Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Неотомизм. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Верующий не нуждается ни в каком доказательстве бытия бога. Более того, вере противопоказано доказательство. Это признавал Ф. Аквинский: «То, что доказывается, не может быть предметом веры; знание исключает веру». Аналогично высказываются наиболее проницательные католические философы сегодня, такие, как Г. Марсель, не без основания утверждавший: следует отдавать себе отчет в том, что… Читать ещё >

Неотомизм. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Это направление наиболее авторитетное течение современной католической философии, которое базируется на учении Фомы Аквинского. Неотомизм еще в 1879 г. получил статус официальной философской доктрины Ватикана.

Известные представители: Этьен Жильсон, Маритен, Корет, Месснер, Бохеньский, Бруггер, Лотц, Мюллер, Фриз, Пипер, Мерсье, Реймекер, Падовани, Фабро и многие другие.

Центральным для неотомизма является принцип гармонии разума и веры. Представители неотомизма полагают, что защищаемая ими доктрина обладает универсальными возможностями; поднимается над полярностью материализма и идеализма. Защищая религиозное видение универсума, сторонники неотомизма утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство данных веры и разума, нерасторжимую взаимосвязь теологии откровения, рационального богословия и метафизики.

Онтология неотомизма имеет выход в сферу теории ценностей, служит обоснованию гносеологической, антропологической, этической проблематики.

Теоретики неотомизма утверждают, что в основе всего существующего лежит тотальность (всеобщность) чистого божественного бытия. Метафизика неотомизма содержит подробное рассмотрение соотношения Бога и сотворенного бытия. В боге, согласно им, имеет место тождество его сущности и существования.

Опираясь на учение Августина, Фома Аквинский полагал, что в разуме творца присутствуют сущностные образцы — формы вещей. Наследуя этот тезис, приверженцы неотомизма говорят, что Бог, созидающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту и одновременно строит его — сообразно с определенными сущностными образцами.

С точки зрения неотомистов, истины разума и веры — сестры, но неравной красоты. В возможном их симбиозе наука в любом случае младшая сестра, она должна по мере сил обслуживать старшую религию, а та всячески использовать услуги.

Наука не смеет вступать в противоречие с догматами религии. Все, что противоречит им, должно признаваться ложным. Наука и нерелигиозная философия, другими словами, «могут сказать свое слово, но не им принадлежит последнее слово». Известный неотомист Э. Жильсон эпиграфом одной из своих книг избрал слова Ш. Пеги: «Философия — служанка теологии, это бесспорно… Но пусть служанка не ссорится с госпожой, а госпожа не обижает служанку».

Подобного рода позиция — неизбежное следствие убеждения томистов, в том числе и современных, что разум многое не в силах понять; как бы ни расширялись границы познания, они никогда не отодвинут границ веры, ибо предметом веры является не еще непознанное, а принципиально непознаваемое. Тогда возникает естественный вопрос: а зачем вере разум? Ведь он не способен доказать истин веры. Более того, чем меньше мы понимаем, тем больше нуждаемся в вере.

Католическим философам сегодня представляется опасной вера, игнорирующая разум, но еще более опасно, с их точки зрения, неоправданное возвышение разума, «гордыня духа». Отсюда парадокс, который Жильсон формулирует следующим образом: «Цель философии — доказать бога, но только признав свою беспомощность, она может этого достичь».

Как справедливо заметил еще Г. Гейне, «с того момента, как религия ищет помощи у науки, ее гибель неотвратима. Она пытается защититься и гибнет, погружаясь все глубже в пустое словопрение. Религия… не должна оправдываться… Она должна быть нема».

Верующий не нуждается ни в каком доказательстве бытия бога. Более того, вере противопоказано доказательство. Это признавал Ф. Аквинский: «То, что доказывается, не может быть предметом веры; знание исключает веру». Аналогично высказываются наиболее проницательные католические философы сегодня, такие, как Г. Марсель, не без основания утверждавший: следует отдавать себе отчет в том, что доказательства неэффективны именно тогда, когда они наиболее необходимы.

Материя в философии неотомизма предстает пассивным началом, возможностью, требующей наличия формы.

Еще одной характерной чертой философии неотомизма является провозглашение существования аналогии Бога и его творения: творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степени судить и о нем самом. Принцип аналогии бытия служит опорой традиционных доказательств бытия Бога. Они выдвигают пять доказательств существования бога.

В неотомизме различаются онтологическая и логическая истины. Первая — продукт соответствия вещи интеллектуальному замыслу бога, вторая связана с познавательной деятельностью человека, наделенного свойством субъективности.

Познание неотомистами характеризуется как процесс дематериализации содержания, полученного субъектом при отображении реальности. При этом вступают в действие различные способности души индивида.

И еще один вопрос в неотомизме: антропология, т. е. вопрос о человеке и его сущности. Человек неотомизмом понимается как сложная субстанция, состоящая из двух простых — души и тела. Душа — (формообразующий по отношению к телу принцип) — предстает основой личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность в неотомизме имеет целью и смыслом своего существования созерцание божественного блага.

Стремясь к благу, личность, согласно доктрине неотомизма, обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой