на новые источники, изучения его мировоззрения. Это способствовало бы закреплению реальных представлений о национальном движении татарского народа.

Таким образом, объектом данного исследования являются общественно-политические взгляды М. Вахитова, одного из ярких представителей национально-освободительного движения татарского народа в революционную эпоху. Предметом исследования стали политические установки и деятельность М. Вахитова в их эволюции.

Хронологические рамки работы определяются годами жизни М. Вахитова (1885−1918). Нам представляется целесообразным выделить в его биографии ряд этапов. Первый — с 1885 года до февраля 1917 года. Это было время накопления знаний, когда формировались присущие ему личностные качества и свойства, основы его общественно-политических взглядов. Следующий этап, с февраля 1917 года по январь 1918 года, является периодом, когда М. Вахитов возглавил левое крыло татарского национального движения. Заключительный этап — с января 1918 года по август 1918 года, пришелся на время его работы комиссаром Советского правительства, когда М. Вахитов становится лидером государственного строительства татарского народа и идеологом освободительного движения в исламском мире. Трагическая гибель комиссара оборвала его политическую деятельность. В ряде случаев привлекаемый материал хронологически охватывает 1923 год — период первого ареста ученика и соратника М. Вахитова М. Султан-Галиева. Данное обстоятельство объясняется еще и тем, что источники позволяют проследить преемственность взглядов М. Вахитова и М. Султан-Галиева.

Методологическая основа диссертации базируется на сочетании биографического и историко-антропологического подходов, что позволяет вывести исследование на уровень анализа индивидуального сознания и деятельности. Эти методы основаны на принципе историзма, препятствующего механическому переносу в прошлое сегодняшних представлений и приоритетов, а так же на принципе объективности, заключающимся в попытке преодолеть крайности в оценке общественно-политических взглядов М. Вахитова. Сравнительно-исторический метод исследования необходим для реконструкции мировоззрения и сопоставления различных точек зрения современников и потомков. Он позволяет выделить во взглядах лидеров татарского национального движения общее и повторяющееся с одной стороны и особенное, индивидуальное — с другой стороны. Метод реконструкции дает возможность в ярком теоретическом наследии М. Вахитова найти и облечь в логически упорядоченное целое Ф систему его идей и положений. В диссертации использован проблемно-хронолигический принцип изложения материала. Диалектический принцип анализа способствовал рассмотрению общественно-политических идей М. Вахитова в контексте их генезиса, становления и эволюции.

Степень изученности. Специальных работ, анализирующих общественно-политические взгляды М. Вахитова, нет. В том или ином объеме общественно-политические взгляды М. Вахитова освещаются в общих работах по истории общественно-политической мысли начала XX века, революционного и национально-освободительного движения, * государственного строительства в Татарстане, в монографиях и статьях биографического характера, в исследованиях, посвященных отдельным сторонам жизни и деятельности М. Вахитова.

Различные, нередко противоречивые оценки и суждения авторов по поводу взглядов М. Вахитова, вызывают необходимость выделения отдельной главы, посвященной обзору историко-политической литературы.

Изучение избранной темы потребовало привлечения большого объема источников. Источниковую базу исследования составляют следующие группы источников и литературы.

В первую группу входят статьи, сочинения, речи М. Вахитова, опубликованные в газетах в годы его учебы в Петербурге и в период I активной политической деятельности. К сожалению, они сохранились не в полном объеме. Эти материалы раскрывают разнообразные интересы и воззрения М. Вахитова, позволяют проследить процесс формирования и эволюцию его общественно-политических взглядов.

Вторую группу источников составили документы и материалы, разработанные и подписанные М. Вахитовым на посту комиссара Советского правительства. Это постановления, декреты, проекты, обращения, приказы. Некоторые из них подписаны совместно с руководителями Советского правительства В. И. Лениным, И. В. Сталиным и другими. В них отражается многогранная работа М. Вахитова как государственного деятеля, содержится ценная информация о его участии в решении важнейших задач национальной политики и государственного строительства в первый год существования Советской власти.

Третья группа источников включает обширный комплекс периодических изданий начала XX века на татарском, русском и турецком языках: «Кызыл байрак» — орган Мусульманского социалистического комитета, «Аваз» — орган Союза приказчиков, «Чулпан», «Кызыл Армия», «Ени Дуния» — газеты, которые выпускал Центральный мусульманский комиссариат. М. Вахитов редактировал эти газеты, принимал активное участие в их организации и издании. В эту же группу периодических изданий входят газеты и журналы: «Урал», «Ирек», «Шуро», «Мусульманская газета», «Камско-Волжская речь», «Рабочий», «Правда», «Известия ВЦИК». Эти органы печати представляли различные политические направления, от либеральных до радикально-демократических. Опубликованные в них статьи представляют значительный интерес для исследователя: периодическая печать позволяет воссоздать колорит и атмосферу того времени, политический климат революционной эпохи.

Четвертую группу источников составляют документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Татарстан и в Центральном государственном архиве историко-партийной документации Республики Татарстан. Фонд Первого Казанского реального училища НА РТ (фонд 426) содержит сведения об учебе М. Вахитова, его ведомости успеваемости. В материалах фонда Казанского губернского жандармского управления НА РТ фонд 199) имеются документы, свидетельствующие о революционной деятельности М. Вахитова, его друзей и соратников. В фондах Казанской губернской земской Управы НА РТ (фонд 81) и Казанского губернского Комитета общественной безопасности НА РТ (фонд 601) есть сведения о деятельности М. Вахитова в органах управления, созданных Временным правительством. О деятельности М. Вахитова среди крестьян имеются документы в фонде Казанского губернского Совета крестьянских депутатов (Губсовдеп) НА РТ (фонд 983).

Некоторые воспоминания друзей и людей знавших М. Вахитова хранятся в фондах Татарского обкома ВКП (б) ЦГАИПД РТ (фонд 15) и Испарта Татарского обкома ВКП (б) ЦГАИПД РТ (фонд 36).

Богатый источник представляют собой мемуары и воспоминания, которые дают интересный фактический материал, позволяют уяснить мотивы тех или иных поступков, выяснить характер личных взаимоотношений авторов с М. Вахитовым. Важность этой группы источников заключается еще и в том, что они существенно обогащают лишь частично сохранившийся материал дооктябрьского периода жизни и деятельности М. Вахитова. Дело в том, что весь архив МСК утрачен. Воспоминания в определенной степени дополняют недостаток других источников.

При рассмотрении преемственности общественно-политических взглядов М. Вахитова, необходимо в отдельную шестую группу выделить речи, статьи и работы М. Султан-Галиева.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, освободившись от идеологических догм, подвергнуть историко-политологическому анализу сложившиеся в отечественной политической литературе представления о М. Вахитове и создать объективное исследование общественно-политических взглядов М. Вахитова.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть тенденции в оценках общественно-политической деятельности М. Вахитова и переосмысление трактовок историко-политической наукой с 1920;х — до 2000;х годов.

2. Выявить предпосылки и факторы формирования общественно-политических взглядов М. Вахитова.

3. Охарактеризовать М. Вахитова как новый тип идеолога левых мусульман-социалистов России и народов Востока.

4. Изучить эволюцию общественно-политических взглядов М. Вахитова на посту комиссара Центрального мусульманского комиссариата.

5. Проследить идейно-политическую преемственность между взглядами М. Вахитова и его ученика и соратника М. Султан-Галиева.

Научная новизна работы заключается в том, что:

• Впервые в отечественной историографии дается историко-политический анализ работ, посвященных М. Вахитову.

• Впервые представлен комплексный анализ общественно-политических взглядов М. Вахитова, написанный с современных методологических позиций.

• Пересмотрен ряд сложившихся оценок и интерпретаций об общественно-политической деятельности М. Вахитова.

• Выявлена и аргументирована идейно-политическая преемственность взглядов М. Вахитова и М. Султан-Галиева.

• В диссертационной работе используется ряд источников, которые вводятся в научный оборот впервые и раскрывают неизвестные ранее факты и события политической биографии М. Вахитова.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее. выводы могут быть использованы при написании обобщающих научных работ по политической истории национального движения народов Востока, при подготовке факультативов, спецкурсов, семинаров по проблемам развития общественно-политической мысли, национально-освободительного движения и строительства государственности татарского народа.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в докладах на межвузовских научных и научно-практических конференциях (Казань 2001, Елабуга 2001;2003), ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава КГУ и ЕГПУ (2000;2003 годах), а также в ряде научных публикаций:

1. Кавиев А. Ф. Революционер-демократ и гуманист М. Вахитов // В поисках ответов (сборник трудов молодых ученых). Выпуск второй. -Елабуга. -2000. -С. 9−12.

2. Кавиев А.Ф. М. Вахитов и М. Султан-Галиев: Идейно-политическая преемственность // IV Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов. Тезисы докладов. -Казань, 2001. — С.121−122.

3. Кавиев А. Ф. «Революционность энергии, решимость характера, ясность ума» (К вопросу о политических взглядах М. Вахитова) //Совершенствование преподавания в высшей школе (материалы научно-практической конференции). — Казань, 2002. -С.30−33.

4. Кавиев А. Ф. Общественно-политические позиции революционно-демократического крыла национального движения в Казани в 1917;1918 годах: Мусульманский социалистический комитет // В поисках ответов (сборник трудов молодых ученых). Выпуск 3. — Елабуга, 2003. (в печати).

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Из материалов исследования следует, что труды и статьи, созданные в 20−50-е годы XX века, не дают целостного представления об общественно-политических взглядах и революционной деятельности М. Вахитова. Их авторами являлись в основном непосредственные участники событий в крае, свидетели жизни и деятельности М. Вахитова. Эти работы в значительной степени окрашены эмоционально-личностным восприятием происходивших событий. В этом, с одной стороны, достоинство издававшейся литературы, а с другой — недостаток, поскольку узость источниковой базы предопределила невысокий уровень научного обобщения.

На работы, созданные в 30 -50-е годы, наложил существенный отпечаток культ личности Сталина. Главное внимание историки Татарии по указке свыше сосредоточили на дискредитации национально-освободительного движения татарского народа, характеризуя его как буржуазно-националистическое. Не избегла этой участи и деятельность М. Вахитова до момента назначения его комиссаром Советского правительства. При анализе истории Центрального мусульманского комиссариата и Центральной мусульманской военной коллегии имя М. Вахитова умалчивалось, его общественно-политические взгляды не были объектом изучения.

Середина 50-х годов стала началом качественных изменений в освещении истории национального движения и общественно-политических движений. Процессы демократизации, начатые XX съездом КПСС, коснулись и исторической науки, положив начало решительному пересмотру многих укоренившихся в науке неверных представлений. За несколько десятилетий было опубликовано очень много работ, в которых так или иначе затрагивается данная проблема. При всей многочисленности изданий специальных исследований о М. Вахитове недостаточно. Отдельные стороны его общественно-политических взглядов, революционной и государственной деятельности исследуются в работах, посвященных истории общественно-политической мысли татарского народа, истории национального освободительного и общественного движения, истории подготовки и проведения Октябрьской революции в Поволжье, истории государственного строительства в Татарии. Однако историки сосредоточили основное внимание на изучение революционной деятельности М. Вахитова, руководства им МСК, рассмотрению государственной деятельности на посту председателем ЦМК и ЦМВК. Преобладание панегирического стиля большинства работ снижают в определенной степени их объективность. Исследования общественно-политических взглядов носит фрагментарный характер.

Как показал анализ, демократизация, развернувшаяся в стране в середине 80-х годов XX века, либерализация мышления, в том числе и научного, позволили возобновить процесс обретения объективности исторической науки. Получают новое прочтение и те аспекты исторической действительности, которые, еще недавно казались детально разработанными. Не проходит интерес и к личности выдающегося татарского общественно-политического деятеля М. Вахитова. Выходит в свет ряд статей, посвященных комиссару, в которых на основе широкого круга источников, происходит переоценка многих устоявшихся оценок и трактовок его деятельности и общественно-политических взглядов.

М. Вахитов жил в интересное и сложное время истории, когда решалась судьба российского общества, будущее татарского народа, в эпоху трех революций, социальных катаклизмов, политических потрясений. Его жизненный путь — это путь борца, верившего в возможность социальной справедливости, в гуманизм, в конечную победу разумных начал и лозунгов национального равноправия.

Каждый народ имеет присущую только ему своеобразие мышления, менталитета, который формируется на протяжении многих веков. В своеобразие этнополитического облика этноса, в его совершенствование вносят свой вклад яркие общественно-политические деятели каждой эпохи. Такой большой личностью был и остается М. Вахитов.

Нами прослежено, что идейно-политические, нравственно-духовные и культурные воззрения М. Вахитова во многом были заложены семейным и дружеским окружением в юношеские годы. Рельефно проявились черты общественного деятеля и идейного борца в годы учебы в Петербурге. Он был человеком высокой культуры, огромной эрудиции, широчайшего интеллектуального горизонта. На формирование общественно-политических взглядов молодого М. Вахитова, с одной стороны, повлияли бессмертные творения классиков мировой и русской культуры, идеи просветительства, мощные традиции предшественников — гуманистов и зарождающиеся революционно-демократические искания современников и всего российского общества начала XX века, с другой.

В своих выступлениях Вахитов обращал внимание на лучшие образцы российской культуры, на факторы общности народов России, историю своего народа, отдавал отчет в преемственности культур народов Востока и их связях с Европой. В его публикациях сквозит призыв к возрождению лучших достижений мысли и поэзии мусульманского Востока.

После Февральской революции в Казанской губернии развернулась борьба за политическое лидерство и начала складываться система регионального политического лидерства. Ее составляли лидеры различного масштаба, разной степени и характера влияния на общественно-политические процессы. М. Вахитов — революционер-гуманист, мыслитель и общественно-политический деятель был выше многих современников. Увлеченный социалистическими идеями, отвечая всем критериям политического лидера, он возглавил левое крыло в татарском национальном движении. Отказавшись войти в состав Казанского мусульманского комитета, М. Вахитов создал Мусульманский социалистический комитет.

МСК) — прогрессивную демократическую организацию, в который могли войти все желающие, вне зависимости от классовой принадлежности. В МСК входили многие передовые представители татарской интеллигенции, которые стали впоследствии известными деятелями культуры и видными политиками. В целом МСК копировал формы деятельности традиционной европейской социал-демократии, хотя ставил основной целью распространение среди мусульман идей социализма.

Нами выявлено, что социализм и гуманизм в представлении Вахитовасоставляли неразрывное единство. Его идеалом является тот социализм, который строится во имя любви к человеку, во имя подлинной свободы. Приверженность принципам, нормам и категориям гуманизма красной нитью проходит через все выступления и статьи М. Вахитова.

Талант политика и государственника ярко проявились после того, как М. Вахитов возглавил Центральный мусульманский комиссариат при Совнаркоме. Он становится лидером национально-государственного строительства мусульманских народов Поволжья и идеологом освободительного движения в мусульманском мире. Важным моментом подготовки антиколониальной революции на Востоке он считал создание первой мусульманской советской республики. Альтернативу плану создания штата «Идель-Урал» он видел в Татаро-Башкирской Республике, как государстве, созданном на федеральных и договорных началах. Эта республика должна была стать «революционным очагом», откуда, как представлял М. Вахитов, будут «летать мятежные искры социальной революции в недра Востока». В своих выступлениях он неоднократно говорил об истории социалистического движения среди мусульман разных стран, при этом отмечая важность революционизирования Востока для всего мирового революционного движения.

Нам удалось установить, что особое значение в развертывании освободительного движения в мусульманском мире М. Вахитов придавал созданию Мусульманской социалистической армии, организацией которой он занимался, став председателем Центральной мусульманской военной коллегии. Важную роль в осуществлении антиколониальной революции на Востоке должна была сыграть созданная М. Вахитовым в марте 1918 года независимая от РКП (б) партия мусульманских социалистов-коммунистов, опиравшаяся на мусульманские социалистические комитеты. Однако вскоре после смерти М. Вахитова, партия под давлением ЦК РКП (б) пришлось отказаться от статуса самостоятельной и стать мусульманской секцией при РКП (б).

Особое значение в развитии освободительного движения в исламском мире М. Вахитов придавал пропаганде социалистических идей среди народов Востока, содействию работе мусульманских социалистических организаций других стран. С этой целью в Центральном мусульманском комиссариате создается отдел международной пропаганды, который возглавлял сам М. Вахитов. Он курировал издание газет, брошюр и книг на турецком, иранском и арабском языках.

Нами прослежено, что, работая комиссаром Советского правительства, М. Вахитов не всегда был согласен с генеральной линией партии большевиков. Он не был сторонником безоговорочного подчинения национального движения подновленным имперским структурам Советского государства, протестовал против однопартийного правительства и поддерживал принцип коалиционной власти. Не все мероприятия социалистической революции — в частности, разрушение старых хозяйственно-экономических структур, «красногвардейская атака на капитал», лозунг «экспроприация экспроприаторов» — нашли позитивный отклик у М. Вахитова. Он считал необходимым внести существенные поправки в ленинский декрет об отделении церкви от государства. Разного рода шероховатости и противоречия были и в отношениях М. Вахитова с народным комиссаром по делам национальностей И. Сталиным.

На основании источников, в том числе введенных в научный оборот впервые, мы попытались показать идейно-политическую преемственность взглядов М. Вахитова и М. Султан-Галиева. Его преемником стал М. Султан-Галиев, который до начала 1920;х годов продолжал развивать политические мысли и планы своего учителя.

За время своей активной политической деятельности М. Вахитов прошел путь от идеалиста и романтика, мечтавшего о перенесении идей марксизма и национального возрождения на мусульманскую почву, до политика, начавшего отличать подлинные интересы от мнимых, декларации от реальных поступков. Он вырос и как политик, и как личность. Он начал поиски опоры для построения будущего у большевиков, но в итоге стал все больше опираться на национальные идеи, идеи тюркизма. Он был истинным романтиком и верил в свою правоту. Порой ошибаясь, он честно отдавал все свои силы делу прогресса и освобождения мусульманских народов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Неопубликованные источники.1.НА РТ.
  2. Фонд 81 (фонд Казанской губернской земской Управы).
  3. Фонд 199 (фонд Казанского губернского жандармского управления).
  4. Фонд 601 (фонд Казанского губернского Комитета общественной безопасности).
  5. Фонд 983 (фонд Казанского губернского Совета крестьянских депутатов).
  6. Фонд 426 (фонд Первого Казанского реального училища).2. ЦГАИПДРТ
  7. Фонд 15 (фонд Татарского обкома ВКП (б))
  8. Фонд 36 (фонд Испарта Татарского обкома ВКП (б))
  9. Опубликованные источники. 1. Опубликованные источники на русском языке.
  10. Г. Памятная книжка // Казань. 1998. — № 1. — С. 30 -43.
  11. Борьба за Казань. Сборник материалов о чехо-учредиловской интервенции в 1918 году. № 1. — Казань, 1924.
  12. Валиди 3. Воспоминания. Уфа, 1994. — 330 с.
  13. М. Избранное. Статьи, речи, письма, документы. Казань, 1967.- 124 с.1
  14. К. Октябрь в Казани // Пролетарская революция. 1924. — № 10 (33).-С. 120−137.
  15. Г. Сочинения в 8 томах. Казань, 1984. — т.7.
  16. В. Его имя не должно быть забыто! (Об увековечении памяти М. Вахитова на его родине) // Искра (Кунгур). 1957.-21 июля.
  17. В. Мулланур Вахитов // Звезда (Пермь). 1957. — 17 октября.
  18. С.М. Октябрьская революция и борьба мусульманских лидеров за власть в Поволжье и на Урале // Отечественная история, 1999.-№ 1. С.47−63.
  19. И. К открытию памятника вождю мусульманского пролетариата // Известия ТатЦИКа. 1922. — 29 апреля.
  20. И. Мулланур Вахитов // Известия ТатЦИКа. 1923. — 19 августа.
  21. И. Мулла-Нур Вахитов // Известия ТатЦИКа. 1922. — 22 июня.
  22. И. Мулланур Вахитов // Кызыл Армия. 1920. — 21 августа.
  23. X. В грозный час // Советская Татария. 1975 — 22 августа.
  24. Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. Сборник документов и материалов. Уфа, 1959. — 990 с.
  25. Образование Татарской АССР: Сборник документов и материалов. -Казань, 1963.-504 с.
  26. Первый год пролетарской диктатуры в Татарии. / Сборник документов и материалов. Казань, 1933. — 440 с.
  27. Политика советской власти по национальным делам за три года. 19 171 920 гг. -М., 1920.
  28. И. Мулланур Вахитов. // Пути революции. 1923. — № 3. -С.34−40.
  29. Саид-Галиев С. О Муллануре Вахитове // Красный Крым. -1921. 7 ноября.
  30. Султан Галиев М. Кто я? // Татарстан, 1992. — № 5−6. — С. 73−81.
  31. Султан-Галиев М. Избранные труды. Казань, 1998. — 719 с.
  32. Султан-Галиев М. Статьи, выступления, документы. — Казань, 1992. -516с.
  33. Я. 1917 год в Казани. Из воспоминания старого большевика //Дружба народов. 1957.- № 5.
  34. Я., Маликов А. Для нас ты будешь живым примером. К 80-летию со дня рождения М. Вахитова // Советская Татария. 1965. — 20 августа.
  35. Я., Маликов А. Мулланур Вахитов // Советская Башкирия. -1958. — 19 августа.
  36. Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац (вместо отчёта). М., 1924.
  37. Я. Встречи с Мулла-Нуром Вахитовым. (Воспоминание) //Советская Татария. — 1965. 18 августа.
  38. Опубликованные источники на татарском языке.
  39. JI. Анын якты истэлеге (Его светлая память) // Социалистик Татарстан. 1965. — 17 августа.
  40. Ф. Мулланур иптэш (Товарищ Мулланур) // Кызыл Армия. 1920. — 19 августа.
  41. Ш. 19 август. М. Вахитовнын утерелуенэ дурт ел тулуга каратып (19 августа. К четырехлетию убийства М. Вахитова) //Коммунист. 1922. — 22 августа.
  42. Ш. Мулланур иптэш Вахитов (Товарищ Мулланур Вахитов) //Кызыл Армия. — 1919. 11 сентября.
  43. Н. Мулланур Вахитове турында (О Муллануре Вахитове) //Совет эдэбияты. 1957. — № 8 — С. 55−58.
  44. Н. Мулланурнын соны коннэре. Хэтирэлэр. (Последние дни Мулланура Вахитова. Воспоминания.) // Кызыл Татарстан. 1926. — 19 августа.
  45. Р. Беренче адымлар (Первые шаги). / Корэштэшлэр (Саратники). Казань, 1972. — С. 23.
  46. К. Мулланур Вахитов // Красная Татария. 1924. — 19 августа.
  47. X. Бергэ уткэн коннэр (Дни прожитые вместе). / Корэштэшлэр (Соратники). Казань, 1972. — С. 40−45.
  48. С. Мулланур иптэш Вахитов турында истэлеклэр (Воспоминания о товарище Муллануре Вахитове) // Кызыл Татарстан. 1924. — 19 августа.
  49. Н. Чехлар кергэндэ. Мулланур турында истэлеклэр (При вступлении чехов. Воспоминания о Муллануре) II Кызыл Татарстан. -1926. —19 августа.
  50. Г. Шэрыкнын боек революционеры Мулланур Вахитов (Великий революционер Востока Мулланур Вахитов) // Кызыл Шэрык. 1920.- № 1. — С. 44−46.
  51. И. Мулланур белэн минем очрашуларым (Мои встречи с Муллануром). / Корэштэшлэр (Соратники). Казань, 1972. — С. 16−17.
  52. И. Шэрыкнын боек революционеры Казанда М. Вахитовка Ьэйкэл ачылу унаее белэн (Великий революционер Востока М. Вахитов. К открытию памятника в Казани) // Татарстан хэбэрлэре. — 1922.-4 мая.
  53. Корэштэшлэр. Мулланур Вахитов Ьэм анын корэштэшлэре турында истэлеклэр Ъэм мэкалэлэр (Соратники. Воспоминания и статьи о Муллануре Вахитове и его соратниках). Казань, 1972. — 243 с.
  54. С. Активлар жыелышында иптэш Вахитов (Товарищ Вахитов на собрании актива) // Кызылармеец. — 1926. 20 августа.
  55. Мулланур Вахитов Казыл мосельман гаскэри фиркаларыннын атасы (Мулланур Вахитов — отец мусульманских красноармейских частей) //Кызыл Армия. — 1920. — 19 августа.
  56. А. Мулланур Вахитов Ьэм татарлар пролетариата (Мулланур Вахитов и татарский пролетариат) // Кызыл армия. 1920. -19 августа.
  57. Сайфи Фатых-Казанлы. Мулланур иптэш Вахитов (Товарищ Мулланур Вахитов) // Татарстан. 1923. — 20 августа.
  58. Фатхи (Бурнашев). Шэрык ярлыларнын боек юлбашчысы Мулланур Вахитов (Великий вождь бедноты Востока Мулланур Вахитов) //Кызыл Армия. 1920. — 19 августа.
  59. Фатхи. Мулланур Вахитовка Ьэйкэл (Памятник Муллануру Вахитову) //Татарстан. 1922. — 2 апреля.
  60. Фатхи. Мулланур турында истэлеклэр (Воспоминания о Муллануре Вахитове) // Кызылармеец. -1926.- 20 августа.
  61. Я., Маликов А. Ялкын революционер (Пламенный революционер) // Социалистик Татарстан. 1965. — 22 августа.
  62. В. Бутаучы узе бутала (Путаник сам запутывается) //Татарстан хэбэрлэре. 1920. — 19 августа.
  63. В. Ике ел искэ тошерэбез (Два года — вспоминаем) //Эшче. — 1920. 18 августа.
  64. В. Казан мосельман социалистик комитеты (Казанский мусульманский социалистический комитет) // Кызыл Татарстан. 1927. — 4 ноября.
  65. Шэрыкнын боек революционеры Мулланур Вахитов (Великий революционер Востока Мулланур Вахитов). Казань, 1919. — 94 с.
  66. Периодические издания. 1. Газеты на русском языке.
  67. Камско-Волжская речь 1917 г.12. Рабочий-1917 г. 13. Правда-1918 г. 14. Известия ВЦИК 1918 г.
  68. Мусульманская газета 1914 г.
  69. М., Батыев С. Султангалиевщина и её буржуазные «защитники» // Коммунист Татарии. 1975. — № 1. С. 70 -83.
  70. Альберт Рис Вильяме. О Ленине и Октябрьской революции. — М, 1960.
  71. Анатомия революции. 1947 год в России: Массы, партии, власть. -СПб., 1994.
  72. А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России.-М., 1931.- 140 с.
  73. С. Татарская АССР. М., 1932.
  74. А. Борьба с интервентами в 1918 году и Наркомнац //Исторический журнал. 1942. — № 10. — С. 74 — 82.
  75. Р.К. К вопросу о «Забулачной Республике» / История Государственности республики Татарстан и современность. Материалы республиканской научной конференции 8−9 декабря 1998 г. -Казань, 2000.-С. 121−132.
  76. Р.К. Назревание общенационального кризиса и его проявление в Поволжье и на Урале в 1917 году. Казань, 1979. — 208 с.
  77. Р.К. Революционное движение в Среднем Поволжье: июль -октябрь 1917 года. Казань, 1972. — 155 с.
  78. Р.К. Хроника «Забулачной республики» // Республика Татарстан. 1997. — 26 июля.
  79. Великий Октябрь и современность. М., 1988.
  80. Р.А. Галимджан Сайфутдинов: Очерки жизни и деятельности. Казань, 1988,-104 с.
  81. И.Г. Защищая завоевания Октября: Центральная мусульманская военная коллегия1918−1920гг. М., 1979 — 160 с.
  82. А.Н. Подготовка и проведение Октябрьского вооруженного восстания в г. Казани / Об октябрьском вооруженном восстании в г. Казани в 1917 г.: Сб. статей. Казань, 1948. С. 40 -53.
  83. И.И. Борьба партии против буржуазного национализма и национал уклонизма в годы социального строительства / Из истории борьбы ленинской партии против оппортунизма. -М., 1966 .- С. 523 528.
  84. И.И. Борьба партии против национализма. М., 1974. 126с.
  85. Т. Советский Татарстан: Теория и практика ленинской национальной политики. Лондон, 1974. — 392 с.
  86. Декреты Советской власти. М., 1957. — Т. 1.
  87. С. Идеологическая борьба в национальном вопросе //Революция и национальности. 1930. — № 3. — С. 3 -20.
  88. Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты. Казань, 2000. — 160 с.
  89. Жизнь замечательных людей в Казани. Казань, 1940 — 1941. — в 2-х т.
  90. К.С. Региональное политическое лидерство в России: пути эволюции. Казань, 1997. — 148 с.
  91. И.М. Крестьянство Среднего Поволжья накануне Великого Октября. Казань, 1957. — 256 с.
  92. И.М. Солдатские массы в Октябрьской революции: По материалам Поволжья и Урала. Казань, 1982. — 152 с.
  93. И.М., Тагиров И. Р. Октябрь в Казани. Казань, 1967. — 272 с.
  94. История государственности Республики Татарстан и современность. -Казань, 1999. 186 с.
  95. История Татарстана. XX век. 1917−1995 гг. IV часть: Учебное пособие для общеобразовательных заведений. Казань, 1998. — 416 с.
  96. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. Казань, 2001.-544 с.
  97. А. Верный сын революции М. Вахитов // Военно-исторический журнал. 1975. -№ 8. — С. 126−128.
  98. Г. Идеология национал-фашизма (Султангалиевщина и иттихадисты).- Ташкент — Самарканд, 1936.
  99. Г. Пантюркисткая контрреволюция и её агентура -султангалиевщина. — Казань, 1931. 100 с.
  100. К. Г. Октябрь в Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1971.
  101. Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995. — 312с.
  102. А.Л. Казань: время гражданской войны. Казань, 1991.
  103. Н. Великая Октябрьская революция и создание Народнгого комисариата по делам национальностей // Вопросы истории. 1949. — № 8. — С. 9−25.
  104. Е., Демашев Ф., Тарасов А., Кудрявцев В. Казанская большевистская организация в 1917 году. -Казань, 1933.
  105. С.М. Коршунова О. Н. М.Вахитов. Личность в истории. Провинциальная культура // Регионология. 2001. -№ 1. С. 280−294.
  106. С.М., Коршунова О. Н. Мулланур Вахитов. Штрихи к портрету мыслителя и политика // Научный Татарстан. 2000. — № 3. -С.74−77.
  107. Мулланур Вахитов. Жизнь и деятельность пламенного революционера ленинца. — Казань, 1985. — 270 с.
  108. Муллануру Вахитову бойцу ленинской гвардии // Советская Татария .- 1985. -23 августа.
  109. М. К. Октябрь и национально-государственное строительство в Татарии. Москва, 1969. — 285 с.
  110. М. К. Революционер-гуманист. (К вопросу о партийности Мулланура Вахитова). / К памяти М. К. Мухарямова.-Казань, 1995-С. 102−111.
  111. М., Мухамедов С. Мусульманский социалистический комитет // Советская Татария. 1957.- 2 ноября.
  112. М.К. Воспетый музами // Советская Татария. 1985. — 22 августа.
  113. М.К. Левые социалисты-мусульмане Татарии в 19 171 918гг. /Памяти М. К. Мухарямова / Под ред. Сайдашевой и Гизатуллина. -Казань, 1995.-С. 75 -83.
  114. М.К. М Вахитов // Советская Татария.-1953. 19 август.
  115. М.К. Октябрь и национальный вопрос в Татарии (октябрь 1917- июль 1918 г.) Казань, 1958. — 276 с. 148. «Нам хотелось бы, дорогой Иосиф Виссарионович, узнать ваше мнение о М. Вахитове» // Эхо веков. 1996 — № ½. — С. 280 -281.
  116. Т. О дальнейшем изучении жизни и революционной деятельности Мулланура Вахитова. / Труды Казанского сельскохозяйственного института им. М. Горького. — Казань, 1967. -выпуск 53.-С. 38−47.
  117. Т.М. Октябрь и печать Татарии 1917 1920 гг. — Казань, 1975. -212 с.
  118. Р. Вахитов Мулланур. / Борцы за счастье народное. Казань, 1967.- С. 75−85.
  119. Р.И. Деятельность Центрального мусульманского комиссариата при Народном комиссариате по делам национальностей в 1918г. //Советское востоковедение. 1958. — № 5, — С.116−120.
  120. Р. Мулланур Вахитов (О комиссаре М. Вахитове) // Ленинский путь. 1981.-23 июня.
  121. Р. С мандатом Ленина. (Об одном из первых наркомов М. Вахитове) // Советская Татария. 1977. — 28 октября.
  122. Р. Стойкий революционер-ленинец: к столетию со дня рождения М. Вахитова // Коммунист Татарии. 1985 .-№ 8. — С. 47- 52.
  123. Нафигов Р. И Поверивший в революцию // Татарстан, 1995. № 11/12 -С. 82−86.
  124. Р.И. Поэт народный, евразийский / К истокам евразийской культуры. Казань, 1998. — С. 14−17.
  125. Р.И. История возвращает великие имена // Научный Татарстан. 1998.-№ 2. — С. 91−94.
  126. Р.И. Мулланур Вахитов. Историко-биографический очерк -издание 2-е, испр. и доп. Казань, 1975 — 224 с.
  127. Р.И. Мулланур Вахитов. Историко-биографический очерк. -Казань, 1960. 156 с.
  128. Р.И. Проблемы исторической науки, спорные вопросы, открытия, некоторые перспективы / История общественной мысли народов России и Татарстана. Казань, 2001. С. 2−12.
  129. Р.И. Садри Максуди на страницах дореволюционной печати. /Садри Максуди: Наследие и современность: Материалы Международной научной конференции. Казань, 1999. — С. 142−148.
  130. Р.И. Формирование и развитие передовой общественно-политической мысли. Казань, 1964. — 446 с.
  131. И. Сын Волги // Советская Татария. 1985. — 22 августа.
  132. Новые сведения о просветителе Шамсетдине Культя си. / История Арского края. — Казань, 1996. 251 с.
  133. P.M. Становление партийно-советской печати на татарском языке (1917−1925гг.) — Казань, 1978.- 167 с.
  134. P.M. Татарская революционно-демократическая печать в период подготовки Октябрьской революции. Казань, 1974. — 39 с.
  135. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? -М., 1991.-240 с.
  136. Октябрьская революция. Народ: ее творец или заложник? М., 1992.
  137. Памяти великого революционера // Красная Татария. 1926. — 19 августа.
  138. М.К. Мухарямова. / Под ред. Сайдашевой и Гизатуллина. -Казань, 1995.
  139. Е.И. Народный комиссариат по делам национальностей и его деятельность в 1917 1918 годах. — М., 1950. — 154 с.
  140. Политические деятели России. 1917.: Биографический словарь. М., 1993.
  141. Против султангалиевщины и великодержавности. Казань, 1929. -142с.
  142. Ф.А. История татарского народа: с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие для национальных школ, гимназий, лицеев. Саратов, 2001. — 221 с.
  143. Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994.
  144. Россия, 1917 год: выбор исторического пути («Круглый стол» историков Октября. 22−23 октября 1988 г.) М., 1989.
  145. JI.B. В борьбе за ленинскую национальную политику. -Казань, 1930.- 147 с.
  146. И.Т. Деятельность представителей татарского либерального движения в работе Государственной Думы / В поисках ответов
  147. Сборник трудов молодых ученых). Выпуск второй. Елабуга, 2000. -С. 24−29.
  148. М. С. Татарские трудящиеся на путях великого октября. Казань, 1927. 74 с.
  149. М. «Письмо В. И. Ленину» // Советская Татария. 1975. — 22 августа.
  150. М.А. Ленин и некоторые вопросы социалистического строительства в Татарии. Казань, 1963. — 99 с.
  151. М., Лебедева А. Под руководством В. И. Ленина. К 80-летию со дня рождения М. Вахитова // Советская Татария. 1965.- 22 августа.
  152. М.А. Ленин и социалистическое строительство в Татарии (1918−1923гг.). М., 1969.- 328 с.
  153. .Ф. Мулланур Вахитов: взгляд из 90-х годов // Татарстан. 1991. № 2.-С. 65−75.
  154. .Ф. Гибель Мулланура Вахитова: ложь и правда. / История в лицах. Казань, 1997. — С. 32−36.
  155. .Ф. Из тайников истории. Казань, 1995. — 63 с.
  156. .Ф. История в лицах. Исторические портреты. Люди и события: историко-документальные очерки. Казань, 1997 — 128 с.
  157. .Ф. История Татарстана: страницы секретных архивов. -Казань, 1994, 253 с.
  158. .Ф. Первая жертва генсека: Мирсаид Султан-Галиев: Судьба, люди, время. Казань, 1991. — 206 с.
  159. .Ф., Малышева С. Ю. Политические судьбы (научно-популярные очерки). Казань, 1996, — 285 с.
  160. Ф. Верный революционер ленинец // Правда. — 1965. — 22 августа.
  161. И. За власть советов // Советская Татария. 1985 .- 22 августа.
  162. И.Р. В борьбе за власть Советов (Октябрь и национально-освободительное движение в Поволжье и на Урале, июль 1917 март 1918 гг.). — Казань, 1977. — 184 с.
  163. И.Р., Валеев Р. К. Общественно-политическая жизнь в первой четверти XX века. /Материалы по истории Татарского народа. -Казань, 1995. С. 388−423.
  164. И.Р. Дорогой свободы и братства. Казань, 1987. — 295 С.
  165. С. Мулланур Вахитов Ьэм Сэид Габиев (Мулланур Вахитов и Сайд Габиев). // Казан Утлары. 1975. — № 1. — С. 174−176.
  166. Р.К. Булак арты республикасы (Забулачная Республика). -Казань, 1999. 160 с.
  167. Р.К. Фажига (Трагедия). Казань, 1996.-191 с.
  168. М. Революционер Ьэм публицист. Мулланур Вахитовнын тууына 80 ел тулу алдыннан (Революционер и публицист. Перед 80-летием со дня рождения Мулланура Вахитова) // Социалистик Татарстан. 1965. — 17 августа.
  169. Тарифу ллин Д. Ул Казанда туган (Он родился в Казани)
  170. Социалистик Татарстан. 1975. — 22 августа.
  171. Ш. Солтангалиевчелек турында (О султангалиевщине). — М., 1930.
  172. В. Мулланур Вахиов туган жирда (На родине Мулланура Вахитова) // Татарстан яшлэре. 1958. — 19 августа.
  173. В. Мулланур Вахитов // Кызыл Тан. — 1957. 27 октября.
  174. В. Мулланур Вахитов // Эдэби Башкортостан. 1958. — № 8 -С.99−106.т
  175. В. Революционер тураЬында хикэйэ. Мулланур Вахитов хакында тарихи биографик очерк (Рассказ о революционере. Историко-биографический очерк о Муллануре Вахитове). Уфа, 1960. 104 с.
  176. В.М. МулланурВахитов. Пермь, 1958. — 58 с.
  177. Г. Солтангаливчелек Ьэм анын тамырлары (Султангалиевщина и её исторические корни). — Казань, 1930. 94 с.
  178. Мулланур Вахитов турында янга мэгълуматлэр (Новые сведения о Муллануре Вахитове) // Совет Татарстаны. 1957. — 12 февраля.
  179. Мулланур Вахитов. Ялкынлы революционер-ленинчынын тормышы Иэм эшченлеге (Жизнедеятельность пламенного революционера -ленинца). Казань, 1989. — 264 с.
  180. Мулланур Вахитовнын тэржемээи хэле (Биография Мулланура Вахитова). // Кызыл Армия. 1920. — 19 августа.
  181. Мулланур иптэш Вахитов хакында (О товарище Муллануре Вахитове). // Эшче. -1920. 9 августа.
  182. Т. Мулланур Вахитов турында яна мэгълуматлар (новые сведения о Муллануре Вахитове) // Совет Татарстаны. 1957. — 12 февраля.
  183. Т. Мулланур Вахитов тууына 70 ел тулу унае белэн (К 70 -летию со дня рождения Мулланура Вахитова) // Совет эдэбияты. — 1955.-№ 8.-С.-77−82.
  184. Р. Вахитов Мулланур / Халык бэхете очен корэшучелэр (Борцы за народное счастье). — Казань, 1970. С. 69−79.
  185. Р. И. Мулланур Вахитов. Тарихи-биографик очерк (Мулланур Вахитов. Историко-биографический очерк). Казань, 1961 — 148 с.
  186. Р. Мулланур Вахитов биографиясенэ карата (К биографии Мулланура Вахитова) // Социалистик Татарстан. — 1965. — 26 декабря.
  187. Р., Насыров Т. Леничы-революционер М. Вахитовнын тууына 80 ел тулу унаена (Революционер-ленинец. К 80-летию со дня рождения М. Вахитова) // Социалистик Татарстан. 1965 .- 21 августа.
  188. Р. Ялкын революционер (Пламенный революционер) // Совет мэктэбе. 1975. — № 8. — С. 11−13.
  189. Р.И. Вахитовнын бер хаты турында (Об одном письме Вахитова) // Совет эдэбияты. 1958, № 12. — С.114−115.
  190. Р.И. Мулланур Вахитов мэкалэлэре (Статьи Мулланура Вахитова) // Совет Татарстаны, 1957. — 22 декабря.
  191. Р. Шэрыкнын боек революционеры Мулланур утерелуенэ 6 ел тулды (Исполнилось 6 лет со дня убийства Великого революционера Востока Мулланура) // Кызыл Татарстан. — 1924. — 19 августа.
  192. Д.К., Шарапов Я. Ш. Ватаныбыз Татарстан: ин борынгы чор XX гасыр ахыры. (Отечество Татарстан: с древнейших времен до конца ХХвека). — Казань, 2001.
  193. Тагиров 3. Яшлектэ туган дуслык (Дружба, рожденная в молодости) // Социалистик Татарстан. — 1967. — 12 августа.
  194. Р. Мулланур каЬарман. (Мулланур Вахитов турында) // Татарстан яшлэре.- 1963. 17 августа. т184
  195. Р.Г. Татарстан тарихы буенча чит илдэ чыккан бер китап турында. (Об одной зарубежной книге об истории Татарстана) // Казан утлары. -1969. -№ 7. С. 148−150.
  196. Beraiigsen A. Marxism or Pan Islamism and Tatar National Communists at the beginning of the Civil War, July 1918 // Central Asian Survey.- vol. 6.-№ 2.- pp. 55−66.
  197. Bennigsen A., Lemirsier-Queelquejay. Ch. La presse et le mouvement national ches les Musulmans de Russia avant 1920.- Paris, 1964.
  198. Beraiigsen A., Lemirsier-Queelquejay. Ch. Les movements nationaux chez leg Musulmans de Russie: Le «Sultangalievisme» au Tatarstan.- Paris, I960.- 271p.
  199. Bennigsen A., Lemirsier-Queelquejay. Ch. Sultan-Galiev: La pere de la revolution tiers- mondiste.- Paris, 1986.- 307p.
  200. Bennigson A. Wimbush S.E. Muslims of the Soviet Empire.- London- Bloomington, 1986.-294p.
  201. Bennigson A. Wimbush S.E. Mystics and Commissars: Sufism in the Soviet Union.- London- Los Angeles, 1986.- 194p.
  202. Daily E. Besmachis and Bolshevics: the Defining of Nationality in Soviet Central Azia.- Princton, 1986.
  203. Pipers R. The formtion of the Soviet Union. Coumunism and Nationalism. 1917- 1923. Reviset Edition .- New York, 1968. t1. V. Диссертации.
  204. В.П. Октябрьская революция: социокультурное измерение. -Дис. д-ра истор. наук. М., 1998.
  205. Н.Н. Власть и общественные организации Поволжья в 1917 году. Дис. д-ра истор. наук. Самара, 1999.- 462 с.
  206. .Ю. Местные организации партий социалистической ориентации Среднего Поволжья в 1917 году: Проблема взаимоотношений. Дис. канд. истор. наук. Казань, 1995, — 192 с.
  207. Р.И. История формирования и развития Татарской передовой общественно-политической мысли на третьем этапе освободительного движения России (!895−1917гг.). Дис. д-ра истор. наук. Казань, 1963. -825 с.
  208. Т.В. Региональное лидерство и политическая культура (на материалах Казанской губернии). Февраль 1917-июль 1918 г. Дис. канд. истор. наук. Казань, 2000. — 192 с.
  209. А.Ю. Татарское общественное движение в российском сообществе (конец XVIII начало XX веков) — Дис. д-ра истор. наук. -Казань, 2002. — 506 с.
  210. А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX века. Дис. канд. истор. наук. Казань, 1996. — 228 с.
  211. КПСС Коммунистическая партия Советского Союза.
  212. КУВШ Коллегия по осуществлению Урало-Волжского штата.
  213. КМК Казанский мусульманский комитет.
  214. МСК Мусульманский социалистический комитет.
  215. НАРТ Национальный архив Республики Татарстан.
  216. РКП (б) Российская коммунистическая партия (большевиков).
  217. СНК -Совет народных комиссаров.
  218. ТБСР Татаро-Башкирская Советская Республика.
  219. ЦГАИПДРТ Центральный государственный архив историко-партийной документации Республики Татарстан.10.ЦК Центральный комитет.11 .ЦМК Центральный мусульманский комиссариат. 12. ЦМВК — Центральная мусульманская военная коллегия.
Заполнить форму текущей работой